Организационная структура определялась Уставом. Главный организационный принцип партии по Уставу — демократический централизм — означал безусловную обязательность решений высших органов для низших, подчинение меньшинства большинству, а также выборность (часто носила формальный характер) всех руководящих органов снизу доверху.
КПСС строилась по территориально-производственному признаку: первичные партийные организации создавались по месту работы коммунистов и объединялись в районные, городские и т. п. организации. Руководящие органы партийных организаций — общее собрание (для первичных организаций), конференция (для районных, городских, окружных, областных, краевых организаций), съезд (для компартий союзных республик).
Они избирали бюро или комитет, которые руководили всей текущей работой партийной организации. Высшим органом партии являлся съезд партии (в 1917-27 созывался ежегодно, в 1927-52 — с разной периодичностью, в 1953-90 — 1 раз в 4-5 лет, кроме внеочередного 21-го съезда).
XXII съезд КПСС 1961 года. Новая программа КПСС
Он избирал ЦК партии, Контрольную комиссию (1920-21; Центральная контрольная комиссия в 1921-34 и в 1990-91; Комиссия партийного контроля в 1934-52; Комитет партийного контроля в 1952-90). ЦК руководил деятельностью партии между съездами, избирал из своего состава Политбюро (Бюро в ноябре/декабре 1917 — марте 1919, Президиум ЦК в 1952-66), Секретариат (1919-91), Оргбюро (1919-1952) и генерального (1922-34 и 1966-1991), или 1-го (1953-66), секретаря; с 10.2.1934 по 7.9.1953 все секретари ЦК номинально были равноправны. Членство в партии фиксировалось выдачей партийного билета. Члены партии платили партийные взносы в соответствии с прогрессивной подоходной шкалой, фиксировавшиеся в партийном билете.
При вступлении в партию преимущество было у промышленных и сельскохозяйственных рабочих, красноармейцев из рабочих и беднейшего крестьянства, а также инженерно-технических работников, занятых непосредственно на производстве. В 1939, на 18-м съезде ВКП(б), для всех вступавших в партию установлены единые условия, однако социальные квоты продолжали соблюдаться. Численный состав партии: 12 — около 24 тысяч человек (март 1917), 240 тысяч (август 1917), 19488 тысяч (январь 1989), 14 696 тысяч человек (24.8.1991). Социальный состав партии (в среднем за все годы): рабочие — 43,2%, крестьяне — 11,8%, служащие — 45,0%.
Разработанная В. И. Лениным и его сторонниками Программа РСДРП (принята в 1903) ставила в качестве ближайшей цели партии свержение самодержавия и замену его демократической республикой, а в качестве конечной цели — уничтожение капитализма и установление диктатуры пролетариата для построения социалистического общества. Вскоре после Февральской революции 1917 и возвращения 3(16).4.1917 в Петроград из Швейцарии В. И. Ленина, сумевшего в короткий срок объединить большую часть радикально настроенных социал-демократов на платформе своих тезисов «О задачах пролетариата в данной революции» (так называемые Апрельские тезисы), произошло оформление фракции большевиков РСДРП в самостоятельную партию.
СОЗДАНИЕ И РАЗВАЛ СССР [ИСТОРИЯ НА ПАЛЬЦАХ]
Своеобразие политической ситуации в России Ленин видел в переходе от 1-го этапа революции (имелась в виду Февральская революция 1917), «давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата», ко 2-му её этапу, который должен передать власть «в руки пролетариата и беднейшего крестьянства». Апрельская Всероссийская конференция большевиков [24-29.4(7-12.5).1917] большинством голосов утвердила ленинские тезисы в качестве партийной стратегии и тактики. Декларируемые партией намерения передать помещичью землю крестьянам, а власть — Советам (которые пользовались большой поддержкой у населения) и лозунги прекращения 1-й мировой войны, предоставления нациям права на самоопределение, введения рабочего контроля за производством и распределением продуктов отвечали потребностям текущего момента. Их умелая и интенсивная пропаганда (в том числе в армии), воля к победе и политическое искусство Ленина, энергичные действия по подготовке вооружённого восстания обеспечили её приход к власти в ходе Октябрьской революции 1917. В Гражданскую войну 1917-22 партии удалось сохранить власть в своих руках благодаря поддержке со стороны рабочих и крестьян, отчасти — «красному террору» и репрессиям Всероссийской чрезвычайной комиссии, разгону Учредительного собрания, подавлению левых эсеров восстания 1918, в результате которого большевики окончательно стали единственной правящей партией (в ноябре — декабре 1917 — июле 1918 в состав СНК входили левые эсеры).
Новая программа, принятая на 8-м съезде (1919), содержала идеологического осмысление Октябрьской революции как социалистической, происшедшей в результате закономерных социально-экономических процессов, а приход к власти РСДРП(б) — как победу пролетариата и установление его диктатуры при поддержке беднейшего крестьянства и полупролетариата. В этой программе намечались конкретные задачи построения в России 1-й фазы коммунистического общества — социализма: «фактическое» предоставление прав и свобод «прежде всего и больше всего именно тем классам населения, которые были угнетены капитализмом», неуклонное подавление сопротивления «эксплуататорских классов», уничтожение частной собственности, ликвидация социального неравенства и классов, уничтожение всех национальных привилегий, замена товарно-денежных отношений прямым продуктообменом, организация планового развития народного хозяйства, обеспечение «безболезненного» перехода мелкой и кустарной промышленности к крупной машинной индустрии, «всемерное» развитие производительных сил и науки. Уверенность в возможности осуществления грандиозного социального эксперимента в России основывалась на закреплённой в программе партии оценке революций в самой России, Германии, Австро-Венгрии и революционного движения в других странах как начала эры всемирной пролетарской революции. Руководители и идеологи партии рассчитывали на то, что пролетариат индустриально развитых стран окажет поддержку российскому пролетариату.
В период проведения партией политики «военного коммунизма» часть целей, поставленных в её программе, была достигнута. Однако в стране сохранялась полная дезорганизация народного хозяйства, в 1921-22 возник голод.
Всё это, а также продразвёрстка, безработица вызвали опасное для партии растущее недовольство пролетариата и крестьянства (Кронштадтское восстание 1921, Тамбовское восстание 1920-21 и другие антибольшевистские выступления) и противоречия в самой партии, проявившиеся в ходе дискуссии о профсоюзах. Эти причины вынудили партию тактически отказаться от ряда основополагающих принципов (в программные документы изменений внесено не было) и перейти в 1921 году к новой экономической политике (НЭП).
Частичная реставрация частной собственности и рыночных отношений изменила наиболее существенные для партии социальные акценты — крестьянин стал собственником выращенного им урожая и в условиях возобновления товарно-денежных отношений, зависимости города, пролетариата и армии от поставок хлеба получил возможность серьёзно воздействовать на политическую жизнь. Одновременно партия приняла меры по укреплению единства своих рядов. В резолюции 10-го съезда РКП(б) «О единстве партии» запрещалась фракционность, распускались все образовавшиеся в ходе дискуссии о профсоюзах группы. Также были приняты меры, направленные на прекращение политической деятельности других партий [в декабре 1921 года была запрещена деятельность меньшевистской партии, в июне — августе 1922 организован процесс по делу ЦК партии социалистов-революционеров, 12-й Всероссийской конференцией РКП(б) принята резолюция «Об антисоветских партиях и течениях», ставившая задачу окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы]. Широко практиковалась дискриминация выходцев из непролетарских слоёв (бывших дворян, промышленников, торговцев, духовенства и др.) на выборах в органы власти, при занятии должностей в государственном аппарате, поступлении в вузы и т. д.
К середине 1920-х годов для руководителей партии стала очевидной бесперспективность расчётов на мировую пролетарскую революцию, и 14-я конференция РКП(б) (1925) постановила, что построение социализма возможно и в одной стране при обеспечении защиты от реставрации капитализма внутри страны. Это предполагало концентрацию власти и ресурсов в одних руках.
Во 2-й половине 1920-х годов партия перешла к постепенному свёртыванию НЭПа. И. В. Сталин, политически дискредитировав и устранив от власти в партии всех ближайших сподвижников Ленина и своих оппонентов, установил режим личной власти.
Под его руководством партия ценой колоссального напряжения сил всего общества, повлёкшего за собой огромные человеческие жертвы, используя террор и массовые репрессии, провела социалистическую индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, полностью воплотив в жизнь все принципы партийной программы и кардинально изменив социальную структуру общества, в котором серьёзное место заняли городские слои населения. 17-й съезд ВКП(б) (1934), названный «съездом победителей», констатировал, что социалистическая система стала господствующей.
Этот вывод был закреплён в новой Конституции СССР (1936), впервые предоставившей политические права всему населению страны. Однако Конституция не смогла реально обеспечить их соблюдение. В период «большого террора» [осуществлялся на основе решений Политбюро ЦК ВКП(б) в 1937-38] вслед за большинством «старой» ленинской гвардии физическому уничтожению подверглись сотни тысяч советских граждан из всех социальных слоёв, около 2 миллионов человек находились в лагерях ГУЛАГа. Новая административно-управленческая партийная номенклатура заняла особое привилегированное место в партии и в обществе.
Важным инструментом поддержания и укрепления власти партии являлась система пропаганды и жёсткого идеологического контроля над СМИ, литературой, искусством, научными и учебными учреждениями. Особенностями партийной идеологии стали непримиримость к любому инакомыслию, внешняя простота и схематизм изложения доктрины, доступность для массового восприятия, что способствовало превращению её в предмет веры.
В условиях информационной изоляции от внешнего мира и благодаря широкой пропаганде реальных успехов, преувеличению достижений и сокрытию провалов в политике партии в массовом сознании формировалось убеждение в безусловном превосходстве социалистической системы над капиталистической. Проводившиеся в стране массовые репрессии преподносились как борьба с «врагами народа» и подкрепляли сталинский тезис об обострении классовой борьбы по мере укрепления социализма.
Другим инструментом поддержания власти партии до начала 1950-х годов оставалась система репрессивно-политического контроля в лице Объединённого государственного политического управления (ОГПУ), НКВД, МГБ, МВД, которые осуществляли также контроль над самой партией в интересах её руководителей. В то же время сформировалась система привилегий, которая охватывала не только партийную номенклатуру, но и известных учёных, деятелей культуры, передовиков производства в промышленности и сельском хозяйстве. Повышался социальный статус трудящегося человека. Наступившая в конце 1930-х годов социальная стабильность способствовала росту авторитета ВКП(б) в широких слоях населения.
В Великую Отечественную войну партия играла важную мобилизующую и организаторскую роль на фронте и в тылу. 60% всех членов партии сражались на фронтах, из них 3 миллиона человек погибли, среди командиров армии и флота 80% были коммунистами или комсомольцами; среди воинов, удостоенных звания Героя Советского Союза, 65% составляли коммунисты. В условиях угрозы войны и на время войны партия отказалась от ряда доктринальных установок (упор делался не на пролетарский интернационализм, а на советский патриотизм), смягчила политику в отношении РПЦ, инспирировала общественный интерес к отечественной истории, выходящий за рамки истории освободительного движения и классовой борьбы. Новые советские ордена учреждались в честь А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Александра Невского (князя Александра Ярославича), Богдана Хмельницкого, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова. Гимн СССР (утверждён в декабре 1943) содержал слова о «Великой Руси», которая сплотила навеки «Союз нерушимый республик свободных».
После смерти И. В. Сталина (1953) КПСС осуществила демонтаж репрессивного механизма, были пересмотрены и прекращены «врачей дело», «ленинградское дело» и другие политические «дела», сфабрикованные в послевоенный период, некоторые «дела» 1937-38, упразднены репрессивные внесудебные органы, в том числе Особое совещание при МВД СССР, под контроль СМ СССР и партийных органов поставлен выделенный из МВД СССР Комитет государственной безопасности СССР, освобождены и реабилитированы многие политические заключённые. На закрытом заседании в ходе 20-го съезда КПСС (1956) Н. С. Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором признавалось, что культ личности Сталина превратился «на определённом этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжёлых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности». Признание «ошибок», которые трактовались как «отступление от ленинских норм и принципов партийной жизни», способствовало демократизации партии. В то же время оно положило начало девальвации коммунистического идеала (особенно в восточно-европейских социалистических странах) и разобщению внутри коммунистического движения.
Новая программа партии была принята в 1961 году на 22-м съезде КПСС. В ней говорилось о том, что после 2-й мировой войны в мире произошли глобальные изменения, выразившиеся в «образовании мировой социалистической системы», в «углублении кризиса мировой капиталистической системы».
Это, в соответствии с партийной доктриной, создавало гарантию от реставрации капитализма извне и открывало путь к непосредственному построению бесклассового коммунистического общества. Предполагалось, что уже к 1980 году «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Построение коммунизма связывалось с решением таких задач, как создание его материально-технической базы, достижение более высокого, по сравнению с США, производства товаров на душу населения, развитие коммунистических общественных отношений и «воспитание нового человека» на основе принципов «морального кодекса строителя коммунизма», не противоречившего общечеловеческим ценностям. В конце 1960-х годов, ввиду очевидной утопичности коммунистического проекта, идеологами партии введено понятие «развитой социализм», означавшее новый длительный этап в развитии социалистической фазы и дававшее неопределённо долгую отсрочку для вступления в коммунистическую фазу. Построение в СССР развитого социализма провозгласил генеральный секретарь Л. И. Брежнев на 24-м съезде КПСС (1971), этот вывод был закреплён в Конституции 1977 (содержала также характеристику этого этапа как закономерного на пути к коммунизму).
В 1970-е — начало 1980-х годов в КПСС отчётливо выявились: всё большее расхождение между провозглашёнными целями и достигнутыми результатами; догматизация коммунистической идеологии; низкая эффективность партийного руководства государством, бюрократизация процесса выработки и принятия решений, неспособность руководящего ядра партии адекватно и быстро реагировать на глобальные изменения в мировой экономике; рост коррупции в партийном и государственном аппарате. Преследовалось правозащитное движение (смотри Диссиденты).
Последний генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв в ходе перестройки предпринял попытку обновить идеологическую основу партии, реформировать КПСС и превратить её в механизм реализации насущных реформ. Последний, 28-й съезд КПСС (1990) принял программное заявление «К гуманному, демократическому социализму» как основу для выработки новой программы партии, само название заявления означало сближение с идеологическими установками социал-демократических партий.
КПСС заявляла об отказе от упрощённого классового подхода, от непримиримости к иным взглядам, тотального огосударствления общественной жизни и игнорирования товарно-денежных отношений. Глубинные истоки кризисного состояния советского общества связывались в заявлении с деформациями идей социализма в прошлом.
Курс реформ вызвал огромные ожидания в обществе, однако они не оправдались из-за отсутствия единства в партии, а у её руководства — чёткого представления о механизме и способах преобразований, а также усиливавшейся критики всего опыта социалистического строительства в СССР со стороны либерально настроенной части интеллигенции. Социально-экономический и идейно-политический кризис продолжал углубляться.
Авторитет партии в обществе резко упал, это, наряду с собственными интересами национальных партийных элит, привело к крушению советской государственности. После Августовского кризиса 1991 М. С. Горбачёв объявил (24 августа) об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин 6.11.1991 подписал Указ о прекращении деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР (создана в 1990) на территории республики и роспуске их организационных структур (Конституционным судом Российской Федерации в ноябре 1992 признан незаконным). Правопреемницей КПСС на территории Российской Федерации является образованная в марте 1993 года по решению 2-го, Чрезвычайного съезда коммунистов России (13-14.2.1993) Коммунистическая партия Российской Федерации.
КПСС оказывала финансовую и организационную помощь более чем 300 партиям и различным организациям в других странах через Коммунистический интернационал, Красный интернационал профсоюзов, Международную организацию помощи борцам революции, Коммунистический интернационал молодёжи и др. Центральные печатные органы КПСС — газета «Правда» (с 1912), журнал «Большевик» (с 1924, с 1952 — «Коммунист»), КПСС выпускала 6766 газет на 25 языках народов СССР в принадлежавших ей 136 издательствах. Имела также Центральный партийный архив (с 1999 Российской государственный архив социально-политической истории).
Руководители партии: В. И. Ленин (Ульянов) — член ЦК (1917-24), член Политбюро ЦК РСДРП(б) — РКП(б) (октябрь 1917; 25.3.1919 — 21.1.1924), в этот период пост высшего руководителя партии не устанавливался; И. В. Сталин (Джугашвили) — генеральный секретарь ЦК РКП(б) — ВКП(б) (3.4.1922 — 10.2.1934), секретарь ЦК ВКП(б) (10.2.1934-5.3.1953); Н. С. Хрущёв — секретарь ЦК ВКП(б) — КПСС (16.12.1949 — 7.9.1953), 1-йсекретарь ЦК КПСС (7.9.1953 — 14.10.1964); Л. И. Брежнев — 1-й секретарь (с 14.10.1964), генеральный секретарь (8.4.1966 — 10.11.1982) ЦК КПСС; Ю. В. Андропов — генеральный секретарь ЦК КПСС (12.11.1982 — 9.2.1984); К. У. Черненко — генеральный секретарь ЦК КПСС (13.2.1984 — 10.3.1985); М. С. Горбачёв — генеральный секретарь ЦК КПСС (11.3.1985 — 24.8.1991).
Источн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1983-1989. Т. 1-15; Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. М., 2004-2006. Т. 1-3; В Политбюро ЦК КПСС.
2-еизд. М., 2008.
Лит.: История ВКП(б) / Под редакцией Ем. Ярославского. М.; Л., 1926-1930. Т. 1-4; История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. [М.], 1938; История КПСС. М., 1965-1980.
Т. 1-5.
Т. А. Луковцева, А. И. Степанов, А. И. Уткин.
Источник: knowledge.su
В каком году было принятие программы кпсс
- Аналитика
- Декларация
- Стартовая
- Источники
- Точка зрения
Руководители государства
Исполнительная власть
Законодательная власть
Военные действия
Органы безопасности
Общая информация о ВС
Национальные Герои
Государственные награды
Искусство
Хрущев Никита Сергеевич
Генеральный секретарь ЦК КПСС
Годы правления:
сентябрь 1953 года — 14 октября 1964 года
Правители Государства Российского
- Основные события
- Биография
- Итоги правления
- Документы
- Личная переписка
Основные события
в период правления Генерального секретаря ЦК КПСС Хрущев Никита Сергеевич
Фото Хрущева Никитаы Сергеевича
Поделиться
Если Вас заинтересовал материа и Вы находите нужным ознакомить с ним друзей
Оцифровка и распознавание: Игорь Примаков
Адаптация и корректура: Наталья Старичкова
Документ опубликован на сайте: октябрь 2005 года
Redesign http://www.historyru.com/docs/rulers/hruschov/hruschov-developments.html» target=»_blank»]www.historyru.com[/mask_link]
30 лет назад 23 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС официально был взят курс на perestroiku .
1. Перестройка — период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.
Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева — профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС.
2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.
«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале — марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу — только за 15 лет (1986 — 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху — всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».
Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 — 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин — «перестройка».
Перестройка длилась 6 лет (1985 — 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:
— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;
— 1988 — 1990 гг. — реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;
— 1990 — 1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.
3. Перестройка на начальном этапе (1985 — 1988) выражалась в:
— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);
— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей — например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);
— проведении политики гласности — открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;
— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.
К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:
— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);
— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;
— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.
В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:
— частое расхождение слова и дела;
— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;
— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить восприятие народом тех или иных шагов;
— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;
— непоследовательность в проведении реформ;
— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;
— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.
Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. — краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:
— «дело Ельцина» — смещение с должности и травля в 1987 — 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;
— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;
— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);
— падение авторитета КПСС в целом;
— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;
— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);
— иные негативные явления.
4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:
— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть — советами;
— превращении советов из номинальных органов — в реальные органы власти на всех уровнях;
— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа — Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);
— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.
XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:
— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дискуссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;
— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;
— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.
Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:
— состоял из 2250 депутатов;
— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;
— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;
— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;
— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наделенных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях — больше), заранее согласованных с партийными органами;
— имел двухступенчатую структуру — из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.
Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. / съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:
— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;
— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);
— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину — будущему Президенту России;
— съезд открыл для советского народа новую /ыеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;
— впервые в истории СССР была сформирована оппозиция, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально — «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели — А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).
Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР — зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.
Источник: arheolog68.livejournal.com