В каком году была разработана программа истоки

Эта книга — не художественный роман, но и не сухой учебник истории. Автор приглашает вас окунуться в неповторимую атмосферу XVII века, взглянуть, как и чем жили наши предки. И разворачивает перед читателем яркую и образную картину царствования

Эта книга — не художественный роман, но и не сухой учебник истории. Автор приглашает вас окунуться в неповторимую атмосферу XVII века, взглянуть, как и чем жили наши предки. И…

ISBN: 5-699-07644-1
Год издания: 2004
Издательство: Эксмо, Алгоритм
Серия: Истоки
Язык: Русский

Издание содержит материалы по истории Иерусалима известных авторов конца XIX века. Иерусалим до Рождества Христова, завоевание его римлянами, разорение персами, завоевание арабами, крестоносцами, взятие Иерусалима Саладином, нашествие

Дионис Каптарь. Масонство: Истоки, Влияние и Связь.

Издание содержит материалы по истории Иерусалима известных авторов конца XIX века. Иерусалим до Рождества Христова, завоевание его римлянами, разорение персами, завоевание…

ISBN: 5-699-10914-5
Год издания: 2005
Издательство: Эксмо, Алгоритм
Серия: Истоки
Язык: Русский

К IX в. на территории Восточной Европы сформировалась славянская общность, состоящая из ряда племен. Откуда они пришли и какими путями двигались, как возникали названия городов и населенных пунктов, рек, озер, как позднее осваивали Сибирь, — обо всем этом мы узнаем с помощью редкой и нетрадиционной исторической дисциплины — топонимики.

Восточное направление оказалось не единственным путем расселения славянских народов. Через Данию они глубоко вторглись на Скандинавский полуостров, дойдя почти до Мурманска, расселились по Альпам и выдвинули свои авангарды на юг Франции. По северному побережью Западной Европы проходил их путь на полуостров Бретань, в Испанию и даже Африку.

К IX в. на территории Восточной Европы сформировалась славянская общность, состоящая из ряда племен. Откуда они пришли и какими путями двигались, как возникали названия городов и…

ISBN: 978-5-9949-0566-1
Год издания: 2012
Издательство: Сфера
Серия: Истоки
Язык: Русский

Пособие является составной частью методического комплекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки». В нем представлен вариант планирования образовательного процесса в средней возрастной группе детского сада, построенный на комплексно-тематическом принципе и принципе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ.

Первая мировая война за 10 минут


В пособии раскрывается общая направленность педагогической работы воспитателя на каждую неделю учебного года в рамках определенной темы и представлены задачи развития детей по всем десяти образовательным областям. Содержание выстроено в логике детского восприятия и реализуется как в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми, так и в текущих режимных моментах.

Адресовано педагогам, работающим с детьми средней возрастной группы в дошкольных образовательных учреждениях разных видов по программе «Истоки».

Пособие является составной частью методического комплекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки». В нем представлен вариант планирования…

ISBN: 9785994904831
Год издания: 2012
Издательство: Сфера
Серия: Истоки
Язык: Русский

Данное пособие — составная часть методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». В нем представлен вариант…

ISBN: 978-5-9949-0669-9
Год издания: 2013
Издательство: Сфера
Серия: Истоки
Язык: Русский

Пособие посвящено познавательному развитию детей третьего года жизни. Предна-значено для воспитателей групп раннего возраста и разработано в соответствии с ФГТ и Программой «Истоки». Раскрывает вопросы познавательно-речевого развития в рамках образовательной области «Познание»: в наблюдениях социальной жизни, за природой, а также в ознакомлении с окружающим в играх-занятиях; предметной деятельности и сенсорном воспитании; познавательно-исследовательской активности с элементами экспериментирования и др. В пособии используются принципы интеграции и комплексно-тематического подхода к построению образовательной работы с детьми. Показаны программные задачи познавательного развития от простого к сложному, дано их распределение по неделям и месяцам; связь образовательного материала с сезонными изменениями в природе и жизни людей; широко представлены фольклор и художественная литература, обогащающие восприятие окружающего.
В приложении приведены интегральные показатели познавательного развития ребенка 3 лет.
Предназначено воспитателям, заведующим, психологам, логопедам групп раннего возраста ДОУ, а также преподавателям и студентам.
Представляет интерес для вариативных дошкольных образовательных подразделений ДОУ (ЦИПР — центр игровой поддержки ребенка; ГКП — группа кратковременного пребывания, КП — консультативные пункты, ЦППР — центр психолого-педагогической помощи родителям и др.).

Пособие посвящено познавательному развитию детей третьего года жизни. Предна-значено для воспитателей групп раннего возраста и разработано в соответствии с ФГТ и Программой…

Источник: www.livelib.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Илюшкина Ольга

Программа разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Читайте также:
Как собрать программу на Андроид

Картинками

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

Заместитель директора по ВВВР

Директор МБОУ СОШ №10

от ____ ____________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Направление внеурочной деятельности — духовно-нравственное

Возраст обучающихся – 3 А, Б, В, Г, Д

Срок реализации программы — 2021-2022 учебный год

Количество часов учебного курса — 17

Количество часов в неделю – 1

Педагог, реализующий программу — Илюшкина Ольга Александровна

Программа разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.

В рамках ФГОС была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции ставится стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС и программы «Социокультурные истоки» практически совпадают.

1. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На воспитание именного такого гражданина России ориентирована программа «Социокультурные истоки», нацеленная на создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается прежде всего, как служение Отечеству в широком смысле слова).

2. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в ФГОС определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования должно осуществляться в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры русского народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии – Православия, России как самобытной страны.

По Концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики. Более высокой ступенью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

И, наконец, ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

3. ФГОС предъявляет к программам духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываем и реализуемым общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, определенные требования. Эти программы должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурнорегиональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. В программе «Социокультурные истоки» сердцевину ее содержания составляют универсалии культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти универсалии представлены на различных уровнях, практически соответствующих ступеням духовно-нравственного развития личности, определяемым ФГОС.

4. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены следующие базовые национальные ценности:

— труд и творчество;

— традиционные российские религии;

— искусство и литература;

Все эти базовые ценности во всей полноте раскрывают в содержании программы «Социокультурные истоки».

Актуальность. Содержание авторской программы «Истоки», на основе которой составлена программа ВД «Социокультурные истоки», разработано доктором исторических наук профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

Читайте также:
Программа Андроид которая закрывает приложения

Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Это позволяет сформировать у детей представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий школьниками может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления в средней школе и формирования системы ценностей, стимулирующих мотивацию самосовершенствования к самоутверждению.

Практическая значимость заключается в том, что курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» призван дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно – нравственные ценности ребенка. Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.

Содержательной целью курса «Социокультурные истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

· дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного воспри­ятия внутреннего мира человека;

· посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учите­лем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;

· продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультур­ного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.

Развивающие:

· развивать коммуникативные умения и навыки: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,

· развивать информационные умения и навыки: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями

Воспитательные:

· воспитывать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, род­ным, соотечественникам, Родине и чувство взаимного признания другого мира (ве­ры, культуры, нации)

Ключевые понятия. Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом, преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).

В целом, ценностно-категориальный ряд Истоков в начальной школе может быть представлен следующим образом:

Истоки 1 Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»

Истоки 2 Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

Истоки 3 Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

Истоки 4 Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.

Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания. Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий истоков уделяется категории-ценности Книга. В контексте Истоков Книга воспринимается как живое существо. Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Читайте также:
Установить программу дискорд на русском языке на компьютер

Таким образом, в системе Истоков категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.

На проведение занятий программой предусмотрено следующее количество часов

внеаудиторных (практических) занятий

Источник: znanio.ru

Программа «Истоки» — как диалог традиций и современности

В сохранении устойчивости цивилизации ключевую роль играют традиционные духовно-нравственные ценности. Каким образом представить их в таком важнейшем институте социализации детей и молодежи как школа? Как сделать это доступно и увлекательно? Могут ли традиционные ценности стать жизненным ориентиром для современного подростка? Попытка решения этих сложнейших вопросов предпринимается с конца 90-х годов (сначала в Вологодской области, а затем и в других регионах России — их ныне более сорока) в рамках образовательной программы «Истоки».

«Истоки» является действующей образовательной российской программой, цель которой заключается в том, чтобы в современном школьном образовании открыть неиспользованные ресурсы во имя сохранения культурного и духовного наследия Отечества, для укрепления культурной преемственности поколений. Автор учебников относится к той части педагогического сообщества, которая хотела бы видеть духовно-нравственное направление в качестве приоритетного в российском школьном образовании.

«Истоки» стали не просто школьным предметом — они имеют положительный многолетний опыт объединения вокруг школы различных общественных и государственных структур: учреждений дополнительного образования, творческих союзов, муниципальных органов власти и управления, молодежных, ветеранских и религиозных организаций. Важно и то, что в ходе освоения курса духовно-нравственные ценности развиваются не только у учащихся, но и у преподавателей, а также родителей, которые находятся в совместном процессе духовного созидания, поскольку «Истоки» предлагают системный вариант жизненно-ценностного развития не только детей, но и взрослых участников образовательного процесса.

Создан учебно-методический комплекс «Истоки», включающий в себя концепцию, программное обеспечение, а главное — учебные пособия со второго по девятый класс, которые сопровождаются методическими разработками и педагогическими технологиями. Можно утверждать, что на примере «Истоков» в российском образовании имеется опыт создания сквозного учебного курса духовно-нравственного и гражданско-патриотического звучания и в то же время открытого другим культурам, нацеленного на воспитание толерантности и готовности к сотрудничеству в современном полиэтническим и поликультурном социуме. Воспитывать учащихся как достойных носителей своей культуры, знающих и понимающих ее идеалы и ценности, а также уважающих аналогичные идеалы ценности других культур — вот главная идея программы.

Сердцевину содержания «Истоков» составили универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Особо отметим, что представление универсалий культуры для детей и подростков — чрезвычайно сложная проблема, как с содержательной, так и с методической стороны. Мы ее решаем следующим образом.

Все универсалии условно объединяем в несколько групп. В первую очередь значительную часть курса «Истоки» составляют универсалии духовного мира. Их не так уж и много, этих вечных духовных ценностей, но они крайне важны: Бог, дух, душа, вера, истина, заповеди, святость, грех, любовь и др. Эта группа универсалий призвана убедить растущего человека, что именно эти ценности необходимы для формирования жизненных установок — даже, если сама окружающая культура далека от духовности.

Вторая группа — универсалии нравственности и красоты. Нам важно показать, что есть красота не только внешняя, а еще и красота внутренняя, теплая, к которой и тянется человек. Такая красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в раскаянии и сострадании и др. Размышления об этих ценностях помогут детям принять в свое сердце негромкую красоту нравственности как большую жизненную радость.

Третья группа — универсалии деятельности. Дети размышляют о таких великих человеческих ценностях, как труд, служение, творчество, мастерство, талант, вдохновение, озарение и т. п. Начинают осознавать, что скрытый духовно-нравственный потенциал любой деятельности, в конечном счете, определяется тем, что мы именуем трудом праведным, служением верным, доброй волей и высотой помыслов. Именно эти универсалии культуры, возможно, обогатят мотивацию выбора будущей деятельности нынешних учеников и внесут в нее высокий смысл.

Четвертая группа — это универсалии социума, которые всегда помогали консолидации общества: семья, род, артель, община, праведный суд, праведная власть, отеческая забота и др. Это то, к чему всегда тянулось российское сообщество. Эти универсалии и сейчас весьма важны для строительства мирного гражданского общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru