Правительство Республики Казахстан поставило перед собой цель улучшить качество жизни населения, достичь баланс между экономическими, экологическими, политическими и социальными сторонами развития страны.
Достижения данной цели будет происходить поэтапно:
- · Подготовительный этап (2007- 2009 годы) — подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.
- · Первый этап (2010 — 2012 годы) — обеспечение вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
- · Второй этап (2013 — 2018 годы) — укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.
- · Третий этап (2019 — 2024 годы) — достижение принятых международных критериев устойчивого развития.
На данный момент Республик Казахстан находится на втором этапе реализации концепции устойчивого развития. [9]
Цели устойчивого развития
Необходимость принятия концепции устойчивого развития в Республике Казахстан
В Казахстане Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 2006 году. Исследования, которые показали необходимость принятия концепции устойчивого развития, остро отразили все экологические, социальные природохозяйственные проблемы, непозволяющие развитию страны иметь устойчивый характер.
Данные проблемы проявлялись в том, что экономический рос происходил за счёт поднятии цен на сырье на мировых рынках и использования больших объемов природных ресурсов. Основой многих социально-экономических проблем Республики Казахстан является дисбаланс, который сложился в течение долгих лет. Дисбаланс- это когда потребляемые страной ресурсы непропорциональны по сравнению с их производством. Дисбаланс производства и потребления говорит, что в Республике Казахстан низкий показатель эффективности использования ресурсов, который в 2006 был равен 31 проценту. На тот момент это было больше чем среднемировой уровень, который был равен 24 процентам, но меньше, чем в более развитых странах: Япония — 36 %, США — 34 %, Германия — 33 %.[10]
Так же имелись огромные потери и деградация природного капитала.а. Прирост валового внутреннего продукта сопровождался высокими эмиссиями в окружающую среду. По оценке, имеющейся на тот момен, повышенному риску и экологической дестабилизации подвергалось около 75 процентов территории Республики Казахстан. Угрозу состоянию природной среды и здоровью человека несут «исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников. Возможными угрозами для стабильного развития Республики Казахстан являются существенная зависимость от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во ВТО, рост внешнего долга, проблемы «теневой» экономики.
КАК ДОБИТЬСЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ? — круглый стол TALAP.Talks.
Так же наблюдался разрыв в экономическом и социальном развитии между регионами Республики Казахстан. Сохранялись проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, недостаточного уровня его правовой, экономической, экологической грамотности. [11]
Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что переход Республики Казахстан к устойчивому развитию был необходим. Так как, если она не перейдет к устойчивому развитию, то экономическое, экологическое и социальное состояние страны придет в упадок. Таким образом, для того, чтобы к 2024 году по уровню качества жизни Республика Казахстан устойчиво находилась в числе наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира, необходимо повысить эффективность использования ресурсов, увеличить продолжительность жизни, обеспечить возрастание индекса экологической устойчивости.
Источник: studwood.net
Научная электронная библиотека
Республика Казахстан в первые годы своего суверенитета провозгласил свою приверженность концепции устойчивого развития, подписав все Декларации Международных конференций по вопросам охраны окружающей среды и развитию, о чем свидетельствует принятие специальных конвенций об экологической безопасности и устойчивого развития и законодательных основ.
Законодательными основами перехода к устойчивому развитию РК являются:
– экосистемный подход при регулировании экологических отношений;
– государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;
– обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;
– неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;
– обязательность возмещения ущерба, нанесенной окружающей среде;
– платность наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и взаимодействии на окружающую среду;
– взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
– стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;
– доступность экологической информации;
– обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;
– гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права;
– выдачи лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;
– организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;
– ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;
– установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;
– управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и производство природных ресурсов;
– организация охраны природных ресурсов.
Природопользованием является использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.
Природопользование подразделяется на общее и специальное. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без представления природных ресурсов в пользование. Специальное природопользование – деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными Кодексом и иными законами РК. К видам природопользования относятся: землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром, пользование растительным миром, эмиссии в окружающую среду, иные виды природопользования, устанавливаемые законами РК. Природопользователями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории РК.
Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007–2024 годы определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.
Основными принципами и приоритетами перехода РК к устойчивому развитию являются:
– вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития;
– создание политического базиса для устойчивого развития;
– межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития;
– экономический прогресс в результате внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов;
– обеспечение конкурентоспособности науки и образования;
– улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества;
– территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.
Приоритеты перехода к устойчивому развитию: внедрение устойчивых моделей производства и потребления, использование новых и экологически чистых, безопасных технологий, энергоэффективность и энергосбережение, региональные проблемы устойчивого развития, повышение уровня социальной безопасности населения, дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития, сохранение исторического и культурного наследия, предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения, борьба с опустыниванием, сохранение биологического разнообразия, снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ, доступ к качественной питьевой воде, разрешение трансграничных экологических проблем, радиационная и биохимическая безопасность и управление отходами.
Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития РК как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в доступной перспективе.
Задачи: повышение показателя эффективности использования ресурсов до 53 процентов, увеличение продолжительности жизни населения, увеличение индекса экологической устойчивости. Определены направления и механизмы и институциональное обеспечение перехода к устойчивому развитию Республики Казахстан.
Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 год) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 год) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 год).
Республикой Казахстан принят ряд мер в направлении достижения устойчивого развития. Казахстан является членом и активным участником Комиссии по устойчивому развитию ООН, процессов «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии», региональной евразийской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития.
Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.
Политическая ситуация в Казахстане демонстрирует всему миру уникальный пример стабильности, межконфессионального согласия, развития демократии и общественных институтов в интересах всех граждан страны. Устойчивое политическое развитие Казахстана может и должно играть важную роль в становлении страны как источника сбалансированных инициатив для мирового сообщества. При этом Казахстан сталкивается в своем развитии со значительными барьерами, которые представляют угрозу для национальной безопасности страны.
Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. «Исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения.
Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, имеет место пока недостаточный уровень его правовой, экономической, экологической грамотности.
Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.
Источник: monographies.ru
2.4 Концепция последовательного перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию
Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию была одобрена указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года.
Для перехода к устойчивому развитию необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.
Переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан проходит на поэтапной основе. Для этого определяются установочные параметры устойчивого развития для каждого этапа, отображенные в таблице 1.
Оценка установочных параметров перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию (2005 — 2024 гг.) [7]
Интегральные измерители
Численность населения, млн. чел.
Средняя продолжительность жизни, лет
Средняя нормированная продолжительность жизни
Продолжение таблицы 1
Превышение средней продолжительности жизни женщин над средней продолжительностью жизни мужчин, лет
Потребление мощности (за предыдущий год), ГВт
Производство мощности (за текущий год), ГВт
Потери мощности, ГВт
Эффективность использования ресурсов, ЭИР
Качество окружающей природной среды
Уровень жизни, КВт/чел.
Качество жизни, КВт/час
Индекс экологической устойчивости, баллы
Подготовительный этап (2007- 2009 годы) — подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.
Первый этап (2010 — 2012 годы) — обеспечение вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Второй этап (2013 — 2018 годы) — укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.
Третий этап (2019 — 2024 годы) — достижение принятых международных критериев устойчивого развития.
Первые два этапа относительно реализованы на территории Республики Казахстан, остальные лишь в перспективе, но для их эффективного осуществления имеются все необходимые условия и предпосылки в стране.
Основными принципами перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан являются:
- вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития;
- создание политического базиса для устойчивого развития;
- межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития;
- экономический прогресс в результате активного внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов;
- обеспечение конкурентоспособности науки и образования; улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества;
- совершенствование деятельности по охране окружающей среды в качестве важнейшей ноосферной функции общества;
- территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.
- внедрение устойчивых моделей производства и потребления;
- использование новых и экологически безопасных технологий;
- развитие устойчивых транспортных систем;
- энергоэффективность и энергосбережение;
- региональные проблемы устойчивого развития;
- повышение уровня социальной безопасности населения;
- борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
- дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития;
- сохранение исторического и культурного наследия;
- предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
- борьба с опустыниванием;
- сохранение биологического разнообразия;
- снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ;
- доступ к качественной питьевой воде; решение трансграничных экологических проблем;
- радиационная и биохимическая безопасность;
- Повышение показателя эффективности использования ресурсов до 37 % к 2012, 43 % к 2018 и 53 % к 2024 году;
- Увеличение средней продолжительности жизни населения до 68 лет к 2012 году, 70 лет к 2018 году, 73 лет к 2024 году при поддержании показателя рождаемости на уровне не ниже 18-22 родившихся на 1000 человек населения;
- Увеличение индекса экологической устойчивости на 10 % к 2012 году, 15 % к 2018 году, 25 % к 2024 году;
- Обеспечение успешной реализации внутренней и внешней политики.
- повышению качества жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира;
- повышению эффективности использования ресурсов в качестве одного из основных механизмов экономического роста;
- увеличению численности населения страны до 18 миллионов жителей к 2024 году, повышению качества трудовых ресурсов;
- улучшению состояния окружающей среды за счет снижения антропогенного давления и решения «исторических» экологических проблем;
- повышению устойчивости развития регионов страны;
- проведению ряда крупных международных форумов по устойчивому развитию в Республике Казахстан.
Источник: studfile.net