В каком году была принята национальная программа по подготовке кадров

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.08.00 Дошкольное образование]

1. Образование / Дошкольное образование]

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.09.00 Среднее образование]

1. Образование / Общее среднее образование]

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.71.00 Среднее специальное, профессиональное образование (лицеи, колледжи)]

1. Образование / Среднее, специальное, профессиональное образование]

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.72.00 Высшее образование (бакалавриат и магистратура)]

1. Образование / Высшее образование]
1. Образование / Бакалавриат]
1. Образование / Магистратура]

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.77.00 Поствузовское образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура, соискательство)]

1. Образование / Послевузовское образование]
1. Образование / Повышение квалификации (переподготовка) кадров]

Стратегическая сессия СППКК «Трансформация системы подготовки кадров и новые пути развития»

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.78.00 Другие виды образования. Дополнительное (внешкольное) образование]

1. Образование / Внешкольное образование]

1. 13.00.00.00 Образование. Наука. культура / 13.01.00.00 Образование / 13.01.02.00 Управление системой образования]

Источник: lex.uz

Закон Республики Узбекистан «Об образованиии» и Национальная программа подготовки кадров.

Закон Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года «Об образовании»
О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «Об образовании» — 29 августа 1997 г.
Широкую возможность овладения достижениями технического прогресса, мировой культуры открывает Национальная программа, но подготовке кадров, принятая на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан в августе 1997 г. Она предусматривает поэтапность осуществления реформ в сфере образования.
Первый этап (1997—2001 гг.) является переходным, в этот период необходимо сохранить потенциал, системы подготовки кадров, создать для его развития правовые, научно—методические, финансово-материальные условия.
На втором этапе (2001— 2005 гг.) необходимо добиться полного осуществления Национальной программы, состоящей из четырех основных компонентов — личность, непрерывное образование, наука и производство.
Третий этап (с 2005 и в последующие годы) предполагает усовершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров.
Перестройка системы образования в Узбекистане нацеливает молодежь на овладение прочными знаниями во имя расцвета страны. Молодежный вопрос всегда был в центре государственной политики. Насколько разумно будет нами выполнена эта задача, зависит достижение таких великих целей как процветание нашей Родины, строительство гражданского общества, экономическое, духовное и культурное развитие, подъем страны до уровня развитых государств.

Мониторинг качества подготовки кадров


Образование в Узбекистане осуществляется в соответствии с Конституцией, законами «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров», Указами Президента Республики Узбекистан, а также Постановлениями Правительства. В соответствии с законодательной базой образование в Узбекистане обеспечивает принцип непрерывности и преемственности. Данный принцип можно рассматривать как целостный, поэтапный и стандартизированный комплекс образования от ученика первого класса общеобразовательной школы до академика. Образование в общем виде можно разделить на три этапа: первый — базовое образование (девять классов школы), второй — среднее образование (10-11 классы школы) или среднее специальное образование (академические лицеи и профессиональные колледжи) и, наконец, третий — высшее образование (обучение в университетах и институтах на получение степени бакалавра и магистра). После получения степени магистра можно продолжить образование (аспирантура, докторантура и адъюнктура) для защиты научных степеней. Основными принципами государственной политики Республики Узбекистан в области образования являются:
• гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;
• непрерывность и преемственность образования;
• обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;
• добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж;
• светский характер системы образования;
• общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;
• единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;
• поощрение образованности и таланта;
• сочетание государственного и общественного управления в системе образования
Каждому гарантируются равные права на получение образования, независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.
Право на образование в Республике Узбекистан обеспечивается:
• развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
• организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства;
• бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным
профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах;
• равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени;
• предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.
• Главная особенность нац программы- непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют:
формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие;
уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей;
прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.
• В Республике Узбекистан в высшем образовании выполнен полный переход на двухуровневую систему:
• Бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат – одно из направлений получения базового высшего образования (обучение длится четыре года)
• Магистратура – высшее специальное образование по конкретной специальности, которое продолжается в течение двух лет на основе степени бакалавра

Читайте также:
2 как запустить программу установки драйверов

Категория: Тесты по истории

Источник: www.test-uz.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ. Программа по подготовке кадров

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 45.9 Kb.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.

Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан ”Об образовании”, разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.

2. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ КОРЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Обретение Республикой Узбекистан государственного суверенитета, выбор собственного пути экономического и социального развития вызвали необходимость реорганизации структуры и содержания подготовки кадров, обусловили принятие ряда мер: введение Закона ”Об образовании” (1992 г.); внедрение новых учебных планов, программ, учебников, разработку современного дидактического обеспечения; осуществление аттестации и аккредитации учебных заведений; создание новых типов образовательных учреждений.

В сфере дошкольного образования развивается сеть надомных детских садов и комплексов ”детский сад — школа”. Создано более 800 групп по обучению детей иностранным языкам, хореографии, изобразительному и музыкальному искусству, основам компьютерной грамотности.

Развивается сеть школ и общеобразовательных учебных заведений нового типа. Функционируют 238 лицеев и 136 гимназий. Реализуются целевые программы ”Соглом авлод учун”, ”Маънавият ва маърифат”, ”Экономическое образование”, ”Сельская школа”, ”Реабилитация детей с отклонениями в развитии” и другие.

В общеобразовательных школах республики работают свыше 435 тысяч учителей, из которых 73 процента имеют высшее образование.

Начата реорганизация профессионально-технического образования с учетом территориальных особенностей формирования рынка труда, в первую очередь в сельской местности. В этой системе ныне функционирует 442 учебных заведения, в том числе — 209 профессиональных школ, 180 профессиональных лицеев и 53 бизнес-школы с общим контингентом учащихся 221 тысяча человек. В учебных заведениях начального профессионального образования в настоящее время работают около 20 тысяч преподавателей и квалифицированных специалистов.

В республике действуют 258 учебных заведений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 197 тысяч человек. В них работает около 16 тыс. преподавателей и инженерно-педагогических работников.

Система высшей школы Узбекистана включает в себя 58 высших учебных заведений, в том числе 16 университетов, 12 из которых созданы за первые два года независимого развития Узбекистана и 42 института с контингентом студентов 164 тысячи человек. В вузах работают 18,5 тысяч преподавателей, из них 52 процента доктора и кандидаты наук. В высшем образовании проводится децентрализация и регионализация подготовки кадров, расширяется сеть учебных заведений, получает развитие университетское образование. Начата подготовка кадров в новых отраслях знаний, осуществляется переход высшей школы на многоуровневую систему.

Внедряются прогрессивные методы оценки уровня знаний абитуриентов и студентов на основе тестирования и рейтингового контроля.

В соответствии с повышенными требованиями к качеству научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре. Создана Высшая аттестационная комиссия. В республике обучается около 4 тысяч аспирантов, из них 69 процентов — в системе высшего образования и 31 процент — в научно-исследовательских институтах. Из общей численности научных и научно-педагогических кадров доктора наук составляют 8 процентов и кандидаты наук — 37 процентов.

Читайте также:
Программа для настройки графики в играх на ПК

В системе повышения квалификации и переподготовки кадров функционируют 23 института, 16 факультетов, 4 центра и 14 курсов повышения квалификации.

Проводится целенаправленная государственная политика по поддержке одаренных детей и учащейся молодежи. Созданы специальные центры и фонды по выявлению талантливых юношей и девушек, оказанию содействия, созданию условий для развития их способностей и талантов, организовано обучение и стажировка способной молодежи в ведущих зарубежных учебных и научных центрах.

Расширяются международные связи в сфере науки и образования.

Тем не менее, проводившиеся преобразования не обеспечили соответствие роста качества подготовки кадров требованиям социально- экономического развития страны.

Недостатки и проблемы

К числу наиболее существенных недостатков действующей системы подготовки кадров следует отнести ее несоответствие требованиям демократических и рыночных преобразований, недостаточную материально- техническую и информационную базу учебного процесса, нехватку высококвалифицированных педагогических кадров, неукомплектованность качественной учебно-методической, научной литературой и дидактическими материалами, отсутствие тесного взаимодействия и взаимовыгодной интеграции между системой образования, наукой и производством.

Система воспитания, образования и подготовки кадров не связана с проводящимися в жизни, в обществе реформами, не соответствует требованиям осуществляемых преобразований.

Остается неудовлетворительным состояние дошкольного образования и воспитания. Охват детей дошкольными учреждениями составляет 25 процентов от общего числа. Существует определенный дисбаланс между уровнем подготовленности детей, пришедших в школу из детских дошкольных учреждений и семьи.

Недемократичность, ущербность обучения, складывающаяся из целого спектра недостатков самого процесса обучения и методик образования в школах и других учебных заведениях приводит к тому, что у учащихся не развивается самостоятельное мышление, отсутствует подготовленность к обдуманному, осознанному принятию решений.

Учащиеся, проучившиеся 9-11 классов, не знают, что делать дальше, у них отсутствует уверенность в себе. Только 10 процентов выпускников средней школы поступают в высшие учебные заведения. Одиннадцатилетнее общее среднее образование, при обязательном девятилетнем, не является научно обоснованным, не обеспечивает должную профессиональную ориентацию и практическую направленность обучения, формирование самостоятельного мышления, навыков трудовой деятельности. Ежегодно около 100 тысяч выпускников базовой школы остаются невостребованными в сфере производства и дальнейшего профессионального образования.

В результате отсутствия преемственности между общеобразовательными и профессиональными программами в существующей системе образования у выпускников базовой и средней школы не формируется необходимая профессиональная ориентация и навыки трудовой деятельности. Юноши и девушки испытывают серьезные затруднения в выборе жизненного пути, соответствующих их способностям, желаниям, творческим и трудовым наклонностям.

Учебный процесс ориентируется на учащихся со средним уровнем знаний, слабо используются механизмы обучения по индивидуальным учебным программам, особенно одаренной молодежи. Учебные программы еще не полностью освободились от идеологической зашоренности, в них не отводится достаточного места наукам, обучающим основам нравственности и духовности, дающим экономические, правовые и эстетические знания.

Переход от профессионально-технических училищ к образовательным учреждениям нового типа носит декларативный характер. В действительности обучение в них осуществляется на устаревшей материально-технической базе и учебно-методическом обеспечении, преподавательскими кадрами, не прошедшими соответствующую переподготовку.

Одноуровневое высшее образование не учитывает в полном объеме потребности рынка труда, структурные изменения в производстве и позитивный международный опыт. Нет достаточной самостоятельности учебных заведений в организации учебно-воспитательного процесса, они плохо приспособлены к изменяющимся условиям рынка профессионального труда.

Не включились должным образом в процесс подготовки кадров учреждения науки, производства и общественные институты. Не определены механизмы разработки и внедрения государственных образовательных стандартов, функций государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, не обеспечивает объективности и оперативности система оценки уровня знаний обучающихся.

Снижается престиж профессионального образования и социальный статус учителей, воспитателей и наставников, научных и научно- педагогических кадров. Отсутствует маркетинг в области образовательных услуг и подготовки кадров, неотработаны схемы многовариантного финансирования системы образования и подготовки кадров.

Существенной проблемой является слабая подготовленность большой части преподавателей, педагогов и воспитателей, их низкий образовательный и профессиональный уровень, ощущается существенная нехватка квалифицированных педагогических кадров. В дошкольном образовании из общего числа воспитателей и педагогов только 20 процентов имеют высшее образование.

Укомплектованность школ учителями составляет 93 процента, однако отдельные области обеспечения ими в пределах 77-80 процентов, а по некоторым дисциплинам — до 50 процентов.

Происходит ”старение” научных и научно-педагогических кадров. В высших учебных заведениях республики количество докторов наук до 40 лет составляет всего 0,9 процента от общей их численности, а в возрасте от 50 лет и выше — 79 процентов. Средний возраст утвержденных в ученой степени докторов наук составляет 50 лет, а кандидатов наук — 36 лет.

Важнейшими предпосылками коренного преобразования системы подготовки кадров являются:

динамичное продвижение республики по пути построения демократического правового государства и открытого гражданского общества;

Читайте также:
Не могу удалить программу Гугл Хром

осуществление радикальных изменений в экономике страны, последовательная трансформация хозяйства республики от преимущественно сырьевой направленности на выпуск конкурентоспособной конечной продукции, расширение экспортного потенциала страны;

утверждение приоритета интересов личности и образования в государственной социальной политике;

рост национального самосознания, формирование патриотизма, чувства гордости за свое отечество, уважение к богатым национальным культурно-историческим традициям и интеллектуальному наследию народа;

интеграция Узбекистана в мировое сообщество, упрочение позиций и авторитета республики в мире.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

образование национальный нравственный воспитание

Цель настоящей программы — коренное реформирование сферы образования, полный отказ от ее идеологизированной зашоренности, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

реформирование системы образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан ”Об образовании”, обеспечение ее поступательного развития как единого учебно-научно-производственного комплекса на основе государственных и негосударственных образовательных учреждений, формирования конкурентной среды в области образования и подготовки кадров;

увязка системы образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями, построением развитого демократического правового государства;

обеспечение учреждений системы подготовки кадров высококвалифицированными специалистами, повышение престижа и социального статуса педагогической деятельности;

реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя их перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;

реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя из перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;

разработка и внедрение эффективных форм и методов духовно- нравственного воспитания обучающихся и просветительской работы;

введение объективной системы оценки качества образования и подготовки кадров, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

создание нормативной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей требуемые уровень и качество образования, гарантии функционирования и устойчивого развития, приоритетность системы подготовки кадров в новых социально-экономических условиях;

обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, разработка механизмов формирования потребностей государства, а также заказа негосударственных структур, предприятий и организаций на количество и качество подготавливаемых кадров;

разработка и введение в практику реальных механизмов привлечения внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, в систему непрерывного образования и подготовки кадров;

развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области подготовки кадров.

Этапы реализации программы

Цели и задачи Национальной программы реализуются поэтапно:

Первый этап (1997-2001 гг.) — создание правовых кадровых, научно-методических, финансово-материальных условий для ее реформирования и развития на основе сохранения позитивного потенциала существующей системы подготовки кадров.

На этом этапе необходимо:

произвести структурную перестройку и коренное обновление содержания системы образования в соответствии с Законом ”Об образовании”;

подготовить и повысить квалификацию педагогических и научно- педагогических кадров до уровня, отвечающего современным требованиям;

создать и внедрить государственные образовательные стандарты, определяющие необходимые требования к качеству подготовленности и квалификации обучающихся, их культурному и духовно-нравственному уровню;

разработать и внедрить новое поколение учебно-методических комплексов, дидактического и информационного обеспечения образовательного процесса;

подготовить необходимую материально-техническую, учебно-методическую и кадровую базу для среднего специального, профессионального образования;

совершенствовать механизмы привлечения внебюджетных средств в образование и подготовку кадров, создать конкурентную среду в сфере образовательных услуг, предусмотрев, наряду с государственными, развитие негосударственных образовательных учреждений;

разработать и ввести рейтинговую систему оценки деятельности образовательных учреждений, систему мониторинга качества подготовки кадров и потребностей в них;

расширить и усилить международные связи, выработать и осуществить реальные меры по содействию международных донорских организаций и фондов в подготовке кадров, а также привлечению иностранных инвестиций в сферу образования республики;

осуществить мониторинг реализации Национальной программы по подготовке кадров.

На данном этапе прием детей в школу с шести-семи лет будет осуществляться, принимая во внимание их физическое и умственное развитие. Осуществляется интенсивная подготовка требуемого числа ученических мест с необходимыми материально-техническими условиями и обеспеченностью педагогическими кадрами.

На основе мониторинга выполнения первого этапа уточняются направления реализации Национальной программы.

Второй этап (2001-2005 гг.) — полномасштабная реализация Национальной программы, ее корректировка с учетом накопленного опыта выполнения, развития рынка труда и реальных социально-экономических условий.

Осуществляется полный переход к обязательному общему среднему и среднему специальному, профессиональному образованию, а также к дифференцированному обучению, исходя из способностей и возможностей учащихся.

Обеспечивается укомплектование образовательных учреждений специально подготовленными квалифицированными педагогическими кадрами, формируется конкурентная среда их деятельности.

Продолжается укрепление материально-технической и информационной базы образовательных учреждений, учебно-воспитательный процесс обеспечивается высококачественной учебной литературой и передовыми педагогическими технологиями. Осуществляется информатизация системы непрерывного образования.

В полной мере задействуются механизмы формирования рынка образовательных услуг.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru