Вопросы уточнения состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения отнесены начиная с 1 мая 1997 г. к ведению Правительства Российской Федерации — см.Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452
Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452)
В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить представленный Правительством Российской Федерации Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (прилагается).
2. Установить, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» (приложение № 1) с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 и от 7 сентября 1976 г. № 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1976 г. № 2026-р и от 15 августа 1980 г. № 1297-р, постановлениям Совета Министров РСФСР от 21 мая 1982 г. № 303, от 26 сентября 1983 г. № 443 и от 11 июля 1984 г. № 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 9 января 1990 г. № 27-р и от 25 января 1990 г. № 80-р, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 116, распоряжениям Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 июля 1993 г. № 1190-р и от 23 июля 1993 г. № 1301-р (СП РСФСР, 1976, № 17, ст. 134; 1982, № 13, ст.
Куанбаева Жанеля, Государственная программа «культурное наследие»
84; 1984, № 13, ст. 108; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 28, ст. 2662; № 30, ст. 2827).
3. Правительству Российской Федерации уточнить в 6-месячный срок состав объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, на которые распространяется действие актов, указанных в пункте 2 настоящего Указа.
4. Министерству культуры Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить полный имущественный состав каждого объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения в соответствии с правилами и порядком государственного учета памятников истории и культуры, иных объектов культурного наследия, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Полный состав движимого и недвижимого имущества особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации устанавливается в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 23, ст. 1961).
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
5. Внести изменение в Указ Президента Российской Федерации от 26 ноября 1994 г. № 2121 «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3330), заменив в пункте 2 слова: «Правительством Российской Федерации» словами: «Президентом Российской Федерации».
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
20 февраля 1995 года
УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 20 февраля 1995 г. № 176
Вопросы уточнения состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения отнесены начиная с 1 мая 1997 г. к ведению Правительства Российской Федерации — см.Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452
Источник: www.kremlin.ru
Государственная программа «Культурное наследие»: цель и основные направления
Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана Н. Назарбаева. В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности.
Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011гг.
Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.
Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.
Программа реализуется по нескольким направлениям:
— воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры;
— научные работы в области культурного наследия казахского народа;
— обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий.
О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания и т.д., Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.
Основные приоритеты стратегической программы «Казахстан-2050».
В декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель — создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.
Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:
1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.
2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.
3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.
4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.
6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.
7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Независимое СМИ
об архитектурном
наследии
ЛЮБИМ
И ЗАЩИЩАЕМ

Нацпроект и госпрограмма
Нацпроект и госпрограмма

До 2024 года наследие точно будут финансировать «Хранители Наследия»
Приятно видеть, как поднятые нашим сайтом проблемы постепенно начинают обсуждать на высоком уровне. Похоже, еще чуть-чуть – и решать начнут.
Национальный проект по культурному наследию
Еще в ноябре 2018-го «Хранители Наследия» недоумевали, как это в национальном проекте «Культура» отсутствует тематика культурного наследия, за исключением поддержки волонтеров. В феврале 2019-го отмечали, что в нацпроекте добавилось утверждение к 2024 году 50 «инвестиционных паспортов» для восстановления усадеб.
Но по большому счету темы сохранения культурного наследия в нацпроекте «Культура» по-прежнему нет. Что для такой страны, как Россия, по меньшей мере странно. И вот эта тема прозвучала в Москве на апрельском заседании подгруппы по вопросам сохранения культурного наследия рабочей группы по направлению «Культура» Государственного совета России.
Ее поднял депутат Госдумы Александр Хинштейн, который предложил внести в национальный проект «Культура» особый раздел «Реставрация объектов культурного наследия». «Странно, что в проекте «Культура России» отсутствует упоминание о необходимости реставрации и сохранения культурного наследия России, – сказал Хинштейн. – Есть большие проблемы в этой области, а механизмов ни финансовых, ни правовых нет». Депутат предложил подгруппе сформулировать «конкретную программу установления правовых механизмов сохранения объектов культурного наследия». После этого председательствовавший на заседании губернатор Нижегородской области Глеб Никитин предложил создать «отдельный федеральный проект по охране объектов культурного наследия». «На данный момент нет единой концепции, которая объединяла бы юридические и финансовые механизмы по ремонту и содержанию объектов культурного наследия, привлечение волонтеров и другие аспекты, – сказал нижегородский губернатор. – Считаю нужным сформировать отдельный федеральный проект по охране объектов культурного наследия. Для этого подгруппа рабочей группы по направлению „Культура“ проанализирует и учтет лучший региональный опыт, а также использует законодательные наработки, сделанные депутатами Государственной Думы». Правительство продлило госпрограмму
Тем временем Правительство РФ ответило на вопрос, интересовавший многих: каким образом будет финансироваться впредь сфера сохранения наследия? Ведь ФЦП «Культура России» закончилась в 2018 году, а действие госпрограммы «Развитие культуры и туризма», по которой принимались заявки регионов на федеральные инвестиции в реставрацию – рассчитано до 2020 года.
Опубликовано Постановление Правительства РФ (№ 374 от 29 марта 2019 года) согласно которому из названия этой госпрограммы исключены слова «на 2013–2020 годы». В госпрограмме появился новый, IV этап: 1 января 2021 – 31 декабря 2024 гг. Таким образом, госпрограмма продлена, и финансирование мероприятий по сохранению культурного наследия до 2024 года будет производиться в ее рамках.
В паспорте подпрограммы «Наследие» приведены и цифры «ассигнований федерального бюджета» на ближайшие 2019–2021 годы. О 2022–2024 годах информации пока нет. Итак, на реализацию подпрограммы «Наследие» выделяется: в 2019 году – 57 млрд 59 млн 153,1 тыс. рублей; в 2020 году – 43 млрд 901 млн 399,5 тысячи; в 2021 году – 50 млрд 246 млн 162,2 тысячи.
По сравнению с привычными по ФЦП «Культура России» 6–7 миллиардами в год эти цифры выглядят астрономическими, но не стоит обольщаться. Поскольку культурное наследие по-прежнему фигурирует в перечне ведомственных приоритетов в одном ряду с зоопарками, то и запланированные подпрограмой «Наследие» расходы – общие, вместе с библиотеками, музеями, парками культуры и теми же зоопарками.
Здесь же и «создание памятных мест», связанных с военной историей (в количестве 180), предусмотренное нацпроектом «Культура». Сколько от указанных выше сумм достанется именно памятникам – из текста документа неясно.
Показательно, что и никаких конкретных целевых показателей в подпрограмму «Наследие» не заложено, кроме знакомых уже по нацпроекту 50 «инвестиционных паспортов» усадеб к 2024 году. Ни количества отреставрированных объектов, ни числа утвержденных исторических поселений, ни разработанных зон охраны… Правда, в документе есть «ожидаемые результаты».
К культурному наследию имеют прямое отношение три. Первый – «вхождение Российской Федерации в пятерку стран – лидеров по количеству объектов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО». Здесь хотя бы понятно, о чем речь. Второй – «наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия, включая информацию о его предмете охраны и территории».
Интересно, какую информацию о памятнике разработчики документа считают полной и тем более «исчерпывающей»? Третий – «повышение эффективности системы сохранения объектов культурного наследия, позволяющей обеспечить высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия».
Это представляется и вовсе непереводимой игрой слов: эффективная система сохранения позволит обеспечить сохранность и эффективность. Чем труднее понять, тем легче выполнять. Досье. В конце 2018 года Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о создании при Госсовете 16 рабочих групп, которые возглавили главы регионов.
В рабочую группу Госсовета по культуре вошли руководители Министерства культуры РФ во главе с министром Владимиром Мединским, главы регионов и руководители профильных региональных министерств, депутаты Госдумы, деятели культуры. Заглавное фото: члены рабочей группы Госсовета формулируют идею национального проекта по культурному наследию. Источник – правительство Нижегородской области
Источник: hraniteli-nasledia.com