Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ учебных программ по физическому воспитанию.
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
ВАЖНЫЕ ДАТЫ В ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.
Еще в конце 18 века Новиковым Н. И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание».
Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте.
Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внес Лесгафт П. Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 – 1901).
Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания.
В России на рубеже 19-20 века в школах не существовало единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему. В народных школах физическое воспитание отсутствовало, в учебных учреждениях для привилегированных слоев населения уроки проводились в том случае, если позволяли условия.
Что должен знать учитель о новом ФГОС ООО. Физическая культура
В учебных заведениях нового типа занятия по физической культуре являлись обязательными, в объеме не менее 4 – 6 часов в неделю. В них внедрялись передовые программы по физическому воспитанию, разработанные Лесгафтом П. Ф., Бокиным П. Н., Анохиным А. К.
Основу программы по физическому воспитанию врача А. К. Анохина составляли подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Уже в тот же период в программах нового типа подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. В связи с этим Анохин А. К. рекомендовал проведение контрольного тестирования физической подготовленности и состояния здоровья детей 2 раза в год.
Вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей нашли отражение в программе врача Рудина В. В. В «Школе правильного физического развития» В. В. Рудин разделил учащихся на четыре антропометрические группы: «хорошо развитых», «средне развитых», «слабогрудых», «слабосильных». Для каждой из этих групп Рудиным В. В. была составлена специальная программа с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Им была высказана мысль, что физическое воспитание следует оценивать по антропометрическим изменениям, а не «баллами по предметам физических упражнений».
В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.
В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.
В 1942-43 учебном году в связи с введением военной подготовки для школьников всех возрастов была принята «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Для всех школ была обязательной гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут.
На рубеже 40-50-х годов в СССР берется курс на повышение престижа советского спорта на международной арене. В этой связи спортизация становится основой содержания учебных программ по физической культуре.
В программе 1954 г. на изучение предмета «Физическая культура» во всех классах отводится 66 часов в год. В качестве основных задач обозначены образовательные, направленные на обучение умениям и навыкам в основных видах спорта. Для 8 — 10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей.
Основной формой классной работы стал урок, внеклассной – секции по видам спорта. Школьные программы физического воспитания предусматривали, чтобы семиклассники были значкистами БГТО, десятиклассники – ГТО I ступени.
В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.
В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:
- гимнастика,
- легкая атлетика,
- лыжная подготовка,
- классическая борьба,
- спортивные игры.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. обозначила необходимость организации ежедневных занятий физической культурой школьников. Данный аспект был положен в основу «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», вступившей в силу с 1 сентября 1985 г. Содержание программы состояло из четырех частей: 1 – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; 2 – программный материал для уроков физической культуры; 3 – внеклассные формы физического воспитания; 4 – общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Структура программного материала включала основы знаний, навыки, умения, развитие физических качеств, учебные нормативы. Особое внимание уделялось самостоятельным занятиям школьников. Подчеркивалась роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. Программа впервые согласованно объединяла все сложившиеся за последние годы формы школьной физической культуры в единый физкультурно-оздоровительный режим.
С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.
«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А. П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:
- «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);
- «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);
- «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).
Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.
Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности.
Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста – важного компонента показателя здоровья.
Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Литвинов Е. Н, Виленский М. Я, Туркунов Б.И.
Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы.
Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами Попковым А. В., Литвиновым Е. Н. (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют. Элементы АПГ включены в программу в объеме от 20 до 50 % (в зависимости от параллели классов, в остальное время осваиваются базовые виды).
В связи с приказом Министерства образования РФ и олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и олимпийских игр» в программах 1996 г. помещены методические рекомендации «Основы олимпийских знаний».
В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.
В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.
Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).
В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.
В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.
Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность».
В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Источник: nsportal.ru
Характеристика программ по физической культуре для учащихся начальной основной и старшей школы
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.
Основная часть
В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.
В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.
В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.
В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:
- гимнастика,
- легкая атлетика,
- лыжная подготовка,
- классическая борьба,
- спортивные игры.
Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.
В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
На основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) разрабатываются программы по физическому воспитанию.
В настоящее время Министерством образования и науки РФ рекомендуется несколько программ по физическому воспитанию:
1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов”. Авторы В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М., 1996 г
2. Программа » Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». Авторы — В.И Лях., Г.Б. Мейксон. М.:» Просвещение» 1993.
3. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). Автор – Е.Н. Литвинов. М., 1996.
4. Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ».
5. Программа занятий по физическому воспитанию школьников отнесенных к специальной медицинской группе (методические рекомендации).
Характеристика комплексной программы по физическому воспитанию школьников. Комплексная программа состоит из 3-х разделов: для младших (I-IVкл.), средних (V-IXкл.) и старших (X-XIкл.) классов. Для каждой возрастной группы школьников определены задачи физического воспитания, показатели физической культуры выпускников начальной, основной или средней школы (знания, двигательные умения, навыки и способности), примерный ежедневный объем двигательной активности по классам (2 часа в совокупности различных форм занятий). Каждый раздел программы состоит из 4-х частей:
Программный материал уроков (часть I) состоит из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовой части необходимо и обязательно для каждого ученика. Она рассчитана на адаптацию к жизни (обеспечение нормальной жизнедеятельности) и эффективное осуществление трудовой деятельности в широком плане (достижение физической готовности к полноценной трудовой деятельности). Базовый компонент является федеральным (государственным) звеном программы, независимым от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика; базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта в сфере физической культуры.
Комплексная программа включает не только уроки физической культуры (часть I), но и другие формы занятий физическими упражнениями (части II-IV), составляющие целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы.
Результативность внеклассных форм занятий, оздоровительной, физкультурно-массовой и спортивной работы достигается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры и начальной школы, физкультурного актива старшеклассников, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций и родителей.
Характеристика программы » Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 1 по 11 классы, в изложении программного материала урочных и самостоятельных занятий.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников.
Характеристика программы «Физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)»
Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся.
Часть 1. Основные разделы программы(1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4.
Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).
Часть 2.Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).
Технология разработки плана-конспекта урока физической культуры в школе.
При разработке содержания: 1) определить средства и методы; 2) уточнить инвентарь и оборудование; 3) разработать методы организации деятельности учащихся на уроке (фронтальный, групповой и др.); 4) определить критерии оценки.
План-конспект урока физической культуры в……классе
Инвентарь и оборудование:
Части урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно- методические указания |
Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся. Педагогический анализ урока проводится с целью оценки методики проведения занятий.
Структура анализа урока:
1. Общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников).
2. Подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку).
3. Проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки);основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям урока и возрасту занимающихся, активизация деятельности учащихся, работа актива, страховка и помощь);заключительная часть (соответствие упражнений задачам, степень снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения, подведение итогов и задание на дом; своевременность завершения занятия).
4. Поведение учащихся (отношение учеников к выполняемым действиям, эмоциональный настрой, отношение друг к другу, к учителю, к уроку, дисциплинированность, активность и заинтересованность).
5. Деятельность учителя (внешний вид, речь, умение организовать и активизировать класс, отношение с учениками, умение своевременно исправлять и предупреждать ошибки; авторитет учителя и его личностные качества).
6. Результаты урока (степень решения задач оздоровительных, образовательных и воспитательных, положительные и отрицательные стороны урока, верность выбранных методов обучения и организации).
7. Выводы и предложения (общая оценка проведения урока, рекомендации по совершенствованию организации, методов обучения и воспитания, профессиональных качеств.
Программы для общеобразовательных учреждений:
Часть 1. Основные разделы программы(1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4.
Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).
Часть 2.Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).
Технология разработки плана-конспекта урока физической культуры в школе.
При разработке содержания: 1) определить средства и методы; 2) уточнить инвентарь и оборудование; 3) разработать методы организации деятельности учащихся на уроке (фронтальный, групповой и др.); 4) определить критерии оценки.
План-конспект урока физической культуры в……классе
Инвентарь и оборудование:
Части урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно- методические указания |
Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся. Педагогический анализ урока проводится с целью оценки методики проведения занятий.
Структура анализа урока:
1. Общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников).
2. Подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку).
3. Проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки);основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям урока и возрасту занимающихся, активизация деятельности учащихся, работа актива, страховка и помощь);заключительная часть (соответствие упражнений задачам, степень снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения, подведение итогов и задание на дом; своевременность завершения занятия).
4. Поведение учащихся (отношение учеников к выполняемым действиям, эмоциональный настрой, отношение друг к другу, к учителю, к уроку, дисциплинированность, активность и заинтересованность).
5. Деятельность учителя (внешний вид, речь, умение организовать и активизировать класс, отношение с учениками, умение своевременно исправлять и предупреждать ошибки; авторитет учителя и его личностные качества).
6. Результаты урока (степень решения задач оздоровительных, образовательных и воспитательных, положительные и отрицательные стороны урока, верность выбранных методов обучения и организации).
7. Выводы и предложения (общая оценка проведения урока, рекомендации по совершенствованию организации, методов обучения и воспитания, профессиональных качеств.
Представлена программ по физичекой культуре согласно ФГОС.
Достижение цели физического воспитания в школе обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
укрепление здоровья учащихся, содействие их гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательные способности учащихся;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять во время отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Базовый компонент программы составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей учащихся.
Вариативная (дифференцированная) часть программы по физической культуре обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы общеобразовательного учреждения. В вариативную часть Государственной образовательной программы в 5-11 классах рекомендуется включать:
— физические упражнения оздоровительной направленности;
— углубленное изучение базовых видов спорта;
— физические упражнения, имеющие прикладное значение.
- Календарь социального педагога школы
- Поделки на тему пожарная безопасность для детского сада
- Методы и инструменты ликвидации школьной учебной неуспешности по предмету русский язык
- Философия и образ будущего кратко
- Советы доктора пилюлькина в детском саду для родителей
Источник: obrazovanie-gid.ru
2.4. Становление физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе
Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917–1930-е годы). Разнообразие примерных программ и первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (1927 г.) Роль методического журнала «Физическая культура в школе». Связь физического воспитания с военной подготовкой.
Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы. Включение в учебный план допризывной военной подготовки, введение должности военного руководителя. Основные задачи военно-физической подготовки в 1–4-х, 5–7, 8–10 классах. Задача развития массовой физкультурно-оздоровительной работы в послевоенные годы. Новая школьная программа 1947 года.
Дальнейшее развитие физической культуры в школе (1950–1980-е годы). Спортивная направленность новых школьных программ (1954/55 уч. года, 1960 года). Изменения программ в 1970-е гг. по трем основным направлениям: упрощения и дифференциации, развития физических качеств, обязательности самостоятельных занятий. Оздоровительная направленность обучения. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы» (1085/86 учебный год), ее структура. Дополнения 1087 года: профессионально-прикладная физическая подготовка (для юношей и девушек 9–11 классов)
Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990–2000-е годы. Дискуссия по перестройке физической культуры в школе. Программы общеобразовательных учреждений «Физическое воспитание учащихся 1–11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (1992) и «Физическое воспитание учащихся 1–11 классов» (1996 г.) Приказы министра образования РФ 2004 года об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов (ГСОО) и «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образования».
2.5. Физическая культура и спорт в Российской Федерации
Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта в Российской Федерации. Создание новых управленческих организаций государств, входящих в содружество независимых государств (СНГ), межгосударственного совета, совета президентов, Федераций по видам спорта, советов президентов национальных олимпийских комитетов. Выступление объединенной команды СНГ на зимних и летних Олимпийских играх 1992 года.
Создание в России новой структуры государственных и общественных организаций управления физической культурой и спортом, их функции и взаимодействие. Государственный комитет по физической культуре и туризму (1992 г.) и его секции.
Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения России. Разработка физкультурно-оздоровительных образовательных проектов. Возрождение народных форм и национальных физических упражнений: гиревого спорта, городков, лапты, русских стилей рукопашного боя. Основные направления развития спорта. Олимпийский спорт. «Спорт для всех».
Источник: studfile.net