В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММ ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЕТОВ В КОСМОС

Пилотируемые космические полеты, как и полеты автоматических космических аппаратов, не являются самоцелью, а служат для решения задач, которые поставила перед собой та или иная страна, и развитие пилотируемой космонавтики определяется характером этих задач. В СССР использование средств космонавтики, как и других современных достижений науки и техники, прежде всего направлено на служение людям. Космические исследования являются важным звеном в комплексном изучении строения и эволюции земной коры, биосферы, Мирового океана и атмосферы, космического пространства, а также Вселенной. В частности, в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года предполагается «более широко и эффективно использовать геофизические и геохимические методы исследований, аэровысотные и космические средства для изучения поверхности Земли и ее недр» 14 .

Реализация обширной советской программы космических исследований в области «пилотируемой космонавтики» основывалась на использовании долговременных орбитальных станций, на которые космонавты доставляются с помощью транспортных кораблей. Естественно, разработка транспортных кораблей предшествовала созданию самих станций.

Серьёзные проблемы полёта к звёздам. Межзвёздный ковчег. Feat. Дмитрий Насонов

Прошло немногим более года со времени завершения последнего полета корабля «Восток» (июнь 1963 г.), и начались полеты новых кораблей «Восход» (с октября 1964 г.), «Восходы» вобрали в себя опыт «Востоков», иначе не удалось бы в такое сжатое время совершить переход от одних кораблей к другим. Однако «Восходы» имели новое качество — это многоместные корабли. Был сделан важный шаг к современным пилотируемым транспортным космическим кораблям «Союз», на которых может находиться экипаж из двух или из трех человек с определенным разделением функций между отдельными космонавтами при автономном полете корабля и после стыковки с орбитальной станцией.

В марте 1965 г. на втором корабле «Восход» А.А.Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос. Это тоже важнейший и обязательный этап в развитии космонавтики. До первого полета человека в космос нельзя было категорически утверждать, что он сможет эффективно работать в корабле в условиях невесомости, а до первого выхода в открытый космос не было полной уверенности в способности человека эффективно работать и там. Планировать дальнейшее развитие программы пилотируемых полётов в космос можно было только после демонстрации такой способности.

«Восходы» ближе к «Востокам», чем к «Союзам», которые являются пилотируемыми космическими кораблями нового поколения. Однако многие технические решения, впервые опробованные на «Восходах», нашли применение и на «Союзах». В качестве одного из примеров можно привести двигатели мягкой посадки, которые позволили отказаться от катапультирования космонавтов перед приземлением, как это практиковалось при полетах на кораблях «Восток».

Создание кораблей «Союз», успешно несущих уже в течение многих лет службу в качестве транспортных кораблей (с учетом их модификации «Союз Т»), потребовало больше времени, чем создание кораблей «Восход». Это и естественно, поскольку «Союз» — корабль нового поколения, с такими характеристиками, необходимыми для транспортного корабля, как способность маневрировать на орбите и пристыковываться к другим космическим аппаратам. Корабли «Союз» пристыковывались друг к другу («Союз-4» и «Союз-5» в январе 1971 г.) и к орбитальным станциям, а в июле 1975 г. в рамках советско-американской программы ЭПАС и к американскому кораблю.

Наличие орбитального отсека, где может быть размещено различное оборудование, позволяет использовать корабли «Союз» не только в качестве транспортного средства, но и для решения научных и народнохозяйственных задач в автономном полете. Кстати, достигнутая максимальная продолжительность автономного полета корабля «Союз» (17,7 сут) больше, чем у американских кораблей «Джемини», «Аполлон» и корабли по программе «Спейс Шаттл».

7 июня 1971 г. корабль «Союз» доставил первую экспедицию на станцию «Салют». За почти 15-летний промежуток времени, прошедший после этого события, и транспортные корабли «Союз» и станции «Салют» постоянно совершенствовались. Сейчас еще в эксплуатационном состоянии находится станция «Салют-7», выведенная на орбиту в апреле 1982 г., а в качестве пилотируемых транспортных кораблей используются корабли «Союзы-Т», оснащенные бортовым цифровым вычислительным комплексом и имеющие ряд других существенных усовершенствований по сравнению с ранее использовавшейся модификацией этих кораблей.

Несколько слов о «грузовиках», получивших название «Прогресс». Еще в сентябре 1967 г. была осуществлена автоматическая стыковка на орбите советских спутников «Космос-186» и «Космос-188». Это были испытания созданной в СССР системы автоматического сближения, причаливания и стыковки, которая позволила использовать для доставки грузов на орбитальные станции беспилотные «грузовики», разработанные на базе «Союзов». Такие беспилотные аппараты являются неотъемлемой частью обитаемых орбитальных комплексов. Они способны доставить на станцию больше грузов, чем пилотируемые корабли «Союз», поскольку в этом случае не требуется часть массы и объема корабля отводить для размещения людей и систем их жизнеобеспечения.

Комплексные многоцелевые исследования на борту орбитальных станций «Салют» проводились по весьма обширной программе, важное место в которой отводилось экспериментам в области космической технологии и материаловедения. Подобные работы в космосе приобретают сейчас особое значение в связи с тем, что в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года предусматривается «более полно использовать при разработке новой техники и технологии возможности материалов. в том числе синтетических, композиционных, сверхчистых и других, обусловливающих высокий экономический эффект в народном хозяйстве» 15 .

Исключительную важность имеют медико-биологические исследования, основной целью которых является изучение влияния условий длительного космического полета на организм человека и разработка мер для облегчения адаптации организма к условиям невесомости и последующей его реадаптации к условиям земного тяготения. Рекордные по продолжительности (до 237 сут) полеты советских космонавтов на орбитальных станциях не являются самоцелью. Они все дальше отодвигают «барьер Неизвестности», Выяснить возможности человека в отношении длительных космических полетов — задача, имеющая не только фундаментальное научное, но и чисто практическое значение. От этой возможности зависит реальность межпланетных будущих экспедиций.

Осуществление пилотируемого полета на Марс, безусловно, станет триумфом всей человеческой цивилизации. Однако это предприятие, являющееся завтрашним днем «пилотируемой космонавтики», будет невозможно без широкого международного сотрудничества в данной области ученых разных стран. Это обстоятельство, в частности, было подчеркнуто недавно американским ученым К.Саганом и директором Института космических исследований академиком Р.З.Сагдеевым. «Генеральной репетицией» консолидации сил в этом направлении может послужить выполнение обширной международной программы «Фобос», инициируемой советскими учеными и предусматривающей запуск, автоматической научной станции для исследования Марса и его спутников.

Завтрашний день «пилотируемой космонавтики» — это и промышленное производство на орбите материалов и веществ, получение которых в условиях земного тяготения затруднено, неприемлемо дорого или вообще невозможно. Завтрашний день — это монтаж на орбите гигантских антенн радиотелескопов и других крупногабаритных конструкций научного и прикладного назначения. Ключом ко всем этим свершениям являются орбитальные станции и транспортные корабли — научно обоснованный планомерный путь развития советской пилотируемой космонавтики;

Важным этапом в этом направлении стал вывод на орбиту новой советской орбитальной станции «Мир», представляющей собой базовый блок для построения многоцелевого, постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного назначения. Запуск станции «Мир» — это практический шаг к созданию первых «эфирных поселений», о которых писал К.Э.Циолковский. Здесь можно привести и высказывание президента АН СССР академика А.П.Александрова о том, что «сегодняшние длительные космические полеты закладывают фундамент будущих шагов человечества в подлинном освоении космического пространства в мирных целях, ради прогресса цивилизации» 16 .

Мирное освоение космоса характерно для всей советской программы космических исследований в СССР. В Политическом докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева XXVII съезду КПСС подчеркивалась необходимость в создании всеобъемлющей системы международной безопасности, принципиальные основы которой, в частности, составляют «недопущение гонки вооружений в космосе» и «объединение усилий в исследовании и мирном использовании космоса, решении глобальных проблем, от которых зависят судьбы цивилизации».

Последнее нашло свое отражение в проведении совместных полетов советских космонавтов в рамках программы «Интеркосмос» с космонавтами социалистических стран, а также в совместных полетах с космонавтами США, Франции и Индии. В настоящее время в СССР идет подготовка к совместному полету сирийского космонавта, достигнута договоренность о проведении длительного полета с участием французского космонавта.

Какими же путями развивалась американская «пилотируемая космонавтика» со времени завершения программы «Меркурий»?

Был разработан корабль нового типа «Джемини». Со времени завершения полетов по программе «Меркурий» (май 1963 г.) до первого полета корабля «Джемини» (март 1965 г.) прошло менее двух лет. Это объясняется тем, что работы по двум программам велись параллельно, причем в ущерб программе «Меркурий». «Джемини» были первыми американскими кораблями, рассчитанными на экипаж из двух человек.

Они были способны маневрировать на орбите для обеспечения операций по сближению, причаливанию и стыковки со специально оборудованными спутниками-мишенями. Наконец, была предусмотрена возможность выхода космонавтов из кораблей «Джемини» в открытый космос, правда, без использования шлюзовой камеры, как на кораблях «Восход» и «Союз» (шлюзовой камерой в корабле «Союз» служит орбитальный отсек). Это заставляло разгерметизировывать кабину корабля, создавая дополнительный риск для оставшегося в ней второго космонавта.

Читайте также:
Scandoc отзывы о программе

Корабли «Джемини» — этап в подготовке к лунным экспедициям по программе «Аполлон». Программа «Аполлон» — это реакция США на выдающиеся успехи СССР в области космонавтики. Необходимо было восстановить пошатнувшийся престиж США как передовой державы в научно-техническом отношении. Президент США Дж. Кеннеди 25 мая 1961 г. провозгласил национальной задачей США осуществление высадки людей на Луну «до конца текущего десятилетия», т.е. до 1970 г.

Эту престижную задачу удалось выполнить. Высадка первой американской экспедиции на Луну состоялась 20 июля 1969 г. Всего в 1969-1972 гг. на Луне побывали шесть экспедиций — 12 человек. Это имело эпохальное значение для земной цивилизации, так же как запуск первого спутника и полет Ю.А.Гагарина. Однако дальнейшего развития программа «Аполлон» не получила, и после шестой успешной экспедиции от дальнейших полетов на Луну отказались. Престижная задана была решена, а продолжать тратить деньги на дальнейшее расширение научных исследований Луны правительство США не сочло нужным.

Существенным «побочным» продуктом программы «Аполлон» стала программа «Скайлэб», предусматривающая создание и эксплуатацию обитаемой орбитальной станции, на которую космонавты доставлялись кораблями «Аполлон». Под станцию была приспособлена не заправленная топливом третья ступень ракеты-носителя «Сатурн-5», которая использовалась для запусков кораблей «Аполлон» к Луне. Разумеется, возможности такой «импровизированной» станции намного меньше, чем специально спроектированной для этих целей. На станцию «Скайлэб» в 1973-1974 гг. были доставлены три экспедиции (всего 9 космонавтов), которые пробыли на борту соответственно 27, 59 и 84 сут. В 1973 г. была свернута и эта программа.

1970-е годы США встретили фактически без новой программы пилотируемых полетов, и только в 1972 г. была утверждена программа создания многоразовых транспортных космических кораблей (МТКК) по программе «Спейс Шаттл». Это привело к 7-летнему разрыву между возвращением на Землю последней экспедиции со станции «Скайлэб» (февраль 1974 г.) и первым полетом МТКК (апрель 1981 г.). В этом интервале в США был только один пилотируемый полет (июль .1975 г.), причем не по национальной, а по американо-советской программе (ЭПАС). Советский Союз как бы помог США не растерять опыт космических полетов.

МТКК — первый многоразовый пилотируемый космический корабль. Он представляет собой, несомненно, крупное достижение ракетно-космической техники. Всего было создано четыре МТКК: «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери» и «Атлантис». Было совершено 25 запусков этих МТКК, причем при последнем из них потерпел катастрофу «Чёлленджер».

Однако наряду с научными и хозяйственно-прикладными задачами МТКК все чаще используется для вывода на орбиту полезных грузов военного назначения. Если с 1981 по 1984 г. включительно был только один полет по программе министерства обороны США, то в 1985 г. — два таких полета, а в 1986 г. планировалось 4 полета. В дальнейшем министерство обороны США намерено «фрахтовать» от 25 до 30% всех полетов МТКК.

С июня 1987 г. МТКК начнут официально использовать для испытаний оборудования, созданного в рамках пресловутой программы «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), больше известной как программа «звездных войн». Она предусматривает, в конечном счете, создание перспективной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования.

Таковы разительно отличающиеся тенденции развития программ пилотируемых полетов в космос в СССР и США. В СССР — от первых пилотируемых кораблей «Восток» к мирным орбитальным научно-исследовательским комплексам научного и народнохозяйственного назначения и к обслуживающим их все более совершенным транспортным кораблям «Союз». В США — от первых пилотируемых кораблей «Меркурий» к МТКК, энергично выполняющим военные задачи. В свете этих тенденций США еще большее значение приобретает инициатива СССР, направленная на недопущение милитаризации космического пространства.

В Политическом докладе Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев на XXVII съезде КПСС сказал по поводу Заявления от 15 января с. г.: «В целом наша программа — это по существу сплав философии формирования безопасного мира в ядерно-космическую эру с платформой конкретных действий. Свое отношение к «звездным войнам» мы высказывали достаточно обстоятельно. Крайне необходимо, пока не поздно, отыскать реальное решение, которое гарантировало бы от переноса гонки вооружений в космос» 17 .

  • 14 Материалы XXVII съезда КПСС. М., Политиздат, 1986
  • 15 Материалы XXVII съезда КПСС. М., Политиздат, 1986
  • 16 Материалы XXVII съезда КПСС. М., Политиздат, 1986
  • 17 Материалы XXVII съезда КПСС. М., Политиздат, 1986

Источник: www.airbase.ru

В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов

Полезная информация
Телефон доверия: +7 495 526-57-17
Международное сотрудничество

Начало практическому международному сотрудничеству в области пилотируемых космических полетов положено реализацией в июле 1975 года советско-американской программы «Союз»-«Аполлон» (ЭПАС). Программа ЭПАС была утверждена соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 24 мая 1972 года. На всех этапах разработки и осуществления этого проекта Центр принимал самое активное участие.

На снимке советские участники программы «Союз-Аполлон» слева направо:

Джанибеков В.А., Андреев Б.Д., Романенко Ю.В., Иванченков А.С., Рукавишников Н.Н., Филипченко А.В., Кубасов В.Н. и Леонов А.А.

С американской стороны было сформировано два экипажа: — Т. Стаффорд, В. Бранд и Д. Слейтон (первый экипаж); — А. Бин, Р. Эванс и Дж. Лусма (второй экипаж).

В ходе подготовки к осуществлению проекта ЭПАС в декабре 1974 года космонавты А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников выполнили полет для испытания модифицированного космического корабля «Союз» и андрогинно-периферийного агрегата стыковки.

В период с 15 по 25 июля 1975 года впервые была произведена стыковка космических кораблей разных стран, стартовавших 15 июля 1975, и осуществлен переход космонавтов из одного корабля в другой.

Командир корабля «Союз-19» Алексей Леонов и командир корабля «Apollo-ASTP» Томас Стаффорд перед полетом.

Космический корабль «Союз-19»

Космический корабль «Apollo-ASTP»
(командно-служебный модуль CSM № 111, стыковочный модуль DM № 2)

Экипаж:
Командир — Алексей Леонов
Бортинженер — Валерий Кубасов
Позывной — «Союз»

Старт : 15 июля 1975 г. в 15.20 со стартового комплекса площадки № 1 космодрома Байконур

Посадка корабля — 21 июля 1975 г. В 13.55 в 54 км северо-восточнее г. Аркалык

Экипаж:
Командир — Томас Стаффорд
Пилот CSM — Вэнс Бранд
Пилот DM — Доналд Слейтон

Старт: 15 июля 1975 г. в 22.50 со стартового LC-39B KSC

Посадка корабля — 25 июля 1975 г. в 00.18 в акватории Тихого океана в 600 км западнее Гавайских островов

Длительность полета:5 суток 22 часа 30 мин

Длительность полета: 9 суток 01 часа 28 мин

Особенности полета:

первая международная пилотируемая программа, первая стыковка космических кораблей разных стран (СССР и США)

Особенности полета:

первый международный космический полет, первая стыковка космических кораблей разных стран (США и СССР)

Очередной страницей международной пилотируемой космонавтики стали полеты на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» интернациональных экипажей с участием космонавтов социалистических стран по программе «Интеркосмос» в 1978-1981 годах.

Для подготовки к совместным полетам в декабре 1976 года в Центр прибыли кандидаты на космический полет из Чехословакии, Польши и ГДР (по два представителя из каждой страны). С марта 1978 года к ним присоединились их коллеги из Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии, Румынии, а в апреле 1979 года — из Вьетнама.

Всего по программе «Интеркосмос» было осуществлено 9 пилотируемых полетов с участием космонавтов из перечисленных выше стран.

Фамилия имя (страна)

Дата старта и посадки,

Общая продолжительность полета

Ремек Владимир (Чехословакия)

Гермашевский Мирослав (Польша)

Йен Зигмунд (Германия)

Иванов Георгий (Болгария)

Фаркаш Берталан (Венгрия)

Фам Туан (Вьетнам)

Тамайо Мендес (Куба)

Гуррагча Жугдэрдэмидийн (Монголия)

Прунариу Думитру (Румыния)

В дальнейшем международные полеты осуществлялись на основе двухсторонних соглашений. На орбитальной станции «Салют-7» выполнено два подобных полета. Первый — советско-французский — в 1982 году и второй — советско-индийский — в 1984 году.

Фамилия имя (страна)

Дата старта и посадки, КК, станция,

Кретьен Жан-Лу (Франция)

26.09.97 — 06.10.97
(STS-86 (87))
Мир
10.19.20

Ракеш Шарма (Индия)

Качественно новый этап международного сотрудничества в области пилотируемых полетов связан с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Мир».

На первом этапе международные полеты осуществлялись по классической схеме экспедиций посещения. Подобным образом были выполнены советско-сирийский (1987 г.), второй советско-болгарский и советско-афганский (1988 г.) космические полеты.

В дальнейшем программы международных исследований с участием иностранных космонавтов выполнялись во время пересменок экипажей основных экспедиций. Именно так осуществлялись полеты космонавтов и астронавтов Франции (трижды), Японии, Великобритании, Австрии, ФРГ и Европейского космического агентства (ЕКА).

Читайте также:
Как подать заявку на программу я стесняюсь своего тела

Постепенно увеличивалась длительность пребывания зарубежных космонавтов на борту орбитального комплекса. 23 суток работал на «Мире» французский космонавт Жан-Лу Кретьен (единственный из иностранных космонавтов, работавший на двух российских космических станциях «Салют-7» и «Мир»). Астронавт ЕКА У.Мербольд проработал на орбите 30 суток, из них 28 суток — на комплексе «Мир».

В состав экипажей основных экспедиций включались иностранные космонавты с многомесячным пребыванием их на орбите. Первым подобную миссию в 1995 году выполнял астронавт США Н. Тагард, который вместе с российскими космонавтами В.Н. Дежуровым и Г.М. Стрекаловым работал в космосе 115 суток. Астронавт ЕКА Т. Райтер в составе 20-ой основной экспедиции 179 суток выполнял функции бортинженера.

На станции «Мир» иностранные космонавты впервые стали принимать участие во внекорабельной деятельности. Первый подобный опыт был приобретен во время выхода в открытый космос А.А. Волкова и француза Жан-Лу Кретьена 9 декабря 1988 года. В октябре 1995 — феврале 1996 года

Интенсивность международных полетов, обширность и многоплановость работ и исследований в космосе значительно увеличивают нагрузку в период подготовки и осуществления полета прежде всего российских космонавтов. Так экипаж 22-ой экспедиции (В.Г. Корзун и А.Ю. Калери) в начале полета выполнил с француженкой К. Деэ двухнедельную программу исследований по проекту «Кассиопея».

Затем в течение 5 месяцев, наряду с национальной программой, они работали с тремя астронавтами НАСА: Ш. Люсид, Дж. Блах, Дж. Линенджером по проекту «Мир»-«НАСА». На завершающем этапе совместно с космонавтом ФРГ Р. Эвальдом они участвовали в экспериментах и исследованиях по программе российско-германского полета.

Всего же на август 1996 года в Центре прошли подготовку 50 основных и дублирующих международных экипажей. На советских и российских космических кораблях и орбитальных станциях работали 25 подготовленных в Центре иностранных космонавтов из 17 стран.

Активным и наиболее давним партнером Центра является КНЕС (Франция). С 1982 по 1996 год было выполнено пять совместных с французской стороной полетов, и имеются вполне реальные перспективы дальнейшего сотрудничества. В 1994-1996 годах два космических полета выполнили астронавты Европейского космического агентства. В 1992 году и в начале 1997 года осуществлены два полета космонавтов ДАРА (Германия).

В целях оперативной координации усилий по подготовке к совместным космическим полетам с 1993 года в Центре функционирует офис Европейского космического агентства, а с 1994 года — подобный офис технического директора НАСА. Офис ЕКА одновременно представляет в Центре интересы ДЛР — организации, осуществляющей космические исследования в Германии. С 2009 года в Центре также открыт офис Японского космического агентства.

Кроме выполнения работ по государственным заказам, Центр напрямую организует подготовку иностранных космонавтов по специальным программам. Сюда входят дополетные, ознакомительные стажировки нелетавших космонавтов и астронавтов, а также уже выполнивших полет с целью углубления знаний и поддержания ранее приобретенных навыков. Подобные виды подготовок проводились с представителями НАСА, ЕКА, КНЕС, ДАРА.

С началом регулярных полетов американских МТКК «Спейс Шаттл» для стыковки с комплексом «Мир» со всеми их экипажами в течение недели проводились занятия по изучению конструкции и компоновки орбитальной станции и модулей.

Периодически практикуется также обучение зарубежных специалистов в области пилотируемых полетов — инженеров, врачей, постановщиков научных экспериментов и т.д. Подобную подготовку, например, в течение месяца проходили сотрудники китайского Института космической медицины и инженерии, а также ДЛР (Германия).

Кроме того, по заявкам зарубежных партнеров и совместно с ними выполняются целевые научные исследования и эксперименты по различным проблемам подготовки и осуществления пилотируемых космических полетов.

Еще одно направление международного сотрудничества — это выполнение работ по испытаниям разнообразного космического оборудования и снаряжения. Наряду с испытателями Центра, в них участвуют и космонавты, имеющие опыт космических полетов.

Углубление интеграционных процессов — объективная реальность, необходимое условие дальнейшего развития космонавтики. Свидетельством тому является впечатляющий проект строительства на орбите Международной космической станции (МКС). Основные участники данного проекта: Россия, США, Европейское космическое агентство, Япония и Канада.

Развертывание станции начато в 1998 году запуском функционально-грузового корабля, разработанного и построенного российскими специалистами. Активное и непосредственное участие в осуществлении данного проекта принимает Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Подготовка первого экипажа МКС в составе: Сергей Крикалёв, Юрий Гидзенко и астронавт Уилльям Шеперд началась в октябре 1996 года. С 1996 до 2022 года в Центре прошли подготовку 67 экипажей основных международных экспедиций на МКС и 20 экипажей экспедиций посещения.

Источник: www.gctc.ru

Анализ перспектив пилотируемых космических программ США и России/CCCР

👁

8.8 K 20:50 — 20/Ноя/19 truefill (3 года 7 месяцев)

Давно наблюдаю за сообществом, и вижу, что в сфере космонавтики, в отличие от экономики, оно не объективно, и относится к зарубежным успехам шапкозакидательски. Так как космонавтика моё хобби, и я знаю английский, а так же живу в англоязычной стране, мне показалось полезным попробовать написать по-возможности объективную статью без приукрас.

Начну я с того, что американцы, к сожалению, были на Луне. И это не только моё мнение, это так же мнение всех российских профильных специалистов. Если вы зайдёте на профильные форумы, вроде новостей космонавтики, за отрицательство Вас будут гонять ссаными тряпками. Собственно, Советский Союз мог бы вскрыть обман на раз-два, но так этого и не сделал. Так же все крупные заговоры быстро раскрываются, популярная статья на эту тему: https://nauka.vesti.ru/article/1043777

Цитата из статьи:

Математик из Оксфордского университета решил понять, как долго заговоры могут оставаться неизвестными широкой общественности, прежде чем кто-либо, сознательно или бессознательно, не раскроет людям глаза. Доктор Дэвид Граймс (David Grimes) создал уравнение, которое позволяет понять это, а затем применил его к четырём самым известным гипотетически существующим заговорам.

Уравнение, разработанное Граймсом, учитывает три фактора: количество заговорщиков, количество времени, прошедшего с момента заговора, а также вероятность того, что кто-то из заговорщиков выдаст все планы.

Учёный применил уравнение к четырём известным теориям заговора: убеждённости в фальшивости высадки американцев на Луне, гипотезе о фальсификации данных о климатических изменениях, а также веру в то, что фармацевтические компании скрывают давно разработанные препараты от рака и то, что аутизм вызывается прививками, которые ставят детям с раннего возраста.

Анализ, проведённый доктором Граймсом, позволил предположить, что, если бы какой-либо из этих четырёх заговоров был бы реален, в настоящее время мы бы точно знали об этом. В частности, ложь о посадке на Луну всплыла бы через 3,7 года после события, фальсификация климатических данных – за 3,7-26,8 лет, заговор о «прививке аутизма» – за 3,2-34,8 года, а «раковый» заговор – за 3,2 года.

«Математические методы, используемые в этой статье, были в целом почти такими же, что я использовал в ходе моих научных работ по радиационной физике», – отметил математик.

Теперь перейдём к нашим баранам: в Советском Союзе существовала конкуренция между конструкторскими бюро. Это было актуально и для военной авиации, и для ракетной темы. Можно сколько угодно спорить на тему эффективности или нет рыночной экономики, но факт заключается в том, что в постсоветское время конкуренцию из российской космонавтики убрали, и так и не вернули.

Так же в инженерном деле и его организации произошли некоторые изменения с середины 20-го века, с Времени Первых

И речь тут не только о компьютерах, CAD’ах, но и о модели управления инженерами. Современная модель управления зародилась в Кремниевой Долине, в местных стартапах. Да, цель она преследовала дряную — богатство местных буржуев — но тем не менее она работает, и только она и способна выдавать конкурентноспособные продукты. Что, кстати, доказали российский Яндекс, Касперский, ABBY, и другие софтверные компании, организованные по образу и подобию Кремниевой Долины. Грубо говоря, сейчас коллективы Сергея Павловича Королёва и Вернера фон Брауна не выдержали бы конкуренции.

Далее: американцы жидко обосрались с Шаттлом — он оказался очень дорогим и во многом провальным. Во многом в силу того, что делали его не в стартапе, а по заказу государственной NASA, частные компании были лишь подрядчиками, при этом бизнес-процессы в этих частных компаниях во многом контролировались и бюрократизировались NASA.

Текущая программа пилотируемых полётов (CCDev) в рамках которой создаются пилотируемые капсулы Dragon 2 и CST-100 Starliner так же подразумевает постоянное вмешательство в творческий процесс исполнителей со стороны NASA и бюрократизацию. Эта программа не идёт к успеху, и когда АШ-овцы злорадствуют на тему очередной покупки мест на Союзах они абсолютно правы: погрязший в откатах, огромный забюрократизированный Боинг ничем не лучше Роскосмоса. Ему NASA даже даёт в несколько раз больше денег на пилотируемую капсулу, чем SpaceX. Что касается SpaceX, эта компания, являясь плотью от плоти типичным калифорнийским стартапом, глубоко не понятна на метафизическом уровне бюрократам в NASA. Им проще договориться с Боингом или даже Роскосмосом, т.к. мыслят местные функционеры похожим образом.

Читайте также:
Схема по номерам программа

Собственно, Роскосмос, РККА Энергия, Хруничева не могут родить ничего нового, только поддерживать и слегка развивать советское наследие (цифровой Союз, Ангара) в силу хронического недофинансирования. Если бы им выделили средства, сравнимые по объёму со средствами на олимпиаду, то есть финансирование, сравнимое с NASA, они вполне могли бы высадиться на Луне и даже сделать многоразовые ракеты — советский союз занимался этой темой, в ускорители той же Энергии (боковые блоки А) по сути дела тот же Зенит, и для них разрабатывали тему спасения. Вот только даже в случае высадки был бы значительный перерасход средств, и это был бы флаговтык как у американцев в 69м — коммерческой окупаемости бы не вышло, после пары-тройки полётов Роскосмос бы с Луны ушёл.

Собственно, и многоразовость так же не сочетается с забюрократизированностью. В рунете принято иронизировать над Рогозиным, когда он говорит, что они посчитали, и многоразовость не выгодна: она действительно бесполезна что для NASA, что показал опыт Space Shuttle, что для Боинга, что для Роскосмоса — для всех структур, управляющихся так же, как и в середине XX-го века.

К сожалению, этого не видят ни на АШ, и, что ещё хуже, в правительстве страны. Они путают неудачи американцев с пилотируемой программой под руководством забюрократизированной NASA с каким-то глобальным, негативным технологическим трендом, которого как раз не существует.

Кроме SpaceX у американцев есть так же Blue Origin самого богатого человека на планете, Безоса. Она так же управляется как стартап, как Амазон (владельцем которого и является Безос).

Между тем, SpaceX по всей видимости сможет обойтись без денег американских налогоплатильщиков. StarLink (проект глобального спутникового интернета) способен принести миллиарды долларов, которые и профинансируют Марсианскую колонию вообще, и создание ракетной системы титанических размеров в частности: Starship, она же BFR, она же ITS.

АШовцы скорее всего не очень следили за тем, что создали или планировали создать SpaceX и Blue Origin.

Маск, после того, как успешно продал Paypal, вовсе не собирался создавать ракетный стартап. Он хотел купить ракету в России для отправки контейнера с живыми организмами на Марс, но его там не поняли, и он затаил обиду, решив создать свою. Так как он никогда не имел отношения к ракетно-космической технике, зато он software engineer, ему никто никогда не говорил, что ракетно-космическая техника проектируется только так, как в NASA, с многочисленными перекладываниями бумажек, согласованиями, и тратами по десять миллионов долларов на ручку для записей, и он перенял методы работы из стартапов: так называемый AGILE, а так же быстрая разработка, если что-то не идёт, то всё переделывается полностью, не нужные люди, либо работающие лениво увольняются. Мотивация остающихся поддерживается энтузиазмом, верой в то, что они создают великую вещь, которая взорвёт рынок, а так же высокими зарплатами(по крайней мере по сравнению с Роскосмосом, Хруном, Энергией и Лавкой).

Концепция марсианской ракетной системы постоянно менялась. Сперва это был Falcon XX:

Потом про Falcon XX они забыли, родили концепцию ITS:

Из керамики и композитных материалов.

Потом вместо ITS появилась BFR:

А теперь стальной StarShip, и это уже не рендер, а настоящая фотография:

Причём нынешний Старшип уже не керамический, а из дешёвой стали, сваренной прямо под открытым небом. Весь мир воскликнул «а что, так можно было?!» Знаете что мне это напоминает? Напоминает неказистый, сваренный некачественно, но лучший танк войны Т-34, или автомат Калашникова:

Который если отмыть от грязи, будет стрелять опять

В данном вопросе обиднее всего не то, что NASA, Боинг, ULA, Локхид, и прочие богодельни для бюрократов проигрывают SpaceX и Blue Origin, а то, что Российское правительство оказалось на стороне бюрократов. Что у нас есть Яндекс, есть ABBY, но нет космического стартапа, организованного по образцу Кремниевой Долины. Есть разговоры, что S7 может стать такой компанией, но в них не очень верится.

Возвращаясь к SpaceX: многие смотрели за эффектной посадкой боковых бустеров Falcon Heavy:

Но, кажется, мало кто заметил, что SpaceX уже тогда по сути похоронила Falcon Heavy для своих Марсианских планов. В рунете и англоязычном интернете бурлили споры на тему реальной грузоподъёмности Falcon Heavy, на тему того, что места под её обтекателем немного, на тему того, как можно улучшить Falcon heavy (например, организовать перелив топлива а-ля KSP http://lurkmore.to/Kerbal_Space_Program#.D0.92.D1.8F.D0.B7.D0.B0.D0.BD.D. ), и всё это время SpaceX считала Falcon Heavy проходным вариантом, нужным ей лишь для вывода тех нагрузок, которые не тянет Falcon 9 в многоразовом режиме. У SpaceX были планы на Марс с участием Falcon Heavy — проект Red Dragon:

Они собирались начать доставлять на нём грузы на Марс. Но NASA запретила реактивную посадку для Crew Dragon, и принудила переделать капсулу для парашютной посадки и купания в солёной воде. После этого Dragon/Falcon 9/Falcon Heavy были полностью вычеркнуты из марсианских планов SpaceX, и остались только как временный вариант — для себя. И для крупного клиента (NASA).

С тех пор SpaceX собирается полностью заменить Falcon 9/Falcon Heavy на систему Starship/Super Heavy. Они утверждают, что полностью многоразовая ракетная система, по размерам больше Saturn V и Энергии, будет иметь цену пуска меньшую, чем любая тяжелая, средняя, и даже лёгкая ракета вроде Союза.

Это такой вызов, на который никто не имеет адекватного ответа не только в России, но даже в США. За исключением Blue Origin.

Что касается Blue Origin, первой ракету, побывавшую в Космосе, посадили и повторно запустили именно они, вовсе не SpaceX:

Да, это куда меньшая ракета, чем Falcon 9 — это туристический суборбитальный комплекс, но тем не менее. Сейчас Blue Origin создает New Glenn, ракету в размерениях класса Falcon Heavy:

При этом заведомо более простой схемы (без боковых ускорителей), с большим обтекателем, так, что New Glenn мог бы забрать всех пусковых клиентов у Маска, если бы не система starship, в которой всё же технического риска очень много.

Так же Маск нацелился на Марс, его мечта большой, миллионный город на Марсе, а в очень дальней перспективе терраформирование, а цель Безоса Луна и околоземное пространство. Если посмотреть презенташку Безоса(

), в ней можно увидеть идеи выноса вредных, неэкологических производств с Земли (Грета поддержит?), а так же переселение части землян на орбиту для снижения рисков от стихийных бедствий и, может быть, аналога Элизиума в колониях о’нейла?

Так же у безоса уже есть Лэндер Blue Moon:

Который сможет поддерживать энергией нескольких астронавтов лунной ночью (водородные топливные элементы) и заправляться и стартовать с Луны с помощью добычи водородно-кислородной пары из водяного льда.

В этой связи довольно примечательно и то, что Трамп собирается повторно высадить америку на Луне до конца своего второго срока. Это явно не то, на что рассчитывал Маск: система StarShip заточена на заправку метаном, добытым на Марсе, который на Луне добывать нельзя. Да, BFR тоже сможет сесть на Луну,

Но дозаправиться на месте он не сможет. То есть то, что разрабатывает безос будет более к месту.

С другой стороны, полная многоразовость BFR и деньги от спутниковой группировки Starlink.

В данный момент не очень понятно, кто кого заборет: SpaceX или Blue Origin. Может быть, никто, и останутся они вдвоём, как Intel и AMD.

Нас на этом празднике жизни, и возвращении человечества в космос, на новой технологической базе, по всей видимости не будет. То, что нашу участь разделят ULA, Боинг, НАСА и другие человеческие организации старого типа не очень утешает. Конкуренцию SpaceX и Blue Origin сможет составить, в лучшем случае, не S7, а Rocket Labs из Новой Зеландии. Но и то очень сомнительно, слишком уж оторвались лидеры по своим технологиям.

Авторская работа / переводика
Комментарий автора:

многоразовость ракет не сочетается с забюрократизированностью. В рунете принято иронизировать над Рогозиным, когда он говорит, что они посчитали, и многоразовость не выгодна: она действительно бесполезна что для NASA, что показал опыт Space Shuttle, что для Боинга, что для Роскосмоса — для всех структур, управляющихся так же, как и в середине XX-го века. К сожалению, этого не видят ни на АШ, и, что ещё хуже, в правительстве страны. Они путают неудачи американцев с пилотируемой программой под руководством забюрократизированной NASA с каким-то глобальным, негативным технологическим трендом, которого как раз не существует.

Источник: aftershock.news

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru