Сегодня 3D анимационные ролики заняли особое место в 3D графики. Их сфера применения весьма широка, что делает этот продукт максимально востребованным во многих отраслях. Так, красивые анимационные ролики используются для создания мультфильмов, презентаций, могут применяться в узкоспециализированных сферах.
Для создания ролика используется огромное множество программ, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Однако, тут сложно говорить о недостатках. Скорее всего, под этим понимается отсутствие тех или иных функций и скорость работы при создании 3D анимационного ролика. Давайте более детально рассмотрим, с каким программным обеспечением работают аниматоры.
Обзор ПО для аниматоров
Большое количество инструментов для создания 3D анимации предложила компания Autodesk, среди которых можно выделить 3 основные программы. Все программы для создания 3d анимации и графики обладают большим функционалом, широкими настройками и достойными возможностями. Более детально о каждой из них.
Как и с помощью чего анимирует Pixar
Maya – один из самых продвинутых редакторов трехмерной графики. На сегодняшний день эта программа предлагает достаточно большой функционал, за что и стала своеобразным стандартом в 3D визуализации анимации. Уникальная особенность программы заключается в том, что она открыта для сторонних разработчиков. Это значить, что каждый может вносить в неё изменения, которые бы смогли удовлетворить потребности аниматора или студии. Программу можно характеризовать как мощную и гибкую.
Softimag – еще один многофункциональный графический 3D анимационный редактор. Первая версия была выпущена в 2000 году. Возможности и функционал программы постоянно расширяется. Сегодня с помощью Softimag можно создавать компьютерную анимацию и осуществлять 3D моделирование.
3D Studio Max – самая известная программа, которая используется в самых различных 3D визуализациях. Широкие возможности и большой функционал делает её универсальным продуктом. Для аниматоров и художников имеются специальные пакеты, которые включают в себя самые современные и необходимые инструменты для создания 3D анимацией.
Остальные популярные программы:
LightWave 3D от компании NewTek – широко используется в создании видео, теле и кинопродукции за счет широкого набора инструментов и большого количества функций. Данная программа считается профессиональным 3D анимационным редактором.
Cinema 4D от компании Maxon – специально разработанный пакет для работы с 3D графикой и анимацией. Программа считается универсальной, позволяет рендерить объекты, поддерживает высокий уровень качества.
Источник: bim-global.ru
Как делаются анимационные 3D-фильмы
 
  
  
 
В этой содержательной статье Пратик Гулати (Pratik Gulati) проведёт читателя через множество стадий, задействованных в создании анимационного фильма с нуля, будь то новый голливудский блокбастер, или самый короткий по продолжительности видеоролик в мире. Так что если в голове у вас вертится мысль попробовать сделать мультфильм или киноэпопею своими силами и вы хотите знать, как это делается, или даже если вам просто любопытно узнать о самом процессе, то эту статью вам ни за что пропускать не стоит.
Производственный процесс типичного короткометражного мультфильма или художественного фильма можно разделить на три этапа: пре-продакшн (подготовка к съёмкам фильма), продакшн (съёмки фильма) и пост-продакшн (послесъёмочный период монтажа). В данной статье мы подробно обсудим все эти три ключевых этапа.
Первая стадия производства анимационных фильмов, а также одна из самых важных, — это пре-продакшн. Начинается она с основных концепций, которые изначально воплощаются в виде законченной истории, а затем, когда уже история будет приведена к окончательному виду, начинается работа над остальными составляющими частями фильма, такими как сценарий, сцены, подбор видов из камер и др.
Одними из основных компонентов подготовительного этапа производства анимационных фильмов являются раскадровка, макеты, модельные листы, или моделшиты, и аниматики (грубые анимации, раскадровка в движении).
Раскадровка
Раскадровка помогает окончательно определить развитие сюжетной линии и считается важным этапом процесса анимации. Она делается в форме комикса и используется для того, чтобы отчётливо представить анимацию и доходчиво донести свои замыслы до коллег. В ней уточняются особенности сцены и изменения в анимации, часто имеется сопровождение текстовыми заметками, описывающими происходящие в сцене события, например, перемещение камеры.
Раскадровка крайне полезна не только при работе группы людей над анимационным проектом (что в индустрии анимации встречается довольно часто), но она также служит средством для визуального напоминания о первоначальном плане; к ней можно обращаться на протяжении всего процесса производства.
Проектные схемы в виде набросков (Layouts)
После того как будет утверждена раскадровка, она направляется в распоряжение отдела, занимающегося проектными схемами (layouts), который затем работает в тесном сотрудничестве с режиссёром — совместно с ним разрабатываются локации и костюмы. Далее, когда всё будет сделано, начинается этап организации сцен, показывающих позиции различных персонажей на протяжении следования каждого кадра.
Модельные листы (моделшиты)
Модельные листы — это группы нарисованных с большой точностью подробных изображений, показывающих все возможные выражения (лица, глаз и т.п.), которые может сделать персонаж, и всё множество различных поз, которые он может принять. Эти листы создаются для обеспечения соблюдения точности в деталях персонажа и для того, чтобы разные аниматоры, работающие каждый со своей частью кадров анимации, имели возможность сохранять строение персонажа в единообразном виде.
На этом этапе приводится к окончательному виду дизайн и строение персонажей, так что ко времени начала непосредственного производства фильма все необходимые вспомогательные чертежи (блупринты) будут отправлены в отдел, занимающийся 3D-моделированием и отвечающий за создание окончательных моделей персонажей.
Аниматики
Чтобы дать более полное представление о движении и тайминге сложных последовательностей анимационных кадров и насыщенных визуальными эффектами сцен, отдел пре-визуализации, находящийся внутри студии визуальных эффектов, вскоре после завершения процесса раскадровки создаёт упрощённые наброски, называемые «аниматиками».
Аниматики помогают режиссёру спланировать постановку вышеупомянутых последовательных рядов кадров, и, кроме того, интеграцию визуальных эффектов в итоговые кадры.
Теперь, когда вышестоящее начальство одобрило раскадровку, проект вступает в стадию производства. Здесь и начинается фактическая работа над фильмом, основывающаяся на установленном во время препродакшна плане. Одними из наиболее значимых частей на этой стадии являются создание макетов (layouts), моделирование, текстурирование, освещение, риггинг и анимация.
Макет (Layout)
Используя низко полигональные модели или блоки геометрии вместо реалистичных декораций и персонажей, художник-макетчик отвечает за композицию кадра и предоставление аниматорам черновой анимации в качестве ориентира. Они занимаются изготовлением 3D версии того, что ранее на бумаге нарисовали художники-раскадровщики.
На этом этапе режиссёр утверждает движение камеры, глубину резкости и построение моделей, составляющих виртуальную съёмочную площадку и декорации. Именно после этого на заключительной стадии макетирования вся ответственность по воссозданию утверждённых декораций, предметов реквизита и моделей персонажей возляжет на отдел 3D-моделирования.
Моделирование
3D-моделеры, как правило, распределяются по двум или более отделам. В то время, как моделеры органики очень часто имеют отношение к работе скульптора и специализируются на построении персонажей и других поверхностей произвольной формы, моделеры твёрдых поверхностей часто проявляют тенденцию к получению знаний по архитектуре или промышленному дизайну, и в связи с этим занимаются моделированием транспортных средств, оружия, реквизитов и зданий.
Работая в тесном сотрудничестве с художниками-постановщиками фильма, ответственными лицами по части визуальных эффектов и анимации, моделеры превращают двухмерный художественный замысел и слепленные по старинке макеты в высоко детализированные 3D-модели с тщательно выверенной топологией. Затем они оказывают содействие техническим аниматорам и энвелоперам, к которым в дальнейшем переходит модель для доработки — они в свою очередь добавляют в неё скелет и настраивают оболочку кожи. После этого модель может быть передана обратно моделеру, который продолжит работать над скульптингом выражений лица и каких-либо специфичных форм напряжённых мышечных состояний, если они потребуются.
После утверждения модели она предоставляется в распоряжение специалистов по риггингу и текстурированию, которые завершают заключительные этапы подготовки модели для анимации и рендеринга. Если повезёт, модель будет двигаться дальше по производственному конвейеру, не возвращаясь для исправления ошибок моделирования, хотя некоторого количества исправлений не избежать — проблемы с моделями иногда не возникают до начала этапа рендеринга, в этом случае занимающийся постановкой света человек отправит модель обратно для доработки.
Источник: cpu3d.com
Как создаются 3D мультфильмы
Многие примерно представляют себе, как создаются рисованные 2D мультфильмы. А что насчёт 3D?
Всё начинается с истории.
Точнее, сначала появляется идея, например, “хочу сделать мультик про ожившие игрушки”. Затем пишется синопсис — краткий пересказ событий, в котором описывается сюжет, основной конфликт и происходит знакомство с героями. Если история нравится продюсерам, то можно переходить к сценарию.

В сценарии детально описывается каждый шаг героя и все диалоги. Параллельно со сценарием начинается поиск и сбор визуального материала в зависимости от стиля мультфильма и эпохи, в которой происходят события. В истории про рыцарей будут отрисовываться мечи и доспехи, а в истории о космических приключениях — скафандры, космические корабли и лазерные пушки. Разрабатываются локации и предметы окружения.

Каждый персонаж рисуется в нескольких ракурсах и получает свой набор характерных поз и эмоций. Затем все герои выстраиваются на одном листе (линейка персонажей), чтобы было понятно соотношение их размеров.

Раскадровка или сториборд — это последовательность рисунков на основе сценария. Похоже на комикс, цель которого — визуализация истории. На этом этапе уже определяются ракурсы и движения камеры, строится композиция кадра и учитываются эмоции персонажей.

Дальше кадры сториборда уточняются, дополняются и объединяются в видеоряд — аниматик. В этот же момент записывается черновой звук вместе с репликами, что позволяет понять длительность диалогов. По сути, происходит первая сборка мультфильма. На этом этапе очень важно добиться цельности повествования, так что нераскрытые сцены дополняются, сюжетные дыры затыкаются, а всё лишнее нещадно вырезается. Например, в «Суперсемейке 2» набралось почти полчаса удалённых сцен:
Вплоть до этого момента шла стадия препродакшена, которая примерно одинакова как для 2D, так и для 3D мультфильмов. А вот теперь, с началом производства, запускаются уникальные процессы.
Первый в этом списке — этап моделирования. Концепты персонажей, локаций и предметов готовы, теперь нужно всё это воссоздать в трёхмерном пространстве.

Чтобы готовые модели не выглядели такими серыми и унылыми, нужно назначить им цвет и настроить материалы — это этап текстурирования. Именно в этот момент деревянные предметы приобретают узоры на спилах, металлические — характерный блеск, а стеклянные — прозрачность.

Готовые модели персонажей отправляются прямиком в руки технических специалистов, чтобы обзавестись скелетом и системой управления. Только после этого непростого процесса, называемого «риггинг», мультяшные герои наконец обретут способность шевелить конечностями, моргать и выражать эмоции. Разница между моделью и готовым ригом — примерно как между статуэткой и навороченной шарнирной куклой, только в виртуальном пространстве.

Анимация в мультфильмах, в отличие от игр, всегда создаётся на камеру. Поэтому прежде чем передавать персонажей аниматорам, необходимо выставить все ракурсы и движения камер. На основе аниматика собирается лэйаут — та же черновая сборка мультфильма, только теперь в 3D.
Лейаут удаленных сцен мультфильма «Зверополис»
И, наконец, приходит очередь анимации. К этому моменту, как правило, уже записан чистовой звук. Так происходит не всегда, но крупные студии стараются придерживаться именно такой очередности, так как у каждого актёра озвучания свои интонации, скорость произношения, паузы в репликах, и все движения и мимика персонажей подгоняются под конкретные фразы.
На этом этапе герои мультфильма оживают. Аниматоры кадр за кадром меняют позы персонажей, опираясь не только на лэйаут и собственную фантазию, но и на видеореференсы. Это могут быть съёмки дикой природы, игра реальных актёров или, как часто бывает, отыгрыши самих аниматоров:
Процесс создания сцены мультфильма «Холодное сердце»
Ткань, шерсть и волосы анимируются не вручную, а при помощи специальных симуляторов. Иногда под такие задачи на крупных студиях с нуля пишутся новые плагины и программы, позволяющие просчитать движения каждого волоска. Удовольствие дорогое, но зато мультфильмы с каждым годом выглядят всё реалистичнее. Примерно в этот же момент добавляются визуальные эффекты — это не только взрывы и магия, но и, например, падающие листья, дым, бегущая вода.
На стадии рендера проект впервые формируется в своём окончательном виде: выставляется освещение каждой сцены, настраиваются материалы, глубина резкости изображения, добавляется размытие в движении. Это тот момент, когда интересная история становится ещё и красивой.
Композитинг — завершающая стадия в процессе визуального производства. На этом этапе происходит объединение всех слоёв анимации, убираются ненужные детали, производится цветокоррекция. И, наконец, готовое видео озвучивается шумами и музыкой — это не только фоновые композиции, но и стук копыт, скрип дверей, гул прибоя.
Как правило, от идеи до релиза полнометражного анимационного фильма проходит 4-5 лет, и над каждой картиной трудятся сотни специалистов. Звучит сложно, но на самом деле это очень увлекательная работа и можно научиться любому из вышеперечисленных этапов. Часто в индустрию приходят уже взрослые люди, сменив нелюбимую профессию на творчество аниматора, 3D-моделлера или раскадровщика.
Но любимые персонажи и новые волшебные миры, несомненно, стоят всех потраченных усилий.
Если статья вам понравилась, оказалась полезной и актуальной, то обязательно поделитесь с друзьями и нам было бы приятно увидеть ваше мнение в комментариях
Если вы также хотите открыть для себя мир 3D анимации , приглашаем вас на курсы AnimationSchool . Мы обучаем анимации с 2013 года, постоянно дорабатывая и обновляя программу, чтобы наши студенты получали самые актуальные знания, а выпускники — оплачиваемую стажировку на студиях.
Обсудите статью в наших социальных сетях
 
  
 
ИП Тренин Андрей Евгеньевич, г. Москва
Источник: animationschool.ru
