Все вещи, которые нас окружают, кто-то придумал и разработал. Почему ваш смартфон выглядит так, а не иначе? Кто догадался заворачивать хрупкие предметы в пленку с пупырышками? Как дизайнеры заставляют нас покупать больше еды? Отвечаем на эти вопросы вместе с Британской высшей школой дизайна, где вы можете обучиться промышленному дизайну с нуля.
Что такое промышленный дизайн?
Промышленные дизайнеры придумывают, как будут выглядеть вещи массового производства: одежда, мебель, предметы интерьера, бытовые мелочи и многое другое. Промышленный дизайн сформировался как отрасль во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и люди захотели, чтобы они были не только функциональными, но и эстетичными — так появилась профессия дизайнера.
Пионером промышленного дизайна считается Петер Беренс, немецкий архитектор. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для целой корпорации — AEG, крупнейшей компании Европы, которая специализировалась в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Его дизайн ламп, вентиляторов, часов, чайников и других домашних приборов не менялся несколько поколений.
Кто такой промышленный дизайнер? Компетенция интернет вещей
Какие знаменитые объекты промдизайна есть у вас дома?
Ко всем предметам, которыми вы пользуетесь, — от зубной щетки до автомобиля — приложил руку дизайнер. Некоторые дизайн-решения входят в историю, а их продуманный внешний вид становится эталоном и не меняется десятилетиями. Например:
Воздушно-пузырчатая пленка. Необходимая вещь для переезда и борьбы со стрессом появилась в 1957 году в результате неудачного эксперимента по производству обоев. Обклеить пленкой с пупырышками квартиру никто не решился. Тогда ее создатели Альфред Филдинг и Марк Шаван отдали партию компании IBM, которая начала упаковывать в пленку компьютеры. До наших дней пленка дошла в неизменном виде.
Ручка Bic. Шариковые ручки придумали в 1940-х сразу несколько компаний. Фирма Марселя Бика сделала ставку на одноразовость и дешевизну — в отличие от конкурентов они предлагали не заменять закончившийся стержень, а купить новую ручку всего за 19 центов. Этот ход помог Bic стать монополистом. Дизайн флагманской ручки Bic Cristal не менялся с 1950 года.
Стеллаж «Билли». Самый популярный книжный шкаф в мире и один из главных товаров «Икеа»: каждые 10 секунд продается один стеллаж. Его облик не менялся с 1978 года, когда шведский дизайнер Гиллис Лундгрен придумал недорогую полку без лишних деталей, которую можно использовать для любых целей: поставить на кухню, хранить в ней книги или приделать дверцы и превратить в шкаф для спальни.
Как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
В дизайне есть понятие emotional sustainability — это чувство, когда вещь с каждым днем нравится всё больше. С точки зрения промышленного дизайна только хорошо продуманные изделия могут быть красивыми и эстетичными — если вилкой невозможно есть, ей не помогут украшения на ручке.
Промышленный дизайн: Как построить свою карьеру
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» — один из главных постулатов промышленного дизайна, который сформулировал Дитер Рамс, придумавший в 1960-х стиль компании Braun: примитивный, интуитивно понятный и логичный. Его минималистичная концепция стала эталоном, которым вдохновлялся Джонатан Айв, глава дизайн-подразделения Apple.
Самый известный проект Рамса для Braun — дизайн проигрывателя SK-4. В те годы радиоприборы выпускались в лаковых деревянных корпусах и щедро украшались. Белый аппарат Рамса с прозрачной крышкой и без декора конкуренты обозвали «гробом Белоснежки». Зато покупателям понравилось: модель стала популярной среди меломанов, компания Braun заработала репутацию инноватора, а у философии Рамса появились последователи.
Кажется, всё уже изобретено. Над чем работают промдизайнеры сейчас и что станут делать в будущем?
Дизайнер совершенствует уже существующие вещи и разрабатывает новые. Технологии развиваются, появляются новые материалы, вместе с ними меняются запросы покупателей. Еще недавно было сложно поверить, что кроссовки смогут передавать информацию об активности на телефон, наушники станут беспроводными, а автомобиль будет заряжаться от сети. Задача промдизайнера будущего — заворачивать еще более сложные концепции в понятные и удобные для пользователей оболочки и работать с новыми технологиями. Этому и учат в рамках двухгодичной программы «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна.
Как промышленные дизайнеры помогают спасать мир?
Один из главных принципов промышленного дизайна — использование минимального количества ресурсов и снижение вредного воздействия на природу. В идеале промдизайнеры должны создавать вещи, которые не захочется выкидывать годами: так мы сможем уменьшить количество мусора, снизить визуальный шум и перестать тратить деньги на новые вещи.
Знаменитый промышленный дизайнер Виктор Папанек много писал об ответственности дизайнера перед миром. В 1966 году он разработал радиоприемник из консервной банки стоимостью 9 центов. Жители самых бедных стран могли собрать его из подручных средств. Приемник был очень популярен в Индии, Африке и Латинской Америке. Папанек никак не украшал радио — жители стран делали это сами в соответствии со своими культурными традициями.
Почему промышленных дизайнеров не заменят роботы?
Нейросеть может сгенерировать логотип и айдентику, но не может придумать удобный стул. В промдизайне важно хорошо разбираться в человеческой психологии — понимать потребности людей, анализировать рынок и быть в курсе последних тенденций. Дизайн связан с осмысленным творчеством, на которое машина пока не способна.
Вот отличный пример того, как креативное мышление помогает решать дизайнерские задачи: в 1937 году владелец сети американских супермаркетов Сильван Голдман заметил, что корзинки для продуктов быстро заполняются и становятся слишком тяжелыми. Чтобы заставить людей покупать больше, он изобрел продуктовую тележку на колесиках. В нее помещалось больше продуктов и ее было удобно катить по супермаркету, так что покупатели могли проводить больше времени в магазине. Тележка произвела революцию в индустрии, а ее дизайн за 80 лет почти не изменился.
Дизайнер должен уметь хорошо рисовать? Какие знания и навыки нужны?
Промышленные дизайнеры — многофункциональные специалисты, которым удается совмещать творчество, логику и инженерные навыки. Важно иметь развитый вкус, понимать паттерны потребительского поведения, работать с программами моделирования и много общаться с заказчиками.
«33 слова о дизайне». Фильм, где 33 российских дизайнера рассказывают об индустрии и творчестве.
«Овеществление». Документальный фильм о создании объектов масс-маркета — от зубных щеток до телефонов.
«Гений дизайна». Сериал от BBC, где исследуется появление повседневных вещей.
99% Invisible. Культовый подкаст о дизайне всего: здесь можно узнать о создании эмоджи, проектировании кружек и особенностях строения библиотек.
Куда пойти учиться?
В Британскую высшую школу дизайна. Программа «Промышленный дизайн» подходит и для инженеров, которые хотят больше узнать об эстетике, и для дизайнеров, которые стремятся освоить новые технологии и узнать о бизнес-составляющей профессии.
Преподаватели расскажут, как создавать прогрессивные концепции и продукты, которые могут улучшить жизнь людей, как изучать пользовательский опыт и выводить товары на рынок. За время обучения студенты соберут портфолио практических кейсов и получат знания для работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах и производствах.
Источник: knife.media
Промышленный дизайн
Услуга промышленный дизайн
Разработка эскизов, передающих художественный замысел объекта / дизайнерская 3D-модель (отвечающая реальным габаритам изделия) / 3D-визуализация.
Промышленный дизайн затрагивает все сферы жизни человека. Вокруг каждого имеются тысячи предметов, с которыми мы соприкасаемся, которые влияют на настроение, определяют внутреннее состояние. Промышленный дизайн – новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Он обеспечивает функциональность предметов, а также отвечает за их внешний вид.
Нахождение равновесия между формой, эстетикой и конструкцией, принципиально отличает промышленный дизайн от любого другого. Промышленный дизайн – это в первую очередь материальная реализация замысла, базирующаяся на современных промышленных технологиях.
Современный рынок, диктует жесткие конкурентные условия и вынуждает производителей совершенствовать не только техническую, но и эстетическую составляющую конечного продукта.
В результате художественного конструирования заказчик от бюро получает дизайнерскую 3D-модель и презентацию с фотореалистичными изображениями, позволяющую оценить внешний вид будущего изделия.
Так для чего нужен промышленный дизайн? Для мировой конкурентоспособности продукции, производимой в России, дизайн становится необходимым, так как уникальных продуктов практически нет, а потребитель должен сравнивать различные товары по внешнему виду и выбрать среди них:
- инновационный;
- удобный;
- эстетичный;
- понятный;
- ненавязчивый;
- честный;
- актуальный вне времени;
- детально проработанный;
- экологически чистый;
- минималистичный.
Дизайн в значении «внешний вид»
Но продукт должен быть не только технологичным, удобным и функциональным. Его внешний вид обязательно должен вписывать в жизнь потребителя. В тоже время не все производители готовы вкладывать средства в создание уникального дизайна, так как понимают, что там, где «случился дизайн» по умолчанию увеличится себестоимость конечного изделия. Поэтому в реалиях современного Российского рынка первое, на что готовы тратить деньги производители – это надежность конструкции. А если бюджет позволяет, то уже после возвращаться к преобразованию внешнего вида изделия.
Кейсы
Нужно понимать разницу между концепт-дизайном и промышленным дизайном. Примеров промышленного дизайна – масса, но не каждый человек представляет, что подразумевает под собой данный термин. Четких границ концептуального и инженерного дизайна нет – они могут плавать. Но в любом случае они включают в себя:
- проработку концепции;
- эскизирование;
- создание макетов;
- трехмерное моделирование;
- визуализацию;
- создание конструкций;
- создание прототипа.
Если сокращенно, то концепт – это фантазия дизайнера, а промышленный дизайн – это продукт, созданный для производства, с учетом существующих технологий. Наши примеры:
Семейство моноблочных усилителей
Охранный контроллер
Создание дизайна кальяна
Станция водоподготовки МДМ
Блок релейной защиты
Акустическая система АКСИ II
Услуги
В термин «промышленный дизайн» многие заказчики включают совершенно разные услуги. При этом конструкторское бюро может предлагать такие услуги отдельно, соответственно, стоимость промышленного дизайна в понимании заказчика окажется выше предполагаемой суммы. Например, для китайских конструкторских бюро реализация идеи до конечного продукта – это и есть дизайн.
Производство
Не все скетчи могут быть жизнеспособными. Дизайнер не всегда может понимать и учитывать различные технологии, нюансы производства, поэтому очень важна слаженная работы всех участников конструкторского бюро и понимание ответственности каждого специалиста в своем направлении.