Целевая комплексная программа (ЦКП) – документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
По содержанию ЦКП подразделяются на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.
Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический).
Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.
Ключевые проблемы и точки роста концессий в сфере обращения с отходами
Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и
природообразующего характера. Примером такой программы может служить государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, предприятиях, разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.
По временной продолжительности ЦКП могут быть долгосрочными, разрабатываемыми
на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Система показателей ЦКП основывается на показателях нормативах,
предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях
управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода
представляется возможным выделить следующие уровни ЦКП в рамках первичных
— народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;
— межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
— общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;
— подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем
включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а так же посредством
разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-
А.С. Дмитреев. Доклад «Реализация генплана через программы комплексного инфраструктурного развития».
экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми
видами ресурсов в первоочередном порядке.
Источник: studopedia.su
25. Целевые комплексные программы(цкп) в планировании
Целевая комплексная программа (ЦКП) – документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Типы целевых комплексных программ
По содержанию ЦКП подразделяются на ряд типов (видов): социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экологические и организационно-хозяйственные.
Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономических социальный и экологический).
Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности и развитию новых производств.
Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и
природообразующего характера. Примером такой программы может служить государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, предприятиях, разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.
По временной продолжительности ЦКП могут быть долгосрочными, разрабатываемыми
на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Система показателей ЦКП основывается на показателях нормативах,
предусматриваемых в составе плановых документов на различных уровнях
управления. В связи с интенсивным распространением программно-целевого метода
представляется возможным выделить следующие уровни ЦКП в рамках первичных
— народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;
— межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;
— общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;
— подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей;
Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем
включения ЦКП в прогнозные и плановые документы, а так же посредством
разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-
экономического развития. Задания и мероприятия ЦКП обеспечиваются всеми
видами ресурсов в первоочередном порядке.
Этапы разработки ЦКП
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2. На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. На четвертом этапе предполагается расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5. Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
Источник: studfile.net
Использование программно-целевого метода в стратегическом планировании
Программно-целевой метод (ПЦМ) направлен на усиление целевого использования ресурсов, концентрации организационного внимания на решении наиболее важных проблем развития организации. Он увязывает цели с ресурсами с помощью целевых комплексных программ (ЦКП).
Таким образом, использование ПЦМ предполагает повышение значимости выбора целей и направлений планово-управленческой деятельности. Усиливает ее целевую ориентацию.
Программно-целевой метод последовательно охватывает все стадии жизненного цикла технических объектов управления (технические изделия и технологические процессы). Управление в этом случае начинается с НИОКР, охватывает внедрение в производство, само производство, эксплуатацию объекта, его модернизацию, снятие с производства и утилизацию.
Реализация ПЦМ предполагает разработку ЦКП.
Под целевой комплексной программой понимается намеченный к планомерному осуществлению, объединенный единой многоплановой целью и приуроченный к определенным срокам комплекс взаимосвязанных задач и адресных мероприятий социального, экономического, научного, технического, организационного характера, направленных на решение этих задач, с указанием используемых ресурсов и их источников.
Целевую комплексную программу можно рассматривать как механизм интеграции различных видов деятельности, необходимых для достижения целей, имеющих высокую приоритетность их достижения. Кроме того, в стратегическом планировании, как отмечалось выше, используются различного вида проекты, прежде всего инновационные. Оба этих вида плановых документов имеют практически совпадающие определения. Различие между ними заключается главным образом в том, что ЦКП в отличие от проекта имеет более сложный, многоцелевой характер и может включать в свой состав несколько проектов.
Цели программы. Обычно главная цель программы направлена на удовлетворение некоторой общественной потребности. Она выступает в виде задающего звена, вершины совокупности более частных целей, представляемых, как правило, в виде дерева целей. Цели последнего уровня дерева целей содержат нормативные значения отдельных целевых показателей.
Исходные данные. Исходные данные определяют отправной уровень решения проблемы. Они характеризуют начальные значения целевых показателей, первичные уровни удовлетворения потребностей в программном продукте, показатели эффективности, достигнутые за период, предшествующий осуществлению программы.
Исходные данные включают также прогноз развития проблемной ситуации и ограничительные условия, которые требуется соблюдать при разработке и реализации программы.
Мероприятия по достижению программных целей. В зависимости от назначения программы они охватывают НИОКР, производство программного продукта, его обращение и потребление, социальные и организационные мероприятия.
Ресурсное обеспечение. Указываются виды и объем необходимых ресурсов, а также источники их получения.
Плановый раздел программы представляет адресное отображение мероприятий программы применительно к организационной структуре организаций, в которых будут выполняться эти мероприятия. Таким образом, программные мероприятия должны быть включены в планы соответствующих министерств, региональных структур, других организаций.
Выделим следующие главные этапы разработки ЦКП, вытекающие из ее структуры: целевая разработка и анализ путей осуществления программы, проектно-научная разработка, структурная разработка, ресурсная разработка.
Целевая разработка и анализ путей осуществления программы. На этом этапе осуществляются ретроспективный анализ проблемы, прогнозная оценка перспектив решения проблемы, количественная конкретизация целей программы, анализ возможных путей достижения целей программы. Итогом данного этапа является разработка исходного задания, в котором количественно формулируются цели и задачи программы, лимиты ресурсов, указываются разработчики и исполнители программы, определяются отдельные этапы реализации программы и промежуточные уровни достижения программных целей.
Проектно-научная разработка программы. Результатом данной разработки является комплекс социально-экономических, научно-технических и других данных, необходимых для структурной и ресурсной разработки программы и ее технико-экономического обоснования, расчет эффективности реализации программы. Цели и задачи, сформулированные в исходном задании, подлежат в ходе проектно-научной разработки дальнейшему разукрупнению. Необходимо иметь в виду, что речь идет не о проведении комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ для обеспечения реализации самой программы. Такие работы выполняются уже в ходе непосредственного осуществления программы после ее разработки.
Структурная разработка программы. Основу структурной разработки программы составляют определение перечня и содержания мероприятий по ее осуществлению, их взаимная увязка, определение показателей и сроков выполнения мероприятий и состава исполнителей. Как правило, для достижения программных целей могут быть предложены различные методы и средства, среди которых следует отобрать наиболее эффективные. При этом необходимо не только определить состав мероприятий, но представить их в систематизированном и структурированном виде, т.е. в виде дерева мероприятий.
Следует выделить два этапа структурной разработки, первый из которых может быть назван формированием функциональной структуры, а второй — формированием исполнительной структуры. Функциональная структура отображает направленность мероприятий, а исполнительная — их адресную привязку.
Функциональная структура программы формируется по целевому и технологическому признакам. Если в основу определения и группировки программных мероприятий положен целевой признак, то мероприятия привязываются к развертывающейся системе целей. По мере разбиения целей на подцели в процессе целевой разработки программы осуществляется формирование системы мероприятий. Каждая группа целей, а может, даже каждая цель преобразуется в комплекс программных мероприятий. Совокупность системы целей ЦКП и комплексов программных мероприятий образует костяк ЦКП.
Для перехода от программных мероприятий к системе адресных заданий организациям-исполнителям необходимо преобразовать структуру системы мероприятий, построенных вначале по функциональному признаку, в совокупность мероприятий, построенных по организационноуправленческим признакам.
Ресурсная разработка программы. Непосредственная задача ресурсной разработки состоит в определении видов и объемов ресурсов, необходимых для реализации программы, т.е. в определении структуры и состава ее ресурсного обеспечения.
Говоря о ресурсной разработке, следует иметь в виду, что она должна учитывать затраты всех видов ресурсов по всему кругу работ, необходимых для обеспечения полного воспроизводственного цикла.
При определении ресурсов используются результаты целевой, проектно-научной и структурной разработки. Надо учитывать, что элементы ресурсной разработки присутствуют на всех предшествующих стадиях, поэтому к моменту итогового расчета ресурсов уже накоплена значительная предварительная информации о требуемых ресурсах, которую следует использовать для оценок и расчетов.
Разработка программы в целом завершается выпуском программной документации. Программная документация должна отражать основные элементы программы и содержать результаты ее поэтапной разработки. Осуществляются утверждение программы и включение заданий программы в соответствующие разделы стратегического и оперативного планов организации.
Таким образом, ПЦМ способствует устранению трудностей, обусловленных недостаточной увязкой сроков окончания одних стадий со сроками начала работ на других стадиях; сокращению сроков освоения новых технических и технологических систем.
Недостатки ПЦМ обусловлены прежде всего тем, что он усложняет планово-управленческую деятельность вследствие:
- • разработки дополнительных плановых документов — ЦКП;
- • дополнительных организационных и методических проблем согласования программных и внепрограммных работ в планах различных содержания и уровней исполнения;
- • создания специальных методов контроля за разработкой и реализацией ЦКП;
- • создания в ряде случаев специальных органов управления разработкой и реализацией ЦКП;
- • создания дополнительного экономического механизма разработки и реализации ЦКП.
Организация управления разработкой и реализацией ЦКП и проектов
Для руководства разработкой и реализацией ЦКП и проектов целесообразно создать временную рабочую группу из ведущих специалистов и организаторов, знакомых с ПЦМ. Рабочая группа под управлением руководителя программы обеспечивает обоснованность и единство методических подходов к формированию программы и своевременность ее реализации.
При разработке и реализации ЦКП и проектов целесообразно использовать программно-целевые организационные структуры управления (ОСУ), включающие ОСУ по проекту (рис. 9.1) и матричную организационную структуру (рис. 9.2).
Достоинства ОСУ по проекту заключаются, главным образом, в ее простоте и возможности достаточно эффективно координировать работу сотрудников различного профиля, состав которых определяется типом решаемой задачи. Кроме того, соблюдается принцип единоначалия, у сотрудников имеется только один непосредственный руководитель определенной ЦКП.
Однако в организационной структуре данного вида трудно обеспечить полную загрузку сотрудников разного профиля ввиду их неравномерной загрузки в ходе выполнения программы. Отрицательным моментом также является ограниченный срок разработки программы, после истечения которого для сотрудников возникает вопрос их трудоустройства.
Рис. 9.1. Организационная структура управления по проекту
Рис. 9.2. Матричная организационная структура управления
Вследствие указанных причин при реализации ПЦМ, особенно когда разрабатывается несколько ЦКП, достаточно часто применяются матричные ОСУ.
Матричная ОСУ может быть охарактеризована как «решетчатая», построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, руководителю программы, предоставляющему все необходимые ресурсы и несущему главную ответственность за реализацию программы; с другой — руководителям линейных подразделений, в штатное расписание которых входят исполнители.
К достоинствам матричных ОСУ можно отнести следующие:
- • интеграция различных видов деятельности организации в рамках реализуемых программ;
- • значительная активизация деятельности руководителей и сотрудников управленческого аппарата в результате формирования программных команд, активно взаимодействующих с функциональными и линейными подразделениями, усиление связи между ними;
- • усиление личной ответственности конкретного руководителя как за программу в целом, так и за ее элементы;
- • более быстрое реагирование матричной ОСУ на изменения внешней среды;
- • преодоление внутриорганизационных барьеров при разработке и реализации программ;
- • обеспечение равномерной загрузки сотрудников;
- • по сравнению с проектной ОСУ создание у сотрудников уверенности в своей занятости после окончания проекта.
К числу недостатков матричных ОСУ можно отнести следующие:
- • в связи с системой двойного подчинения подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и напряженности отношений между членами трудового коллектива организации;
- • нечетко распределены права и ответственность между элементами ОСУ;
- • структура сложна и дорога;
- • чрезмерные накладные расходы в связи с тем, что зачастую требуется больше средств для содержания большого количества руководителей, а также на разрешение конфликтных ситуаций;
- • наблюдается частичное дублирование функций;
- • замедляется принятие решений, так как обычно в данном случае характерно принятие групповых решений.
Матричная ОСУ применяется, прежде всего, в том случае, когда существует несколько приоритетных проблем, решение которых требует концентрации ресурсов и управленческих усилий. Когда одновременно разрабатывается несколько проектов (программ), создается орган (центр) управления, координирующий работу над отдельными проектами (программами).
Источник: studme.org