В чем заключалась программа 500 дней

Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

50. Программа «500 дней»

Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ.
Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 19911992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию.
Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены.

Докосмическая эпоха Oxygen Not Included

С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.
Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

51. Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла.

Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике.
Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.
23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась.

Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр.

Интервью с Сергеем Алексашенко: программа «500 дней», макроэкономика 1990-х, кризис 1998 г


Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена 10 млрд руб., в марте 8 млрд руб., в апреле 4 млрд руб.).
Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились.

Читайте также:
Проблемы с зоной программа

Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

52. Россия в первой половине 1990-х гг

После распада СССР возникла социально-психологическая проблема. Советский народ, привыкший жить в стране, противостоящей «мировому капитализму», теперь сам вступил в этот «пресловутый» капитализм. Стране предстояло стать лишь одной из многих демократических стран.
России пришлось входить в новое демократическое окружение, где уже был свой лидер Соединенные Штаты Америки, правящие мировой бал и отодвинувшие на задний план таких мировых лидеров, как Франция и Германия. Разваленная правительством Е. Т. Гайдара экономика требовала значительных вливаний в государственный бюджет.
В 19921993 гг. Россия убеждала страны Запада, что ее основная внешнеполитическая позиция состоит в поддержке инициатив, исходящих от них. Главным проповедником этих норм был министр иностранных дел России А. В. Козырев. События в период распада Югославии явственно показали проводимую им линию демократической солидарности с действиями Запада.

Россия согласилась с признанием новых государств на территории бывшей Югославии Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины. Однако отказ поддержать новое правительство в Белграде показал, что у каждой нации имеются права на самоопределение. Это привело страны НАТО в замешательство.

Такой шаг был сделан с расчетом на устранение внутренних конфликтов многонациональной России, а заодно и был призван продемонстрировать твердость российской стороны.
Развязанная осенью 1991 г. местными сепаратистами война в Чечне показала, что федеральному правительству необходимо признать «права наций на самоопределение» внутри самой России. Получив права и привилегии, регионы оказали серьезную поддержку первому Российскому Президенту Б.Н. Ельцину.

Перераспределение власти между регионами и Центром закончилось в пользу первых.
На внешнеполитической арене Россия выглядела слабо. Объявленная США концепция помощи странам бывшей Организации Варшавского договора в их становлении на путь демократии (за которую так «радеют» Штаты) подразумевала финансовую помощь на льготных условиях. Это касалось всех, кроме России.

Более того, правительство США проводило активную политику по уничтожению экономических, дипломатических, культурных связей нашей страны с целым рядом стран и регионов. В результате «поддакивания» странам НАТО Россия добилась-таки выделения на свои нужды необходимых средств для поддержания экономики из Международного валютного банка (МВФ) и Мирового банка (МБ), правда, на жестких условиях, открывающих для кредиторов возможность почти полного контроля страны-заемщика.
В начале 1990-х гг. Россия ушла сразу из нескольких экономически выгодных для нас регионов с уже отлаженными партнерскими отношениями: Латинской Америки, Южной Азии, Африки, т. е. оттуда, куда активно поставлялось российская военная продукция. Отсутствие заказчиков привело к полнейшему развалу отечественного военно-промышленного комплекса.

На военных заводах работало огромное количество населения, а с их развалом большинство людей оказалось на улице. Высококлассные специалисты были вынуждены менять род деятельности для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами. А ведь доходы от ВПК составляли совсем недавно львиную долю еще советского бюджета страны.
Хозяйственный кризис, массовые задержки заработной платы, забастовки, нарастающий дефицит и рост цен начала 1990-х гг. население связывало с курсом проводимых радикальных либеральных реформ и «якшаньем» с Западом. Многие начали обвинять Президента в проведении прозападной политики и нерадивости по отношению к национальным интересам. События 1993 г., когда была жестко подавлена «ельцинская» оппозиция, еще больше усилили негативное отношение народа к Президенту и его окружению.

Подверглись сомнению желания стран НАТО «помочь» создать в России демократическое государство.
53. Продолжение курса реформ, «шоковая терапия»

После августа 1991 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин отдал ключевые посты в Правительстве РФ молодым политикам, во главе которых был Е.Г. Гайдар. В планы новых министров А.Н.

Читайте также:
Программа мой офис инструкция по применению

Шохина и А.Б. Чубайса вошло проведение так называемой шоковой терапии. Ее суть заключалась в скором достижении равновесия между товарным предложением и платежеспособным спросом.

Это называется макроэкономической стабилизацией. Предполагалась сразу «разморозить» существующие цены, снять ограничения с доходов и ввести жесткую кредитно-денежную политику. Параллельно планировалось в сжатые сроки провести приватизацию госсобственности.

Населению пообещали, что страна быстро перейдет к рыночной экономике, а предлагаемые реформы будут для всех благодатны.

Интересные записи

  • Проблемы сохранения единства России
  • Денежная масса и инфляция
  • Механизм адаптации в реальном секторе
  • Жилищно-коммунальная реформа в России. Проблемы и противоречия
  • Предпринимательство как важнейший фактор экономического развития общества

Fore kc .ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий

Источник: www.forekc.ru

§ 48. Экономические реформы 1985—1991 годов

4) программа «500 дней» по приватизации государственных предприятий (фактически выполнена сразу после распада СССР).

Вопрос 02. Назовите причины неудач в реформировании экономики в те годы.

1) реформы не имели единого плана, потому были не последовательными;

2) в условиях продолжавшегося всевластия номенклатуры вместо свободного рынка появился лишь ещё один источник обогащения в основном для этой самой номенклатуры, отмывания ею государственных средств;

3) слишком быстрое обогащение одних и из-за начавшейся инфляции обнищание других не могло создать достаточного потребительского спроса для нормального функционирования свободного рынка, необходимого для успеха основной части реформ;

4) промышленность и в годы индустриализации, и в годы застоя формировалась как монополистическая, отрасль обычно была централизована, имела один или несколько ярко выраженных флагманов; в итоге децентрализация не успела дать существенных результатов к началу приватизации, потому вполне логичен результат приватизации – вместо свободной конкуренции получилась олигополия, а в некоторых отраслях и монополия, соответственно, появились и олигархи.

5) наибольшую прибыль давала перепродажа, особенно продажа импортного товара, реформы мало стимулировали производства, потому не исчез дефицит.

Вопрос 03. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?

Ответ. Программа «500 дней» не была принята из-за противодействия консерваторов и позиции М.С. Горбачёва, которые не мог окончательно принять сторону ни одного из лагерей и в целом прибывал в нерешительности.

Вопрос 04. В чём заключается радикальный характер провозглашённого курса на переход к рынку?

Ответ. Переход к рынку предполагал отказ от основ социалистической экономики, полностью контролируемой руководством страны и не предполагавшей ни свободной предпринимательской деятельности населения, ни безработицы.

Вопрос 05. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?

1) в руководстве СССР усиливались позиции консерваторов (которые вскоре попытались полностью взять власть в свои руки с помощью ГКЧП);

2) предыдущие этапы реформы, попытки создания свободного рынка не принесли положительных результатов – положение в стране всё ухудшалось;

3) СССР распался спустя слишком непродолжительное время чтобы судить, провалилась ли реформа в принципе, или только I попытка её провести.

Источник: resheba.me

30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику

30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику

В эти дни исполняется 30 лет знаменитой программе «500 дней». Именно в такой срок группа советских экономистов собиралась уложить комплекс мер по переходу к рыночной экономике.

В чем была суть программы «500 дней»

Создание программы поддерживали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Именно по их поручению и была сформирована рабочая группа. «Лицом» группы стал Григорий Явлинский: программа «500 дней» дала старт политической карьере прежде мало кому известного молодого экономиста. С 14 июля 1990 года Явлинский занимал пост заместителя председателя Совета Министров РСФСР – неплохо для 38-летнего, на тот период, человека.

Читайте также:
Настройка программы ssd tweaker

Однако, хотя молва приписывала в то время авторство программы именно будущему лидеру «Яблока», в действительности над ней работал целый коллектив, а ключевую роль, помимо Явлинского, играл академик Станислав Шаталин. Именно его заверил Горбачев в своей поддержке программы рыночных преобразований в СССР. Кроме Шаталина и Явлинского в разработке программы участвовали Евгений Ясин, Сергей Алексашенко, Борис Федоров, Андрей Вавилов, Михаил Задорнов и ряд других экономистов.

30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику

Один из авторов программы Григорий Явлинский стал видным российским политиком 1990-х — 2000-х гг.

1 сентября 1990 года программа «500 дней» была подготовлена и утверждена Верховным Советом РСФСР, после чего ее представили на рассмотрение Верховному Совету СССР. Саму программу предлагалось реализовать в четыре этапа. В течение первых 100 дней должны были быть проведены приватизация жилья, земельных участков, мелких предприятий и акционирование заводов и фабрик. Затем, на втором этапе, в течение 150 дней, предстояло либерализовать цены, на третьем 150-дневном этапе – стабилизировать рынок и, наконец, на четвертом этапе – начать подъем отечественной экономики. На словах всё — легко. А на деле…

Главная идея программы заключалась в сохранении республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и разумной приватизации через акционирование и т. д. То есть это был очень мягкий и поступательный вариант реформ, так как еще сохранялись шансы на «мягкое» вхождение в рынок. Первые 500 дней осуществления программы должны были заложить основы рыночной экономики,
— писал в своих воспоминаниях один из авторов программы и впоследствии вице-премьер российского правительства, ныне покойный Борис Федоров.

Плюсы и минусы программы

Безусловным плюсом программы было то, что она предлагала экономические преобразования в масштабах всего Советского пространства, то есть речь о возможном распаде СССР не шла, и авторы программы рассчитывали преобразовать экономику всех союзных республик.

Шаталин и команда предлагали сначала провести приватизацию и сформировать класс собственников, а затем либерализовать цены, что, по их расчетам, привело бы к снижению цен за счет растущей конкуренции между продавцами. Но, как известно, страна пошла по другому пути: Егор Гайдар, наоборот, сначала «отпустил цены», что и привело к их колоссальному росту.

Другое дело, что к тому моменту, когда писалась программа, Советский Союз и политически, и экономически уже находился в ситуации глубочайшего кризиса. В союзных республиках возобладали центробежные тенденции, в экономике наблюдался спад – 2% в 1990 году и уже 9% — в 1991 году. Кроме того, авторы программы, будучи экономистами-теоретиками, а не практиками, верили в возможность ее реализации без учета ключевых факторов, отличавших политическую и социальную реальность позднего СССР.

Прямое противодействие реализации программы оказал Николай Рыжков – в то время председатель Совета министров РСФСР. Он потребовал реализации собственной программы, подразумевавшей сочетание элементов рыночной и плановой экономики. Свою программу Рыжков отстаивал очень активно и в результате пригрозил Горбачёву уходом в отставку.

В итоге Горбачев решил создать комиссию, которая бы совместила две программы. И это оказалось фатальным и для программы Рыжкова, и для программы «500 дней»: сначала, в октябре 1990 года, в отставку подал Григорий Явлинский, затем в декабре у Рыжкова случился инфаркт и Горбачев 14 января 1991 года снял его с поста руководителя советского правительства.

Часть положений программы, впрочем, была реализована позже, уже после распада Советского Союза. В постсоветской России были проведены и либерализация цен, и приватизация собственности. Только делалось все уже не постепенно, а резко, без переходного периода, что привело к очень печальным последствиям для российской экономики, и многие эти последствия, включая последствия приватизации, наша страна, что называется, разгребает до сих пор.

Источник: militaryreview.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru