В чем заключается содержание учебных программ

Способы построения учебной программы

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Концентрический способ построения учебных программ по­зволяет один и тот же материал излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащени­ем содержания образования новыми компонентами, с углубле­нием рассмотрения имеющихся между ними связей и зависи­мостей.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной сте­пени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последова­тельность и цикличность его изучения.

Imbibition | 11th Std | Biology | Science | CBSE Board | Home Revise

Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания учебных программ «находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.

Структура учебника

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты — описания, тексты — повествования, тексты — рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организа­ции и усвоения; собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, ог­лавления, указатели.

Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности.

Источник: studfile.net

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  • 1. Титульный лист.
  • 2. Пояснительную записку.
  • 3. Учебно-тематический план.
  • 4. Содержание изучаемого курса.
  • 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  • 6. Список литературы.

/. Титульный лист включает:

  • · наименование образовательного учреждения;
  • · где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • · название дополнительной образовательной программы;
  • · возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • · срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • · Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • · название города, населенного пункта;
  • · год разработки дополнительной образовательной программы.
  • 2. Пояснительная записка раскрывает:
  • · направленность дополнительной образовательной программы;
  • · новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • · цели и задачи дополнительной образовательной программы;
  • · отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;
  • · возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • · сроки реализации дополнительной образовательной про граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • · формы и режим занятий;
  • · ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • · формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
  • · перечень разделов, тем;
  • · количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Источник: studwood.net

Методист онлайн обучения [педагогический дизайнер] #1. Кто такой методист онлайн-курсов?

  • Вы здесь:
  • Защита Прав
  • Право на образование
  • Право на получение образования в РФ
  • Образование в РФ
  • Уровни общего и профессионального образования в системе образования РФ
Читайте также:
Sheetcam как работать в программе

Образовательные программы: Содержание образования в РФ

  • статьей 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018);
  • статьей 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • статьей 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • статьей 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
  • способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
  • обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения:

  • должно обеспечивать получение квалификации.

Виды образовательных программ

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются:

  • основные образовательные программы.

По дополнительному образованию реализуются:

  • дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • основные общеобразовательные программы:
  • образовательные программы дошкольного образования,
  • образовательные программы начального общего образования,
  • образовательные программы основного общего образования,
  • образовательные программы среднего общего образования;
  • образовательные программы среднего профессионального образования:
  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
  • программы подготовки специалистов среднего звена;
  • программы бакалавриата,
  • программы специалитета,
  • программы магистратуры,
  • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
  • программы ординатуры,
  • программы ассистентуры-стажировки;
  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
  • программы переподготовки рабочих, служащих,
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы:
  • дополнительные общеразвивающие программы,
  • дополнительные предпрофессиональные программы;
  • программы повышения квалификации,
  • программы профессиональной переподготовки.

Разработка образовательных программ

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные программы дошкольного образования:

  • разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и
  • с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам:

  • разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и
  • с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Исключение из этого правила — образовательные программы высшего образования, реализуемые на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно.

Образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты:

  • разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы

Примерные основные образовательные программы разрабатываются:

  • с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов,
  • если иное не установлено Законом об образовании.

Примерные основные образовательные программы включаются:

  • по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ,
  • являющийся государственной информационной системой;
  • информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Разработка и экспертиза основных образовательных программ

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ:

  • устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ:

  • с учетом их уровня и направленности в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей
  • привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

  • обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии РФ.
Читайте также:
Программа запускается в трее

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки:

  • обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Разработку примерных программ ординатуры:

  • обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании, разрабатываются и утверждаются:

  • примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы;
  • примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

статья 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Реализация образовательных программ

Общие требования к реализации образовательных программ установлены статьей 13 Закона об образовании.

В соответствии с этой статьей Закона об образовании образовательные программы реализуются:

  • организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации;
  • при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  • при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Система зачетных единиц

Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.

Зачетная единица представляет собой:

  • унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося,
  • включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом,
  • в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практику.

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается:

  • соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе:

  • устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Практика обучающихся

Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется:

  • организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
  • на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля;
  • практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Дополнительные особенности реализации образовательных программ:

  • использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, ЗАПРЕЩАЕТСЯ;
  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Сетевая форма реализации образовательных программ

Порядок использования сетевой формы реализации образовательных программ установлен статьей 15 Закона об образовании.

В соответствии с этой статьей Закона образовании сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает:

  • возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
  • в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Читайте также:
Программа сбис системные требования

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется:

  • на основании договора между указанными организациями;
  • для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  • вид, уровень и направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  • выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  • срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируется статьей 16 Закона об образовании.

Под электронным обучением в соответствии с этой статьей Закона об образовании понимается:

  • организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и
  • обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств,
  • а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
  • взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются:

  • образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ:

  • в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

  • в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
  • включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
  • обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым НЕ ДОПУСКАЕТСЯ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

  • утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

  • местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
  • организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Источник: moiprava.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru