Способы построения учебной программы
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.
Imbibition | 11th Std | Biology | Science | CBSE Board | Home Revise
Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания учебных программ «находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.
Структура учебника
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты — описания, тексты — повествования, тексты — рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения; собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.
Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности.
Источник: studfile.net
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
- 1. Титульный лист.
- 2. Пояснительную записку.
- 3. Учебно-тематический план.
- 4. Содержание изучаемого курса.
- 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- 6. Список литературы.
/. Титульный лист включает:
- · наименование образовательного учреждения;
- · где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- · название дополнительной образовательной программы;
- · возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- · срок реализации дополнительной образовательной программы;
- · Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- · название города, населенного пункта;
- · год разработки дополнительной образовательной программы.
- 2. Пояснительная записка раскрывает:
- · направленность дополнительной образовательной программы;
- · новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- · цели и задачи дополнительной образовательной программы;
- · отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;
- · возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- · сроки реализации дополнительной образовательной про граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- · формы и режим занятий;
- · ожидаемые результаты и способы их проверки;
- · формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
- · перечень разделов, тем;
- · количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Источник: studwood.net
Методист онлайн обучения [педагогический дизайнер] #1. Кто такой методист онлайн-курсов?
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на получение образования в РФ
- Образование в РФ
- Уровни общего и профессионального образования в системе образования РФ
Образовательные программы: Содержание образования в РФ
- статьей 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018);
- статьей 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- статьей 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- статьей 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
- учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
- способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
- обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения:
- должно обеспечивать получение квалификации.
Виды образовательных программ
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются:
- основные образовательные программы.
По дополнительному образованию реализуются:
- дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
- основные общеобразовательные программы:
- образовательные программы дошкольного образования,
- образовательные программы начального общего образования,
- образовательные программы основного общего образования,
- образовательные программы среднего общего образования;
- образовательные программы среднего профессионального образования:
- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- программы бакалавриата,
- программы специалитета,
- программы магистратуры,
- программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
- программы ординатуры,
- программы ассистентуры-стажировки;
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
- программы переподготовки рабочих, служащих,
- программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы,
- дополнительные предпрофессиональные программы;
- программы повышения квалификации,
- программы профессиональной переподготовки.
Разработка образовательных программ
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательные программы дошкольного образования:
- разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и
- с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам:
- разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и
- с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Исключение из этого правила — образовательные программы высшего образования, реализуемые на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно.
Образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты:
- разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.
Примерные основные образовательные программы
Примерные основные образовательные программы разрабатываются:
- с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов,
- если иное не установлено Законом об образовании.
Примерные основные образовательные программы включаются:
- по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ,
- являющийся государственной информационной системой;
- информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Разработка и экспертиза основных образовательных программ
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ:
- устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ:
- с учетом их уровня и направленности в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей
- привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:
- обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии РФ.
Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки:
- обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Разработку примерных программ ординатуры:
- обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании, разрабатываются и утверждаются:
- примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы;
- примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
статья 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Реализация образовательных программ
Общие требования к реализации образовательных программ установлены статьей 13 Закона об образовании.
В соответствии с этой статьей Закона об образовании образовательные программы реализуются:
- организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации;
- при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Система зачетных единиц
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.
Зачетная единица представляет собой:
- унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося,
- включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом,
- в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практику.
Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается:
- соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.
Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе:
- устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Практика обучающихся
Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется:
- организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
- на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля;
- практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Дополнительные особенности реализации образовательных программ:
- использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, ЗАПРЕЩАЕТСЯ;
- федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Сетевая форма реализации образовательных программ
Порядок использования сетевой формы реализации образовательных программ установлен статьей 15 Закона об образовании.
В соответствии с этой статьей Закона образовании сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает:
- возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
- в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется:
- на основании договора между указанными организациями;
- для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
- вид, уровень и направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
- статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируется статьей 16 Закона об образовании.
Под электронным обучением в соответствии с этой статьей Закона об образовании понимается:
- организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и
- обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств,
- а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
- взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются:
- образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ:
- в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
- включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
- обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым НЕ ДОПУСКАЕТСЯ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
- организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Источник: moiprava.info