Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Развитие современного общества настолько стремительно, что подростки обращают внимание на окружающую их среду, реагируя на отношения общества эмоционально. Проявляя свои яркие эмоции в танце, дети получают заряд энергии в своих выступлениях перед родными и близкими им людьми.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Танцевальный материал дается в элементах и движениях, разучивается по правилам школы классического, народного и бального танца. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.
Новизна программы
Актуальность
Данная программа актуальна в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Бальные танцы обязательно входят в воспитательную программу для кадетских классов.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования
Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.
В нашей школе проходит ежегодный, уже традиционный «Кадетский бал», где дети принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из задач программы является подготовка детей к «Кадетскому балу».
Педагогическая целесообразность программы
На занятиях по программе «Хореография для кадетских классов» происходит массовое обучение основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии.
Освоение программы не ограничивается только конкурсными бальными танцами, так как все танцы, входящие в понятие «бальная хореография», имеют в образовательном процессе равные права, и настаивать на приоритете одного вида бальной хореографии (классического, народно-характерного, историко-бытового, спортивного и др.) является некорректным. Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и искусству других народов.
Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией. Обучающиеся уже имеют навыки хореографии, поэтому в программу включена только постановочная деятельность и воспитательная работа.
Цель программы — формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры.
Задачи:
— дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве;
— использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей;
— использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
— обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
— обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
— обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами бального танцев, воспитать культуру движения.
В течение года следует стимулировать занятия обучения бальному танцу. Для этого целесообразно информировать танцевальные дуэты об их рейтинге в классе, школе, городе, республике. Роль информатора с успехом могут выполнять стенгазеты, фотогазеты, брошюры, буклеты и т.д. Хорошей традицией является награждение в конце каждого учебного года танцевальных пар по различным номинациям (самая результативная пара; самая техничная пара; самая обаятельная пара и т.д.) с последующим концертом или конкурсом с участием всех классов.
Истоки бального танца – в массовых социальных танцах. Социальные танцы делятся на две группы: дуэтные и линейные (исполняемые танцорами по одному, стоя, в линию). Эти группы танцев также являются материалом для проведения учебных конкурсов и подготовки концертных номеров.
В процессе реализации программы необходимо приобщить обучающихся к посещению концертов лучших хореографических коллективов, работающих в других жанрах хореографии.
Содержание программы является примерным. Учитель может корректировать объем изучаемого материала в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
— принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;
— принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений;
— принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;
— принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий;
— принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения);
— принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
В программе выделены следующие направления:
— развитие физических способностей детей;
— приобретение танцевально-ритмических навыков;
— работа над танцевальным репертуаром;
Методы контроля и управления образовательным процессом — это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хореографического кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах; открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках; организация и проведение конкурсов; участие пар в конкурсных программах разного уровня.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.
Формами педагогического контроля являются итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе урока, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.
Оценивая результат практической работы, а именно выступления обучающихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
— входной — педагогическое наблюдение, собеседование с детьми и родителями, беседа с воспитателем (или учителем — классным руководителем);
— промежуточный – показательные выступления, участие в концертах и конкурсах;
— итоговый — творческий отчёт в форме контрольного урока или концерта.
При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
— максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных, районных конкурсов);
— средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок (участвует в смотрах, конкурсах на уровне Дома детского творчества, посёлка, школы);
— минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях (участвует в конкурсах на уровне коллектива).
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
— Методы наглядного восприятия — способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
— Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.
— Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
— Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
— Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.
Состав участников – не более 20 человек.
Процесс реализации программы предусматривает 2 ступени обучения.
I ступень – 5-6 класс – базовый уровень.
II ступень – 7-9 класс – основной уровень
Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий,
встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Источник: poisk-ru.ru
Педагогическая целесообразность
наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации.
Приемлемые примеры:
1. Данная дополнительная общеобразовательная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое
образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
2. Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная общеобразовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразным.
3. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что “квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена “от простого к сложному”.
Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Цель и задачи программы
Цель и задачи должны быть взаимосвязаны,обусловлены нормативными правовымидокументами российской системы образования, особенностями и запросами контингента обучающихся; ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов образования; достижимы в указанный в программе временной период,конкретны и понятнывсем участникам образовательного процесса.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.
При формулировке цели программы нельзя употреблять выражение создание условий для….
Программы ставят своей целью обучить, формировать навыки или компетенции, развить умения, способности и т.д.
Примеры формулировки цели: (согласно Концепции развития дополнительного образования детей):
· Формирование интереса к …у детей и подростков.
· Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
· Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
· Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
· Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами …
· Формирования мотивации к познанию (творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа)
· Обеспечение личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения….
· Формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся
Задачи:
Образовательные (предметные).Предполагают развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Развивающие (метапредметные).Предполагают развитие мотивации к определенному видудеятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
Воспитательные (личностные).Предполагают формирование общественной активностиличности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни
Источник: infopedia.su
Педагогическая и психологическая целесообразность реализации программы «Основы анимационного творчества»
методическая разработка по теме
· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Используется принцип личностно – ориентированного подхода в учебных группах на занятиях по анимации. Он обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения обучающихся от азов анимационного искусства до начального уровня профессионального мастерства. Тем самым возможна реализация предпрофильной подготовки обучающихся в условиях освоения данной программы.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни.
Структура и проведение занятий.
Индивидуально-групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умении работать в коллективе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений.
Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий. Это занятия по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов (операторов, монтажеров, режиссеров и т.д.). Экскурсии на к/с «Союзмультфильм», к/с «Пилот», к/с «Кристмас-филмз», к/с «Мироздание», Школу-студию «ШАР», мастерскую Ю.Б. Норштейна с целью на практике увидеть создание мультипликационного фильма в разных техниках и познакомится c работой узких специалистов при создании профессионального анимационного фильма.
Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).
Первый год обучения (дети 6-9 лет) — «Основы анимации». Дети знакомятся с основами предметной анимации, с мировой и отечественной историей анимационного кино, видами анимации, технологиями создания мультфильма, принципами и методами одушевления, композиция, сценарий, раскадровка. Этапы производства мультфильма.
Второй год обучения (дети 9-11 лет) — «Основы режиссуры». Обучающиеся осваивают основы режиссуры в анимационном кино: авторская позиция режиссера, образ персонажа, композиция, звук, график изображения, акценты, раскадровка, монтаж.
Третий год обучения (дети 11-14 лет) состоит из двух этапов:
1 этап- «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту». Обучающиеся обобщают пройденный материал. Углубленно изучают каждую позицию в анимации: режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник — постановщик, монтажер. Разработка замыслов дипломных анимационных фильмов.
2 этап — «Работа над дипломным проектом». Создание дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные обучающимися сюжеты. Создание анимационный фильмов для участия в конкурсах и фестивалях.
При изучении каждой темы используется различный наглядный материал: книжные иллюстрации, мультфильмы, картины, видео-уроки, фильмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа реализуется по следующим принципам:
Используется принцип л ичностно – ориентированного подхода в учебных группах на занятиях по анимации. Он обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения обучающихся от азов анимационного искусства до начального уровня профессионального мастерства. Тем самым возможна реализация предпрофильной подготовки обучающихся в условиях освоения данной программы.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни.
Структура и проведение занятий.
Индивидуально-групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умении работать в коллективе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений.
Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий. Это занятия по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов (операторов, монтажеров, режиссеров и т.д.). Экскурсии на к/с «Союзмультфильм», к/с «Пилот», к/с «Кристмас-филмз», к/с «Мироздание», Школу-студию «ШАР», мастерскую Ю.Б. Норштейна с целью на практике увидеть создание мультипликационного фильма в разных техниках и познакомится c работой узких специалистов при создании профессионального анимационного фильма.
Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).
Первый год обучения (дети 6-9 лет) — «Основы анимации». Дети знакомятся с основами предметной анимации, с мировой и отечественной историей анимационного кино, видами анимации, технологиями создания мультфильма, принципами и методами одушевления, композиция, сценарий, раскадровка. Этапы производства мультфильма.
Второй год обучения (дети 9-11 лет) — «Основы режиссуры». Обучающиеся осваивают основы режиссуры в анимационном кино: авторская позиция режиссера, образ персонажа, композиция, звук, график изображения, акценты, раскадровка, монтаж.
Третий год обучения (дети 11-14 лет) состоит из двух этапов:
1 этап — «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту». Обучающиеся обобщают пройденный материал. Углубленно изучают каждую позицию в анимации: режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник — постановщик, монтажер. Разработка замыслов дипломных анимационных фильмов.
2 этап — «Работа над дипломным проектом». Создание дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные обучающимися сюжеты. Создание анимационный фильмов для участия в конкурсах и фестивалях.
При изучении каждой темы используется различный наглядный материал: книжные иллюстрации, мультфильмы, картины, видео-уроки, фильмы.
Источник: nsportal.ru