В чем заключается направление деятельности программы открытое министерство

ОТКРЫТОЕ МИНИСТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Мокеева Е.Ю. 1 , Яковлева А.А. 1
1 ФГБОУ ВО ОГИК
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В целях повышения эффективности государственного управления в России запущен проект «Открытое правительство», в рамках которого создаются новые механизмы взаимодействия гражданского общества и органов власти. К настоящему времени в ряде субъектов РФ и муниципалитетах запущен проект «Открытый регион», реализуется проект «Открытое министерство».

Процесс раскрытия данных был запущен в мае 2012 Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Для исполнения задачи Правительство обязало органы власти публиковать информацию в форме открытых данных и утвердило Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти.

Трансформация в направлении открытого доступа в области научной коммуникации

В марте 2014 года введен в эксплуатацию Портал открытых данных Российской Федерации.

Правовая сторона вопросов, касающихся обращений граждан, регламентирована в Федеральном законе №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вышеупомянутый Федеральный закон устанавливает правовую регуляцию заявлений, жалоб, предложений граждан к госслужащим, в органы местного самоуправления, а также государственные учреждения. Закон описывает специфику регламентирования расследования заявлений граждан в соответствии с правовым подспорьем. Возможность обращаться к органам власти в письменном или устном виде доступна всем гражданам и утверждена Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с данным законом и Регламентом Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства от 27 августа 2009 года № 586 «Об утверждённом регламенте Министерства культуры Российской Федерации», в Министерстве рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения, заявления и жалобы граждан по вопросам компетенции Министерства, поступающие в письменной форме, что без сомнений повышает уровень работы Министерства.

Также, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации ежегодно, начиная с 12 декабря 2013 года, в День Конституции Российской Федерации проводится общероссийский день приема граждан с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по местному времени в Приемной Президента Российской Федерации.

Что немало важно, на сайте Министерства культуры имеется раздел «Открытая приемная», который посвящен работе с гражданами и юридическими лицами по решению вопросов и проблем, которые находятся в компетенции Министерства.

Кроме того, любой гражданин может открыто высказать свое мнение по поводу принятия тех или иных законов, в подразделе «открытое обсуждение», что также благотворно влияет на работу Министерства.

Актуальные направления деятельности ММС в 2021 2022 учебном году

Подраздел «Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры» позволяет выражать мнений получателями услуги о качестве оказания услуг организациями культуры.

Благодаря тому, что на сайте размещены планы деятельности Министерства, как на истекший период времени, так и на будущий, граждане могут отслеживать работу Министерства и анализировать ее эффективность.

  1. Официальный сайт Министерства культуры [Электронный ресурс]:Режим доступа: http://mkrf.ru/

Источник: scienceforum.ru

Проекты открытого правительства

Проект «Открытое министерство» реализуется через внедрение системы открытых государственных данных, повышение подотчетности государственных органов посредством механизмов общественного и экспертного контроля за закупками и расходами, деклараций целей, а также задач и отчетов по их реализации.

Проект «Открытое министерство» включается в себя (Схема 6):

Схема 6 «Элементы Открытого министерства».

Цель проекта — обеспечение наилучшей доступной экспертизы, вовлечение гражданского общества и бизнеса в принятие государственных решений благодаря реализации важнейших приоритетов (схема 7).

Схема 7 «Приоритеты проекта»

Для Министерства образования и науки РФ переход на принципы работы Открытого Правительства создает новые возможности для повышения качества принимаемых управленческих решений, что положительно сказывается на качестве образования и науки и, следовательно, ведет к росту удовлетворенности граждан работой Министерства.

Как упоминалось ранее, для активного внедрения принципов открытого государственного управления были созданы библиотеки лучших практик и проектов, обобщив их и сформулировав методические рекомендации для субъектов РФ. Данные предложения возникли в рамках проведения стратегической сессии «Открытый регион и открытый муниципалитет» в честь Дня Открытого правительства.

Министерство образования и науки РФ выступило пилотной площадкой для проекта «Открытое правительство», в рамках которого с июля 2012 года реализуется проект «Открытое министерство»: осуществляется переход на новый формат взаимодействия власти и общества, в основе которого новый тип государственного мышления, предполагающий высокий уровень прозрачности власти и свободный обмен информацией между государством и обществом.

Общественный совет

Основным документом, регламентирующим создание Общественного совета, является Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах».

Читайте также:
Как называется программа где все скидочные карты

Целью создания общественного совета является более полный учет общественных потребностей и повышение эффективности деятельности министерства при реализации своих полномочий.

Состав общественного совета формируется соответствующим министерством и Общественной палатой РФ. В состав общественного совета входят:

­ члены Общественной палаты РФ;

­ эксперты, независимые от органов государственной власти;

­ представители заинтересованных общественных организаций.

Основными задачи общественного совета является:

­ разработка рекомендаций по повышению деятельности данного Министерства

­ рассмотрение общественных инициатив, которые связаны с деятельностью Министерства

­ рассмотрение плана по противодействию коррупции в сфере деятельности Министерства, а также наблюдение за его выполнением

­ взаимодействие со средствами массовой информации для обеспечения информирования граждан и организаций о деятельности Министерства

­ рассмотрение и оценка результатов мониторинга качества государственных услуг, оказываемых Министерством

­ рассмотрение важнейших вопросов, относящихся к сфере деятельности Министерства

­ подготовка заключений по результатам проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством

­ рассмотрение годовых отчетов о результатах деятельности Министерства

Федеральный орган исполнительной власти утверждает положение об образовании общественного совета, в котором определены полномочия и порядок деятельности общественного совета, порядок формирования общественного совета, порядок взаимодействия данного министерства с Общественной палатой Российской Федерации.

Открытые данные

Основополагающим элементом, обеспечивающим функционирование проекта «Открытое министерство» являются «Открытые данные».

Механизмом внедрения ОД в практику государственного управления в России является одноименный проект «Открытые данные» («ОД»), осуществляемый под руководством Открытого правительства.

Целью проекта «ОД» является эффективная реализация экономического и социального потенциала открытых данных, находящихся в распоряжении государства, путем вовлечения их в оборот негосударственного сектора. Возникает необходимость формирования информационного общества.

Комплекс задач, который решается в рамках проекта:

­ создать возможность для предпринимателей сделать открытые данные источником своего развития;

­ объяснить управленцам необходимость открытия данных;

­ вовлечь IT-сообщество в разработку приложений на основе ОД;

­ заинтересовать граждан в использовании этих приложений.

Проект «Открытые данные» является выгодным для всех сторон: предоставляемые гражданам услуги становятся более доступными, рынок становится перспективным для предпринимателей, государство получает доверие со стороны общества и диверсификацию[3] экономики.

Проект «ОД» является одним из механизмов реализации Стандарта открытости ФОИВ. Координатором проекта является Совет по открытым данным, включающий в себя представителей как государственных, так и негосударственных структур — субъектов РФ, министерств и ведомств, экспертного сообщества, интернет-компаний. К функциям данного совета относятся:

­ формирование механизмов открытия данных;

­ обеспечение коммуникации с гражданами, бизнесом, экспертным сообществом;

­ распространение идеи открытых государственных данных;

­ предоставление наилучших практик и возможностей для развития бизнеса;

­ формирование механизма обратной связи.

Нормативная правовая база функционирования проекта «Открытые данные»:

­ Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

­ Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

­ Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

­ Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных», утвердившее перечень общедоступной информации, обязательно раскрываемой в форме открытых данных.

Открытые данные сконцентрированы на Едином портале ОД (data.gov.ru), а также представлены на порталах отдельных федеральных органов власти (например, http://www.rosminzdrav.ru/opendata) и региональных/муниципальных органов власти.

Проведенный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) в январе 2013 года опрос экспертов (выборка из участников различных отраслевых мероприятий) показал, что большая часть участников опроса считают, что создание общедоступной базы данных, на которой публикуется информация о деятельности органов власти полезной. (см. Схема 8)

Схема 8. «Экспертная оценка внедрения системы Открытых данных».

В целом, по мнению экспертов, внедрение системы ОД в России должно привести к:

­ повышению прозрачности органов государственной власти и реализации концепции «открытого правительства»;

­ формированию рынка приложений и сервисов;

­ улучшению инвестиционного климата и качества жизни населения за счет повышения доступности информации.

Проект «Открытый регион»

Реализация проекта «Открытый регион» направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности органов как государственной, так и муниципальной власти, посредством внедрения механизмов открытости.

Основными задачами реализации проекта «Открытый регион» являются:

­ повышение кадрового потенциала на государственной гражданской службе и муниципальной службе;

­ повышение качества предоставления бюджетных услуг посредством развития конкурентной среды в их осуществлении;

Читайте также:
Bootice как работать с программой

­ эффективное использования общественного потенциала, как при разработке государственных решений, так и в реализации отдельных государственных функций;

­ снижение уровня коррупции;

­ повышение конкурентоспособности территорий, улучшение инвестиционного потенциала;

­ повышение качества жизни граждан посредством своевременной реакции на социально-экономические вызовы;

­ рост доверия между обществом и государством.

Важно отметить, что при внедрении механизма открытого государственного управления на региональном уровне, осуществляется разработка, и реализация системы мер, которые учитывают как общие принципы открытого государственного управления, так и специфику данного субъекта Российской Федерации.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает программу реализации проекта открытости, который регламентируется на региональном уровне, например: Постановление правительства Тульской области от 22.04.2014 № 209 «О программе совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014 — 2016 годы». Однако существует и основополагающий НПА – «Типовая концепция открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Бюджет для граждан

Кроме выше перечисленного, «Открытое правительство» предусматривает составление бюджета для граждан.

С 2014 года проект «Бюджет для граждан» направляется вместе с проектом бюджета в Госдуму и Совет Федерации.

Проект «Бюджет для граждан» в понятной и наглядной форме дает возможность гражданам понять, что такое бюджет государства, из чего он состоит, куда расходуются бюджетные средства (большая часть – налоговые сборы), а также узнать об иных источниках государственных доходов и пр. Содержание проекта разрабатывалось в сотрудничестве с населением (проходил опрос на сайте Открытого правительства).

Данные проекты функционируют как на федеральном уровне, так и на региональном. Ознакомиться с «Бюджетом для граждан» может каждый пользователь, посетив официальный сайт министерства финансов необходимого региона.

Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме (утв. приказом Минфина России, Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ от 22 августа 2013 г. №№ 86н, 357, 468). Бюджет для граждан реализуется на основании стандартов качества гражданского бюджета, представленных в Схеме 9:

Схема 9. «Стандарты качества гражданского бюджета».

Единого стандарта по информации, которая должна быть отражена в народном бюджете нет. Однако разработан примерный план для составления бюджета. (см. таблицу 3.).

Часть Содержание
Введение Цель публикации гражданского бюджета; место годового бюджета в законодательной деятельности в области общественных финансов; краткое описание рамок бюджета и бюджетного процесса, включающее информацию о возможностях общественного участия
Экономические перспективы Задачи государства Макроэкономические прогнозы и основные предпосылки бюджета; чувствительность бюджетных показателей к колебаниям ключевых экономических предпосылок; стратегия национального развития; среднесрочные цели финансовой политики
Государственный бюджет и его перспективы Совокупные доходы, расходы и финансовый баланс в среднесрочной перспективе, включая общее распределение расходов и источники доходов, сравнительные данные по предшествующему году, государственный долг, финансовые риски, устойчивость текущей политики и основные тренды
Новые мероприятия Краткое представление основных бюджетных инициатив; оценка их финансовых эффектов и воздействия на ключевые политические группы; источники, обеспечивающие достижение поставленных Правительством целей
Повышение качества услуг Краткое описание того, что делает государство для повышения качества услуг, включая обзор стратегий

Таблица 3. «Рекомендуемый план гражданского бюджета страны»

Информация о Гражданском бюджете распространяется через различные массовые информационные каналы, среди которых:

­ интернет-порталы, социальные группы;

­ упоминание на телевидении и радио;

­ полиграфия (постеры, листовки, брошюры).

Наглядность предоставляемой информации достигается через использование графики, видео, анимации и пр.

«Бюджет для граждан», как совместный проект Министерства финансов РФ и Открытого правительства, создан с целью повышения финансовой грамотности населения и создания понятного для каждого основного финансового документа страны — Бюджета РФ.

Интерес к проекту народного бюджета не угасает и планируется постепенное появление проекта в каждом регионе РФ.

Открытый Госзаказ

Ещё одним способом реализации «Открытого правительства» является проведение открытых государственных закупок.

Проведение государственных закупок проводится на основании принципов представленных в Схеме 10. Нормативной основой проведения Государственных закупок является №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 01 января 2014 г. Данный закон сменил №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В числе причин перехода к контрактной системе осуществления госзакупок лежит необходимость эффективного расходования бюджетных средств, сокращения коррупционных рисков, повышения прозрачности закупок и эффективности общественного контроля, мониторинга закупок.

Сейчас на официальном портале проекта раскрывается существенный объём информации о государственных закупках, реализована возможность общественного обсуждения крупных закупок на сумму более 1 миллиарда рублей. Общественное обсуждение ежегодно проходят около 400–450 крупных закупок, общая сумма которых превышает триллион рублей. За 2014 год через обязательные общественные обсуждения прошли в общей сложности 430 процедур на общую сумму почти 1,5 трлн рублей, 67 процедур на сумму 160,2 млрд рублей было отменено.

Читайте также:
На какой программе стирать пальто

Схема 10. «Принципы проведения государственных закупок»

Закон устанавливает, что на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности, обсудить ее условия и стартовую цену. Причем закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Обсуждать общественность сможет далеко не все закупки, а только наиболее крупные. На региональном уровне происходит обсуждение, если сумма закупки превышает 100 млн. рублей, а на местном уровне сумма, при которой происходит обсуждение закупки, зависит от вида муниципального образования.

В обязательном общественном обсуждении закупок может принять участие любой желающий. Законом не ограничивается круг участников обсуждения. Обсуждение проходит на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на специальных очных слушаниях. Начинается общественное обсуждение закупки с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого процедура закупки может быть отменена заказчиком.

Игнорирование запросов общественности при обсуждении закупки заказчик не имеет права — он должен будет дать мотивированную оценку всем поступившим предложениям и замечаниям, а по итогам проведения общественного обсуждения отчитаться.

Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.

Благодаря открытости и прозрачности размещения госзаказов экономия бюджетных средств ежегодно увеличивается и в 2015 г. составила 321 млрд руб.

Источник: megalektsii.ru

Открытое правительство России

В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru [1]

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов.

2012: Критерии работы «Открытого правительства»

  • В мае 2012 года министром по взаимодействию с «Открытым правительством» стал Михаил Абызов.

На данный момент, отмечает издание, только некоторые из этих требований ведомства соблюдают полностью или частично, а сайт «Открытого правительства» служит исключительно для обсуждения различных законопроектов.

По данным «Ведомостей», Герман разработал план развития «Открытого правительства» на второе полугодие 2012 года. В частности, в этот срок Россия планирует присоединиться к международному партнерству открытых правительств (Open Government Partnership) и разработать законопроект, в котором будет описан единый стандарт открытости органов власти. При этом, как отмечает пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, законопроект может не понадобиться, так как «Открытое правительство» — это не орган власти, а система взаимодействия с обществом, и главное — чтобы все ведомства работали по принципу максимальной открытости.

В план развития «Открытого правительства» также входит чтение лекций министрами в вузах, и встречи с журналистами и «лидерами общественного мнения».

Проектные центры по внедрению открытости, которые появятся в органах власти, будут курировать чиновники не ниже заместителей руководителя организация. Всем «Открытым правительством» будет управлять комиссия во главе с Медведевым.

2011: Идея Медведева

Идею создать «Открытое правительство» (в прессе оно также фигурировала как «большое») была высказана в октябре 2011 года Дмитрием Медведевым, который на тот момент занимал пост президента РФ. По его замыслу, «Открытое правительство» станет площадкой, на базе которой органы власти смогут обсуждать свои инициативы с общественными деятелями и экспертами.

Примечания

  1. ↑В России закрыли «Открытое правительство»
  2. ↑Министрам объяснят правила работы с «Открытым правительством»

Источник: www.tadviser.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru