1 слайд В системе образования, в условиях модернизации, происходят существенные изменения. Начальная школа в последние годы является самой инновационной. Она становится гибкой, открытой, развивающейся, строится на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
2 слайд Современные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям, требуют от административного и педагогического состава грамотных подходов к организации образовательного процесса.
К педагогу предъявляются требования:
· Высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания.
· Способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения
· Способность к творческой активности.
Посмотрим, что же в реальности.
Сложившаяся система ориентирована на работу в «усредненной» школе. Учитель плохо подготовлен к творческой деятельности по созданию новых курсов и программ, что вступает в противоречие с потребностями школы и общества.
Рабочая программа инструктора по физической культуре в соответствии с ФГОС ДО
От педагога требуется:
· Повышение компетентности педагога
· Использование конструктивно — технологического подхода к созданию образовательных программ как компонента системы образования.
3 слайд Что такое программа?
• Программа – проект педагогической деятельности (зачем? что? и как буду делать?)
4 слайд В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
5 слайд Рабочая программа — индивидуальный инструмент педагога,
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
6 слайд Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса, но не более 20%.
особенностях организации образовательного процесса.
Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе педагогов.
7 слайд Рабочая программа является локальным и индивидуальным документом педагога.
Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности
8 слайд Составление рабочей программы необходимо начать:
· Изучение материалов ФГОС, внимательно прочитать.
· Определить, какой вариант тематического планирования подходит к условиям Вашей школы.
· Выбрать учебник или УМК.
- 9 слайд При составлении рабочей программы учитываются факторы: Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения.
- Состояние здоровья учащихся.
- Уровень их способностей.
- Характер учебной мотивации.
- Качество учебных достижений.
- Образовательные потребности.
- Возможности педагога.
- Состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
10 слайд Структурные элементы рабочей программы педагога:
1.Титульный лист( название программы).
2. Пояснительная записка.
3.Общая характеристика учебного предмета.
4.Описание учебного предмета в учебном плане.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
6. Содержание учебного предмета, курса.
8.Перечень учебно-методического обеспечения.
9.Список литературы ( основной и дополнительный).
10.Приложения к программе.
11 слайд Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы ( педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилия, имя, отчество разработчика программы
(одного или несколько)
- название города, населенного пункта;
год разработки программы
Итог Следует обратить внимание, что при создании авторских и рабочих программ педагогов могут возникать сложности, которые могут быть преодолены при изменении работы методических объединений: при планировании работы предметного методического объединения необходимо включать вопросы разработки содержания авторских и рабочих программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При фокусировании работы методического объединения на эти цели достигается значимый для всех педагогов результат, основанный на опыте разработчиков, а вся система методической работы приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Источник: kopilkaurokov.ru
Учитель работает в нескольких классах одной параллели, рабочую программу составлять для каждого класса?
Проведённое анкетирование педагогов образовательных учреждений области отделом научно-методического сопровождения ФГОС выявило большое количество затруднений, связанных с разработкой рабочих программ по учебным предметам, которые являются составной частью основной образовательной программы основного общего образования.
Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует принять единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив это локальным актом «Положение о рабочей программе», что согласно Закона «Об образовании в Российской Федерации» пункта 3 Статьи 28.
Нормативной базой для разработки педагогом общеобразовательного учреждения рабочих программ являются:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
— от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
— от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
— от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
· Реестр основных образовательных программ;
· Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
· Примерные программы по учебным предметам.
Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности в конкретном классе.
Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
При создании рабочих программ к учебным предметам, курсам возможны разные варианты, которые обязательно должны быть закреплены локальным актом образовательного учреждения. Рассмотрим некоторые из них:
Й вариант
Часто учителя спрашивают, можно ли пользоваться готовыми, опубликованными рабочими программами или они должны разрабатывать их сами?
Учитель может использовать в качестве рабочей программы опубликованную программу, составленную авторскими коллективами с опорой на материалы определенного учебно-методического комплекта, если она соответствует структуре, зафиксированной в пункте 18.2.2. ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Обращаем внимание, что изданные материалы рабочих программ в большинстве случаев не содержат календарно-тематическое планирование, не учитывают региональные, национальные, этнокультурные особенности, поэтому требуют доработки. В этом случае рабочая программа будет иметь следующие структурные элементы:
· Титульный лист (наименование общеобразовательного учреждения; название курса, для изучения которого написана программа; уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета); указание параллели, класса, в котором изучается курс; фамилия, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы; грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы; год составления программы. ).
· Пояснительную записку (указать сведения об используемой программе: наименование, автор или составитель, год издания, цель обучения; кратко обосновать причины выбора программы; особенности её реализации в конкретном общеобразовательном учреждении.).
· Календарно-тематическое планирование. (Образец см. в приложении № 1)
· Учебно-методическое обеспечение рабочей программы (описание УМК, учебников, пособий, дидактических материалов, контрольно-диагностических материалов и проч.).
Й вариант
Для учителя самостоятельно разрабатывающего рабочую программу учебного предмета (курса), необходимо ориентироваться на пункт 18.2.2. ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и примерную программу по учебным предметам, которая разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы учебных предметов (курсов) должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Программа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество.
В этом случае структура программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
· Титульный лист (название программы).
· Требования к уровню подготовки обучающихся.
· Содержание тем учебного курса.
· Календарно-тематическое планирование.
· Научно-методическое обеспечение рабочей программы.
Й вариант
Учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную рабочую программу, составленную авторскими коллективами, но она не соответствует структуре, зафиксированной в пункте 18.2.2. ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В этом случае педагогу необходимо внести изменения и дополнения в соответствии с вышеуказанной структурой.
Рабочая программа подлежит экспертизе, которая проводится поэтапно:
1 этап — рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программе образовательного учреждения по основной школе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на титульном * листе рабочей программы, например, в верхнем левом углу ставится гриф: «РАССМОТРЕНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 № 00 (не позже протокола № 1 текущего учебного года). Подпись руководителя МО.
2 этап — анализируется заместителем директора на предмет ее соответствия учебному плану общеобразовательного учреждения. Гриф согласования ставится на титульном листе, например, в нижнем левом углу: «СОГЛАСОВАНО». Зам. директора (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
3 этап — утверждается на педагогическом совете. Ставится гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДЕНО. Протокол заседания педагогического совета от 00.00.0000 № 00 (не позже протокола № 1 текущего учебного года). Подпись председателя педагогического совета
4 этап — рабочая программа вводится в действие приказом директора по образовательному учреждению.
Обращаем внимание еще на ряд вопросов, а именно:
Учитель работает в нескольких классах одной параллели, рабочую программу составлять для каждого класса?
— Если учитель работает в одной параллели по одному учебно-методическому комплекту, то составляется единая рабочая программа.
Примерные программы по учебным предметам, соответствующие ФГОС ООО написаны полностью для основной школы, а учитель составляет рабочую программу на 1 год. Можно ли в данной ситуации использовать метод накопительной папки, к примерной программе каждый год разрабатывать рабочую программу, состоящую из пояснительной записки, в которой дополнительно прописать результаты по годам обучения и календарно-тематического планирования?
– Да, такое возможно. В этом случае в пояснительной записке необходимо прописать результаты, соответствующие конкретному году
* Форма титульного листа рабочей программы утверждается локальным актом образовательного учреждения
обучения. Ещё раз обращаем внимание на то, что это прописывается в локальном акте «Положение о рабочей программе».
Есть ли нормативные документы, определяющие форму календарно-тематического планирования в условиях реализации ФГОС ООО?
– Нет, школа устанавливает форму календарно-тематического планирования самостоятельно и отражает её в локальном акте «Положение о рабочей программе».
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 2418 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Как правильно составлять индивидуальные образовательные программы и планы?
Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.
Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.
Понятие и функции индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.
В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).
Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.
Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.
Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.
Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.
Нужна помощь преподавателя?