В чем сущность программы исследования

Содержание

[англ. program investigation; research programme] – документ, раскрывающий проблемную ситуацию и содержащий:
-теоретико-методологическое обоснование и процедурные предпосылки исследования;
-постановку целей и задач;
-формулирование гипотез,
-обоснование применяемой методики, техники сбора и анализа данных, а также формы представления результатов.

Найдено схем по теме — 3

Найдено научных статей по теме — 15

Логическая программа исследования свойств времени

Малюкова О. В.

Современное научное сознание не удовлетворяется частичными представлениями о времени. Назрела необходимость предпринять попытку междисциплинарного синтеза, которая будет шагом вперёд в деле создания целостной концепции времени.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Куренной Виталий

В статье дается комплексный исторический и систематический анализ программы культурных исследований (прежде всего британских).

Программы, способы и методы земских статистических исследований в России

Киселева Е. С.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.2. Объект исследования и модель результата

В конце XIX в. важнейшим источником изучения экономического положения России являлись данные земской статистики.

Исследование способности к усвоению искусственных языков у программистов

Орел Екатерина Алексеевна

Профессиональная деятельность программиста предполагает работу с большим количеством искусственных языков.

Взгляд на региональную идентичность: к программе социологического исследования

Макарова Гузель Ильясовна

Статья представляет собой обобщение наработанного учеными теоретического материала и уточнение собственной трактовки региональной идентичности, необходимые для подготовки программы массового социологического опроса населения Татар

Учебная программа по борьбе для девочек-подростков и исследование ее эффективности

Дутова Ирина Викторовна
Разработана и апробирована учебная программа по спортивной борьбе для девочек-подростков.

«Кодекс чести» российского чиновника: наброски к программе эмпирического исследования

Шмерлина Ирина Анатольевна

В статье представлена аналитическая реконструкция социального типажа российского чиновника. Работа выполнена в парадигме надличностного подхода с использованием концептуальных ресурсов теорий социального аутопойезиса Н.

РЕЗУЛЬТАТЫ АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОГРАММ СОТРУДНИЧЕСТВА

Брюханов А.Ю., Максимов Д.А., Субботин И.А., Васильев Э.В., Шалавина Е.В.

В статье рассмотрены основные направления исследований по решению агроэкологических проблем и результаты научных проектов, выполненных в рамках европейских программ сотрудничества ИАЭП филиалом ФГБНУ ФНАЦ ВИМ совместно с российски

Программно-аппаратный комплекс для исследования поведения человека в условиях опасности

Яцкевич А.Ю., Шупейко И.Г.

Разработан программно-аппаратный комплекс для проведения экспериментальных исследований поведения человека в условиях опасности.

КОД БОГА Самая запрещённая лекция ПРОФЕССОРА ГАРЯЕВА

К проблеме интеграции методологических программ в исследовании цивилизационной динамики

Дорогенский Андрей Вячеславович

Утверждается, что создание операциональной модели развития цивилизационных систем требует серьезного научного, гносеологического и социально-философского обоснования возможности и направлений интеграции моделей макроисторического

Программа фундаментальных исследований Президиума ран «Фундаментальные науки — медицине»

Григорьев А. И.

Результаты исследования качества воды в реке Кола в рамках российско-шведской программы krep

Микаельсон О. , Зуева М. Н., Пивоварова Н. Б., Ткаченко Б. В.

Российско-шведский проект «Программа окружающей среды реки Кола» (KREP) осуществляется в Мурманской области с 1997 г.

Исследование особенностей решения задач разного типа студентами программистами и психологами

Песошина Наталья Тагировна

Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления: о возможном методе их исследования

Скворцов Анатолий Анатольевич
В статье ставится проблема изучения конкретного состава функций префронтальной области мозга.

«Переписывая» советское прошлое: о программе исследований «Советского человека» Н. Н. Козловой

Дмитриев Тимофей

Читайте также:
В какой программе лучше делать графики и диаграммы

В статье сделана попытка наметить контуры новых теоретических подходов к изучению советского прошлого на основе культурно-антропологической программы исследований «советского человека», предложенной Н. Н. Козловой (1946-2002).

Найдено книг по теме — 4

Похожие термины:

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ

форма планирования научно-исследовательской деятельности: система увязанных между собой по тематике, содержанию, ресурсам, месту проведения исследований (мероприятий), действий, направленных на

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

изложение осн. задач, методологич. предпосылок, методики и техники исследования. Отработка П. с. и. – непременное условие конкретного социологич. исследования. Назначение П. с. и. – логич. организац

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

в менеджменте науки и образования: высоко бюджетные программы, являющиеся результатом научной, научно-технической и инновационной политики государства, служащие развитию социально-экономическо

Источник: terme.ru

Тема 3 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа исследования представляет собой изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Исходя из своего назначения, программа исследования выполняет методологическую, методическую и организационную функции.

Методологическая функция заключается в том, что программа даёт возможность сформулироватьнаучную проблему, ради которой проводится данное исследование, и определить отношение этого исследования к ранее выполненным. Формулируются цельи необходимые для её достижения задачи. Определяются объект, предмет и гипотезы исследования.

Методологическая частьпрограммы эмпирического исследования содержит:

1. Описание проблемной ситуации.

2. Указание цели и задач.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Интерпретацию основных понятий.

5. Формулировку гипотез.

Методическая функция программы исследования реализуется через логический план исследования, благодаря которому можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов к новым теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям.

Методическая частьпрограммы исследования включает:

1. Определение объёма выборки.

2. Описание используемых методов сбора первичной социальной информации.

3. Логическую структуру используемого инструментария.

4. Методику обработки информации.

Организационная функция позволяет заранее планировать, определять последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Рабочий план, в котором даётся оценка ресурсного обеспечения исследования, упорядочиваются этапы и сроки выполнения исследования, дополняет программу.

Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноценную программу исследования, то разрабатывается её упрощённый вариант, в котором необходимые компоненты содержатся обязательно. Пока программа не будет достаточно разработана, начинать исследование не стоит. Ведь эффективность исследования, теоретическая и практическая польза от него в значительной степени зависят от теоретико-методологического обоснования, программы исследования, выбора гипотезы.

Остановимся на содержании методологической части программы исследования.

Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация, в основе которой – реальное противоречие в развитии некого социального организма. Социальное противоречие – это взаимодействие взаимоисключающих факторов и тенденций в явлениях жизни.

Проблемапонимается как затруднение, как задача, как вопрос, поставленный для разрешения. Социальная проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определённых практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов их осуществления. Она представляет собой сложную познавательную задачу, решение которой приводит к существенным теоретическим и практическим результатам. Решить социальную проблему– значит преодолеть (устранить) имеющиеся внутренние и внешние противоречия. Для устранения противоречия необходимо найти (выявить) нейтрализующие факторы.

Для исследователя исследовательская проблема выступает как состояние «знания о незнании» каких-то характеристик интересующего его социального явления или процесса (количественных и качественных изменений; тенденций и причин развития и т. д.).

Решить проблему на уровне исследования – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс; выявить факторы (возможности), с помощью которых можно устранить существующее противоречие и, таким образом, воздействовать на развитие исследуемого явления или процесса в желаемом направлении.

Прежде всего исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Адекватная формулировка проблемы – это очень важная исследовательская задача, решение которой требует проведения специальной теоретической работы.

Во-первых, необходимо установить реальное существование данной проблемы: а) имеются ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учёт и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учётные и статистические данные по этому показателю.

Во-вторых, необходимо выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы исследования.

Читайте также:
Программа дипака чопры 21 день изобилия отзывы

В-третьих, чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска, нужно выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты.

В-четвёртых, попытаться найти готовые способы решения проблемы. Для этого следует обратиться к специальной литературе, посвящённой изучаемой проблеме.

В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (познавательного) и предметного характера.

Проблемы познавательного характера вызываются недостатком информации о состоянии, тенденциях процессов управления. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то дополнительное, новое знание о социальном явлении и процессе или создать теоретическую модель для его более глубокого изучения и объяснения.

Проблемы предметного характера представляют собой состояния, с одной стороны, дестабилизирующие некий социальный организм, а с другой, – побуждающие к активным действиям. Иначе говоря, – это факторы социальных изменений. Основная цель исследования проблемы предметного характера заключается в выработке практических рекомендаций для регулирования тех или иных процессов в сфере менеджмента.

Нетрудно заметить, что исследования в сфере управления персоналом являются комплексными, поскольку они одновременно решают как теоретические, так и практические управленческие проблемы.

В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней (формулировке) как можно полнее были отражены и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее её. Следует избегать: а) мнимых проблем, т. е. проблем либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решённых; б) проблем слишком широкого плана.

Решение исследовательской проблемы всегда связано с целью исследования. Цель исследования представляет собой модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы). Она (цель) определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух направлениях – теоретическом и прикладном. От цели зависит вся логика проведения исследования.

Теоретическое исследование ориентировано или на получение новых теоретических знаний об изучаемом объекте, или на обоснование уже имеющихся. Прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта.

Цель исследования достигается посредством решения чётко сформулированных задач, направленных на анализ и решение заявленной проблемы. В этом смысле задачи являются необходимым средством реализации цели исследования: они должны быть адекватными цели.

Объектом исследования в сфере управления может быть всё то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблему.

Предмет исследования – это наиболее существенные с практической и теоретической точек зрения свойства, отношения, стороны объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему. Объект может иметь несколько предметов исследования, поскольку в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем. Указание на конкретную проблему – предмет исследования – определяет границы исследования (остальные проблемы в это время останутся вне поля зрения исследователя). Таким образом, один объект может быть описан по-разному – всё зависит от проблемы и цели исследования. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же объекте можно выделить разные аспекты, каждый из которых может стать предметом исследования.

Все проблемные ситуации в исследовании имеют свой понятийный аппарат. Трудность заключается в том, что многие понятия не имеют однозначного толкования и, следовательно, однозначного понимания. Поэтому программа исследования предполагает интерпретацию основных понятий – процедуру истолкования, уточнения смысла понятий, которые будут применяться в ходе исследования.

Одновременно с выбором предмета исследователь формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы. Гипотеза – это обоснованное предположение о возможных подходах к решению проблемы. Она является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Заметим, что в эмпирических исследованиях проверке (подтверждению) повергается не сама гипотеза, а её следствия.

Отсутствие гипотезы в программе исследования означает, что научная ценность проводимого исследования будет низкой. Не имея гипотезы, исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных в ходе исследования данных, ведь сами по себе отдельные факты (даже очень интересные) не будут представлять большой ценности, если они подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Вопросы и задания к теме

1. В чём сущность программы исследования?

2. Укажите функции программы исследования.

4. Почему необходимо ставить цели и определять задачи исследования?

5. Определите цели и задачи, объект и предмет проведённого курсового исследования (по выбору).

4. Возможно ли исследование без гипотезы? Ответ аргументируйте.

Источник: studopedia.info

Сущность программы социологического исследования и ее основные разделы

Социологическое исследование – в широком смысле это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Читайте также:
Программа тестирования компьютера и первого этапа загрузки таблица ответы это

Тема: Сущность программы социологического исследования и ее основные разделы

Социологическое исследование – в широком смысле это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Социологические исследования занимают ведущее место в практике анализа социальной действительности. Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных.

Сущность социологического исследования

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают, и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические и эмпирические (экспериментальные, на основе наблюдений), фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования – теоретических и эмпирических – условно, так как эмпирические исследования могут быть как фундаментальными, так и прикладными.

Программа социологических исследований

В социологии выделяют, как правило, четыре основных этапа — последовательные стадии — проведения социологического исследования.

Первый этап начинаются с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Анализ показывает, что любое социологическое исследование начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования, с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет собой результат его первоначального этапа.

Таким образом, в процессе разработки программы социологического исследования создается гносеологическая (теория познания) модель исследования, а также решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям:

  • теоретико-методологической обоснованности;
  • структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов;
  • логичности и последовательности ее частей и фрагментов;
  • гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.

3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.

5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.

6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.

7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru