Узкоспециальные программы что это

Узкоспециализированные программы МВА

В последние годы московские и петербургские бизнес-школы все чаще предлагают слушателям специализированные программы МВА. Основная программа — General MBA, или «Общий и стратегический менеджмент», уже давно перестала быть доминирующей и незаменимой.В качестве альтернативы выступает так называемая Specialized MBA — узкоспециализированная программа для освоения менеджмента в различных областях бизнеса.

Конкуренция в бизнес-образовании

Программа «Общий стратегический менеджмент» по сути дает общие теоретические и практические знания в области бизнес-администрирования, не концентрируясь на определенных направлениях. Окончившие General MBA обладают обширными познаниями в вопросах управления компанией и нередко способны применять их в любой сфере бизнеса. Узкоспециализированные программы в свою очередь предполагают как более углубленное изучение управленческих навыков в области финансов, маркетинга или кадровой политики, так и построение системы менеджмента в тех или иных отраслях бизнеса: медицине, IT, страховании, нефтегазовой, энергетике, туризме и многих других. В английском варианте их названия звучат как MBA with track in marketing (HR, finance and etc.), и чем престижней и известней бизнес-школа, тем более широкую версию программ она предоставляет.

Музыкальное образование. Мое мнение о заявлении Е.Калачиковой про реформу музыкального образования.


Многие учебные заведения с недавнего времени отдают предпочтение разработке именно профессиональных МВА-программ. Однако некоторые специалисты в области бизнес-образования считают, что программа МВА по сути своей не может быть ориентирована на ту или иную сферу бизнеса, так как априори универсальна, и основой обучения является менеджмент в отрыве от конкретных объектов управления.

То есть специалист в области МВА должен уметь управлять бизнесом любого вида, а специализация лишает студентов этого преимущества. В отдельных случаях бизнес-школы предлагают объединенные варианты: программа может иметь ряд общих курсов в русле General MВА, но два или три последних становятся узкоспециализированными либо их просто делят по направлениям, а студент выбирает, какая область его интересует больше.

Такая вариативность была расценена как новое предложение в области услуг бизнес-образования, где основной проблемой для школ МВА стал ежегодный набор студентов и борьба за конкурентные преимущества. Увеличение количества таких программ явно противоречит утверждениям некоторых гуру бизнес-образования, настаивающих на «чистоте управленческого МВА». Более того, рынок сам является критерием отбора предложений. Возможность получить узкоспециализированное менеджмент-образование позволяет школам МВА найти своего студента и реагировать на спрос в тех нишах бизнес-обучения, которые до сегодняшнего дня оставались незаполненными.

Российская специфика

В условиях отечественного бизнеса специализированные программы МВА имеют ряд плюсов. В России крупные управленческие кадры обладают своего рода мобильностью: работодатели считают нормой ежегодную смену своих сотрудников, а среди компаний процветает острейшая борьба за высококвалифицированных специалистов, которых давно уже не стесняются переманивать друг у друга. Поэтому специалист по кадрам или руководитель должен возможно быстрее закрыть образовавшуюся вакансию кандидатом, обладающим всеми необходимыми навыками и знаниями в отдельно взятой предметной среде. Ждать, пока универсал получит необходимый опыт, нет времени. Потому выпускникам, окончившим узкоспециализированные программы, бизнес-школы обещают моментальную профессиональную востребованность и рост карьеры.

ПРОГРАММА MotorData OBD ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ ЧЕРЕЗ ELM327. ПОЛНЫЙ ОБЗОР.


Есть еще один фактор, оказывающий немаловажное влияние на выбор именно профессиональной бизнес-программы. Согласно статистическим данным, многие студенты МВА моложе своих западных коллег. Объясняется это тем, что средний россиянин довольно рано получает диплом о первом высшем образовании и решение учиться дальше в бизнес-школе принимает либо сразу после окончания вуза, либо в очень короткий срок после начала профессиональной деятельности. Если его выбор профессии оказался верным, то специализированное бизнес-образование в той же области является для него более предпочтительным по сравнению с универсальным.

Специализация — это…

Прежде чем принять решение в пользу специализированной программы МВА, следует учесть несколько важных моментов. Первый и, пожалуй, самый важный — это стереотип, сложившийся у некоторых абитуриентов бизнес-школ.

Их типичной ошибкой является представление о специализированной программе МВА как о расширенном курсе бизнес-образования, где спецпредметы становятся как бы дополнением к стандартным менеджерским курсам общей программы. Другими словами, такие абитуриенты надеются за те же деньги получить расширенную программу без ущерба для General MBA. К сожалению, это не так.

На самом деле внедрение специализированных курсов происходит за счет сокращения основного курса менеджмента. Объем учебных занятий остается тем же, а вот менеджерские курсы могут быть сильно урезаны. Поэтому прежде чем останавливаться на узкоспециализированной программе, абитуриенту следует очень внимательно ознакомиться с курсом занятий и определить для себя, в каком объеме ради приобретения специализированных навыков он готов пожертвовать основным багажом знаний General MBA.
Еще одним аспектом является сложность при расстановке акцентов в обучении. В силу своей насыщенности профессиональная программа МВА иногда вызывает в сознании студента настоящую войну «по перетягиванию одеяла». Если студент выбрал бизнес-образование лишь для того, чтобы получить навыки по освоению менеджмента, то он станет уделять внимание по большей части именно данной области, предметная среда отойдет на второй план и будет плохо усвоена, то есть выбор данного курса окажется непродуктивным. Именно поэтому некоторые студенты предпочитают совмещать работу в своей области и обучение по программе General MBA, что позволяет расставлять приоритеты и получать полноценные знания не в ущерб специализированным навыкам.

Технологии обучения

Нередко принципы обучения по узкоспециализированным программам и основному курсу МВА сильно разнятся. В первом случае специалистов учат решать конкретные проблемы в конкретных ситуациях. Универсалов же обучают принимать решение на основе вариативности и самообучаемости в процессе работы, отвергая шаблоны и выбирая нестандартные ходы.

У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, и рассматривать их следует только в приложении к собственной конкретной ситуации и исходя из дальнейших нужд. В специализированной программе заранее известны способствующие дальнейшему профессиональному росту студента ресурсы, из которых нужно черпать информацию, поэтому знания нередко довольно конкретны и ограничены определенными рамками. У тех, кто отдает предпочтение General MBA, задача сложнее: их учат в самих себе находить возможности для обнаружения в незнакомой ситуации ресурсов для профессионального успеха. Специалист МВА универсального профиля очень много внимания уделяет такому предмету, как методология менеджмента (в специализированных программах он, как правило, отсутствует). Поэтому в его арсенале есть такие понятия, как технология поиска решений и изобретение технологий принятия решений, что дает ему неограниченные возможности в области самореализации.

Выбор обуславливает будущее

Как было отмечено выше, выпускник узкоспециализированной программы МВА способен быстро войти в рабочий режим на максимуме своего профессионального потенциала. Безусловно, для реалий сегодняшнего российского рынка это качество способно стать решающим при приеме на работу. Однако обстановка меняется, а значит, стремительно развивающийся бизнес в России может развернуть ситуацию на 180 градусов, и универсалы окажутся куда востребованней узких специалистов. Первым сдерживающим фактором для спецов является быстро приближающийся потолок карьерного роста, когда в своей сфере они поднимаются до самой высокой планки, выше которой уже не прыгнуть. У универсала такого рубежа нет.
Второй неприятный момент, ожидающий спеца, — выбор между различными направлениями в бизнесе, причем знания особенностей одного из них могут не пригодиться в другом. Здесь прежний опыт часто не только не помогает, но даже мешает, превращаясь в шоры для своего обладателя.

Читайте также:
Windows visual c что это за программа и нужна ли она

Согласно утверждениям психологов, для того чтобы получать эмоциональное удовлетворение от работы и эффективно ее выполнять, необходимо время от времени (раз в пять — семь лет) кардинально менять область деятельности. Универсалы в такой ситуации получат карт-бланш, не ограничивая себя рамками одной отдельно взятой отрасли. Зато узкому специалисту придется достаточно трудно: в лучшем случае освоение новой сферы деятельности отнимет определенное время, в худшем — будет частично потерян интерес к собственной работе, где все возможности для самореализации уже исчерпаны. На все вышесказанное стоит обратить внимание, потому что программа МВА способна дать толчок к быстрому развитию карьерного роста, но так же быстро может этот рост остановить, заставив специалиста почувствовать ни с чем не сравнимое разочарование в себе и своем выборе.

Источник: www.begin.ru

Коммуникационные программы.

Коммуникационные программы — это программы, обеспечивающие возможность передачи данных по компьютерным сетям. Среди большого количества программ этого вида можно вьщелитъ такие, как Оиtbook: Ехргеss, Internet Маil, Мisrocoft Ехсhапgе и др.

Узкоспециализированные программы.

Программы данного класса, как правило, используются для решения узкого круга задач. Среди наиболее популярных программ можно выделить программы для сканирования документов, программы-переводчики и программы-словари.

Программы для сканирования предназначены для автоматического перевода печатных копий документов в электронный вид. Программы-переводчики позволяют переводить информацию с одного естественного языка на другой. Программы-словари — это электронные версии обычных словарей с некоторыми весьма удобными дополнительными возможностями.

Подводя итог рассмотрению программ общего назначения ППО, можно провести следующие аналогии:

Источник: studfile.net

Узкоспециальные программы что это

Узкоспециализированные программы

Авторы: Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина, Л.К.Михайлова.

Цель программы — помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «я» в движении. [3,47]

В процессе организации физического воспитания комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующая ДОУ, воспитатель.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям. [20,93]

Содержание программы излагалось на страницах журнала «Дошкольное воспитание» № 1-12 1996, № 7 1997. [3,47]

Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе».

Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.

Цель программы — содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. [3,47]

Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

Основные задачи программы:

1. Укрепление здоровья:

v способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

v формировать правильную осанку;

v содействовать профилактике плоскостопия;

v содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. [3,48]

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

v развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

v содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

v формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

v развивать ручную умелость и мелкую моторику. [9,99]

Развитие творческих и созидательных способностей:

v развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

v формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

v воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

v развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. [3,48]

Основными разделами программы являются:

1. Танцевально-ритмическая гимнастика:

v игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры);

v игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);

v игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы — историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы); [20,45]

Нетрадиционные виды упражнений:

v танцевально-ритмическая гимнастика (специальные композиции и комплексы упражнений);

v игропластика (элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга);

v пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и речитативами, по сказкам и рассказам, игры-потешки);

v игровой самомассаж (упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела в игровой форме);

v музыкально-подражательные игры (подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа, динамики, характера музыки);

v игры-путешествия (или сюжетные занятия). [3,48]

2. Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально-творческие игры).

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. [20,51]

В программе отражены требования, предъявляемые к занимающимся, по освоению знаний, умений и навыков. Работать по этой программе педагогу будет легко, так как в ней подробно представлена методика проведения уроков по танцевально-игровой гимнастике. Авторы описали, как построить урок, как организовать проведение урока и какова методика на этапах обучения. [3,49]

Для каждого года обучения представлены подробные конспекты уроков и сюжетных уроков. Каждый урок проводится в сопровождении рассказов и речитативов. Для организации сюжетных занятий авторы предлагают использовать эмблемы, жетоны, отличительные знаки, маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, отличительные знаки.

Программа ориентирована на инструктора по физическому воспитанию ДОУ, на педагогов учреждений дополнительного образования. [9,102]

Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».

Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»). [3,50]

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. [3,50]

Основные отличительные особенности программы:

1) Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

2) Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3) Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.

4) В ряде разделов программы предусмотрен учет климатогеографических и экологических особенностей региона.

В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма. [9,43]

Программа состоит из шести разделов.

В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья. [20,74]

В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным — обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию. [9,45]

Читайте также:
Adobe finereader что за программа

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы — индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции. [3,51]

В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения.

В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций. [3,52]

В подразделах программы освещаются проблемы медицинской экологии (влияние внешнесредовых факторов на здоровье человека, формирование начал «экологического сознания») и психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей. [20,78]

Необходимо отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

Источник: studbooks.net

Роль узкоспециализированных программ в практико-ориентированном обучении

Башкатова, А. В. Роль узкоспециализированных программ в практико-ориентированном обучении / А. В. Башкатова, Г. Н. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2 (92.2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20342/ (дата обращения: 22.12.2022).

С каждым днем возрастает актуальность автоматизации различных областей производственной деятельности. Создается все большее количество автоматизированных рабочих мест разнообразной направленности, разрабатываются все новые пакеты прикладных программ.

Традиционно на предприятиях автоматизированы такие сферы деятельности как различные виды учета, часто вводится электронный документооборот, также при помощи АРМ производится управление проектами, широко развито программное обеспечение для выполнения графической документации — чертежей, трехмерных моделей и т. д.

Все вышеперечисленные аспекты находят свое отражение в образовательных стандартах по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Программы 1С Бухгалтерия, MS Office, Компас 3D находят свое отражение в рабочих программах и включены в учебный процесс колледжа. Поскольку, работа с этим программным обеспечением ведется не один год, то для его изучения созданы обширные учебно-методические комплексы и наши выпускники уверенно им владеют.

С началом внедрения новых образовательных стандартов, резко возросли требования работодателей к приобретаемым умениям и навыкам выпускника. В частности, стала востребованной узкая автоматизация, рассчитанная на конкретные рабочие места не только гуманитарной, но и технической направленности.

Такая тенденция на рынке программного обеспечения появилась сравнительно недавно. Так, если брать специализацию нашего колледжа, начали появляться программы для управления деятельностью станций технического обслуживания автомобилей («1С Далион»), а также программа для автоматизации технологических процессов САПР ТП «Вертикаль».

Программа «1С Далион» — это система управления базой данных, содержащая номенклатуру всей необходимой документации по производству работ на станциях технического обслуживания. Программа содержит данные по производимым работам, их стоимости, наличии и местонахождении запчастей, данные об исполнителях. Грамотная работа в этой программе позволяет формировать заказ-наряды, отслеживать ход выполнения работ, рассчитывать стоимость заказов, производить расчеты с клиентами, начислять заработную плату и т. д. Наши студенты проходя практику на автотранспортных предприятиях очень часто работают на похожем программном продукте.

Программа САПР ТП «Вертикаль» является разработкой фирмы «Аскон». Она представляет собой систему управления базами данных и содержит большое количество справочной информации. Возможности «Вертикали» позволяют выбирать материал для изготовления деталей, тип и вид производства, подбирать станочное оборудование, оснастку и режущий инструмент. Большим достоинством программы является ее совместимость с графическим редактором, что позволяет легко работать с размерами изготавливаемой детали.

Говоря о САПР ТП «Вертикаль», необходимо отметить ее возможность формирования пакетов технологической документации — маршрутных и технологических карт, регламентированных ЕСКД. Это свойство программы было по достоинству оценено студентами выпускного курса при работе над дипломным и курсовым проектированием.

Данные программы чрезвычайно актуальны для наших студентов, но, естественно, в силу своей узкой специализации, их изучение не входит в стандарт дисциплины «ИТПД».

В связи с этим преподавателями цикла информационных дисциплин начата работа по созданию учебно-методического комплекса, включающего в себя этого программного обеспечения. К настоящему времени ПО приобретено и установлено в учебных классах, преподаватели прошли соответствующие курсы. Разработаны авторские учебные программы, накапливается база раздаточного материала. Необходимо отметить также, что идет изучение специфики применения и использования программы «Вертикаль» студентами двух разных специальностей: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», и «Автомобиле- и тракторостроение».

В процессе внедрения в учебный процесс, программа «Вертикаль» хорошо зарекомендовала себя с «точки зрения следующих параметров:

— Использование программы помогает студентам в изучении специальных дисциплин. Студенты, ознакомившиеся с принципами работы «Вертикали» в первом семестре, часто самостоятельно, без требований преподавателя используют ее при работе над курсовым проектом по дисциплине «Ремонт автомобилей»;

— Работа с программой активизирует знания, полученные на разных общеинженерных дисциплинах, таких как материаловедение, техническая механика, инженерная графика, стандартизация, станочная практика и т. д.;

— Студенты проявляют интерес при изучении данной программы, видя ее актуальность для своей будущей профессиональной деятельности.

Как уже говорилось ранее, программа САПР ТП «Вертикаль» — одна из первых российских программ этого направления. К сожалению, в действующей версии есть некоторые технические недостатки, которые, скорее всего, будут корректироваться с выходом последующих версий.

Преподаватели дисциплин информационного цикла Автотранспортного и электромеханического колледжа уже сегодня осознают важность развития и внедрения в учебный процесс узкого профессионально направленного программного обеспечения. Мы считаем, что в ближайшем будущем оно будет приобретать все большую актуальность, и осваивая его сегодня, мы думаем о завтрашнем дне.

Основные термины (генерируются автоматически): программа, программное обеспечение, дисциплина, Использование программы, программа САПР, Работа, система управления, Студент, Техническое обслуживание, учебный процесс.

Источник: moluch.ru

Узкоспециализированные программы МВА

В последние годы московские и петербургские бизнес-школы все чаще предлагают слушателям специализированные программы МВА. Основная программа — General MBA, или «Общий и стратегический менеджмент», уже давно перестала быть доминирующей и незаменимой. В качестве альтернативы выступает так называемая Specialized MBA — узкоспециализированная программа для освоения менеджмента в различных областях бизнеса.

Конкуренция в бизнес-образовании

Программа «Общий стратегический менеджмент» по сути дает общие теоретические и практические знания в области бизнес-администрирования, не концентрируясь на определенных направлениях. Окончившие General MBA обладают обширными познаниями в вопросах управления компанией и нередко способны применять их в любой сфере бизнеса. Узкоспециализированные программы в свою очередь предполагают как более углубленное изучение управленческих навыков в области финансов, маркетинга или кадровой политики, так и построение системы менеджмента в тех или иных отраслях бизнеса: медицине, IT, страховании, нефтегазовой, энергетике, туризме и многих других. В английском варианте их названия звучат как MBA with track in marketing (HR, finance and etc.), и чем престижней и известней бизнес-школа, тем более широкую версию программ она предоставляет.

Читайте также:
Программа wd discovery что это

Многие учебные заведения с недавнего времени отдают предпочтение разработке именно профессиональных МВА-программ. Однако некоторые специалисты в области бизнес-образования считают, что программа МВА по сути своей не может быть ориентирована на ту или иную сферу бизнеса, так как априори универсальна, и основой обучения является менеджмент в отрыве от конкретных объектов управления.

То есть специалист в области МВА должен уметь управлять бизнесом любого вида, а специализация лишает студентов этого преимущества. В отдельных случаях бизнес-школы предлагают объединенные варианты: программа может иметь ряд общих курсов в русле General MВА, но два или три последних становятся узкоспециализированными либо их просто делят по направлениям, а студент выбирает, какая область его интересует больше.

Такая вариативность была расценена как новое предложение в области услуг бизнес-образования, где основной проблемой для школ МВА стал ежегодный набор студентов и борьба за конкурентные преимущества. Увеличение количества таких программ явно противоречит утверждениям некоторых гуру бизнес-образования, настаивающих на «чистоте управленческого МВА». Более того, рынок сам является критерием отбора предложений. Возможность получить узкоспециализированное менеджмент-образование позволяет школам МВА найти своего студента и реагировать на спрос в тех нишах бизнес-обучения, которые до сегодняшнего дня оставались незаполненными.

В условиях отечественного бизнеса специализированные программы МВА имеют ряд плюсов. В России крупные управленческие кадры обладают своего рода мобильностью: работодатели считают нормой ежегодную смену своих сотрудников, а среди компаний процветает острейшая борьба за высококвалифицированных специалистов, которых давно уже не стесняются переманивать друг у друга. Поэтому специалист по кадрам или руководитель должен возможно быстрее закрыть образовавшуюся вакансию кандидатом, обладающим всеми необходимыми навыками и знаниями в отдельно взятой предметной среде. Ждать, пока универсал получит необходимый опыт, нет времени. Потому выпускникам, окончившим узкоспециализированные программы, бизнес-школы обещают моментальную профессиональную востребованность и рост карьеры.

Есть еще один фактор, оказывающий немаловажное влияние на выбор именно профессиональной бизнес-программы. Согласно статистическим данным, многие студенты МВА моложе своих западных коллег. Объясняется это тем, что средний россиянин довольно рано получает диплом о первом высшем образовании и решение учиться дальше в бизнес-школе принимает либо сразу после окончания вуза, либо в очень короткий срок после начала профессиональной деятельности. Если его выбор профессии оказался верным, то специализированное бизнес-образование в той же области является для него более предпочтительным по сравнению с универсальным.

Прежде чем принять решение в пользу специализированной программы МВА, следует учесть несколько важных моментов. Первый и, пожалуй, самый важный — это стереотип, сложившийся у некоторых абитуриентов бизнес-школ.

Их типичной ошибкой является представление о специализированной программе МВА как о расширенном курсе бизнес-образования, где спецпредметы становятся как бы дополнением к стандартным менеджерским курсам общей программы. Другими словами, такие абитуриенты надеются за те же деньги получить расширенную программу без ущерба для General MBA. К сожалению, это не так.

На самом деле внедрение специализированных курсов происходит за счет сокращения основного курса менеджмента. Объем учебных занятий остается тем же, а вот менеджерские курсы могут быть сильно урезаны. Поэтому прежде чем останавливаться на узкоспециализированной программе, абитуриенту следует очень внимательно ознакомиться с курсом занятий и определить для себя, в каком объеме ради приобретения специализированных навыков он готов пожертвовать основным багажом знаний General MBA.

Еще одним аспектом является сложность при расстановке акцентов в обучении. В силу своей насыщенности профессиональная программа МВА иногда вызывает в сознании студента настоящую войну «по перетягиванию одеяла». Если студент выбрал бизнес-образование лишь для того, чтобы получить навыки по освоению менеджмента, то он станет уделять внимание по большей части именно данной области, предметная среда отойдет на второй план и будет плохо усвоена, то есть выбор данного курса окажется непродуктивным. Именно поэтому некоторые студенты предпочитают совмещать работу в своей области и обучение по программе General MBA, что позволяет расставлять приоритеты и получать полноценные знания не в ущерб специализированным навыкам.

Нередко принципы обучения по узкоспециализированным программам и основному курсу МВА сильно разнятся. В первом случае специалистов учат решать конкретные проблемы в конкретных ситуациях. Универсалов же обучают принимать решение на основе вариативности и самообучаемости в процессе работы, отвергая шаблоны и выбирая нестандартные ходы.

У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы, и рассматривать их следует только в приложении к собственной конкретной ситуации и исходя из дальнейших нужд. В специализированной программе заранее известны способствующие дальнейшему профессиональному росту студента ресурсы, из которых нужно черпать информацию, поэтому знания нередко довольно конкретны и ограничены определенными рамками. У тех, кто отдает предпочтение General MBA, задача сложнее: их учат в самих себе находить возможности для обнаружения в незнакомой ситуации ресурсов для профессионального успеха. Специалист МВА универсального профиля очень много внимания уделяет такому предмету, как методология менеджмента (в специализированных программах он, как правило, отсутствует). Поэтому в его арсенале есть такие понятия, как технология поиска решений и изобретение технологий принятия решений, что дает ему неограниченные возможности в области самореализации.

Выбор обуславливает будущее

Как было отмечено выше, выпускник узкоспециализированной программы МВА способен быстро войти в рабочий режим на максимуме своего профессионального потенциала. Безусловно, для реалий сегодняшнего российского рынка это качество способно стать решающим при приеме на работу. Однако обстановка меняется, а значит, стремительно развивающийся бизнес в России может развернуть ситуацию на 180 градусов, и универсалы окажутся куда востребованней узких специалистов. Первым сдерживающим фактором для спецов является быстро приближающийся потолок карьерного роста, когда в своей сфере они поднимаются до самой высокой планки, выше которой уже не прыгнуть. У универсала такого рубежа нет.

Второй неприятный момент, ожидающий спеца, — выбор между различными направлениями в бизнесе, причем знания особенностей одного из них могут не пригодиться в другом. Здесь прежний опыт часто не только не помогает, но даже мешает, превращаясь в шоры для своего обладателя.

Согласно утверждениям психологов, для того чтобы получать эмоциональное удовлетворение от работы и эффективно ее выполнять, необходимо время от времени (раз в пять — семь лет) кардинально менять область деятельности. Универсалы в такой ситуации получат карт-бланш, не ограничивая себя рамками одной отдельно взятой отрасли. Зато узкому специалисту придется достаточно трудно: в лучшем случае освоение новой сферы деятельности отнимет определенное время, в худшем — будет частично потерян интерес к собственной работе, где все возможности для самореализации уже исчерпаны. На все вышесказанное стоит обратить внимание, потому что программа МВА способна дать толчок к быстрому развитию карьерного роста, но так же быстро может этот рост остановить, заставив специалиста почувствовать ни с чем не сравнимое разочарование в себе и своем выборе.

Источник: hr-portal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru