Увеличение расходов государства на соц программы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Ключевая проблема социальной сферы – повышение жизненного уровня людей. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования, культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Повышение расходов на жильё в Германии 2023-2030

Итак, цель работы – исследовать роль финансов для решения социальных проблем.

Предметом исследования является финансовые методы и механизмы, используемые для стабилизации социальной сферы, повышения уровня жизни населения, оказания поддержки нуждающимся в этом гражданам.

Объект исследования – финансы и их использование в проведении социальной политики России.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

1. Определить сущность расходов государства на социальные нужды.

2. Исследовать финансовые методы повышения жизненного уровня населения.

3. Рассмотреть финансовые методы и механизмы, которое государство использует для решения социальных проблем.

В качестве теоретической основы работы выступают труды Поляка Г.Б., Романовского М.В., Полякова Л.А., Дробозина Л.А, а также различные периодические издания, информация с официальных сайтов Минсоцразвтия, Минфина и других.

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Экономический взгляд на функционирование государства предполагает, что внимание концентрируется на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций.

Совокупность всех ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства, объединяющий не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства, но и важнейший вид ресурсов в рыночной экономике — денежные средства.

Увеличение расходов бюджета на социальные и экономические программы — 11.11.2021

Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов [1].

По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:

-· расходы на социальные нужды;

-· расходы на оборону страны;

-· расходы на управление.

Расходы на социальные нужды — это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально — культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально — культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

Читайте также:
Установить программу МТС поиск

Природа этих расходов во многом понятна — конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.

Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Инфляция. Тренировочные задания

Задания по кодификатору ЕГЭ «2.10 Виды, причины и последствия инфляции».

№1. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
2) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
3) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.
4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями. 5) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

№2. Выберите верные суждения о видах инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устойчивую долговременную тенденцию к росту цен в экономике страны, вызванную удорожанием факторов производства, называют инфляцией издержек.
2) Сокращение производства и рост безработицы относятся к последствиям гиперинфляции.
3) Ползучая инфляция — вид инфляции, для которого характерен устойчивый, в течение нескольких месяцев, рост цен свыше 50%, приводящий к дезорганизации экономики.
4) Дефицитом на товарном рынке обусловлено возникновение инфляции спроса.
5) Среднегодовое повышение цен не более чем на 3—5% в год характеризует гиперинфляцию

№3. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В периоды высокой инфляции повышается покупательная способность национальной валюты.
2) Oт инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции ниже процента по депозитам.
3) Высокая инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.
4) Высокой инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
5) Экономисты различают фрикционную, структурную и циклическую инфляцию.

№4. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства.
2) Позитивным последствием сокращения уровня инфляции является рост занятости населения.
3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
4) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.
5) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции.

№5. Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

№6. Экономический спад, депрессивное состояние экономики, сочетаемые с ростом цены – это ____.

№7. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции.

1) увеличение расходов государства на социальные программы
2) изъятие «лишних» денег центральным банком
3) закрытие убыточных предприятий
4) отказ от повышения зарплат и пенсий
5) переход на натуральный обмен вместо денежного

№8. Выберите верные суждения о дефляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Дефляция — это ситуация уменьшения денежной массы и снижения общего уровня цен.
2) Одной из причин дефляции является увеличение потребительских расходов населения.
3) Следствием дефляции является сокращение объёмов производства.
4) При дефляции увеличивается реальная стоимость денег.
5) В рыночной экономике дефляция, как правило, свидетельствует об экономическом подъёме.

№9. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Позитивным последствием сокращения уровня инфляции является рост занятости населения.
2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства.
3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения. 4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции.
5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.

№10. Что из перечисленного может стать причиной инфляции спроса?

1) монополизация рынка какого-либо товара крупной корпорацией
2) увеличение денежных доходов граждан при сохранении прежнего уровня производства в стране
3) профсоюз добился повышения зарплаты работникам предприятия
4) рост цен на нефть
5) снижение процентов на потребительские кредиты, их доступность большему количеству потенциальных покупателей товаров

Читайте также:
Государственная программа национальных действий

№11. Выберите верные утверждения об инфляции.

1) Одним из проявлений инфляции является рост цен на овощи и фрукты в зимний период.
2) Умеренная инфляция может способствовать экономическому росту.
3) Современные государства не применяют контроль над ценами как метод борьбы с инфляцией.
4) Должники могут выиграть от последствий инфляции.
5) Переход к бартеру в условиях высоких темпов инфляции – проявление неспособности денег выполнять функцию средства обращения.
6) Подавленной инфляцией называют снижение темпов роста цен вследствие антиинфляционной политики государства.

№12. Выберите верные суждения об инфляции.

1) Инфляция свойственна исключительно странам с рыночной экономикой, командно-административная модель позволяет ее избежать даже в случае искусственного удержания цен на товары и услуги.
2) Инфляция, для которой характерен примерно одинаковый рост цен на все товары и услуги, считается сбалансированной.
3) Инфляция спроса возникает из-за увеличения издержек производства, что вызывает рост цен на товары и услуги.
4) В результате инфляции реальный доход определяется уже не по количеству денег, а по количеству товаров и услуг, которые владелец денег может на них приобрести, особенно в том случае, если имеют место высокие темпы инфляции.
5) Для сферы производства негативным последствием инфляции является снижение ценности привлеченных кредитов и инвестиций.

№1 – 25
№2 – 124
№3 – 34
№4 – 135
№5 – заемщики; правительство; лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства
№6 – стагфляция
№7 – 24
№8 – 134
№9 – 234
№10 – 25
№11 – 245
№12 — 245

Источник: 4ege.ru

Расходы бюджета на социальную политику: особенности и тенденции

С развитием государства растёт и значимость для его руководства благосостояния населения. Данный факт порождает вслед за собой растущую значимость социальной политики, цель которой и состоит в оказании помощи тем слоям населения, которым она необходима. Рост роли социальной составляющей населения в мире подтверждает актуальность выбранной темы.

Аннотация статьи
федеральный бюджет
социальные расходы
социальное государство
социальная политика
Ключевые слова
Баштыгова Амина Тимирболатовна
Меликсетян Светлана Николаевна
Экономика, финансы
«Актуальные исследования» #2 (81), январь ’22

Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 2 ( 81 ), январь ‘ 22

В соответствии с Конституцией РФ, Россия – социальное государство, политика которого состоит в обеспечении достойного уровня жизни и свободном развитии его граждан. Именно социальная сфера является одним из важнейших индикаторов, демонстрирующих уровень социально-экономического развития экономики страны. Таким образом, Конституцией закреплено право граждан РФ на получение определённого спектра социальных услуг за счёт государства по рождению.

В социальные расходы, как правило, включаются расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическая культуру и спорт, социальную защиту населения. Рассмотрим подробнее расходы федерального бюджета на социальную политику.

Актуальность исследования расходов на социальную политику подтверждается тем, что именно через нее проявляются основные тенденции и особенности взаимоотношений общества и государства.

Социальная политика – это деятельность государства и иных общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение достойного уровня благосостояния, формирование необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

Структура расходов федерального бюджета РФ в 2018-2022 г., млрд. руб. [5]

2018

2019

2020

2021 (план)

2022 (план)

Расходы всего, в том числе:

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Охрана окружающей среды

Социальная политика

4 706,10

4870,40

6 990,30

5046,10

4827,70

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

Из данных, представленных в таблице 1, можно заключить, насколько значимым является раздел «социальная политика» в структуре расходов федерального бюджета, поскольку именно на нее направлен наибольший объем расходов – 23,35% плановых расходов в 2022г. Для сравнения: даже национальная экономика и национальная оборона не достигают таких масштабов по расходам, что говорит, в первую очередь, о том, что в России повышение уровня социальной обеспеченности населения является одной из приоритетных задач государства.

Структура расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в 2020 г. [5]

Показатель

Утверждено, млрд руб.

Исполнено

млрд руб.

Социальное обслуживание населения

Социальное обеспечение населения

Охрана семьи и детства

Прикладные научные исследования в области социальной политики

Другие вопросы в области социальной политики

Российское правительство поставило своей целью повышение уровня пенсий. По его мнению, она должна составлять 40% от заработной платы, а максимальной границей обозначил 20 тыс. руб. К данному размеру Правительство планировало стремиться постепенно, увеличивая размер выплачиваемой пенсии на 1 тыс. руб. каждый месяц [3].

Читайте также:
Учтены ли в примерной рабочей программе принципы межпредметной интеграции учебных предметов

Все это было предложено в симбиозе с увеличением пенсионного возраста граждан. На сегодняшний день минимальный размер пенсии соответствует федеральному прожиточному минимуму и составляет 9311 руб. Также отметим, что предложенная Правительством России надбавка пенсионерам 1000 рублей, составила в 2019 г. — 949 руб., в 2020 г. — 917 руб., в 2021 г. — 928 руб.

Рассмотрим структуру расходов Федерального бюджета на социальную политику в 2020 году (рисунок).

Рис. Структура расходов Федерального бюджета на социальную политику за 2020 г. [6]

Данные рисунка свидетельствуют о повышенной приоритетности вопроса пенсионного обеспечения в сфере социальной политики, поскольку по данному направлению выделена большая доля средств бюджета. Однако если сопоставлять цифры с фактической реализацией государством своих задач в сфере пенсионного обеспечения, то большинство из них не были достигнуты. Это можно оправдать сложившейся ситуацией с COVID-19, поскольку были смещены приоритеты в виду необходимости направить все силы и средства на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, а также борьбу с ней [1].

На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что рационально было бы перенять зарубежный опыт улучшения благосостояния пенсионеров путем внедрения в систему обеспечения негосударственных финансовых ресурсов. Например, в ФРГ существует такая позитивная практика, когда поддержку пенсионерам оказывают за счет введения страхования по уходу при болезни и в старости из расчета взносов работающего населения в страховые кассы населения. В случае если пенсионер нуждается в длительном уходе, то государство предоставляет выплаты тем, кто за ними ухаживает, будь то родственник, сиделка и т.д. Данная практика приводит к тому, что средства бюджета не становятся единственным источников финансирования пенсионной системы, что позволяет аккумулировать оставшиеся средства между другими важными и смежными сферами [4].

Однако, не заостряя внимание именно на пенсионном обеспечении, заметим, что немало средств выделяется на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Ежегодно внедряются различного рода программы в помощь семьям и детям. Например, материнский капитал, выплату которого не только продлили, но и увеличили, что говорит о положительных тенденциях в данной сфере.

Его индексация в 2021 году составила порядка 4% и в абсолютном значении достигла 483 881,83 руб., что на 17 264 руб. больше, чем в предшествующем 2020 году. Получить данный сертификат могут семьи, имеющие право на дополнительные меры господдержки семей с детьми, которыми они владели до 1 января 2020 года. А также те, у которых данное право возникло уже в 2020 году по случаю рождения или усыновления первого ребёнка.

Если же в семье родился или было усыновление последующего ребёнка, то с 2020 года стали выплачивать материнский капитал в размере 639 431 руб., что на 3,69 % и на 22 814 руб. больше, чем годом раннее. Определённую меру поддержки оказали семьям, в которых возраст детей находится от 3 до 16 лет. Это перечисление в размере 10.000 рублей на ребёнка.

Поддержкой со стороны государства оказалось использование бюджетных ассигнований, где были выделены средства на отдельный семейный детский бюджет, сумма которого в 2019 году составляла 755,29 млрд. руб. (0,71% ВВП), в 2020 г. – 779,6 млрд. руб. и в 2021 г. – 783,7 млрд. руб. Однако это не значит, что в ближайшее время будет введены новые пособия для детей. Данные средства предусмотрены на повышение действующих выплат, а также на развитие и расширение инфраструктуры. Не смотря на предложенные меры и реализацию различных государственных программ, Комитет по делам семьи, женщин и детей ГД все-таки отмечает нехватку средств на жилье для сирот [4].

Резюмируя вышеизложенное, отметим двоякий результат проводимых реформ: с одной стороны, именно социальная политика является наиболее приоритетной сферой расходов российского государства; с другой стороны, каких-либо значимых результатов реформирования в данном сегменте пока не наблюдается, поскольку прослеживается финансовая уязвимость социально-незащищенных слоев населения. Однако различного рода господдержка и бюджетные ассигнования, выделяемые на их реализацию, свидетельствуют о том, что, несмотря на отсутствие результатов по повышению уровня жизни населения, намечены шаги к изменению ситуации в лучшую сторону, и наблюдаются положительные тенденции.

Источник: apni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru