Утренний и вечерний круг в доу по программе от рождения до школы что это такое

Режимные моменты занимают значительную часть времени пребывания детей в детском саду. Режимные моменты в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины миры, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку в своей активности. Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Режимные моменты — это не только присмотр и уход за детьми, но и отличная возможность для их обучения и воспитания. Развивающее общение при проведении режимных моментов, даже во время таких обыденных процедур, как умывание, одевание, прием пищи и т.п., позволяет детям много узнать и многому научиться. Например, во время обеда дети могут узнать об овощах и фруктах, из которых приготовлены блюда, подсчитать количество тарелок на столе и т.п.; в процессе одевания можно побеседовать с детьми о назначении предметов одежды, их сезонном соответствии, материалах, из которых они изготовлены и т.д. Таким образом, в ходе режимных моментов у детей не только развиваются соответствующие навыки самообслуживания, но и расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, развиваются социально-коммуникативные навыки и т.д.

Про утренний круг

Утренний Прием детей
Прием детей — это очень важный момент в режиме дня. Встречая ребенка, необходимо каждый раз показывать ему, как вы ему рады, как вы его любите, назвать по имени, приобнять, погладить; при необходимости подсказать ребенку, во что он может поиграть до зарядки; если позволяет время, то поговорить с ребенком, расспросить его (что делал дома, где гулял и т.д.). Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду. Кроме того, утренний прием детей — это хорошая возможность для персонального общения с родителями. Надо стремиться использовать это время максимально эффективно.

Утренняя гимнастика
Утренняя зарядка в детском саду это не столько занятие физкультурой, сколько оргмомент в начале дня, нацеленный на создание положительного эмоционального настроя и сплочение детского коллектива. Зарядку надо проводить под музыку или детские песенки, в игровой форме, весело и интересно.

Раз в 2 недели надо в зарядке что-нибудь изменять: музыку, какое-либо упражнение или движение, чтобы был элемент новизны и у детей поддерживался интерес. Один из интересных вариантов утренней гимнастики — это утренняя гимнастика под специальные песенки на иностранном, чаще всего английском, языке. Важно, чтобы песенки были очень простые и исполнялись носителями языка. При этом от воспитателя знание английского языка не требуется, достаточно, чтобы он понимал простейшие команды этих песенок. Такой вариант зарядки, с одной стороны, приучает детский слух к звучанию английской речи и помогает в дальнейшем легче воспринимать и изучать английский язык, а с другой стороны, развивает у детей фонематический слух и способствует лучшему усвоению русского языка. В теплое время года прием детей и утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на улице

Инновационные технологии программы «От рождения до школы» — «Вечерний круг».

Дежурство
Ежедневно определяются дежурные по столовой — 2–3 ребенка. Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми и оно должно быть понятно всем детям. То, что дежурные должны делать, тоже должно быть всем понятно, и в первую очередь самим дежурным.

Имена дежурных надо писать крупными печатными буквами на специальном стенде, хотя дети еще и не умеют читать (желательно рядом с именами помещать фотографии детей). Дежурных надо как-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки, чтобы всем было видно, кто сегодня дежурит. Дежурство — это почетно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно-полезным занятиям надо формировать у детей.

Подготовка к приему пищи (завтрак, обед, полдник, Ужин)
Главное в подготовке к любому приему пищи — это необходимость мыть руки перед едой. Привычку мыть руки перед едой и умение это делать лучше всего вырабатывать (вспоминать) в начале учебного года, когда идет тема знакомства с детским садом. Помогут в этом специальные песенки, игры, плакаты.
прием пищи (завтрак, обед, полдник, Ужин)
Нельзя заставлять детей есть, важно, чтобы они кушали с аппетитом. Если есть возможность, то надо предоставлять детям выбор хотя бы из двух блюд — ребенок с большим удовольствием будет есть то, что он сам выбрал. Надо учитывать, что дети едят с разной скоростью, не надо их торопить, пусть они кушают в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Нужно, чтобы дети знали правило: поел — поблагодари и иди играть.
Плакат с меню. Рекомендуется вывешивать для детей меню, написанное простыми словами крупными печатными буквами, лучше с картинками и пиктограммами. Меню, как и все плакаты для детей, надо вывешивать на уровне глаз, чтобы дети могли их рассматривать, обсуждать и пытаться прочитать, что там написано.
Воспитание культуры поведения за столом. Известная русская пословица «Когда я ем, я глух и нем» очень хороша и детям понятна. Однако не надо полностью запрещать детям разговаривать за столом. Ведь мы, взрослые, беседуем за столом, общаемся? Надо воспитывать культуру поведения: не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой, не мешать другим непрерывной болтовней, быть вежливым, использовать вежливые слова и прочее.
Второй завтрак (особенности проведения). Главное, чтобы второй завтрак прошел организованно и не затянулся во времени. Надо, чтобы дети быстро помыли руки, перекусили и пошли одеваться для прогулки. Очень хорошо, если педагог во время второго завтрака расскажет и сможет заинтересовать детей тем, что будет происходить на прогулке.
Обед (особенности проведения). Обед проводится так же, как завтрак, с тем лишь отличием, что, пообедав, ребенок идет не играть, а готовиться ко сну. За обедом педагог может вспомнить вместе с детьми, о чем они читали накануне перед сном. Это поможет заинтересовать детей предстоящим чтением, и они более охотно пойдут спать.
Полдник (особенности проведения). При 10,5–12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049-13).

Ужин (особенности проведения). Обычно на ужин остается мало детей, поэтому педагог имеет возможность более полного общения с оставшимися детьми (поговорить задушевно, поиграть, позаниматься чем-нибудь интересным и т.д.).

Утренний круг
Это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» элемент в режиме дня. Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Игры, занятия
Время в режиме дня, обозначенное как «игры, занятия», предназначено для разнообразных детских деятельностей, как с участием, так и без участия взрослого. Подробнее о том, как оптимально организовать этот процесс, написано в следующем разделе. Здесь обозначены только некоторые особенности игр, занятий в разные периоды дня.
Игры, занятия после завтрака. Это время в первую очередь для организованных занятий, совместных проектов, образовательных событий, то есть тех детских активностей, где важна роль взрослого. Конечно для свободных игр и для самостоятельных занятий детей в центрах активности время тоже должно быть.
Игры, занятия после прогулки. Это время для свободных игр и для самостоятельных занятий в центрах активности, а также это время может использоваться для совместных дел (проектов), репетиций, разучивания песенок, для дополнительных индивидуальных и подгрупповых занятий, для занятий со специалистами. Следует позаботиться, чтобы дети перед обедом играли в спокойные игры, так как вскоре предстоит дневной сон.
Игры, занятия после дневного сна. Во второй половине дня больше возможностей для самореализации детей — самостоятельных игр, дополнительных занятий, проектной и событийной деятельности. Задача педагога создать каждому ребенку возможность найти себе занятие по своим интересам — недопустимо, чтобы дети скучали, не находили, чем им заняться.

Подготовка ко сну, дневной сон
Необходимо создавать условия для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку, обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение, незадолго до сна.

Во время сна воспитатель должен находиться рядом с детьми. Укладываясь спать, ребенок учится в определенной последовательности раздеваться и аккуратно складывать свои вещи. Хорошо, если в спальне звучит спокойная, убаюкивающая музыка.
Чтение перед сном. Многие дети не хотят днем спать. Чтение перед сном помогает уложить детей в постель, успокаивает, помогает детям уснуть. Ежедневное чтение очень важно для развития и воспитания детей, особенно в век интернета и смартфонов.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста хорошо читать тексты с продолжением, тогда дети на следующий день более охотно укладываются, чтобы узнать, что же дальше приключилось с героями книги. Читать перед сном можно не только художественную литературу, но и познавательные тексты для детей, детям это тоже нравится. Иногда вместо чтения можно ставить хорошую аудиозапись, начитанную профессиональными актерами. Чтение перед сном не заменяет совместного чтения и обсуждения в течение дня и в процессе занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
Если ребенок не хочет спать. Большинство детей после чтения засыпают. Но есть дети, которые днем не засыпают и очень плохо переносят необходимость два часа лежать в кровати ничего не делая. Таких особенных детей, которые никак не спят днем даже после адаптационного периода, бесполезно и неправильно заставлять спать. Правильнее будет с такими детьми договориться.

Читайте также:
Microsoft Windowsfeedbackhub что это за программа

Например, договориться, что он 1 час спокойно лежит, а потом, после того как воспитатель скажет, что час прошел, идет тихонько играть. Часто такой договор снимает у детей чувство протеста и ребенок засыпает. Ну а если не засыпает, то воспитатель должен честно соблюдать договоренности и дать ребенку встать и пойти играть. Конечно, по поводу такого ребенка воспитатель должен посоветоваться с родителями.

Постепенный подъем, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры. Правильно организованный подъем детей после дневного сна не только создает положительный эмоциональный фон, но и дает большой оздоровительный эффект. Приятная пробуждающая музыка, «потягушечки» в постели, ходьба по корригирующим дорожкам, воздушные ванны и элементы водного закаливания, дыхательной гимнастики, самомассажа — все это будет способствовать оздоровлению и комфортному переходу детей от сна к активной деятельности.

Рекомендуется следующий порядок проведения:
— постепенное пробуждение под приятную музыку (1–3 минуты);
— «потягушечки» в постели; можно потягиваться, поднимать и опускать руки и ноги, выполнять элементы самомассажа и пальчиковой гимнастики (2–3 минуты);
— ходьба по массажным (корригирующим, рефлексогенным) дорожкам, (1–2 минуты);
— гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики (4–5 минут);
— закаливающие водные процедуры: обтирание холодной водой (руки до локтя, шея);
— одевание после сна.

Важно, чтобы групповая комната была хорошо проветрена к пробуждению детей. Очень хорошо все процедуры проводить в игровой форме, сопровождать рифмовками, песенками.

Вечерний круг
Это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» элемент в режиме дня. Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.

Уход детей домой
Когда ребенок уходит домой, очень важно, чтобы воспитатель лично очень дружелюбно, ласково и весело попрощался с ребенком, называя его по имени; похвалил его перед родителем, повышая его самооценку, формируя желание вновь прийти в детский сад. С родителем тоже надо пообщаться, поговорить о ребенке, рассказать, как прошел день, сообщить необходимую информацию. Важно, чтобы родитель был в курсе того, что происходит в детском саду, чувствовал себя участником образовательного процесса.

Источник: ped-kopilka.ru

Технология «Утренний круг» в программе «От рождения до школы»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Технология «Утренний круг» в программе «От рождения до школы»

И.А. Чальцева, старший воспитатель

В 2019 г. издательство «Мозаика-синтез» выпустило инновационную версию программы «От

рождения до школы».

Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество

другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам. Важно, что инновации, предлагаемые в пятом

издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том

объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также

нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно

с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет

предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все

ранее изданные пособия.

Основные инновации пятого издания Программы:

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры

и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное

событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации,

«ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного

на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие

Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит

не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг,

проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик»

и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом

воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению

воспитателя и содействует ему по мере сил.

Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности

Мы с вами сегодня подробно рассмотрим одну из инноваций программы: новые элементы режима

дня: утренний и вечерний круг. И ещё конкретней: утренний круг по программе «От рождения до

Для того, чтобы вы познакомились с этой инноваций прошу вас обратить внимание на слайд. Вы видите,

что в режиме дня действительно появились такие элементы, как утренний и вечерний круг. (с. 36)

Что же такое утренний круг?

Утренний круг – ежедневная структурированная практика, создающая условия для

развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного,

социально-коммуникативного и речевого развития.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества,

развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

Программе утренний круг проводится в

форме развивающего общения (развивающего диалога).

— это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе

порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет

сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное

событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются

«мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д

Как это выглядит?

Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все

находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться.

Место круга в жизни детей

Начинается утренний круг в 8.40 и заканчивается в 9.00. Длится 20 мин.

Что нам может понадобиться?

Часы, правила, атрибуты, мольберт.

Структура утреннего круга

1.Условный сигнал начала круга

4. Работа с календарем

6. Содержательная часть

7. Завершающий ритуал

Рассмотрим каждый структурный компонент.

Условный сигнал начала круга

(Что это может быть?)

Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения

постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик,

какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети

усаживаются в круг лицом друг к другу.

Приветствие

Есть требования к приветствию.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью

группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это

делается. Воспитатель поворачивается

его (ее): «Доброе утро, Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа,

повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать

друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети

обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.

Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица,

В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий.

Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни,

считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета.

Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты.

Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

Организационный момент

Работа с календарем

Новости дня – информирование

Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не

предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в

зависимости от возраста и состава группы.

Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть

понятным и доступным детям.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает.

Например, задачи того, кто делится информацией:

говорить громко и понятно;

представлять новости кратко и четко;

предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;

отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям

организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и

спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.

Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:

сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;

внимательно слушать сообщение;

воспринимать новые идеи с уважением;

задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;

демонстрировать уважение к тому, кто делится;

внимательно слушать вопросы и комментарии других.

мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой

делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности

Содержательная часть утреннего круга

Установка правил группы

Завязка и развитие темы

Завязка и развитие события

Завершающий ритуал

Дать «пять» воспитателю

Ударить в барабан

Утренний круг – это не занятие. Ошибкой будет, если воспитатель будет проводить его в форме

фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за

столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это

не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в

программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог,

который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности.

Мастер-класс «Утренний круг» по теме «Птицы»

Условный сигнал начала круга

Звучит барабан. Дети собираются в круг.

Приветствие

-Ребята, сегодня мы поздороваемся по особенному : плечиками.

По кругу приветствуют друг друга прикосновением плеча к плечу и рассаживаются кругом.

Организационный момент

Работа с календарем

-Сегодня дежурный по календарю Лена.

Лена выходит и отмечает все, что скажут дети.

-Какое сейчас время года? (осень)

-Какой месяц? (октябрь)

-Какое сегодня число? (15)

-Какой день недели? (четверг)

-Молодцы, быстро все назвали и отметили.

Новости дня – информирование

Читайте также:
Программа advanced ip scanner что это

-Тема недели какая? (Птицы)

-Коля и Вероника приготовили сообщения о птицах, которые им нравятся.

-Если есть вопросы, можете их задать Коле (Веронике).

Содержательная часть утреннего круга

-На какие две группы можно разделить всех птиц? (перелётные и зимующие).

-У меня есть карточки с изображением птиц. Помогите мне разложить их на группы. Девочки собирают

группу перелётных птиц, а мальчики – зимующих. (Дети раскладывают карточки внутри круга.

-Молодцы. Все правильно сделали. П/и: А теперь, девочки будут изображать зимующих птиц (клюют

зернышки на кормушке), если я таких назову, а мальчики – перелётных (летают в кругу).

Воспитатель называет птиц.

-Для того, чтобы вы еще больше узнали о птицах я в центрах развития положила:

Центр художественно-эстетического развития – раскраски птиц, пластилин, чтобы можно было

Центр конструирования пополнила д/и «Собери картинку с птицей».

В центре здоровья и спорта обручи и шапочки с изображением птиц помогут организовать п/игры.

Центр природы и науки – энциклопедии «Всё о птицах», «Птицы России».

-Птиц нужно беречь! А как это можно изобразить? (предложения детей)

-Предлагаю вам нарисовать знак «Берегите птиц!» и на следующем утреннем круге рассказать о вашем

Завершающий ритуал

-Завершить утренний круг сегодня я предлагаю игрой на музыкальном инструменте… (показывает

инструмент). На каком инструменте поиграем? (бубенчики)

По кругу каждый звенит бубенчиками.

Источник: pedrazvitie.ru

Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста

Дмитриевская, И. Н. Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста / И. Н. Дмитриевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6359/ (дата обращения: 28.12.2022).

Ранний возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды.

В 2019 году в инновационную программу от рождения до школы в режим дня была включена технология «Утренний и Вечерний круг».

Технология «Утреннего и Вечернего круга» применяется с 3 лет. Однако автор Дорофеева Елена Евгеньевна преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования рекомендует водить элементы, уже в раннем возрасте.

Утренний круг проводится с детьми после завтрака до занятий на него отводится примерно 20 минут.

Вечерний круг проводиться после ужина, на него отводится примерно 10 минут.

Целью утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего круга являются:

— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

— формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

— развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

— формирование представлений об окружающем мире.

Сегодня я представлю элементы данной технологии в группе раннего возраста.

Утренний круг имеет следующую структуру:

  1. Позывные и организация утреннего круга
  2. Приветствие
  3. Новости
  4. Обмен информации
  5. Планирование совместной деятельности

Итак, позывные и организация утреннего круга

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга .

Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, сюрпризные моменты, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, разматывают нить, связавшую их воедино.

Чтобы собрать детей на утренний круг, я использую звуковой сигнал «колокольчик», и при этом использую малые формы фольклора- закличку.

C:UsersЧеловеКDesktopfvgbhj.png

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Их звучность, ритмичность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.

В представленной закличке мы услышим свистящие, шипящие, сонорные звуки, которые у детей в раннем возрасте ещё не сформированы.

При многократном повторений дети слышат и видят правильную артикуляцию педагога, пытаются подражать ему, таким образом, идёт подготовка язычка к чёткому произнесению звуков, развивается фонематический слух.

В течение сбора дети вместе со взрослыми находятся в кругу — на коврике, на стульчиках, на именных подушечках, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга.

Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.

Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Я использую в своей группе: Солнышко с лучиками.

Солнышко-колоколнышко рано встаёт.

Ладушки-ладошки в круг скорей зовёт.

Есть много способов приветствия.

— стихотворные и песенные приветствия,

— приветствия с действиями

— приветствия с передачей предмета

Также приветствия может быть вербальным и невербальным.

Перед каждым новым приветствием педагог показывает, как его выполнить.

Я использую разные способы приветствия. Учитывая возраст детей, в основном это стихотворная форма.

Такая форма приветствия способствует формированию доброжелательного отношение детей друг другу. Развитию общей и речевой моторики, это речь с движением, элементы артикуляционной гимнастики.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Станем рядышком друг с другом

Скажем «» друг другу.

Нам здороваться не лень

Дружно скажем «Добрый день!».

В нашей группе Ладушки

Солнце ярче всех!

Теплоты и радости

Хватит здесь на всех!

(Дети присаживаются около своего лучика)

Новости

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».

Дети рассказывают наиболее интересные события, которые произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение.

Дети принимают участие, задают вопросы и комментируют услышанное.

Таким образом, они учатся правилам ведения диалога, умению выражать свои чувства.

В раннем возрасте дети не в состоянии проанализировать события предыдущего дня, у них еще не сформированы временные понятия. Поэтому этот элемент утреннего круга я пропускаю.

Обмен информации

Важно, чтобы на утреннем круге происходил обмен информации: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), кто отсутствует, что интересного заметили в группе.

В раннем возрасте обмен информации имеет свои особенности. Воспитатель должен продумать вопросы заранее

Они должны быть внятные, короткие и не предполагать ответов да-нет.

Задаваемый вопрос может, предполагать использование в ответе определенных частей речи.

(существительные, прилагательные, числительные, местоимения).

Как называется наша группа?

Какого цвета солнышко?

Сколько лучиков у солнышка?

Кто сегодня кушал кашу?

Как называется детский сад?

C:UsersЧеловеКDesktopbhbyf.png

Кто сегодня пойдёт гулять?

Планирование совместной деятельности

З авершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.

В силу своих возрастных особенностей дети раннего возраста не могут сами планировать свою деятельность. Правильно сформулировать своё желание оформить речевое высказывание.

Функция контроля и планирования операции у них еще не развита.

Поэтому воспитатель сам предлагает план совместной деятельности, дает образец речи построения предложения, активизирует внимание детей и нацеливает на дальнейшую деятельность в течение дня.

— Дети, сегодня Игруля и Болтушка хотят с вами поиграть.

Игруля приготовила для вас посуду. А Болтушка принесла для вас интересные карточки. После занятий они ждут вас к себе в гости.

У нас в группе 11 уголков. В каждом уголке свой герой. В книжном и речевом уголке сидит кукла «Болтушка» предлагает различный материал для развития всех сторон речи.

C:UsersЧеловеКDesktopdddd.png

Игруля в сюжетно-ролевом уголке приглашает поиграть в игры для развития творческих и коммуникативных способностей.

Рисовашка, хозяйка уголка изодеятельности, предлагает картинки, раскраски, игры для формирования эстетического восприятия, развития творческих способностей.

В уголке сенсорики и дидактических игр детей ждёт кукла Умняшка с играми для восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов.

В уголке «Физического развития» детей встречает малыш «Здоровей-ка» предлагает атрибуты к подвижным играм и игровым упражнениям.

Вечерний круг

Вечерний круг тоже имеет определенную структуру.

Структура вечернего круга

  1. Условный сигнал начало круга
  2. Содержательная часть-рефлексия
  3. Завершающий ритуал

Вечерний круг организуетсяточно также как и утренний круг.

Обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Вопросы продумываются заранее, по аналогии с утренним кругом.

Благодаря рефлексии у детей появляются обобщающие понятия, расширяется словарный запас по теме.

В завершение вечернего круга следует найти положительные моменты, яркие события дня и похвалить детей.

Солнышко-колоколнышко рано встаёт.

Ладушки-ладошки в круг скорей зовёт.

(Дети присаживаются около своего лучика)

Дети кто к вам сегодня в гости приходил?

Что куклы для вас приготовили?

Кто сегодня играл посудой?

Кто сегодня играл с карточками?

А вот Алан и Лера и с карточками, и с посудой играли. Молодцы.

А Максим даже Игрулю чаем угостил.

Сегодня вы быстро собрались в круг

Все сегодня молодцы!

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Какие вы сегодня молодцы, старались, играли. Молодцы!

Таким образом, можно сказать, что все элементы утреннего и вечернего круга, работают на формирование связной речи, способствуют более легкому и быстрому усвоению норм родного языка.

Источник: moluch.ru

Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг».

«Утренний круг»– это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (Что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.п.

Оценить 1725 0

Содержимое разработки

Консультация для педагогов

Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг».

Практика реализации ФГОС ДО показывает активное использование педагогическим сообществом практико-ориентированных технологий, развивающих методик, проектно-исследовательской деятельности для развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольника, формирования у него предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.

Но есть давно известные образовательные технологии, использование которых актуально сегодня как никогда.

Круглый стол – это цивилизованный формат общения, в котором происходит обмен мнениями, формируются умения договариваться, слышать друг друга.

Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори – занятии.

Как форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга», в соответствии с педагогикой Марии Монтессори, включает в себя обязательное приветствие — эмоциональное начало работы, когда дети приветствуют друг друга и педагога; пальчиковые игры; музыкальные минутки.

«Круг» это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают всё – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки.

Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами.

«Круг», согласно учению Марии Монтессори, помогает ребенку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.

Читайте также:
99 fraps что за программа

«Круг» позволяет решить многообразные образовательные задачи, стоящие перед педагогами, поэтому эту форму организации совместной деятельностивзрослого и детей можно назвать универсальной практико-ориентированнойобразовательной технологией.

От того как начнется день будет зависеть настроение ребенка и желание посещать детский сад, поэтому технология «Утренний круг» занимает важное место в работе воспитателя.

«Утренний круг»– это начала дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (Что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.п.

«Утренний круг» регламентирован по времени, проводится в определенное утреннее время, после того, когда все воспитанники пришли в детский сад. Длительность утреннего «Круга» не более 20 минут, он проводится ежедневно.

Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга,устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребёнок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.

Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей навыков свободного ведения беседы, они не боятсязадавать вопросы или высказывать свою точку зрения, они учатся активномуслушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что педагог хочет им сказать.

Если ребёнок, по какой – либо причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить спокойную игру или роль дежурного по сервировке стола к завтраку. Один из эффективных приемов для непоседы – посадить его к себе на колени. Около ребенка, требующего особого внимания, садится взрослый (помощник воспитателя).

В начале «Утреннего круга» педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения, которые устанавливают очередность высказываний детей: «Говорим по очереди», «Говорит тот, кто получает игрушку» и т.д.

В процессе проведения «Круга» ведётся работа по развитию всех видов речи (вербальной и невербальной), над её просодическими компонентами (Основная составляющая часть просодики — это интонация. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность или силу звучания голоса, мелодику, паузы, логическое ударение, темп речи), закрепляется умение пользоваться вежливыми речевыми оборотами.

Тема, затронутая на утреннем «Круге», может иметь свое продолжение в виде коллективных рисунков, бесед, инсценировок, совместных игр.

Педагог помогает дошкольникам планировать совместную деятельность, информирует их о предстоящих в течение дня событиях.

На основании наблюдений, собранных во время «Круга», педагог продумывает план работы, помогающий скорректировать поведение детей и создать в детском коллектив положительный настрой на день.

Во время проведения «Круга» педагог проводит работу по освоению воспитанниками содержания не только социально-коммуникативной образовательной области, но и остальных образовательных областей: речевого, познавательного, художественно-эстетического развития.

Утренний круг включает в себя несколько структурных элементов:

Позывные для утреннего сбора.

Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные возможно связать с требуемой темой.

Организация круга.

Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным.

Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня, и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

Педагог назначает старшего помощника (дежурного), затем предлагает детям вспомнить, какое сегодня число, день недели, месяц, время года. «Помощник» отмечает на схеме дней недели – конкретный день, на информационной доске выкладывает из чисел дату дня, из букв составляет название месяца и время года. Дети по желанию рассказывают знакомое стихотворение или поют любимую песню.

Динамическая пауза.

Динамическую паузу лучше проводить также в соответствии с темой.

Проблемные ситуации.

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

Игры по теме.

Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематической недели, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

Предоставление права выбора

Завершающий элемент структуры утреннего сбора – презентация педагогом темы.Затем все вместе дети составляют план наступившего дня. Можно выложить его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (экскурсия в парк, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Весь день визуально предстает перед ними одним целым в виде вертикальной линии, которая складывается из режимных моментов, последовательно расположенных друг за другом. Дети осознают последовательность событий, которые произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появится пиктограмма «Дом», а это значит, что они обязательно вернуться в семью, где их ждут и любят.

Завершать утренний «Круг» можно девизом группы, олицетворяющим единство всех, кто пришел сегодня в группу (у каждой группы он свой) или провести игру на сплочение коллектива.

Подвиды утреннего круга:

«Круг – поздравление»относится к событийным «Кругам», он особенно любим детьми. Его основная цель — поздравление именинника или виновника какого-либо торжества.

Воспитанникии педагоги садятся в круг. Каждый по очереди говорит добрые слова имениннику. Проводится игра-хоровод «Каравай». Все вместе читают стихи, показывают театрализованныесценки, готовят коллективный коллаж-поздравление имениннику, принимаютучастие в фотосессии.

«Круг – ситуативный».Этот вид «Круга» отличается вариативностью содержания, и проводиться в зависимости от ситуации. Например, произошла ссора между детьми, или нарушены правила поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны

взрослых для разрешения конфликтов. Ситуативный «Круг» может быть организован в любом месте групповой комнаты, в нем будут участвовать не вседети, так как некоторые из ситуаций требуют корректного подхода к их разрешению. Во время его проведения, происходит коллегиальное решение возникшей проблемы. Такие ситуативные «Круги» могут быть разными, но онивсегда требуют от взрослого тактичного отношения к детям, контроля над своимиэмоциями, максимального отсутствия личностной оценки поведения детей. Произошло яркое позитивное событие — овладение ребенком новым навыком (произношение звука, стал различать левую и правую руку, научилсязавязывать шнурки и т.д.), появляется возможность отметить достижение малыша.

События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают очень индивидуальными. Но самое главное, что они объединяют всех участников педагогического процесса, позволяют разобраться с трудными ситуациями и сплотить детский коллектив, научить радоваться и сопереживать успехам друзей, повысить собственную самооценку ребенка. Обсуждение и «проживание»ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональнуюотзывчивость, помогают осознать и высказать свои потребности и тревоги, позволяют научиться принимать сочувствие и помощь со стороны друзей ивзрослых, выходить из сложной, конфликтной ситуации. И самое главное: дети сразными образовательными возможностями, своими неповторимыми индивидуальными особенностями учатся жить вместе и находить своё место среди других!

Ежедневно, в конце дня после того, как дети выполнили задуманное – реализовали свой план в каком – либо центре активности, с детьми проводится итоговой «Вечерний круг»

«Утренний круг» — это развивающее общение, развивающий диалог, а «Вечерний круг» — это радостный настрой на следующий день.

Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы за день, обсудить что получилось, что не получилось, наметить последующие шаги. И еще одна не менее важная задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

Предельно важна роль воспитателя в организации и активизации процесса рефлексии, в поддержке положительной самооценки детьми своих достижений и перспектив, их влияния на общую ситуацию в группе.

В завершении надо отметить, что п едагогу важно помнить, что групповой сбор, будь то утренний или вечерний круг – это не занятие! Не надо использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам.

Каждый элемент группового сбора позволяет дошкольникам освоить целый ряд социальных умений, развивает интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки каждого члена группы. Это уроки доброты, сопереживания, партнерского взаимодействия, приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за ее пределами.

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru