Есть такие слова в русском языке, которые очень похожи и внешне, и по значению. Они называются паронимами. К такой паре обычно возникают вопросы: какое из слов в каждой конкретной ситуации правильно употребить? Вот, например, как нужно писать и говорить: «освоить» или «усвоить»?
Как пишется правильно: «освоить» или «усвоить»?
Но эти паронимы имеют чуть-чуть разный смысл.
Правила употребления
«Усвоить», то есть сделать своим, можно учебный материал, преподанный жизнью урок. «Освоить» можно что-то принципиально новое, например, профессию.
Примеры, как писать и говорить правильно
«Школьник усвоил информацию на уроке так хорошо, что дома ему осталось только повторить ее».
«В армии парень освоил профессию водителя».
Примеры, как писать и говорить неправильно
«Анна плохо освоила этот жизненный урок».
«Не так-то легко усвоить новые методики преподавания: они очень отличаются от традиционных».
В итоге организм будет усваивать витамины из овощей, а ваш мозг – осваивать новые знания.
ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Вопросы из школьной программы
Правильное написание слова — освоить
Ударение и произношение — осв`оить
Значение слова -вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать
О. передовую технологию. О. новые земли.
Выберите, на какой слог падает ударение в слове — ПИКОВЫЙ?
Рифма к слову освоить
усвоить, двоить, пристроить, удостоить, стоить, устроить, построить, успокоить, обеспокоить, напоить, расстроить, беспокоить, употребить, подавить, заставить, убавить, ослабить, сбить, стравить, прибить, затравить, исправить, отбить, побить, убить, ставить, направить, рубить, представить, поправить, разжалобить, таить, грабить, истребить, протравить, бить, любить, едставить, оскорбить, растравить, губить, изрубить, разбить, задавить, избавить, погубить, травить, пособить, оправить, вставить, грубить, переправить, приставить, раздавить, давить, поздравить, ить, отправить, полюбить, прибавить, перебить, добить, признавать, раздевать, расстраивать, преодолевать, овладевать, наплевать, ослабевать, задавать, давать, подозвать, отдавать, звать, познавать, узнавать, подавать, распродавать, развивать, завоевать, подозревать, ать, отогревать, вызвать, выдавать, девать, воевать, вставать, надевать, отстаивать, доставать, одевать, сбивать, назвать, напевать, взбивать, отставать, ночевать, сознавать, позвать, убивать, призвать, погибать, настаивать, танцевать, придавать, отбивать, продавать, перебивать, жевать, издавать, поспевать
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Слова освоить и усвоить отличаются только приставкой, а в этом и заключается их смысловое различие. Такие однокоренные слова, отличающиеся только приставкой или суффиксом, называются паронимами. У них существует разная сочетаемость с другими словами речи.
Освоить в значении «обжить» мы можем целину, землю, залежь, тундру, Крайний Север.Этот глагол употребляется также в значении «овладеть чем-то, научиться»: освоить новые методы производства.
11 Секретов, Чтобы Запоминать Все Быстрее Остальных
Глагол усвоить имеет значение «сделать свойственным для себя или постигнуть (о знании)». Этим словом мы воспользуемся, сказав: усвоить теоретический материал, урок, теорему, правило, закон Ньютона(например), технику дыхания, физические упражнения и т.д.
система выбрала этот ответ лучшим
Источник: domclick-cabinet.ru
О паре “освоить” — “усвоить” и лайфхаке, позволяющем хорошо усвоить любую тему
В одной из своих статей я уже касалась темы паронимов (созвучных и схожих в написании слов, имеющих разное значение). Речь шла о сладкой парочке “одеть”- “надеть” и, соответственно, типичной ошибке вроде “Одень пальто” . Сегодня разберем пару “ освоить ” – “ усвоить ”, найдем эквиваленты в английском и, главное, поговорим, как можно хорошо усвоить сложный материал.
“ Освоить ” означает вполне овладеть, научиться употреблять и пользоваться чем-то (например, освоить профессию, новые земли ), а также понять, запомнить что-то (к примеру, освоить правило грамматики ). “ Усвоить” , в свою очередь, — это сделать что-то чужое или новое привычным для себя, своим (например, усвоить лекцию, материал ), а так же, переработать, растворить в себе ( усвоить пищу, лекарство ). Освоить правило – научиться пользоваться, усвоить правило – полностью понять.
Попробуем из всего этого нагромождения слов вытащить суть, максимально упростив, но при этом не потеряв главное. Суть приставки «о» состоит в том, что действие больше связано с периферией, нежели основой чего-то. Если мы осваиваем что-то, воздействие идет со всех сторон, но глубинных перемен с нами не происходит. Наконец, я освоил английский язык. Маме трудно освоить компьютер.
А вот суть приставки «у» связана с тем, что некое действие совершается до конца, полностью. Мы усваиваем что-то и перемены происходят на глубинном уровне. Я усвоила этот материал. Организм усвоил лекарство.
Найдем соответствия в английском. Слову “освоить” соответствуют learn, develop, master, get to grips, take on (tasks, job, etc ). I’ve finally mastered the English language. (Я в конце концов освоила английский язык.) My son managed to get to grips with the gadget. (Мой сын смог освоить этот гаджет.) “Усвоить” переводится с помощью learn, understand, take smth (in), absorb, digest, accumulate. My fellow student could digest information with lightning speed. (Мой однокурсник мог усваивать (поглощать) информацию со скоростью молнии.) Конечно, здесь е сть небольшие нюансы, которых я не буду касаться в рамках небольшой статьи.
Давайте извлечем из всего сказанного практическую пользу и опишем способ обучиться чему-то серьезно и глубоко, не для галочки. Как не только освоить что-то, например, новую грамматику, но и усвоить ее.
1. Проверьте свою мотивацию в отношении изучаемой темы. Что Вами движет? Действуете ли Вы, исходя из избытка (мне любопытно и интересно, хочу узнать больше) или недостатка (надо сдать экзамен и забыть об этом как о страшном сне)? Вам нравится то, что Вы делаете или Вы заставляете себя сесть к столу? Не торопитесь, потратьте несколько минут, чтобы честно ответить на эти вопросы.
Если, даже при условии, что предмет непростой и есть сложности в его изучении, интерес все же есть, переходите к следующему пункту.
2. Вам надо сконцентрироваться на изучаемом материале. Концентрация происходит вполне естественно, если Вы занимаетесь тем, что интересно. Главное, во время занятий уберите смартфон подальше . Навык фокусировки внимания имеет свойство развиваться, нужны регулярность и терпение.
3. Представьте, что Вы объясняете идею, которую хотите понять (например, непростой грамматический материал), пятикласснику. Очевидно, что Вам придется упрощать его, а для этого надо будет схватить суть, которая часто не лежит на поверхности. Важно уйти от привычки поверхностно (или формально) работать с материалом.
4. Теперь дайте себе обратную связь, найдя слабые места в своем объяснении.
5. Вернитесь к исходному материалу, чтобы глубже его понять. Постарайтесь структурировать его и упростить еще больше, при этом не теряя главного. В объяснении используйте простые рисунки. Не расстраивайтесь, если Вы – не гениальный художник. Если получилось смешно или нелепо – это даже лучше!
Больше вероятности, что запомнится.
6. Наконец, расскажите. Если не удастся найти слушателя, расскажите зеркалу. Очень важно, чтобы Вам понравилось Ваше объяснение! Это — своего рода ключ.
Человек далеко не всегда поступает рационально и часто поддается эмоциям. Например, Вы поставили задачу сдать международный экзамен, но в какой-то момент у Вас опускаются руки. Очень помогает признание предыдущих достижений. Вспомните моменты, когда Вы чувствовали себя сильным, удачливым человеком.
Концентрируйтесь на достоинствах вместо того, чтобы говорить себе, что память уже не та и заботы одолевают . Речь идет о признании умений, которые Вы приобрели, своего прогресса и своих достижений. Не поленитесь составить список. Это поможет поменять мысли и убеждения на более позитивные. Верьте в себя!
Это поможет вернуть мотивацию, а метод, описанный выше, будет способствовать решению поставленной задачи. Так Вы освоите и усвоите даже самый сложный материал!
На закуску – немного юмора.
1. В библиотеке:
— Мне надо освоить культуру речи. Будьте любезны, если Вас не затруднит, буду Вам премного благодарен, если Вы поищете мне книгу «О культуре речи».
— Не знаю, есть ли она у нас. Вы лучше сначала посмотрите ее по нашей картотеке.
— А что, зад-то от стула оторвать слабо?
2. Каждая девушка должна твердо усвоить , что после конфетно-букетного периода в отношениях обязательно наступает кастрюльно-котлетный.
Источник: dzen.ru
Что должен уметь ребенок, готовясь к школе: советы родителям дают учителя начальных классов
Первый раз в первый класс — сегодня эти слова доводят родителей первоклассников до истерики. Одни, пугаясь сложной программы, заставляют своего ребенка учить буквы и писать слова с раннего детства, другие, не надеясь на собственные силы, записывают малышей в центры раннего развития. В них уж точно всему научат.
Кстати, с первого февраля в школах области начался прием детей в первый класс. Заявление на поступление родители могут подать не только в учебное заведение. В регионе на едином портале образования работает электронная запись. Принять ребенка в школу могут с 6,6 до 8 лет. Должен ли современный первоклассник уметь читать и считать и как родители могут помочь своему ребенку адаптироваться в школьной обстановке, АП рассказали учителя начальных классов Жанна Коваленко и Оксана Окорокова.
Фото: Сергей Лазовский — Оксана Николаевна, давайте начнем с самого простого вопроса, который волнует многих родителей: что должен уметь первоклассник? — Подготовка к школе — процесс многоплановый.
Начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Важно не только научить его читать и писать, но и подготовить психологически. Главное — сформировать у ребенка желание учиться. Необходимо развивать и тренировать память, внимание, речь, мышление, мелкую моторику рук.
Оксана Окорокова,
учитель начальных классов МАОУ «Школа № 11 г. Благовещенска»
Многие учат стишки — это хорошо, но есть дети, которые стих заучили, но не понимают, о чем он. Это касается и чтения. К нам в первый класс приходят дети, читают до ста слов, но пересказать, о чем они прочитали, не могут. Важнее для умственного развития ребенка — это понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Нужно с детьми составлять предложения из нескольких слов, составлять связный рассказ по картинке и серии картинок, пересказывать небольшие произведения. Добивайтесь от малыша полных ответов, формируйте словарный запас ребенка.
10 тысяч амурских первоклассников пойдут в школу в 2017 году, из них 3200 — в Благовещенске
— Консультация логопеда всем детям необходима? — Речь будущих первоклассников должна быть правильной, четкой, грамотной и без дефектов. К сентябрю у ребенка должны быть поставлены все звуки.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, игнорируют советы воспитателей детсадов, которые предлагают обратиться к логопеду и исправить недостатки в произношении. Из-за речевых нарушений ребенку будет сложнее овладеть программным материалом по русскому языку и чтению. — Ребенок должен уметь писать буквы?
— Вы окажете ему большую помощь, если он будет просто их печатать, но не писать. Учителю придется его переучивать. Ведь каждая программа предусматривает свой алгоритм написания букв. Главное, чтобы ребенок знал образ буквы. Лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги.
Так вы будете развивать заодно и мышцы рук. Можно закрепить и характеристику звуков, в детсаде ребят с ней знакомят. — Нужно ли малыша водить в развивающие центры, где его будут готовить к школе? — Если в таких центрах с детьми занимаются в игровой форме, развивают внимание, мышление, память, речь, моторику — это плюс.
Главное, чтобы детям было интересно и эти занятия их не тяготили. Если же родители хотят научить детей только читать и писать, то, скорее всего, не стоит тратить свое время и время ребенка на такие занятия. В школе учитель этому научит, а вот первокласснику первое время может быть неинтересно, т. к. он начинает думать, что все знает, расслабляется. И потом ему приходится труднее включаться в учебный процесс.
40 процентов школьников Благовещенска учатся во вторую смену
— Ребенок не усваивает школьный материал. Что делать? Идти к репетитору? — Если возникает подобная проблема, маме или папе нужно обратиться к учителю и действовать сообща. Не все дети одинаково воспринимают информацию, кто‑то один раз услышит и все запомнит, кому‑то надо ее повторить. Мы проводим дополнительные индивидуальные занятия.
Слабеньких детей не так много. Кстати, консультации даем и родителям. Многие темы они уже забыли — напоминаем. Так что и родителей консультируем, и с детьми занимаемся. В любом случае, если возникают проблемы, обращайтесь к учителю. — Первоклассникам дают домашнее задание?
Должны ли родители контролировать его выполнение? — Нет, домашнего задания детям не дают. Но учитель может порекомендовать выполнить дополнительные, тренировочные задания для отработки полученных навыков. Это могут быть задания в прописи, если, например, ребенок не успел что‑то дописать, раскрасить или заштриховать.
Что касается вопроса, нужно ли контролировать выполнение домашних заданий родителями, то, конечно, они должны контролировать, но выполнять задания за ребенка не нужно. Находитесь рядом с ним, помогайте, вселяйте уверенность, обязательно подбадривайте, если что‑то не получается, и не забывайте хвалить.
Начиная со второго класса, если ребенок успевает по всем предметам, постепенно предоставьте ему возможность самостоятельно выполнять задания, а потом обязательно проверьте их. — Ставят ли ребенку оценки в первом классе? Как оценивают его труд, ведь он должен понимать, что хорошо сделал, а что у него не получилось? — Мы не ставим отметки.
И, соответственно, за год итоговые оценки тоже не выставляются. На уроке учитель оценивает ребят словесно, используя слова «молодец», «умница», «хорошо». Есть и другие виды поощрений. Учителя используют картинки со сказочными героями, на которых написаны слова похвалы — «умница», «молодец». Если что‑то у ребенка пока не получается, то мы советуем ему, чтобы в следующий раз он постарался лучше.
Требования к первоклассникам
- Школьник должен знать свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Объединять предметы в группы: мебель, транспорт, и т. д., находить в группе предметов лишний.
- Высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: профессиях, живой и неживой природе, правилах поведения в общественных местах.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, цвета.
- Иметь пространственные представления: вправо, влево, вверх, вниз, под, над, из‑за, из‑под чего‑либо.
- Считать до десяти в прямом порядке и наоборот, сравнивать числа.
- Сравнивать предметы по форме, размеру, цвету.
- Раскрашивать и штриховать предметы, не выходя за края.
- Вырезать по линии ножницами.
Советы родителям будущих первоклассников:
Оксана Окорокова, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 11 г. Благовещенска»
«УЧЕНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ»
Амурских первоклассников обучают по четырем программам
— Сейчас в благовещенских школах предлагаются 4 образовательные программы для начальных классов: «Школа России», «Перспектива», «Перспективная начальная школа» и «Начальная школа XXI века». Каждая школа сама определяет, по какой программе будут учиться дети. Все эти программы считаются традиционными.
Учебники Системы развивающего обучения Л. В. Занкова, за исключением учебников по изобразительному искусству, ОС «Школа 2100» не прошли экспертизу, поэтому их не включили в основной федеральный перечень. Иногда школа работает по какой‑то одной программе, иногда — по нескольким. Наша школа, например, выбрала ОС «Перспектива», которая сочетает в себе элементы развивающей и традиционной школы.
Жанна Коваленко,
руководитель городского методического объединения учителей начальных классов Благовещенска, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 4 г. Благовещенска»
70-80
процентов детей, которые приходят в первый класс, уже умеют читать
Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования. Каждая программа или система обучения имеют свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Информацию можно найти на официальных сайтах программ начальной школы или издательств, выпускающих тот или иной УМК.
Все программы направлены на развитие школьников. Раньше использовался традиционный подход — учитель предложил, объяснил, показал. Дети на его примере выполняли задания. Сейчас предлагается проблемная ситуация: ребята должны увидеть либо общее, либо выявить различия и сами сделать вывод.
Начальная школа с песнями и танцами
— В 14‑й школе Благовещенска первоклассников учат по системе Владимира Жохова. Причем сначала это был один класс, в этом учебном году — уже два. Особенность способа внедрения знаний по этой системе заключается в организации процесса обучения с большей долей свободы и раскованности детей.
Им разрешается ходить во время уроков, не запрещается отлучаться в туалет без разрешения, необязательна «привязка» учеников к школьной парте. Каждый день занятия строятся на сочетании умственных заданий и гимнастических упражнений. Дети могут прослушать фрагменты классической музыки или спеть задорную песню в начале урока, такие приемы поощряются программой.
Современные дети более осведомлены, они умеют обращаться с компьютерами, телефонами, разбираются во многих программах. Конечно, учитель тоже должен все это уметь и предлагать ученикам материал в такой форме, чтобы их заинтересовать.
Автор обещает, что к концу первого класса ребенок освоит счет до миллиона, таблицу умножения, будет грамотно писать и осмысленно читать.
Учителям нашей школы тоже предлагали работать по этой системе, но мы не решились. Ознакомились и с плюсами, и недостатками методики Жохова. Учителя, которые выбрали этот тип обучения, еженедельно получают рекомендации на семинарах в режиме онлайн.
Конечно, все зависит от учителя, сможет ли он организовать учебный процесс и четко следовать рекомендациям автора системы. Ему нужно формировать правильное отношение ребят к учебе. Сделать это в первом классе нелегко. Какие‑то моменты я для себя принять не могу. А вот пение, танцы, которые использует автор в процессе обучения, улучшают социально-психологические показатели.
Двигательная активность влияет на рост ребенка и его физическое состояние.
Уметь пересказывать, анализировать и отвечать на вопросы
— Многие мамы и папы считают, что если дошколенок умеет читать и писать, значит, учеба в первом классе будет успешной. Это не совсем так. Сейчас оцениваются не только предметные результаты, но и метапредметные. Что это значит? Ребенок должен обладать комплексом качеств, образующих умение учиться.
То есть он должен понимать смысл учебных задач, обладать навыками самоконтроля и самооценки, развивать волевые качества, уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Поэтому мы вплотную работаем с дошкольными учреждениями, которые готовят ребенка к школе.
35
минут длится урок первые два месяца у первоклассников. У них проводится 3 урока, затем также по 35 минут — 4 урока, а с января идут полноценные занятия по 40 минут
Хочется сказать и об интеллектуальном развитии детей. Первоклассник должен уметь анализировать, находить связь между явлениями, уметь выделять существенное, сравнивать их, видеть сходное и отличное, делать выводы. Учебные материалы построены так, чтобы ребенок постоянно высказывал свои мысли, учился рассуждать.
Уже в 1‑м классе дети учатся определять тему урока с помощью системы вопросов и простых задач. Для того чтобы ребенок научился мыслить, предлагайте ему различные логические задачи. Читайте с ним больше книг, учите его говорить и размышлять. Не забывайте и о волевых качествах. Ребенок должен управлять своим поведением.
В школе первокласснику нужно будет выполнять требования учителя — не все дети бывают к этому готовы. Ребенок должен понимать, что у него будут задания, которые он хочет выполнять, и те, которые будут ему неинтересны, но сделать их придется.
Создайте положительную мотивацию
— Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой, школьной жизни. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению. Сейчас некоторые родители пугают своих детей школой. Объясняют, как там будет трудно и если что‑то не будет получаться — поставят плохую отметку. Не надо этого делать.
Наоборот, необходимо создавать положительную мотивацию — надо говорить: скоро пойдешь в школу, будешь набираться знаний, узнаешь много нового, познакомишься с новыми друзьями и т. д. Родители должны любить своих детей, а это не только накормить, одеть, но и поговорить. Дети должны видеть, что вы их слушаете и слышите. Не оставляйте без ответа вопросы своих почемучек. Больше разговаривайте с детьми, интересуйтесь тем, как прошел день, что нового узнали в школе, находите время и для чтения.
Учебно-методический комплект каждой программы обычно включает в себя учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы. Особенность проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.
Особенности образовательных программ начальной школы
«Школа России»
Классическая программа. Немного осовремененная нестандартными задачами и заданиями, которые развивают логическое мышление. Она усваивается детьми легко и особых проблем не представляет. Развивает ответственность, терпимость, сопереживание, доброту, взаимопомощь.
Создает проблемные ситуации для поиска доказательств, предположений и формулирования своих выводов для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном. Программа доступна каждому.
«Перспектива»
Задания в учебниках рассчитаны на разную степень сложности. Это позволяет предлагать ученикам разные варианты в зависимости от подготовленности ребенка. Упражнения предложены в форме, оживляющей интерес и активность к познаванию и любознательности, направляя при этом активность в сферу свободного творчества. Обучение идет на диалектическом принципе, при котором на каждом уроке учащимся приоткрывают будущие темы в обучении, новые понятия и идеи сначала представляются наглядно-образно или как проблемная ситуация.
«Перспективная начальная школа»
Программа способствует развитию логики и интеллекта. Используются дополнительные занятия по внеучебной работе. Ученики собирают информацию из хрестоматии, интернета, ходят в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умения применять полученные знания в реальных ситуациях.
«Начальная школа ХХI века»
У программы долгий адаптационный период. По мнению авторов, адаптация ребенка происходит лишь к концу первого класса, поэтому дети будут заниматься в основном рисованием и раскрашиванием, минимум чтения и математики. Основной упор — на развитие мышления и воображения, в отличие от классической школьной программы (память и восприятие).
Авторы создали систему игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. Школьник осваивает роль «исследователя». В УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит — воображение и творчество ученика.
Источник: ampravda.ru