Установите правильную последовательность в соответствии со структурой программы кумир

Отдельное указание (предписание) исполнителю, чтобы он выполнил какое-то конкретное действие, называется командой исполнителя. Из команд, которые понимает исполнитель, складывается система команд исполнителя (СКИ).

Система команд исполнителя Робот достаточно проста и не требует большого времени для освоения. В его систему команд входят команды перемещения, команда, закрашивающая клетку, а также команды, позволяющие реализовать три основных типа алгоритмических конструкций. Кроме того, исполнитель Робот понимает три базовых логических операции.

На данной странице рассматриваются команды исполнителя робот, который используется в заданиях ОГЭ по информатике и при изучении алгоритмизации в школьном курсе.

Начать работу со стандартным Исполнителем Робот можно перейдя по ссылке. Прочитать подробнее о работе с исполнителем можно на странице «Исполнитель робот».

Команды, перемещающие робота

Для перемещения робота служат четыре команды.

ВВЕРХ

Команда перемещает робота на один шаг вверх.

Разбор 15.1 задания | ОГЭ по информатике 2023

ВНИЗ

Команда перемещает робота на один шаг вниз.

ВЛЕВО

Команда перемещает робота на один шаг влево.

ВПРАВО

Команда перемещает робота на один шаг вправо.

Команды проверки

Для того, чтобы проверить, свободен ли путь в каждом из четырёх возможных направлений, используют команды проверки.

СЛЕВА СВОБОДНО

Проверяет, свободен ли путь слева от робота.

СПРАВА СВОБОДНО

Проверяет, свободен ли путь справа от робота.

СВЕРХУ СВОБОДНО

Проверяет, свободен ли путь сверху от робота.

СНИЗУ СВОБОДНО

Проверяет, свободен ли путь снизу от робота.

Цикл «ПОКА»

В стандартных задачах для робота обычно указывается, что длина стен и проходов между стенами неизвестна. Деление поля на клетки в таком случае становится достаточно условным и мы заранее не можем знать сколько шагов роботу потребуется, чтобы пройти клетку целиком.

Рассмотрим следующее задание:

Робот стоит слева от стены и ему необходимо добраться до стены, находящейся справа. Так как мы не знаем сколько команд «направо» должен выполнить робот, чтобы оказаться возле стены, нам необходимо будет воспользоваться циклом.

Простейшим вариантом цикла является цикл с условием, который описывается с помощью трех ключевых слов:

НЦ

«НЦ» означает «начало цикла» и ставится в начале каждого цикла.

КЦ

«КЦ» означает «конец цикла» и является операторной скобкой для команд, выполняющихся в цикле. «КЦ» ставится в конце циклической конструкции.

ПОКА

Ключевое слово «ПОКА» ставится сразу после «НЦ». После «ПОКА» используется одна из команд проверки, описанных выше.

В нашем случае мы дадим задание роботу, чтобы он проверял в цикле, свободно ли место справа от него. Внутри циклической конструкции мы зададим всего одну команду — «вперед».

Читайте также:
Как начертить плату для пайки программа

КуМир. Установка. Знакомство.


нц пока справа свободно вправо кц

Цикл будет выполняться пока условие «справа свободно» будет истинным. Когда робот дойдет до стены, цикл остановится.

Данную конструкцию можно написать и в одну строчку:

нц пока справа свободно вправо кц

Логические операции

В системе команд исполнителя робот логические операции используются вместе с командами проверки. Всего существует три базовых логических операции.

НЕ

«НЕ», стоящее перед командой проверкой, меняет её значение на противоположное. Если результат команды проверки истинен, то стоящая перед ней «НЕ» поменяет результат на ложный, и наоборот.

«НЕ» следует ставить перед командой проверкой, но не внутри нее. Например, «справа не свободно» будет неправильным написанием, а «не справа свободно» — правильным.

Робот стоит возле стены и ему необходимо пройти вдоль стены вверх до тех пор, пока она не кончится.

В данном случае мы будем проверять в цикле наличие стены справа с помощью составной конструкции «не справа свободно». Можно сказать, что мы будем двигаться вверх, как бы держась правой рукой за стену.

нц пока не справа свободно вверх кц

И

«И» соединяет команды проверки. Результат будет истинным только тогда, когда все соединяемые с помощью «и» команды проверки будут истинными.

ИЛИ

«ИЛИ» соединяет команды проверки. Результат будет истинным тогда, когда хотя бы одна из соединяемых команд проверок будет истинной.

Круглые скобки

Также, как у арифметических операций, у логических операций есть определенное старшинство. Самой старшей является «НЕ», затем «И», а самая младшая — «ИЛИ». Порядок выполнения логических операций можно задавать при помощи круглых скобок.

Закрашивание клеток

ЗАКРАСИТЬ

Команда «закрасить» закрашивает желтым цветом клетку, в которой находится робот.

Условие

ЕСЛИ . ТО . ВСЕ

Условия используют, чтобы определить, следует ли выполнять ту или иную команду или последовательность команд.

Робот стоит возле стены. В стене есть проход. Сверху тоже есть стена. Длины стен и прохода неизвестны. Нам необходимо закрасить клетки, помеченные лиловым цветом.

Cтруктура программы на языке КуМир

Сначала познакомимся с простейшей структурой программы на языке КуМир. Затем, по мере освоения языка программирования, элементы структуры рассмотрим более детально.

В простейшем случае у программы на алгоритмическом языке можно выделить следующие составляющие:

  • вступление
  • основной алгоритм

Вступление — это часть программы, которая может располагаться перед ключевым словом алг и содержащая любую неветвящуюся последовательность команд (например, описания величин, команды присваивания начальных значений).

Основной алгоритм начинается с ключевого слова алг , после которого может располагаться имя алгоритма. Между ключевыми словами нач и кон находится тело алгоритма, представляющее собой последовательность команд.

  • алг имя_алгоритма
  • нач
  • тело алгоритма
  • кон
  • алг Периметр
  • нач
  • ввод длина
  • ввод ширина
  • вывод 2 * (длина + ширина)
  • кон
Читайте также:
Принцип работы программы 1с

Запись команд в КуМир

Команды в языке КуМир делятся на простые и составные. Принято каждую простую команду и каждое ключевое слово в составных командах писать на отдельной строке. Для компактности программы можно писать несколько команд в одной строке разделяя их точкой с запятой. Например,

  • алг Сумма
  • нач
  • цел а ; вещ в
  • ввод а ; ввод в
  • вывод а + в
  • кон

Заметим, что некоторые ключевые слова сопровождаются «неявным» переносом строки. Неявный перенос строк присутствует в следующих случаях:

  • перед словами все, кц, кц_при ;
  • после слов нач, выбор, нц (только в случае цикла нц-кц), раз ;
  • перед и после слов то, иначе, при ;
  • перед словом при и после двоеточия в при-строке

Для пояснения различных участков кода программисты часто применяют комментарии, которые полностью игнорируются при выполнении программы. Использование комментариев в программах на языке КуМир должны удовлетворять следующим правилам:

  • комментарий записывается после знака |
  • комментарии можно размещать в конце любой строки программы
  • если комментарий занимает несколько строк, то каждая строка должна начинаться знаком комментария |
  • алг Сумма
  • нач
  • цел а ; вещ в | объявление величин
  • ввод а ; ввод в | ввод значений с клавиатуры
  • вывод а + в | вывод результата
  • кон

Источник: informatics-lesson.ru

Основные понятия и команды в программе КУМИР

Тема урока : Основные понятия и команды в программе КУМИР Подготовил преподаватель Бурдин А.Б.

Программа на языке КуМир в простейшем случае состоит из нескольких алгоритмов, следующих один за другим.

Алгоритмы в программе должны располагаться вплотную друг к другу, между ними могут быть только пустые строки и строки с комментариями.

Разработчики языка «КуМир» преследовали цель создать простой язык для начального курса информатики, отвечающий современной технологии программирования и допускающий производственное использование. За основу был взят школьный алгоритмический язык.

В разных языках программирования такие единицы называются по-разному, в КуМире такая единица называется «Исполнитель».

Переменная – именованная область памяти, используемая для хранения значения, которое можно изменить при выполнении программы. Константа – именованная область памяти, используемая для хранения фиксированного значения, которое невозможно изменить при выполнении программы.

Переменная – именованная область памяти, используемая для хранения значения, которое можно изменить при выполнении программы.

Константа – именованная область памяти, используемая для хранения фиксированного значения, которое невозможно изменить при выполнении программы.

ОБЩИЙ ВИД ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМА алг имя_алгоритма тип_алгоритма дано условие_применимости алгоритма надо цель_выполнения_алгоритма нач последовательность команд кон Описание алгоритма состоит из: Заголовка (часть до служебного слова нач ) Тела алгоритма (часть словами нач и кон )

ОБЩИЙ ВИД ОПИСАНИЯ АЛГОРИТМА

алг имя_алгоритма тип_алгоритма

  • даноусловие_применимости алгоритма
  • надоцель_выполнения_алгоритма

последовательность команд

Описание алгоритма состоит из:

Заголовка (часть до служебного слова нач )

Тела алгоритма (часть словами нач и кон )

Блок-схема алгоритма алг имя_алгоритма нач тело алгоритма кон НАЧАЛО ТЕЛО АЛГОРИТМА КОНЕЦ

алг имя_алгоритма

тело алгоритма

ТИПЫ ВЕЛИЧИН ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ Типы величин Как пишутся в программе Целые Пример описания цел Вещественные 1 2 3 4 и т.д. вещ Литерные 0,5 2,3 1,345 лит а б в г В записи имен переменных могут быть использованы любые символы русского и латинского алфавита, а так же цифры. Имя не должно начинаться с цифры. На длину имен в системе КуМир строгих ограничений не накладывается, но для удобства редактирования и во избежание переполнения строк переменным и алгоритмам не стоит давать слишком длинные имена. Обычно имя подбирается так, чтобы можно было понять, для чего предназначен алгоритм. При редактировании программ также следует помнить о том, что русские и латинские буквы, сходные по написанию, различаются ЭВМ. Например, если при описании переменной с именем А пользователь набрал

ТИПЫ ВЕЛИЧИН ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММЕ

Типы величин

Как пишутся в программе

Пример описания

Вещественные

1 2 3 4 и т.д.

В записи имен переменных могут быть использованы любые символы русского и латинского алфавита, а так же цифры. Имя не должно начинаться с цифры. На длину имен в системе КуМир строгих ограничений не накладывается, но для удобства редактирования и во избежание переполнения строк переменным и алгоритмам не стоит давать слишком длинные имена.

Обычно имя подбирается так, чтобы можно было понять, для чего предназначен алгоритм. При редактировании программ также следует помнить о том, что русские и латинские буквы, сходные по написанию, различаются ЭВМ. Например, если при описании переменной с именем А пользователь набрал «А» на латинском алфавите, а в тексте алгоритма пытается обратиться к этой переменной, набирая ее имя на русском алфавите, то в данной строке на «полях» появится сообщение «имя не определено».

Читайте также:
Программы для изменения звука на компьютере

Арифметические операции и стандартные функции для работы с числами Название операции Как пишутся в программе Сложение а+б Вычитание а-б Умножение а*б Деление а/б Возведение в степень а**б Присваивание а:=б

Арифметические операции и стандартные функции для работы с числами

Название операции

Как пишутся в программе

Возведение в степень

Присваивание

б Меньше или равно a Больше или равно a=б » width=»640″

ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ ЧИСЕЛ

Название операции

Как пишутся в программе

Меньше или равно

Больше или равно

ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ Обращение Функция Типы SIN (X) COS (X) TG (X) EXP (X) LN (X) ABS (X) SQRT (X) MOD (A, B) INT (X) ПИ Аргумента синус х косинус х тангенс х экспонента х (е х ) натур. логарифм х модуль х корень квадратный х остаток от деления (А на В) целая часть числа число

ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ

SIN (X) COS (X) TG (X) EXP (X) LN (X) ABS (X) SQRT (X) MOD (A, B) INT (X) ПИ

синус х косинус х тангенс х экспонента х (е х ) натур. логарифм х модуль х корень квадратный х остаток от деления (А на В) целая часть числа число «пи» — 3,14159

вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ, цел вещ вещ

вещ вещ вещ вещ вещ вещ вещ цел цел без аргум

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Вначале алгоритма объявляются перемен-ные и константы , которым будут присваи-ваться значения необходимые для расчетов вещ а, р Сколько величин участвует в работе программы - столько и должно быть объявлено их вначале.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Вначале алгоритма объявляются перемен-ные и константы , которым будут присваи-ваться значения необходимые для расчетов

вещ а, р

Сколько величин участвует в работе программы — столько и должно быть объявлено их вначале.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: Вывод “введите сторону квадрата” в процессе работы программы будет отображаться в нижнем окне: ВЫВОД диалога

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Например команда:

Вывод “введите сторону квадрата”

в процессе работы программы будет отображаться в нижнем окне:

ВЫВОД диалога

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: ввод а после нажатия клавиши Enter будет отображена в правом окне, ВВОД данных то есть в буфере обмена (в памяти) программы.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Например команда:

после нажатия клавиши Enter будет отображена в правом окне,

ВВОД данных

то есть в буфере обмена (в памяти) программы.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: р:=а*4 это ПРОЦЕСС, читается так: значению р присваивается переменная а умноженная на число 4 Выполнение операций

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Например команда:

это ПРОЦЕСС, читается так: значению р присваивается переменная а умноженная на число 4

Выполнение операций

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА Например команда: вывод “периметр =” , р в процессе работы программы будет отображаться в нижнем окне, ВЫВОД данных то есть будет выводиться результат работы программы.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Например команда:

вывод “периметр =” , р

в процессе работы программы будет отображаться в нижнем окне,

ВЫВОД данных

то есть будет выводиться результат работы программы.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ВЕТВЛЕНИЕ если условие то серия 1 иначе серия 2 все если условие то серия 1 все ЦИКЛИЧЕСКИЕ нц число повторений раз тело цикла кц Ветвление бывает полное и неполное. Цикл с предусловием (цикл пока) - цикл, выполнение которого повторяется, пока истинно условие цикла. Служебные слова НЦ (начало цикла) и КЦ (конец цикла)пишутся строго одно под другим и соединяются вертикальной чертой. Правее этой черты записывается повторяемая последовательность команд (тело цикла). Цикл с параметром (цикл для) - повторное выполнение тела цикла, пока целочисленный параметр пробегает множество всех значений от начального ( i1 ) до конечного ( in ): нц пока условие тело цикла кц

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

если условие

если условие

нц число повторений раз

Ветвление бывает полное и неполное.

Цикл с предусловием (цикл пока) — цикл, выполнение которого повторяется, пока истинно условие цикла. Служебные слова НЦ (начало цикла) и КЦ (конец цикла)пишутся строго одно под другим и соединяются вертикальной чертой. Правее этой черты записывается повторяемая последовательность команд (тело цикла).

Цикл с параметром (цикл для) — повторное выполнение тела цикла, пока целочисленный параметр пробегает множество всех значений от начального ( i1 ) до конечного ( in ):

нц пока условие

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА нс, Служебное слово ( новая строка ) указывает ЭВМ, что информация должна выводиться на новую строку.

КОМАНДЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Служебное слово ( новая строка ) указывает ЭВМ, что информация должна выводиться на новую строку.

-82%

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru