Образование как процесс осуществляется в следующих формах:
- Формальное образование (англ. formal education)– образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями (школами, колледжами, университетами др.) в организованном и иерархически структурированном контексте; имеет уровневую структуру и регламентированные временные рамки обучения на каждом уровне, реализуется в соответствии с утвержденными образовательными стандартами и программами; достижение определенного уровня образования обязательно подтверждается выдачей соответствующего документа об образовании.
- Неформальное образование (англ. non-formal education) – образовательный процесс, осуществляемый образовательными / общественными организациями по специализированным программам, определяющим цели, методы и результаты обучения. В отличие от формального образования, к реализуемым программам не предъявляется в качестве обязательного требование преемственности, и документы об образовании могут не выдаваться. В рамках неформального образования обучающийся на любом этапе своего образования или профессиональной деятельности осваивает различные курсы, тренинги, проходит короткие программы как в группах, так и индивидуально.
- Информальное образование (англ. informal education) – образование, сопровождающее повседневную жизнь, которое не имеет четкой структуры и эксплицитной постановки целей. Информальное образование представляет спонтанный процесс приобретения индивидом знаний, компетенций, ценностей и отношений из повседневного опыта, а также включает разнообразные образовательные воздействия на личность со стороны окружения (семьи, круга личностного и профессионального общения и взаимодействия, средств масс-медиа).
8.5. Образование как результат
Б.С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования ( рис. 8.7).
Покер | Обучение | Как играть на BB против лимпа с SB | Лифт уровень 2 ч.4
Рис. 8.7. Образование как результат
Грамотность – навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе.
Профессиональная грамотность – чтение, письмо , вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач.
Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI века. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки, и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе.
По определению экспертов Юнеско, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины» [2, С. 18].
Покер | Обучение | Игра против лимперов | Лифт уровень 3 ч.1
Образованность – новое комплексное качество личности, означающее не только сумму знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и со-бытия. Образованность – это способность на основе знаний сформировать целостную (интегративную) картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность .
По определению Б.С. Гершунского, «образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума» [1, С.72], индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях.
Компетентность – демонстрируемая способность человека выполнять деятельность , то есть владение знаниями, навыками и личностными характеристиками, необходимыми для удовлетворения особых требований или требований конкретной ситуации.
Компетентностный подход в обучении – ориентация на разработку спецификаций, обучение и демонстрацию компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые имеют важнейшее значение для решения конкретных задач.
Культура является «высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности» личности, «именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [1, С.74].
Менталитет – исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения, ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность , менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в ментальности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету – стабильность , постоянство, устойчивость .
Согласно концепции Б.С. Гершунского, важнейшие функции и задачи сферы образования – культурообразование и менталеобразование.
8.6. Образование как система. Образовательная система России
Образование как система – единая сеть учреждений разного типа и уровня для получения образования в формальной и неформальной формах.
Уровень образования – «завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований» [4, С.3].
Образовательный ценз – подтвержденный (удостоверенный) соответствующим документом уровень формального образования, который требуется для получения тех или иных прав:
- заниматься профессиональной деятельностью;
- продолжать образование на более высоком уровне.
В Международной стандартной классификации образования, МСКО (англ. International Standard Classification of Education , ISCED) выделены следующие уровни образования.
Дошкольное образование (МСКО уровень 0) (Pre-primary education , ISCED level 0) – программы начального этапа организованного обучения, предназначенные в первую очередь для погружения детей от 3 лет в школьное окружение, и являющиеся связующим звеном между домом и школой. Программы дошкольного образования являются компонентом системы формального образования, реализующим заботу о детях младшего возраста и их образовании. По завершении этих программ дети продолжают свое образование в МСКО на уровне 1 (начальное образование).
Начальное образование (МСКО уровень 1) (Primary education , ISCED level 1) – программы, направленные на получение навыков чтения, письма и счета, а также элементарное понимание истории, географии, естественных и социальные наук, искусства, музыки.
Среднее образование (МСКО уровни 2 и 3) ( Secondary education , ISCED levels 2 and 3)– включает программы двух уровней. Программы неполного среднего образования (Lower secondary education , ISCED level 2) являются продолжением основных программ начального образования, но обучение, как правило, более предметно-ориентированно и требует специализированной подготовки учителей для каждой предметной области . Окончание этой ступени часто совпадает с окончанием обязательного образования. Программы полного среднего образования (Upper secondary education , ISCED level 3) – финальный этап среднего образования в большинстве стран, на котором осуществляется профильное обучение, и требуются учителя более высокой квалификации, чем на уровне 2 МСКО.
Довузовское образование (МСКО уровень 4) (Post- secondary non-tertiary education , ISCED Level 4) – образовательные программы, включающие два подуровня:
- 4А – программы подготовки, дающие доступ к получению образования на уровне 5 МСКО;
- 4B – программы подготовки, не дающие доступа к получению образования на уровне 5 МСКО, предназначенные, в первую очередь, для прямого выхода на рынок труда.
Техническое и профессиональное образование и обучение ( Technical and vocational education and training , TVET) – программы, предназначенные главным образом для освоения обучающимися определенной профессии или отрасли (группе профессий или занятий).
Первый этап высшего образования уровня 5 МСКО (Tertiary education (first stage ), ISCED level 5) включает два подуровня:
- 5А – состоит в значительной степени из теоретических программ, предназначенных для обеспечения достаточной квалификации для обучения по продвинутым программам научных исследований и профессиям с высокими требованиям к мастерству;
- 5B – программы, как правило, более практические, технические и/или направлены на конкретную профессию.
Второй этап высшего образования, уровень 6 МСКО (Tertiary education ( second stage ), ISCED level 6), включает программы, посвященные продвинутым и оригинальным исследованиям, ведущие к получению исследовательской квалификации.
В Российской Федерации установлено семь уровней образования. На рис. 8.8 показана структура образовательной системы России; уровни образования в Российской Федерации и их соответствие Международной стандартной классификации образования представлены в Таблице 8.2.
увеличить изображение
Рис. 8.8. Система образования
МСКО уровень 0 | Дошкольное образование |
МСКО уровень 1 | Начальное общее образование |
МСКО уровень 2 | Основное общее образование |
МСКО уровень 3 | Среднее общее образование |
МСКО уровни 4А, 4B | Среднее профессиональное образование |
МСКО уровень 5B | Высшее образование – бакалавриат |
МСКО уровень 5А | Высшее образование – специалитет, магистратура |
МСКО уровень 6 | Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации |
Непрерывное образование (англ. lifelong education ) охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества.
Непрерывное обучение (англ. lifelong learning ) – развитие человеческого потенциала через непрерывно поддерживаемый процесс стимулирования и обеспечения возможностей приобретения индивидом знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются на протяжении всей жизни, а также их применения в любых ролях, обстоятельствах и окружении с уверенностью, творчески и с удовольствием.
На рис. 8.9 представлена концепция непрерывного обучения, отвечающая на вопросы: кого обучать, как, когда, где, чему и почему.
Рис. 8.9. Концепция непрерывного обучения
Понятие «непрерывное обучение» частично перекрывается и тесно связано с такими понятиями, как: перманентное образование (англ. permanent education ), рекуррентное, возобновляемое образование (англ. recurrent education ), продолжающееся образование (англ. continuing education ), самообучающаяся организация (англ. learning organization), самообучающееся общество (англ. learning society) и другие.
Трансформативное обучение (англ.transformative learning ) – обучение посредством критического отражения (рефлексии) обучающимся собственного опыта, предположений, убеждений, чувств и ментальных представлений для создания или пересмотра интерпретаций. Трансформативное обучение ведет к изменению самого обучающегося.
Самообразование (англ. self- learning , self-traning) – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе (совместное обучение).
Ключевые термины
Образовательная парадигма , образование в интересах устойчивого развития, человеческий капитал, социальный капитал, образовательные преимущества, функциональная грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет, международная стандартная классификация образования, непрерывное образование, непрерывное обучение, самообразование.
Краткие итоги
Образовательная парадигма – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Классическая образовательная парадигма просуществовала до конца XX столетия и в настоящее время меняется на неоклассическую образовательную парадигму.
Образование – ценность для отдельной личности, семьи, сообщества, социума. Образование как социокультурный феномен рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития. Пять столпов образования: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить, учиться изменять себя и общество.
Образование в интересах устойчивого развития направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.
Формы реализации процесса образования: формальное образование, неформальное образование, информальное образование. Уровни образования согласно Международной стандартной классификации образования: дошкольное, начальное, среднее, довузовское, высшее. Пять ступеней результативности образования: функциональная грамотность _ образованность _ компетентность _ культура _ менталитет.
Непрерывное образование охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества. Самообразование – информальное образование, автономное обучение без помощи учителя; может осуществляться индивидуально, в семье, в сообществе.
Задания для самоконтроля
Источник: intuit.ru
Уровни обучения
а) репродуктивный; б) реконструктивный, поисковый; г) конструктивный, творческий. Определяются не только характером познавательной деятельности, но и ее результатами, последствиями личностного плана, поэтому учитывать следует также степень новизны приобретаемых знаний и умений учащихся, работающих по образцу или алгоритму. Ученик может воспроизвести данную учителем или в учебнике готовую характеристику конкретного персонажа, оставаясь на репродуктивном уровне обучения; в другом случае он, опираясь на опыт этой характеристики или алгоритм ее составления, способен объяснить характер иного персонажа этого же или нового произведения, встав тем самым на поисковый путь, выйдя на высший – эвристический уровень. А.С.
Источник: didacts.ru
Как измерить эффективность вашего онлайн-обучения?
E-learning
На чтение 5 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 10/02/2021
Когда вы планируете обучение и развитие сотрудников своей организации, то ожидаете улучшения навыков и повышения их производительности, уровня удержания и улучшения бренда в целом. После проведения любого корпоративного обучения вы должны задать следующие вопросы:
- Насколько эффективным было обучение, помогло ли оно учащимся получить соответствующие знания и навыки?
- Смогли ли учащиеся применить полученные знания для улучшения своей работы?
- Какие еще преимущества дает программа обучения?
Ответы на эти вопросы помогут вам определить, стоило ли обучение инвестиций вашей организации. И чтобы их получить, необходимо измерить результаты.
Зачем измерять эффективность обучения?
Статистика показывает, что компании по всему миру вкладывают значительные средства в обучение и развитие сотрудников. Расходы на обучение и образование сотрудников растут из года в год. Помимо повышения уровня знаний и навыков, измерение эффективности обучения оказалось важным инструментом повышения вовлеченности и удержания сотрудников. Результаты и измерения прошедшего обучения также выступают в качестве критических показателей при планировании будущих курсов.
Организации должны гарантировать, что сотрудники могут продемонстрировать положительное влияние обучения за счет повышения производительности и общего развития навыков.
В связи с растущим вниманием к непрерывному обучению и развитию компании стремятся определять надежные показатели и методы для измерения эффективности и рентабельности таких инициатив по обучению сотрудников. В конце концов, вы же не хотите проводить обучение, которое не дает ожидаемых результатов.
Оценка эффективности обучения
Тесты после обучения, индивидуальные дискуссии, опросы сотрудников, тематические исследования и официальные сертификационные экзамены – вот некоторые способы измерения эффективности обучения. Чем больше данных вы соберете об измеримых результатах, тем легче будет количественно оценить рентабельность инвестиций вашей компании. Перед началом обучения полезно спланировать, какие факторы вы будете измерять и как будете собирать эти данные. К счастью, уже существуют проверенные методики измерения эффективности обучения.
Давайте рассмотрим одну из них.
Модель оценки эффективности обучения Киркпатрика
В 1950-х годах профессор Дональд Киркпатрик разработал модель для оценки обучения. Благодаря простому 4-уровневому подходу она стала одной из самых успешных моделей, которая помогает измерять эффективность корпоративных программ обучения.
Вот 4 уровня измерения и ключевые показатели, которые нужно учитывать на каждом уровне.
Уровень 1 – Реакция
Этот уровень измеряет, как учащиеся отреагировали на обучение, его актуальность и полезность. Используйте опросы, анкеты или поговорите с учащимися до и после курса, чтобы собрать их отзывы об обучении.
Возможные темы для обсуждения:
В конце 1-го уровня вы должны иметь четкое представление о том, насколько хорошо прошло обучение, и определить пробелы в его содержании.
Уровень 2 – Обучение
Измерьте знания и навыки, полученные учащимися в результате обучения. Для этого вы можете использовать комбинацию таких показателей, как:
- Результаты тестов во время и после обучения
- Оценка проектов практического обучения
- Влияние на ключевые показатели эффективности (KPI)
- Завершение курса и сертификация
- Отчет руководителя и обратная связь
На этом этапе оценки вы сможете определить, соответствует ли обучение поставленным целям, какие конкретные навыки можно развить с помощью этого обучения, а также возможности для улучшения содержания и методов его проведения.
Уровень 3 – Поведение
Оцените, как обучение повлияло на производительность и отношение ученика к работе, используя комбинацию этих методов:
- Анкеты для самопроверки
- Неформальная обратная связь от коллег и менеджеров
- Фокус-группы
- Наблюдение на рабочем месте
- Фактические ключевые показатели эффективности работы (KPI)
- Опросы клиентов, комментарии или жалобы
Темы, которые вы должны охватить в своей оценке:
- Как реализовано обучение на работе?
- Уверены ли учащиеся в том, что смогут поделиться своими новыми навыками и знаниями с коллегами?
Уровень 4 – Результаты
Измерьте ощутимые результаты обучения, такие как снижение затрат, повышение качества, более быстрое завершение проекта, улучшение производительности, удержание сотрудников, увеличение продаж и повышение морального духа.
Ключевыми метриками для измерения являются:
- Улучшение бизнес-результатов
- Повышение производительности и качества работы
- Удержание сотрудников
- Более высокий моральный дух
- Индекс удовлетворенности клиентов
Насколько важны измерения?
Реализация всех уровней модели Киркпатрика может быть дорогостоящим и трудоемким процессом. Вам не нужно измерять абсолютно все.
Измеряйте только то, что требуется для подтверждения ценности вашего обучения.
Лесли Аллан предлагает использовать рассмотренные выше уровни следующим образом, в зависимости от типа обучения и ваших целей:
- Уровень 1 (Реакция) – для всех программ
- Уровень 2 (Обучение) – для программ повышения квалификации
- Уровень 3 (Поведение) – для стратегических программ
- Уровень 4 (Результаты) – для программ премиум класса с высоким чеком
В качестве вывода
Обучение – это улучшение индивидуальных и групповых результатов и, в свою очередь, влияние на общую эффективность вашего бизнеса. Важно оценить эффективность обучения и убедиться, что изначальные учебные цели были достигнуты.
Кроме того, многие преимущества обучения невозможно измерить. Такие факторы, как удовлетворение работой, удовольствие от обучения и помощь сотрудникам в понимании того, что они являются ценным активом и достойны развития, могут показаться нематериальными и при этом быть очень важными.
Но измерение эффективности обучения бесполезно, если вы не используете эти данные для улучшения обучения. Однако помните, что обучение не может быть разовым мероприятием; важно определить и поддерживать непрерывные пути обучения – это позволяет вашим сотрудникам оставаться востребованными в меняющемся корпоративном мире.
Современные LMS позволяют автоматизировать процесс анализа эффективности обучения ваших сотрудников. На платформе «АнтиТренинги» в разделе «Аналитика» вы можете отслеживать как успеваемость конкретного ученика, так и эффективность учебных материалов курса в целом. Сервис предлагает 14 разнообразных отчетов и более 10 вариантов сортировки данных.
Источник: antitreningi.ru