«Современные подходы в создании и реализации многоуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
«Современные подходы в создании и реализации многоуровневых дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»
нормативным
актом
, но рекомендуются к использованию при разработке ДООП. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в условиях, не ограниченных образовательными стандартами: в дополнительном образовании ФГОС не предусматриваются. Проектирование и реализация ДООП должны строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. Для оптимизации деятельности педагогических кадров методической службой Детско- юношеского центра №1 было разработано Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ в МБУ ДО ДЮЦ №1» (далее Положение), регламентирующее порядок составления и реализации ДООП в Центре. Учреждение ежегодно обновляет ДООП с учетом уровня и срока их реализации, изменения учебно-тематических планов, календарного учебного графика, содержания программы,
Виды и уровни образования
методического обеспечения, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласно Положению, одним из основных принципов при проектировании и реализации ДООП является разноуровневость.
Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Содержание и материал ДООП педагогов ДЮЦ №1 организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Программа стартового уровня может быть реализована в нескольких вариантах: как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности или мотивации к нему; как первая ступень — переход к базовой общеразвивающей программе обучения; как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации; как дополнительная общеразвивающая программа для лагерей летнего отдыха и оздоровления детей, как на базе организаций дополнительного образования, так и общеобразовательных организаций (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613) . «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы
Программа базового уровня может быть реализована: как продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализующей базовый уровень обучения как вторая ступень — переход к продвинутому уровню программы; как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности; как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Программа продвинутого уровня может реализовываться в различных формах в соответствии с направленностью программы: продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализующей продвинутый уровень обучения, разработанной с учетом групповой работы; разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и.т.д.) проектов обучающихся; разработку индивидуальных образовательных маршрутов в форме индивидуальных учебных планов, на основе программы продвинутого уровня. Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя индивидуальный план, который составляется совместно с обучающимся на основе его предпочтений и предполагает определенные результаты в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, участия в олимпиадах, конкурсах, концертах и т.д., которые фиксируются в портфолио достижений обучающегося.
Каждый участник разноуровневой программы имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня). Поэтому возникает необходимость
разработки критериев для зачисления на определенный уровень освоения программы
. Каждый из трёх уровней должен предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. Более подробная дифференциация материала по многообразию уровней сложности осуществляется исходя из содержательно- тематической специфики программы. Можно выделить
6
определения
индивидуальные
Пояснительная записка
— это научное обоснование программы. Она включает в себя следующие блоки: •
Нормативная база
– необходимо указать с учетом каких нормативно-правовых документов разработана данная программа. •
Направленность
(профиль) программы.
•
Актуальность.
В словарях слово «актуальность» определяется как важность, значительность чего-либо в настоящее время, своевременность, злободневность. Каковы причины появления данной программы? Почему есть необходимость в разработке этой программы и чем конкретно не устраивают имеющиеся программы? Какая идея положена в основу программы? •
Уровень программы
— («стартовый», «базовый», «продвинутый») — коротко об особенностях этого уровня. Выдержки из программы педагога по ИЗО Программа стартового уровня специализируется на знакомстве с основами декоративной композиции и различных видов декоративно-прикладного искусства.
На этом уровне обучающиеся получают мотивацию для дальнейших занятий изобразительным искусством на более углубленном уровне. Исходя из этой особенности, Программа может стать стартовым уровнем для программ базового уровня, специализирующихся на изучении декоративной композиции.
Освоение программного материала базового уровня предполагает получение обучающимися специализированных знаний в области декоративного искусства и освоение узко- предметных умений для создания композиций декоративно-стилизованного характера. Обучающиеся получают целостное представление о роли декоративного искусства в мировой культуре.
Выдержки из программ педагога «ВЕБ-ДИЗАЙН» Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области сайтостроения. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями Интернета и с основами создания веб- страниц и веб-сайтов c помощью простого текстового редактора, с написанием HTML-кодов напрямую. Обучающиеся изучают способы украшения веб-страниц сайта графикой и элементами мультимедиа, учатся связывать их с другими ресурсами Интернета. Изучаются приемы поиска и размещения веб-материалов в сети. Уровень программы – базовый
.
Программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию навыков общения и социализации обучающихся. •
Новизна.
Необходимо отразить в чем новизна, оригинальность данной программы в отличие от существующих? •
Педагогическая
целесообразность
значимость
изучаемого предмет а обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. •
Адресат
программы
– краткая характеристика обучающихся по данной программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики; уровень развития детей;
Объем и срок освоения
Режим занятий
Формы обучения
•
Особенности организации образовательного процесса
•
1.2. Цели и задачи программы
программы.
Содержание программы должно быть отражено в учебно- тематическом плане и содержании УТП. Учебно-тематический план ДООП содержит: — перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. — Формы аттестации и контроля Содержание программы должно соответствовать целеполаганию и планируемым результатам освоения программы.
Содержание
сложности
, предусматривать дифференцированные практические задания, в разной форме подачи материала
1.4. Планируемые результаты
В этой части необходимо сформулировать: • личностные • метапредметные • предметные результаты Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
– это составная часть программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9) В программе прописывается количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, предварительные даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Согласно Положения календарный учебный график составляется более подробно на каждый учебный год и на каждую учебную группу и является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Федеральный закон № 273-ФЗ ст.2, п.9)
2.2. Условия реализации программы
• материально-техническое обеспечение • информационное обеспечение • кадровое обеспечение
2.3. Формы аттестации
: Необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам. Прописываются условия перехода на другой уровень освоения программы, формы аттестации, процедура присвоения уровня освоения программы
2.4.
—
перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по принципу уровней сложности.
2.5. Методические материалы:
• методы обучения; • формы организации образовательного процесса: • формы организации занятия; • педагогические технологии; • алгоритм учебного занятия; • дидактические материалы.
2.6.
Список литературы.
• Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). • Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.5 2008).
Использованная литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242) 5. Инструктивное письмо ИРО ИО «О применении методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), утвержденных 18.11.2015 г.» 6. Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеразвивающих программ в МБУ ДО ДЮЦ № 1. 7. Буйлова, Л.Н.
Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП.– Москва, 2015. 8. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567 — 572. 9. Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования. – ГАОУ ВО «МГПУ» АНО ДПО «Открытое образование», Москва, 2015. 10. Попова, И.Н., Славин, С.С. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. – Москва, 2015. .
Источник: vestnikpedagoga.ru
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.
При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.
Введение
Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).
Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:
техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.
Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):
- «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
- «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
- «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.
Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Уровень/показатели
Специфика реализации
п/п
массовые программы
групповые программы
микрогрупповые программы
индивидуальные программы
1.
«Стартовый»
(ознакомительный)
Источник: pedsovet.org
Информация о дополнительном образовании
Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.
Персональный цифровой сертификат на дополнительное профобразование
Учреждения ДПО
ДПО в системе СПО
ДПО – дистанционное обучение
Проектная деятельность в ДО
Диплом о дополнительном образовании
Направления допобразования
Персонифицированное дополнительное образование
Мониторинг дополнительного образования
БАРС – электронное дополнительное образование
ФГОС дополнительного образования
Технологии дополнительного образования детей
Что такое программа ДО
Формы занятий
Корректный подбор модели занятий способствует максимальной эффективности учебного процесса.
Закон о дополнительном образовании 2015
Его задачи и цели в учебном процессе.
Интеграция с общим образованием
Взаимодействие между учебными учреждениями и центрами ДО.
Нормы СанПиН
Изменения, которым подверглись Санитарные нормы и правила в 2015 году.
Послевузовское профессиональное образование
Как проходит послевузовское профессиональное образование, на основании каких законов и по каким этапам осуществляется.
Концепция дополнительного образования
Текст Концепции ДОД 2014 и направления ее реализации.
Система
Ее значение в формировании успешной личности.
Доп. образование в Москве
Лучшие программы дополнительного бизнес-образования в столице.
Как его получать
В современном мире дополнительное образование необходимо как воздух. Где, как и зачем учиться?
Федеральный закон № 273 определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании. При этом цель повышения образовательного уровня не ставится.
Уровни ДО
Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:
- дошкольный (детский сад);
- начальный (младшие классы);
- основной (9 классов);
- общий средний (11 классов);
- средний профессиональный (СПО – колледжи, техникумы, училища);
- высший (вузы).
Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.
Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.
Виды
Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.
Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:
- Общеобразовательные:
- общеразвивающие;
- предпрофессиональные.
- Профессиональные:
- повышение квалификации;
- профессиональная переподготовка.
По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).
Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.
Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.
Цели дополнительного образования
Функции и задачи дополнительного образования детей при всем разнообразии форм проведения занятий и методов обучения сводятся к достижению следующих целей:
- Раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Удовлетворение личностных потребностей в развитии по всем направлениям – от спортивного до интеллектуального.
- Укрепление физического здоровья.
- Выявление и поддержка талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности.
- Профессиональное обучение.
- Создание условий для непрерывного индивидуального развития.
- Помощь в осознанном выборе будущей сферы профессиональной деятельности или вида творчества.
На достижение этих целей работают десятки тысяч специализированных учреждений и организаций дополнительного образования: мастерских, объединений, студий, центров, домов творчества, секций. Такие же задачи ставят перед собой и кружки при школах или вузах.
Все эти заведения работают в нескольких направлениях дополнительного общеразвивающего образования:
- техническое;
- художественное;
- краеведческое;
- спортивное;
- туристическое;
- естественно-научное;
- социальное;
- физкультурное;
- педагогическое.
Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей и педагогов в стране развивается множество интегрированных или, наоборот, узкоспециализированных направленностей дополнительного образования. Так, например, в естественно-научном направлении – эколого-биологический профиль, в техническом творчестве – робототехника. Социально-педагогическая ориентация дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с группами детей, нуждающихся в особом уходе, или с талантливыми и одаренными школьниками.
Дополнительное образование формирует устойчивую потребность в приобретении новых знаний, стимулирует внутреннее развитие и творчество, помогает реализовать себя по максимуму. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают ДО как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, который ведется при помощи специальных дополнительных программ.
Профессиональное ДО
Дополнительное профобразование направлено на повышение квалификации или приобретение новых умений работниками, уже имеющими высшее или среднее профессиональное образование. Объем знаний, которые слушатели получают на курсах, зависит от задач учебных программ:
- Повышение квалификации – кратковременные циклы, нацеленные на пополнение багажа знаний в конкретной отрасли. Это могут быть разной продолжительности курсы, семинары, тренинги, симпозиумы.
- Профессиональная переподготовка – более продолжительные программы, ориентированные на получение новых глубоких знаний в рамках одной специальности или направления профдеятельности.
Исторические вехи дополнительного образования
В России система ДО начала формироваться на заре ХХ столетия, когда появились кружки, клубы, мастерские, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Единичные организации открывались по инициативе прогрессивных педагогов.
Культурологическое направление в дополнительном образовании стало первой ласточкой всей внешкольной учительской деятельности. В начале ХХ века в Москве основатели культурно-просветительского общества «Сетлемент», что значит «комплекс» или «поселение», ставили перед собой задачу удовлетворить духовные и социальные потребности детей и молодых людей из малообеспеченных семей.
Октябрьская революция выдвинула лозунг о необходимости перехода от внешкольного воспитания к детскому ДО. Сначала появились станции юных любителей природы – так дополнительное образование в Москве и крупных городах молодого советского государства сделало свои первые шаги. Уже через год состоялся съезд по вопросам внешкольного обучения, посвященный проблемам дальнейшего совершенствования ДО. В 30-е годы бурно развивались все формы внеклассных учреждений. К 1940 году в стране насчитывалось уже 1 846 заведений внешкольного воспитания.
После войны восстанавливались не только заводы и фабрики, но и организации дополнительного образования. Массово строились дворцы пионеров, загородные лагеря труда и отдыха, станции юннатов и техников, спортшколы для детей всех возрастов.
Работа учебных заведений до конца 80-х годов строилась строго в рамках советской идеологии, учреждения дополнительного образования тоже подчинялись четко определенным установкам. Единичные альтернативные движения и структуры быстро подавлялись и закрывались, несмотря на достигнутые ими высокие результаты и приобретенную популярность. Тем не менее организации дополнительного образования накопили уникальный опыт в сфере воспитания талантливых молодых людей.
Сегодня в инфраструктуру отрасли дополнительного образования только детей (не говоря уже о взрослых) входит более 11 тысяч учреждений, в которых занимаются примерно 10 миллионов учащихся разного возраста. Занятия в центрах, дворцах, домах, кружках и секциях преимущественно платные, но в рамках государственной стратегии развития дополнительного образования введена система персонифицированного ДО, которая предусматривает целевое индивидуальное финансирование из бюджета страны занятий каждого конкретного ребенка.
Более подробно обо всем, что касается дополнительного образования детей и взрослых, вы узнаете из материалов раздела.
- Информация
- Центры дополнительного образования
- Педагогика ДО
- Дополнительное образование детей
- Дополнительное профобразование
- Повышение квалификации
- Профессиональная переподготовка
- Английский по скайпу
- Курсы и семинары
- Тренинги
- Второе высшее
- Бизнес-образование
- Обучение онлайн
- Мозг
Источник: edunews.ru
Методические рекомендации к составлению программ базового и углубленного уровней обучения детей в системе Дополнительного образования
В методических рекомендациях указаны основные подходы к уровням обучения детей по программам дополнительного образования (базового и углубленного).Определены цели формирования у обучающихся различных интересов и видов деятельности. Определена целевая аудитория детей. Представлены виды диагностики, формы проведения занятий, формы подведения итогов, контроляи итогов реализации программ.Определены критерии уровня освоения программы.Определены направления содержания программ, ориентация на профильное самоопределени ( углубленный уровень), другое.
Олимпиады: География 5 — 11 классы
Содержимое разработки
Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ базового и углубленного уровней обучения детей в системе дополнительного образования
Программы базового уровня — это программы, ориентированные на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.
Программы разрабатываются с целью формирования у обучающихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности, освоения ими базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности, расширения спектра специализированных занятий по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения учеников, развития коммуникабельности и расширения кругозора.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 2-11 классов. При включении обучающихся в группы проводится стартовая диагностика или входной контроль: проверка совокупности знаний и умений, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях.
Стартовая диагностика проводится с целью выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (определение интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т. п.). Срок реализации программ — от одного года до пяти лет.
Форма проведения занятий — групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом и обучение в малых группах. Основные используемые технологии: проблемное обучение, модульное обучение, диалоговое обучение, дифференцированное и индивидуализированное обучение, разноуровневое обучение, игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные и другие, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.
Формы подведения итогов реализации программ: для отслеживания динамики освоения программ проводится мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения — собеседование, тестирование и др.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и проверку формирования осваиваемых умений.
Формы текущего контроля: собеседование по изучаемой теме, выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы и др.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного для выявления уровня подготовки обучающихся с целью перевода на следующий год обучения. Результаты всех форм аттестации фиксируются в утвержденных картах (бланках) диагностического инструментария.
Формы подведения итогов реализации программ: открытые занятия, походы, экскурсии, выезды, участие в интеллектуальных играх и соревнованиях, выполнение индивидуальных заданий и др. В ходе обучения учащийся ведет собственное портфолио (папку достижений), в котором представляет свои творческие и поисково-исследовательские работы, результаты реализации творческих проектов, участия в соревнованиях, научно-практических конференциях.
Критериями оценки уровня освоения программ являются:
соответствие уровня знаний обучающихся программным требованиям;
свобода восприятия информации;
самостоятельность в работе;
разнообразие освоенных технологий;
соответствие практической деятельности программным требованиям;
уровень творческой активности обучающегося;
качество выполненных работ как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;
наличие базовых компетенций (знаний, умений, навыков), которые предусматривают:
— поиск и работу с источниками информации, материалами, инструментами, оборудованием и т. п.;
— использование понятий, терминов и символов, помогающих дать точную или выразительную характеристику рассматриваемого предмета;
— выявление отличительных признаков, связей событий, процессов или явлений, систематизацию материала;
— установление последовательности выполнения заданий;
— высказывание суждения об изученном материале, существующих версиях в различных источниках о событиях, явлениях, процессах, фактах, личностях;
— оценку своей и чужой познавательной и коммуникативной деятельности с целью самооценки собственной деятельности;
— умение ориентироваться в предметной области;
— устойчивая мотивация к выбору деятельности в рамках изучаемой предметной области;
— готовность к дальнейшему самоопределению в изучаемой предметной области;
— наличие у обучающихся достижений личностного роста (в динамике);
— наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференцияхи т. п.).
Программы углубленного (предпрофессионального) уровня
Программа углубленного уровня предполагает формирование знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности на уровне высоких показателей образованности в ней. Программы этого уровня разрабатываются с целью формирования навыков на уровне практического применения.
Содержание программ углубленного уровня направлено на:
сформированность метапредметных компетенций;
устойчивую мотивацию к профильному самоопределению;
формирование потребности в творческой деятельности;
творческую самореализацию в рамках выбранного вида деятельности;
сформированность компетенций успешной личности:
— ценностно-смысловых (наличие гражданской позиции, собственной культурной среды и т. д.),
— социально-трудовых (знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей деятельности и т. д.),
— коммуникативных (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слушать других и т. д.);
— наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. д.).
Особенность программ углубленного уровня заключается в том, что они ориентированы на профильное самоопределение обучающихся, на выстраивание их индивидуальных траекторий личностного развития и предусматривают:
участие обучающихся в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности;
продолжение профилизации их обучения путем формирования специальных знаний и навыков, развития творческих способностей учеников;
допрофессиональную подготовку в избранном виде деятельности;
развитие ориентации на определенную профессию;
продолжение обучения в профильных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 5-11-х классов. Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня, той же предметной области или по итогам вступительных испытаний. Срок реализации программ — от одного года до трех лет.
Форма проведения занятий — групповая и индивидуальная. Основные используемые технологии: проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения, игровые, репродуктивные, дистанционного обучения и иные, направленные на развитие мотивации на выбор профессии, самоопределение и самореализацию.
Такие программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, развивают умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения, повышают готовность к освоению программ среднего профессионального и высшего образования.
Для отслеживания динамики освоения программ углубленного уровня разрабатывается система педагогического мониторинга. Она предполагает отслеживание развития у обучающихся умений:
самостоятельно использовать в деятельности творческий подход, выбирать способ решения при создании и документационном оформлении самостоятельного творческого продукта;
анализировать и сопоставлять факты и документы (источники), оценивать собственную работу, работу другого;
формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
представить творческую или проектно-исследовательскую работу;
находить альтернативное решение в условиях ресурсных ограничений,
а также развития социальных компетенций: трудолюбия, организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; гражданской позиции и др. и достижений в мероприятиях различного уровня (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. п.).
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2023»
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Источник: compedu.ru