Планируемые результаты освоения основных общеобразовательных программ в современных федеральных государственных образовательных стандартах
В современных условиях развития российской общеобразовательной школы образование как результат может рассматриваться в двух планах.
Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации в меняющихся условиях жизни [135].
Переход отечественной общеобразовательной школы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает достижение нового качества образовательного процесса: обеспечение непрерывного развития личности обучающихся рассматривается как основание их успешной самостоятельной жизнедеятельности.
В самом общем плане эта цель подразумевает органичный синтез образования и самообразования, развития и саморазвития учащихся на основе процессов самоопределения, самопроектирования, самореализации, глубокую интеграцию процессов обучения, воспитания и их развития.
ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?
Функцию управления процессом достижения общей цели выполняют требования к результатам процесса обучения — наиболее инструментальная часть ФГОС, позволяющая конкретизировать цель образовательного процесса и наметить пути решения образовательных задач, способы организации обучения.
Под требованиями понимается описание планируемых результатов обучения, указывающее, что и как (на каком уровне) должны усвоить школьники при изучении дисциплины, в каких видах деятельности должны проявиться результаты их обучения, какие качества должны приобрести учащиеся.
Планируемые результаты обучения выполняют функцию нормативной базы образовательного процесса; основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплексов (УМК) и содержания учебного предмета или образовательной области; основы итоговой аттестации обучающихся.
Требования к результатам обучения, которые следует трактовать как критерии эффективности достижения общей цели образовательного процесса, представлены тремя основными блоками (рис. 1.1):
- 1) личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;
- 2) метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;
- 3) предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика) [283].
Кроме того, планируемые результаты отражены в портрете выпускника, — в этой части требований стандарт ориентирует на становление личностных характеристик выпускника начальной общей, основной общей и средней общей школы.
Промежуточные итоги освоения базового уровня программирования на С++ без циклов.
Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.
Они разрабатываются на основе Концепции и всех трех групп Требований стандарта и строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта, — базисного (образовательного) учебного плана, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и др.
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся.
Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Рис. 1.1. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы (по ФГОС)
Под учебными достижениями как результатами образования понимаются предметные и личностные изменения обучающегося, которые получают свое развитие на различных этапах обучения. Предметная сторона включает в себя знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные обучающимся в процессе обучения. Личностная же сторона связывается с изменениями в поведении, в отношении обучающегося к учебным дисциплинам, к будущей профессии, к самому себе [329].
Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:
- 1) служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
- 2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Поэтому в содержании планируемых результатов отражаются ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися основных результатов общего образования на любом его уровне, сформулированных в Требованиях стандарта.
Например, для начального общего образования:
- — формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- — воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- — индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции [Там же].
Содержание планируемых результатов, таким образом, отражает конкретизированную применительно к уровню общего образования систему целей, например: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, отвечает основным положениям учения Л. С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития ребенка. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:
- — актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);
- — зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
По каждому предмету выделяются следующие уровни их описания [Там же].
- 1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам курса. Первый блок результатов описывает основной, сущностный вклад данного предмета в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется, как правило, в ходе неперсонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
- 2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся — как минимум, на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий с ними, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки или портфолио), так и в конце обучения.
Оценка освоения опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся.
Подобная структура представления планируемых результатов выбрана не случайно. Она призвана подчеркнуть тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.
Такая модель и структура планируемых результатов соответствуют основным подходам к разработке стандарта:
Источник: studme.org
Чем отличается базовый уровень от повышенного в колледже?
Как отличие в этих программ, можно выделить:
- По базовой программе предполагается, что студентам даются только минимальные знания по конкретным специальностям в рамках имеющихся стандартов. После окончания обучения присваивается квалификация -Техник.
- При обучении по углубленной программе, студенты получают более расширенные знания по специальности и при окончании колледжа(техникума) им присваивается более высокая квалификация — Старший Техник или в дипломе дописывается такая фраза — «С углубленной подготовкой». В некоторых средних профессиональных заведениях даже присваивается квалификация, как Младший Инженер.
- При обучении по программе повышенного уровня образования, срок обучения увеличивается, по сравнению с базовым на 10 месяцев.
В вопросе поступления в ВУЗ, после окончания колледжа(техникума), то тут никаких проблем нет — в ВУЗ можно поступить как с базовым, так и с повышенным образованием, ведь необходимые 11 классов, все выпускники средних профессиональных учебных заведений имеют.
Но здесь имеется некоторые нюансы.
К примеру, многие ВУЗы имеют свои профильные коллежи и при обучении в них по повышенной программе образования эти вузы принимают «своих» студентов не на первый курс, а например на второй, а где-то даже и третий. Но это касается именно профильных специальностей.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Характеристики уровней освоения содержания программы
[1] Следует различать понятия «образовательная программа образовательного учреждения» и «программа развития образовательного учреждения».
[2]Здесь подразумеваются управленческие программы, а не дополнительные общеобразовательные программы. Например, «Программа организации взаимодействия с родителями», «Программа воспитательной работы с учащимися»
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 615 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Личностные результаты
8. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания- науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;
9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Источник: college.ru