Уровень и направленность образовательной программы что это

Образовательные организации создают и предлагают на рынке образовательные услуги (см. параграф 1.3). В рыночных отношениях практически всегда возникают проблемы качества товара или услуги, образовательные услуги — не исключение. Содержание и качество любой услуги, в том числе образовательной, можно оценить по стандарту. Стандартизация в сфере образования напрямую связана с принятием образовательных стандартов.

В Большой советской энциклопедии понятие «стандарт» (от англ. standard — норма, образец, мерило) определяется как «нормативнотехнический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом». Стандарт распространяется на все сферы человеческой деятельности. В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Стандартизация — это процесс установления и применения стандартов 1 .

В Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация рассматривается как «деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг». В соответствии с ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения от 08.10.2002 стандартизация — «деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач».

Особенности образовательных программ технической направленности

При толковании стандарта делается акцент на контроль, требования, а при толковании стандартизации — на пользу всех заинтересованных сторон, содействие им и т.п.

В советской экономике формальные стандарты в образовании не существовали, однако в действительности образование было стандартизировано. Проблемы стандартов и стандартизации в образовании появляются в условиях рыночной экономики, т.е. с момента их введения в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (утратил силу с 1 сентября 2013 г.).

В образовательных стандартах большинства стран (США, Великобритания, Канада, Австралия и др.) предметные темы не упоминаются, определяются общие цели образования, разделы учебных дисциплин, требования к результатам обучения с четкой фиксацией деятельностных характеристик образовательного процесса, обеспечивающих необходимые компетенции.

В.С. Кукушина, С.Э. Берестовицкой, А.Г. Асмолова, А.В. Павловой, Л.В. Львова, А. Князева, О.В. Моревой, Д.М.

Турчена и др. На основе анализа современных исследований обозначим ряд парадигм,

Большой энциклопедический словарь: в 2 т. М.: Советская энцикл., 1991. Т. 2. С. 407.

которые были или могут быть реализованы в содержании образовательного стандарта.

Традиционалистско-консервативная парадигма образования рассматривает цель образования в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме, и показала свою эффективность: в 1950-х гг. по уровню интеллектуализации молодежь находилась на втором—третьем местах в мире (данные ООН) [1] .

Особенности образовательных программ естественнонаучной направленности

2. Технократическая парадигма сформировалась под воздействием научно-технической революции и основана на представлении об истине, доказанной научно обоснованным знанием, проверенным опытом.

В условиях технократической парадигмы:

  • • уровень подготовки, образованности, воспитанности оценивается на основе некоего эталона;
  • • система образования строится на постоянном отборе сильных обучающихся для дальнейшего продвижения;
  • • понимание качества человека в заданной плоскости сопряжено с оценкой его готовности или неготовности выполнить определенную социальную функцию;
  • • представление о должном знании, поведении формируется на государственном уровне.

В России технократическая парадигма официально закреплена правительственной реформой школы в 1958 г.: акцент в образовательной деятельности был перенесен с общекультурных дисциплин на политехнические, активизировалось трудовое воспитание.

  • 3. Бихевиористская парадигма рассматривает образование как путь усвоения знаний с целью формирования поведения индивидов,
  • 2

т.е. формируется образовательный механизм адаптации к среде. Образовательная программа переводится на язык конкретных поведенческих терминов, язык «измеряемых единиц поведения». Образовательный стандарт в соответствии с бихевиористской парадигмой основывается на совокупности «знаний, умений и навыков» и четко определяет предметы (дисциплины) обучения.

  • 4. Когнитивно-компетентностная парадигма рассматривает образовательную деятельность как информационную, формирующую способности к эффективному поведению при решении разного рода задач, поэтому образовательный стандарт основывается на перечне задач, которые должен решать выпускник, школьник. Одним из вариантов реализации когнитивно-компетентностной парадигмы является проблемно-целевой подход к стандартам.
  • 5. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма ставит в центр внимания развитие обучающегося, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения, таким образом в основе модели образования лежит развитие и саморазвитие, самореализация, творчество обучающегося, жизнетворчество, субъективность. Образовательный стандарт в рамках данной парадигмы рассматривается как ориентировочная основа действия, т.е. какими действиями необходимо овладеть обучающемуся, чтобы решать любые задачи — стандарт сводится не к величине объема информации, а к тому, чтобы вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением знаний.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека — феномен культуры, образования и природы 1 .

Еще в 1967 г. академик М.А. Лаврентьев определил свое видение нового образования таким образом: «Одни ученые считают, что образование должно быть широким, другие — специальным, узким. А я думаю — гибким» 2 . Данная установка остается актуальной для современной российской системы образования.

В период с 1993 по 1999 г. разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта. До принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

С 2000 г. стали разрабатываться государственные образовательные стандарты первого поколения для системы общего образования и первого и второго поколений — для системы высшего профессионального образования.

С принятием в 2009 г. поправок в Закон РФ «Об образовании» стали разрабатываться стандарты нового поколения — ФГОС. Стандарты предыдущих поколений по существу не являлись ФГОС, а были лишь его компонентами.

ФГОС рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Он отражает целевые установки функционирования и развития системы общего образования, тем самым закладывая иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством — отношений, основанных на принципе их взаимного согласия. В Концепции федеральных государственных стандартов общего образования отмечается: «Стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества — с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т.е. описаны процедуры измерения и заданы критерии достижения требований к результатам)» 1 .

Читайте также:
Программа сбис что это как работать

Смыслом данного договора, обеспеченного необходимыми юридическими, социальными, финансовыми и материально-техническими ресурсами, является согласованный общественный заказ на подготовку новых поколений граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам.

В действующей редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативно регламентируются следующие понятия:

  • • федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 6 ст. 2);
  • • образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента РФ (п. 7 ст. 2).
  • • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Отметим, что еще Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена структура ФГОС, при этом каждый стандарт включает три вида требований:

  • • к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • • результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или включаются в ФГОС специальные требования.

При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы:
  • — образовательные программы дошкольного образования,
  • — образовательные программы начального общего образования,
  • — образовательные программы основного общего образования,
  • — образовательные программы среднего общего образования;
  • — образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
  • — образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
  • — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
  • — программы переподготовки рабочих, служащих,
  • — программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы:
  • — дополнительные общеразвивающие программы;
  • — дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы:
  • — программы повышения квалификации;
  • — программы профессиональной переподготовки.

Для осуществления образовательной деятельности образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования дошкольной образовательной организацией самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательные программы дошкольного образования.

Структура основной образовательной программы для ступеней общего и профессионального образования регламентируется ФГОС. Для ступеней общего образования основная образовательная программа имеет следующую структуру:

  • • пояснительная записка;
  • • планируемые результаты;
  • • учебный план;
  • • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования;
  • • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план;
  • • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования;
  • • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • • программа коррекционной работы;
  • • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы;
  • • план внеурочной деятельности как организационный механизм реализации основной образовательной программы;
  • • система условий реализации основной образовательной программы.

Основная профессиональная образовательная программа направления подготовки (специальности) профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

  • • календарный учебный график;
  • • учебный план;
  • • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • • программы учебной и производственной практик;
  • • другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся;
  • • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Профессиональные образовательные организации разрабатывают основные профессиональные образовательные программы в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять их с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

  • • примерный календарный учебный график;
  • • примерный учебный план;
  • • примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются:

  • • порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ;
  • • особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ.

Контрольные тесты

  • 1. Понятие «образовательный стандарт» появилось в России:
  • а) в 1920 г.;
  • б) в 1960 г.;
  • в) в 1992 г.;
  • г) в 2013 г.
  • а) в 1992 г.;
  • б) в 1996 г.;
  • в) в 2000 г.;
  • г) в 2010 г.
  • а) единство образовательного пространства РФ, преемственность и вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования;
  • б) целостность образовательного пространства РФ, сопряженность и креативность основных образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования;
  • в) единство образовательного пространства РФ, сопряженность и вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования;
  • г) целостность образовательного пространства РФ, преемственность и креативность основных образовательных программ.
  • а) образовательная программа;
  • б) учебный план;
  • в) учебно-методический комплекс;
  • г) образовательный стандарт.
  • а) отраслевого стандарта;
  • б) международного стандарта;
  • в) профессионального стандарта;
  • г) стандарта предприятия.
  • а) программы повышения квалификации;
  • б) общеразвивающие программы;
  • в) предпрофессиональные программы;
  • г) программы профессиональной переподготовки.
Читайте также:
Microsoft sql server 2016 localdb что это за программа и нужна ли она

Задания для самоконтроля

  • [1] Кукушин В.С. Общие основы педагогики: учеб, пособие. Ростов н/Д: МарТ,2009.С. 33.

Источник: studref.com

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

8.1) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, — обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее — самостоятельно устанавливаемые требования);

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Читайте также:
Fonelab что это за программа и нужна ли она

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений.

Как говорили древние: «определите термины, — и вы избавите себя от огромного количества споров». В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия. Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии. Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.

Что касается социализации, то давно ещё отмечено: «Жить в обществе и быть вне общества нельзя». Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает «товарищеский, общественный».*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе. Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения. Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п. 3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции. Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил: «В наше время нужно очень быстро бежать, — чтобы оставаться на месте».

Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации — это уровень образования (п. 4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования. Отныне в прошлое уходят понятия «неполное или неоконченное высшее» и им подобные определения.

Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования. Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования.

Понятие «квалификация» (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности.

Термин «федеральный образовательный стандарт» (п. 6) изначально использован в ч. 5 ст. 43 Конституции и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Понятие «федеральные государственные требования» (п. 8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п. 33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!

Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие «средства обучения и воспитания» (п. 26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным. На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это «материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин — это «инклюзивное образование» (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование. В то же время, термин «инклюзивный» означает: «распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)».*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.

То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28). Представляется, что для таких обучаемых необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующих их возможностям и способностям.

Источник: zakonobobrazovanii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru