Управление проектами и программами в образовании что это

Учитывая, что на уровне целого учебного заведения создание и реализация педагогических (образовательных) проектов чаще всего требует определенного научного обеспечения, а по традиции, любые инновации в сфере образования принято называть «экспериментом», в данном разделе мы зачастую понятия «проект» и «научно-экспериментальная работа» будем в определенном смысле употреблять как синонимы.

Для создания и реализации проектов в коллективе образовательного учреждения, естественно, необходим руководитель проекта.

Чаще всего в школах, гимназиях, колледжах, лицеях, училищах, приступивших к научно-экспериментальной работе, вводится должность заместителя директора по научной работе или заместителя директора по научно-методической работе.

Причем на эту должность нередко специально принимаются кандидаты, доктора наук. Кроме того, таким организатором может быть и методист учебного заведения, и сам директор, или опытный педагог.

В любом случае, при организации научно-экспериментальной работы в учебном заведении необходимо исходить из известного принципа «первого лица»: какие-либо существенные результаты в создании и реализации проектов, так же как и в любом новом деле, могут быть получены только в том случае, если первый руководитель — директор — проявляет собственную твердую заинтересованность в этой работе.

Управление проектами от А до Я — что такое управление проектами и проектное управление | менеджмент

В любом другом случае любые попытки организации научно-экспериментальной работы могут быть успешными лишь на уровне отдельных педагогических работников, но не на уровне коллективавсего учебного заведения.

Перед руководителем проекта в учебном заведении стоит ряд сложных задач:

Прежде всего, он должен сам освоить методологию. Поэтому лучше, если таким организатором является кандидат или доктор наук, для которого эта область уже известна.

Если же руководителем является педагог-практик и если он рассчитывает этой работой заниматься долго и всерьез, то крайне желательно, чтобы он лично приступил к проведению диссертационного исследования и через 2—4 года стал кандидатом наук.

Далее, организатор должен обучить методологии тех педагогических работников учебного заведения, которые будут привлечены к проекту, а также работников сторонних организаций, с которыми данное образовательное учреждение будет сотрудничать при разработке и реализации проекта.

В том числе, и что самое главное, постоянно и ненавязчиво обучать директора и других руководителей учебного заведения «методологическим премудростям».

Если руководитель проекта пока этого сделать не в состоянии, то целесообразно для этих целей привлечь квалифицированного ученого из какой-либо научной организации.

На добровольных началах сформировать коллектив участников проекта из числа педагогических работников школы, гимназии, училища, лицея, колледжа, практических работников других организаций, вовлекаемых в проект, а также квалифицированных научных работников ВУЗов, НИИ для усиления научного потенциала формируемого коллектива.

Управление проектами в образовании. Магистратура МГПУ

Спланировать весь комплекс работ по проекту, необходимых для данного учебного заведения на данном этапе, организовать и помочь спланировать индивидуальные работы каждого участника проекта, обеспечить контроль выполнения планов. Обобщить полученные результаты.

Спланировать и организовать внедрение полученных результатов в деятельность учебного заведения.

Нередко, встречаясь с работниками образовательных учреждений, автору приходится слышать такие высказывания: «Мы хотим заниматься экспериментами».

Но заниматься «экспериментами» вообще — бессмысленно и бесполезно. Прежде всего организатор научно-экспериментальной работы должен задаться вопросом: «А что ждет руководство и коллектив учебного заведения от создания и реализации проекта?»

Только четко ответив себе на этот главный вопрос, какова цель проекта (проектов) в данном образовательном учреждении, руководитель сможет начать эффективно действовать. При этом возможны два пути:

Взять готовый имеющийся материал — по научным публикациям, по методическим рекомендациям, по материалам имеющегося передового педагогического опыта, адаптировать его и внедрять в свое учебное заведение.

Добыть новые результаты, в том числе новые научные знания, самим. Мы, в основном, будем рассматривать этот второй путь, поскольку методика внедрения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта описана во многих публикациях.

Следующий вопрос, на который должен четко ответить руководитель: «В каких масштабах предполагается создать и реализовать проект?» Здесь может быть выделено три типа стратегии (по М.М. Поташнику).

Стратегия локальных изменений. В данном случае подразумевается лишь ввести отдельные инновации, повысить эффективность отдельных участков деятельности учебного заведения. Например: применение деловых игр в преподавании какого-либо предмета.

Стратегия модульных изменений. Предполагает Разработку и внедрение определенных комплексов нововведений, возможно, не связанных или мало связанных между собой.

Например, введение нового предмета или новой специальности, повышение качества преподавания отдельных предметов, комплексное методическое обеспечение отдельных предметов и т.д.

Стратегия системных изменений — полная реконструкция образовательного учреждения, требующая пересмотра всей его деятельности и требующая взаимосвязи всех участников проекта. Например, преобразование школы в гимназию, профессионального училища в технический лицей, техникума в колледж и т.д.

В первом случае — стратегии локальных изменений — руководитель проекта должен будет работать лишь с отдельными педагогическими работниками, а общий план научно-экспериментальной работы в учебном заведении будет состоять из отдельных сравнительно разрозненных проектов.

Во втором случае — стратегии модульных изменений — организатор научно-экспериментальной работы должен создавать сравнительно небольшие коллективы и осуществлять общее руководство их деятельностью.

При этом план научно-экспериментальной работы учебного заведения будет состоять из отдельных проектов по каждому направлению решаемых проблем.

В третьем случае — стратегии системных изменений — в создание и реализацию проектов должна быть включена значительная, если не большая часть педагогического коллектива, а план научно-экспериментальной работы должен будет представлять собой единое целое — единый проект.

Каждая тема, включенная в этот план, должна быть направлена на решение вполне определенной задачи таким образом, что вся совокупность тем и, соответственно, полученных по ним результатов позволит достаточно полно ответить на поставленную проблему. Например, как преобразовать профессиональное училище в профессиональный лицей.

Исходя из сказанного, руководитель проекта должен достаточно серьезно подойти к оценке своих сил и возможностей, а также к конкретным условиям деятельности учебного заведения, возможностям педагогического коллектива, уровня квалификации педагогических работников и т.д., чтобы не допустить дальнейшего срыва и развала проектов.

Ведь, если слабо подготовленный педагогический коллектив учебного заведения, к тому же не захваченный и не объединенный общей идеей преобразования, возьмется за стратегию системных изменений, то в подавляющем большинстве случаев дело закончится неудачей, а вред, нанесенный разочарованиями, будет еще больше, чем не браться бы за образовательные проекты вообще.

Поэтому в таких случаях лучше приниматься за проведение отдельных локальных проектов, проводимых наиболее подготовленными педагогами с тем, чтобы в дальнейшем терпеливо подтягивать к ним остальных, в первую очередь заботясь о повышении уровня их предметной, педагогической, психологической и методологической подготовки.

Статьи по теме

    • Обучение основам методологии
    • Сравнительный анализ организации различных видов деятельности
    • Организация процесса игровой деятельности
    • Средства игровой деятельности
    • Методы игровой деятельности
    • Формы игровой деятельности
    • Принципы игровой деятельности
    • Особенности игровой деятельности
    • Введение в методологию игровой деятельности

    Источник: student-servis.ru

    Теоретические основы управления проектами в образовательной организации

    Стандровская Е. К. Теоретические основы управления проектами в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46047.htm.

    Аннотация. В статье рассматривается понятия «проект» и «управление проектами». Рассмотрены процессы управления проектами, а также представлена модель оценки уровня зрелости образовательной организации. Произведено сравнение двух структурных моделей проекта представленных В.А. Заренковым и Е.М. Роговой.

    Рассмотрены функциональные области в Образовании, в которых применяются процессы управления проектами. Исследованы принципы управления проектами. Проведён анализ основных различий между управлением проектами и линейно-функциональной системой управления в образовании.

    Ключевые слова: проект, управление проектами, процессы управления проектами
    Полный текст статьи

    Развитие современных технологий ведёт к стремительному развитию общества и жизни человека. Одни передовые инновации сменяются другими. В таких условиях, развитие образовательной организации представляется как совокупность управляемых дискретных процессов, имеющих признаки: чёткие задачи, конечные цели, ограниченность ресурсов и времени.

    Обычно люди разделяют процесс своей деятельности на локальные процессы. Проект – это неповторяющийся процесс изменений, во время которого создаётся уникальный продукт, услуга или результат, для реализации проекта требуются специальные методы управления.

    Читайте также:
    Акробат программа что это такое

    Например, дошкольные учреждения ежегодно выпускают в школу тысячи детей, однако это не является проектом. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, управление с использованием современных методов и инструментов, перестроение существующей системы обучения, считается проектом. Такой масштабный сложный проект, имеющий важное значение для всей системы образования требует использования системы управления проектами с целью правильного распределения финансовых ресурсов, установления требований к кадровым условиям, достижения целевых ориентиров в образовании.

    Чтобы понять основы теоретических аспектов управления проектами, требуется знать значения основных определений, таких как «проект» и «управление проектом». Американский Институт проектного управления, определяет проект следующим образом.

    Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уни-кальных продуктов, услуг или результатов[1].

    Реализация проекта- совокупность разнообразных действий, направленных на выполнение целей проекта.

    Все проекты имеют три важных компонента.

    • · Любой проект направлен на достижение конкретной цели. Начало проекта всегда связано с наличием проблемы, требующей определенных действий, либо благоприятная ситуация, требующая усилий. Успешным будет проект, который достиг своих целей при запланированных затратах.
    • · Конкретные сроки проекта.
    • · Результат проекта — уникальный продукт или услуга. Этим проектная деятельность отличается от операционной.

    Для четкого понимания целей, задач и содержания проекта, его удачной реализации нужно определять структуру работ проекта в системе образования. При этом можно воспользоваться методом декомпозиции работ.

    То есть распределить всю работу, которую необходимо выполнить для достижения целей проекта на поэтапные действия до такого уровня, на котором эти действия могут быть спланированы, выполнены и оценены. В зависимости от вида проекта разрабатываются и используются различные структурные модели. Рассмотрим две модели представленные В.А. Заренковым и Е.М. Роговой.

    Структурные модели проекта

    Элементы структуры проекта
    (В.А. Заренков) [2]

    Элементы структуры проекта
    (Е.М. Рогова) [4]

    1.Дерево целей и результатов (строится в соответствии с основным назначением проекта)

    2. Бюджет проекта (строится на основе расчета потребности в финансовых ресурсах).

    2. Структура стоимости

    3. Матрица распределения работ во времени и по исполнителям (строится в соответствии с директивным временем реализации проекта и набором возможных исполнителей).

    4. Сетевая модель проекта (строится на основе логической очередности выполнения работ проекта и алгоритмов разработки сетевых моделей).

    4. Сетевая модель

    5. Матрица распределения и минимизации рисков (указывает возможные риски и способы их минимизации).

    6. График обеспечения ресурсами (структурная модель ресурсов, требуемых для выполнения работ).

    5. Структура потребляемых ресурсов

    7. График финансирования проекта (указывает сумму средств, необходимых для реализации проекта в определенный промежуток времени).

    6. Структура затрат

    8. Матрица распределения ответственности (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям).

    7. Матрица ответственности

    9. Структурная декомпозиция контрактов (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям).

    8. Организационная структура исполнителей

    10. Структурная модель организации проекта (представляет декомпозицию

    организационной структуры проекта).

    9. Дерево решений

    Анализируя элементы структуры проекта В.А.Заренкова и Е.М. Роговой можно сделать вывод что, при различии в названиях элементов их смысл полностью совпадает по восьми позициям из десяти. В таблице хорошо видно, что структура проекта В.А.

    Заренкова включает в себя такие отличительные элементы, как матрица распределения и минимизации рисков, которая указывает возможные риски и способы их минимизации и структурная модель организации проекта, которая представляет декомпозицию организационной структуры проекта. Структура проекта Е.М.

    Роговой не предусматривает эти элементы, но содержит «Дерево решений» — средство поддержки принятия решений при анализе данных и прогнозировании, что позволяет создать работающую модель проекта. Проанализировав эти две структуры можно с уверенностью сказать, что они обе могут применяться в системе образования, и даже в одной и той же организации, так как реализуемых проектов может быть несколько и они могут существенно отличаться друг от друга. Многое зависит от характера конкретного проекта и стиля работы команды проекта или организации. При разработке структуры проекта необходима детализация всех элементов структуры на каждом уровне.

    При внедрении проекта на него оказывает влияние среда, в которой он реализуется.

    Внутренняя
    среда проекта

    условия совместного труда руководителя проекта и его команды

    сферы непосредственного взаимодействия всех участников реализации проекта

    политические, общеэкономические, правовые и иные условия реализации проекта

    Управление проектами- применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.[1]

    Для повышения результативности реализации проекта управление проектами использует нетрадиционные методы и инструменты. Управление проектом достигается путем итеративного применения процессов управления проектами. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления [3]:

    • процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;
    • процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
    • процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
    • процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
    • процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
    • процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

    Процессы управления проектами в Образовании применяются в функциональных областях:

    2. Управление проектом по временным параметрам (распределение всего объёма запланированных работ по временным отрезкам; составление календарного плана проекта, контроль возникающих изменений).

    3. Управление стоимостью проекта (расчет необходимых ресурсов для выполнения проекта, учет и контроль расходов, изменений бюджета).

    4. Управление качеством (разработка стандартов качества, относящихся к проекту, мероприятия, при помощи которых будет достигаться качество образования, осуществление контроля качества образования)

    5. Управление персоналом (определение полномочий, ответственных за внедрение проекта, подбор персонала, проектной команды).

    6. Управление коммуникациями (сбор и предоставление информации о ходе реализации проекта).

    7. Управление проектными отклонениями:

    • · определение факторов, которые могут затруднить внедрение проекта

    ( предусмотреть возможность изменения результатов внедрения проекта от наступивших ситуаций риска);

    • · управление ситуацией риска, её анализ, принятие и исполнение решений,

    формальное закрытие и мониторинг проблем проекта;

    • управление изменениями, выявление изменений ранее согласованных параметров, их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг изменений проекта.

    8. Управление контрактами — определение требуемых товаров и услуг, потенциальных поставщиков; поддержание формализованных отношений с поставщиками.

    К основным принципам управления проектами относятся:

    — целенаправленность — целевая ориентация проекта на обеспечение конечных результатов;

    — системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации проекта, во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

    — комплексность — разработка отдельных элементов проектной структуры, направленных на достижение частных целей, должна осуществляться в соответствии с генеральной целью;

    — обеспеченность — все мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть обеспечены различными видами ресурсов — финансовыми, информационными, материальными, трудовыми;

    — приоритетность — система предпочтений, выработанная на основе общей концепции развития;

    — согласованность федеральных и региональных интересов и задач;

    — своевременность, то есть достижение требуемого конечного результата в установленный срок.

    Модель оценки уровня зрелости образовательной организации в области управления проектами.

    Базовый уровень. Понимание важности применения методов проектного управления и потребности усвоения основных знаний в области управления проектами. При реализации поставленных целей отчасти применяется проектный подход. Вводится учет реализуемых проектов. Осознание руководства необходимости применения методов проектного управления.

    Проведение обучения отдельных сотрудников по управлению проектами.

    Второй уровень. Организация понимает важность нахождения и разработки общих процессов для того, чтобы успех одного проекта мог быть повторен при выполнении других. Осознание ощутимых выгод от использования управления проектами. Поддержка управления проектами на всех уровнях организации. Наличие системы контроля по проектам.

    Наличие общей методологии управления проектами. Разработка систематического плана по развитию персонала в области управления проектами. Применение национальных и региональных стандартов в области управления проектами. Главные задачи этого уровня:

    — осознать движущие силы, вынуждающие ввести управление проектами;

    -осознать выгоды, которые предполагает управление проектами, как краткосрочные, так и долгосрочные;

    — разработка методологии управления проектами образовательной организации;

    -разработать систематический учебный план для всех работников организации с целью оказания поддержки управлению проектами и улучшения результатов управления.

    Читайте также:
    Phone master что это за программа на Андроид отзывы и нужна ли она

    Третий уровень. Организация осознает важность синергетического эффекта, возникающего при интеграции управления проектами с другими методологиями. Организация интегрирует все процессы, имеющие отношение к проекту, успешность применения которых была продемонстрирована на практике в единую методологию. Поддерживает разделение ответственности.

    Четвертый уровень. Понимание того, что необходимо улучшать существующую методологию, посредством анализа опыта управления проектами лучших практик. Осуществление анализа лучших практик сотрудником организации (анализ процессов, методологий и корпоративной культуры). Сравнение как со сходными, так и с отличающимися отраслями.

    Пятый уровень. На этом уровне анализируется информация, полученная в ходе анализа лучших практик, и принимается решение о том, будет ли эта информация использоваться при расширении (развитии) методологии организации в области управления проектами. Происходит накопление информации об опыте прошлых проектов. Передача знаний и реализация программы наставничества.

    Стратегическое планирование в управлении проектами. Улучшение существующих процессов. Улучшение интегрированных процессов.

    Основные различия между управлением проектами и линейно-функциональной системой управления в образовании

    Линейно-функциональная система управления

    Ориентация на конечные данные

    Ориентировано на достижение поставленной цели

    Ориентировано на текущий процесс, ежедневные события

    Конкретный заказчик, которому важен результат проекта

    Организация, в которой проводится процесс управления

    Главный объект планирования

    Досконально планируются ресурсы: персонал, временные рамки, затраты на проект

    Четкие границы во времени, финансировании и других ресурсах

    Нет четких границ во времени, ресурсах

    Корректировка процесса в ходе его реализации

    Анализ результата после окончания проекта

    Персонал, постоянно занятый в организации

    Проектные группы из внешних исполнителей, персонала организации, образованные на конкретный период времени

    Разнообразные виды деятельности, есть риски

    Таким образом, рассмотрев теоретические основы управления проектами можно сделать вывод, что современные образовательные организации выдвигают перед управлением проектами новые требования, которых не было еще 10 лет назад. Теория реагирует на эти требования, предлагая усовершенствованные, более интегрированные подходы к управлению проектами, в которых все больше внимания уделяется вопросам менеджмента. Предназначение управления проектами в Образовании заключается в том, что оно является одним из процессов деятельности по организации, планированию, руководству и координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на эффективное достижение целей управления путем применения современных его методов, техник и технологий для достижения проектируемых результатов.

    Список литературы

    1. ProjectManagementInstitute. 2008. A Guide to the Project ManagementBody of Knowledge (PMBOKR Guide). Fourth Edition. PMI Publications:Pensylvanya, 2008.

    2. Заренков В.А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.:СПбГАСУ, 2006.- 312c.

    3. Максимов С.Н. Учебник. Управление девелопментом недвижимости. ООО «Проспект» 2014 г.

    4. Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А.Управление проектами: учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрай, 2013. — 383 с.

    Источник: e-koncept.ru

    Управление проектами и программами в образовании что это

    • Главная
    • Наша библиотека
    • Статьи
    • Учебники и пособия
    • Монографии
    • Обзоры на книги
    • Маркетинговые исследования
    • Готовые бизнес-планы
    • О журнале
    • Опубликовать статью
    • Оформление статьи
    • Стоимость и сроки публикации
    • Порядок рецензирования
    • Статьи
    • Контакты
    • Главная
    • Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы
    • Статьи
    • Муравьева Н.Н., Лебедева А.М. Проектное управление в сфере образования

    Муравьева Н.Н., Лебедева А.М. Проектное управление в сфере образования

    Вторник, 09 июля 2019 07:32

    Данная статья посвящена внедрению проектного управления в сфере образования в России. В ней рассмотрены предпосылки и перспективы развития проектного управления в данной сфере деятельности, а также раскрыты проблемные области, которые были выявлены при адаптации в учебных заведениях.

    В настоящее время существует тенденция, которая проявляется в повсеместной, глобальной реструктуризации системы образования. Из-за этого возникает потребность в переходе на качественно новую систему управления в образовательных организациях. Проектное управление может послужить данной системой, при внедрении которой можно будет существенно улучшить различные показатели в управлении в образовательной среде.

    Сначала хотелось бы отметить, что же подразумевает под собой проектное управление, и какие его основные преимущества можно использовать при внедрении в учебные заведения.

    Проектное управление можно характеризовать, как процесс, систему, метод, в ходе которого люди интегрируют свои усилия, ресурсы, навыки, знания из большого количества областей, а также объединяют практический опыт, методы и инструменты управления, которые необходимы для достижения определенных целей и для решения различного рода задач.

    Также следует охарактеризовать систему проектного управления, как средство и метод для реализации целенаправленных управленческих воздействий, благодаря которым можно добиться достижения определенных задач и целей для планомерного долговременного развития социально– экономических отношений. Основанием для данного заключения послужила эффективность данного подхода, подтвержденная практическим опытом решения управленческих задач. [4]

    Для определения компонентов системы проектного управления стоит выделить следующие.

    Во-первых, это структурное подразделение. Под данным компонентом системы проектного управления стоит понимать проектный офис. Его основной направленностью является поддержка и развитие проектного управления, а также участников, которые должны обладать не только достаточными знаниями и компетенциями в определенной области для выполнения поставленных задач, но и иметь для этого практический опыт, способствующий реализации проектного управления.

    Во-вторых, это методология проектного управления. Она является одной из важных составляющих системы проектного управления. Как правило, это нормативно-регламентная база, которая определяет основные правила проектного управления. Также данная база формирует ответственность и полномочия участников, действующих непосредственно в рамках проектного управления.

    В-третьих, это информационной системы проектного управления, которые также играют немало важную роль в управлении в целом, а также в проектном управлении.

    При внедрении проектного управления в сферу образования хотелось бы выделить преимущества применения данной системы.

    Во-первых, данная система способствует улучшению различных показателей, как количественных, так и качественных. Благодаря этому происходит сокращение сроков реализации проекта, а также достигается получение требуемых характеристик результатов. И в целом, данная система является эффективной для будущего развития.

    Во-вторых, стоит отметить, что данная система является удобным инструментом управления, так как она сочетает в себе наличие всей необходимой актуальной информации, которую можно получить в любое время и в любом месте, имея доступ, а также наличие определенных закрепленных процессов взаимодействия между участниками, так называемых унифицированных шаблонов.

    На мой взгляд, в настоящее время проектный подход в учебных заведениях крайне необходим, особенно в высших учебных заведениях. Так как благодаря ему можно наиболее эффективно достичь решения организационных, социальных, экономических, научных, предпринимательских и других поставленных задач.

    Проектное управление — это еще и новая идеология управления образованием в России. Она была принята на государственном уровне. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» утвержден регламент осуществления проектного управления на уровне Правительства, в котором определено, что «Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений». [2]

    Также принято Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“» (2018–2025 г.), сама структура программы предполагает запуск механизма проектного управления. [3]

    Далее хотелось бы отметить следующую классификацию образовательных проектов в образовательной среде, на которые будет направлено проектное управление:

    1. Исследовательские проекты. Данные проекты, в основном направлены на достижение результатов при выполнении различных исследований и разработок, целью которых является решение актуальных теоретических и практических, а также образовательных задач. Для этого можно использовать такие инструменты как мониторинг и маркетинговые исследования, которые способствуют раскрытию потребительских потребностей, например при открытии новых специальностей.

    2. Учебные проекты. Данные проекты играют немало важную роль, так как именно они способствуют определению эффективных образовательных технологии, с помощью которых происходит обучение студентов, а также проектное обучение. И их можно выделить как результат образовательного проекта.

    3. Учебно-организационные проекты. Данные проекты содержат основные функциональные направления, среди которых следует выделить следующие: это промежуточная аттестация, итоговая аттестация, управление временем, качеством, коммуникациями, человеческими ресурсами, снабжением и поставками, рисками.

    4. Управленческий проект. Данный проект предполагает под собой проведение системных изменений в управлении образовательным учреждением. Эти изменения, как правило, затрагивают организационную структуру, распределение функциональных обязанностей, мониторинг, планирование, координацию, мотивацию и контроль. [4]

    В результате научно-практического семинара «Современная практика управления проектами в российских образовательных системах», который состоялся 10.07.2018 в РАНХиГС с участием руководителей образовательных систем из 18 регионов страны можно выделить следующие проблемные области проектного управления в образовании. [1]

    Читайте также:
    Альта программа что это такое

    На данный момент условия для внедрения проектного управления в образовании созданы, но возможности в достаточной степени не обеспечены. Сегодня преобладает влияния традиционных систем управления

    В ходе анализа было выявлено, что более 75% руководителей высшего и среднего уровня принимают активное участие в проектной деятельности. Что касается инициативности, то при формировании проектных решений ее проявляют около 78% руководителей высшего звена. А среди руководителей среднего звена уже 52 %. Среди остальных же сотрудников организации этот показатель варьируется от 5% до 15%. Из этого можно выделить следующий недостаток, который существует на данный момент в проектном управлении, это подавление инициативность работников, что является противоречием сути проектного управления.

    Также следует отметить, что в настоящее время, к сожалению, в управлении проектами часто применяются не передовые методы. Наиболее популярные методы – SMART (55,8%), определение приоритетов проекта (46,8%), поддержание постоянно действующих каналов коммуникации со всеми заинтересованными лицами и структурами проекта (44,2%). Руководители, как правило, владеют только основами управления проектами.

    Также существует ограниченное внимание к управлению командами проектов. Среди популярных методов можно выделить: делегирование полномочий (42,9%); директивы и контроль промежуточных результатов (35,1%); командные сессии в рабочее время (31,2%). Данные показатели необходимо усовершенствовать, чтобы добиться большей эффективности внедрения проектного управления в сфере образования.

    На данный момент образовательные организации следуют вертикально-иерархическому принципу в управлении проектной деятельности. А это не соответствует сути проектного управления, что влечет за собой перегрузку руководителей, и в последствие снижается инициативность работников организаций, что приводит к снижению качества реализуемых проектов.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что переход на проектное управление необходим не только для улучшения сферы образования в России в целом, но и для повышения эффективности деятельности самих вузов. Благодаря такой гибкой, адаптивной системе управления, которой является проектное управление, можно будет способствовать развитию инновационных процессов, актуальных образовательных направлений и программ, а также способствовать более качественному предоставлению образовательных услуг в России, что сделает их более конкурентоспособными на мировом рынке. Также благодаря данной системе можно будет реализовывать проекты более в короткие сроки, и достигать наилучших показателей, как качественных, так и количественных по различным направлениям. Еще стоит отметить, что проектное управление в образовательных учреждениях сможет наладить функционирование и взаимосвязь различных отделов. Что в итоге, принесет образовательной сфере только положительные результаты при внедрении данной системы.

    Список источников и литературы

    1. Информационный портал РАНХиГС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ranepa.ru (дата обращения: 12.04.2019).

    2. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2019).

    3. Официальный портал Госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://programs.gov.ru/portal/ (дата обращения: 16.04.2019).

    4. Реализация проектно-ориентированной модели управления в сфере высшего профессионального образования Монография. Гурьянова Э.А., Зайнуллина М.Р., Мещерякова С.А., Набиева Л.Г., Новикова Е.Н., Палей Т.Ф., Ревкова Е.Г. Казань: Изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2012.- 160 с.4.

    Выходные данные статьи:

    МУРАВЬЕВА, Наталия Николаевна; ЛЕБЕДЕВА, Алина Михайловна. Проектное управление в сфере образования. Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы., [S.l.], n. 2, июнь 2019.

    ISSN 2500-2309. Доступно на: . Дата доступа

    • статьи Журнал У Экономика Управление Финансы
    • Муравьева НН
    • Лебедева АМ

    Источник: port-u.ru

    Управление проектами и инновациями в образовательной организации

    Современное управление проектами в образовательной организации

    Определение 1

    Управление проектами в образовательной организации – это деятельность по решению поставленных задач в образовательном учреждении посредством имеющихся ресурсов: времени, капитала, человеческих ресурсов.

    Современный этап развития образовательной деятельности включает инновационную деятельность. Разрабатываются и внедряются педагогические технологии, формируются различные компетенции, повышается квалификация педагогов в образовательном учреждении. Без понимания четкой структуры проектного менеджмента очень сложно реализовать новые проекты. Поэтому перед руководящим составом стоит нелегкая задача по внедрению и реализации инновационных проектов.

    Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
    Попробовать прямо сейчас

    На сегодняшний день для образовательных учреждений стало актуально включать в проектную деятельность не только педагогов, но и учащихся с их родителями. Это породило множество проблем в управлении инновационными проектами в образовательных учреждениях.

    Внедрение инноваций в образовательных организациях дало толчок к формированию нового типа менеджмента – управления инновационными проектами.

    Само понятие «инновационный проект» используется в нескольких аспектах:

    • деятельность, направленная на осуществление комплекса мероприятий по достижению поставленных целей,
    • организационно-правовая деятельность и система расчетно-финансовых документов,
    • осуществление инновационной деятельности.

    Данные аспекты показывают, насколько значимо использование инновационного проекта.

    Определение 2

    Инновационная деятельность представляет собой сложную систему, в которой ресурсы, сроки и исполнители направлены на достижение поставленных целей по приоритетным направлениям.

    «Управление проектами и инновациями в образовательной организации»
    Готовые курсовые работы и рефераты
    Консультации эксперта по предмету
    Помощь в написании учебной работы

    Уровень значимости инновационного проекта

    Значимость инновационного проекта зависит от его сложности, длительности, состава исполнителей, масштаба и характера. Если рассматривать инновационный проект с точки зрения уровня значимости, то можно выделить следующие инновационные проекты:

    • модернизационный,
    • новаторский,
    • опережающий.

    Модернизационный проект подразумевает, что конечный продукт остается неизменен, но при этом повышается его эффективность.

    Новаторский проект подразумевает создание нового продукта, который существенно отличается от предыдущего.

    Опережающий проек подразумевает, что ранее продукт не существовал, другими словами, продукту свойственны ранее не используемые функции.

    Согласно данным Комитета образования Санкт-Петербурга, в основном реализуемые в образовательной среде проекты носят модернизационный характер, и только 5% из них являются опережающими.

    При создании нового инновационного проекта существенную роль играет команда. При этом совокупность этапов образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл подразделяется на несколько этапов:

    • начальная стадия,
    • стадия реализации,
    • стадия завершения.

    Для каждой стадии характерны свои задачи и цели, которые распределяются между членами группы.

    Начальная стадия подразумевает под собой предварительное исследование и планирование будущего проекта. Именно на этой стадии проводится анализ и прогноз условий для удачного старта проекта.

    На этапе разработки планируются проектные работы, формируется задание на разработку, проект согласовывают и утверждают.

    Третий этап (реализация) включает в себя мониторинг и контроль плана проекта. Самым важным моментом в данном этапе является анализ результата. Именно после анализа может идти речь о закрытии проекта.

    Для общеобразовательного учреждения жизненный цикл проекта немного отличается от вышеперечисленных этапов, но в целом похож.

    На первом этапе руководство образовательного учреждения принимает решение об использовании проектного менеджмента. После этого разрабатывается концепция проекта с привлечением максимального количества сотрудников учебного заведения. Третий этап подразумевает реализацию разработок в пилотном проекте. И завершающий этап – оценка результатов пилотного проекта.

    Проектный менеджмент позволяет образовательной организации повысить конкурентоспособность за счет оптимизации ее деятельности, формирования ролевого восприятия, использования инновационных инструментов и эффективных методов при контроле работ. Проектный менеджмент достаточно эффективен.

    Классификация проектов в образовательной среде

    В одном учебном заведении может существовать несколько проектов. Как правило, они находятся на разных стадиях своего развития. Это обусловлено современной реальностью, когда образовательная организация сталкивается с множеством инновационных проектов,, которые классифицируются по своему составу и структуре на:

    • монопроект,
    • мультипроект,
    • мегапроект.

    Монопроект подразумевает отдельный масштабный проект. Мультипроект состоит из нескольких мононопроектов и требует мультипроектного управления. Мегапроект затрагивает региональное развитие и включает множество моно- и мультипроектов. Например, подготовка учебной литературы, подготовка к дистанционному обучению и т.д.

    При этом структура образовательного учреждения может быть разнообразной, например, иметь комбинированную, линейно‐матричную структуру. Педагогический совет в данной структуре является головной организацией. При этом походе к реализации инновационного проекта задействовано в инновационной деятельности больше половины педагогов. Очень важно не только вовлекать в процесс людей, но и оценивать полученные результаты их деятельности и позиционировать их работу как командное управление.

    Проектный менеджмент дает положительные результаты в образовательной среде. При этом педагоги повышают свой уровень профессионализма. Ф.Бекон утверждал, что новое не может быть безобидным, потому что убивает старое. Однако изучение и внедрение проектного менеджмента позволяет уменьшать будущие риски при освоении новых проектов.

    Источник: spravochnick.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru