ю. М. охотников, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент (Московский университет МВД России им. В.Я.
Кикотя) Реалии сегодняшнего дня в деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о том, что от качества принятия управленческих решений должностными лицами, организации и контроля за тем, как они реализуются на практике, от того, насколько они соответствуют складывающейся оперативной обстановке и приоритетным задачам, стоящим перед органами внутренних дел, в значительной мере зависит успех борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности в целом. Управленческая деятельность должностного лица (руководителя) ОВД является конечным звеном в общей цепочке деятельности всех органов и структур в системе МВД и направлена на выполнение основных функций МВД, то есть решение конкретных целей.
Алгоритм управленческой деятельности должностного лица (руководителя ОВД) можно представить в виде определенной его функциональной последовательности: принятие решения – планирование – организация – руководство – осуществление контроля. Управленческую деятельность любого должностного лица и руководителя можно считать успешной только в том случае, если они умело и профессионально грамотно организуют разработку и принятие решения, его исполнение. Данному утверждению соответствуют графические показатели значимости функциональных единиц алгоритма управленческой деятельности руководителей ОВД, где принятие решения является определяющим (7,8) (см. рис. 1.). Управленческое решение в системе ОВД рассматривается как волевой акт соответствующего должностного лица (руководителя), основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки, включающий постановку целей, обоснование путей, способов и средств их осуществления, имеющий директивный характер, принятый в установленном порядке и обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствова-
С чего начать постановку управленческого учета от «Дневники Финансового Директора»
ние в целом деятельности ОВД при решении возлагаемых на них служебных и других задач.
Контроль: 6,2 | принятие |
решения: 7,8 |
Регулирование: | |
5,8 | планирование: |
5,7 |
организация: 6,6 Рис. 1. Показатели значимости функциональных единиц алгоритма управленческой деятельности руководителей ОВД Как отмечает Н.В.
Бугель, управленческое решение представляет собой программу (план) действий, выраженную в форме предписания, содержащего постановку целей, определяющего пути их достижения, трудовые и материальные ресурсы, а также формы организационной деятельности 1 . Данное определение раскрывает перед нами целую систему особенностей, механизмов и алгоритма предполагаемых действий, предпринимаемых должностным лицом (начальником, руководителем) при принятии управленческого решения. И одним из значимых таких особенностей являются психологические аспекты принятия управленческого решения должностными лицами.
Методы принятия управленческих решений | Ч. 1 Теоретические основы принятия УР. Классификация УР.
Сложность и разнообразие функций и задач, выполняемых ОВД, обусловливают необходимость принятия в ОВД множества самых различных решений. Сотрудники исполнительского и управленческого звена подразделений ОВД сегодня все более настойчиво обращают внимание на необходимость усиления психологического компонента в профессиональной подготовке будущих руководителей.
Все это свидетельствует о том, что проблема профессиональной подготовки сотрудников управленческого звена остается одной из самых острых в обеспечении эффективности служебно-боевой деятельности и требует решения с опорой на передовой опыт и современные достижения психологической науки 2 . 1 Бугель Н.В. Основы управления в органах внутренних дел. СПб., 2000.
2 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях / под общ. ред. В.М. Бурыкина. М., 2004.
В этой связи для руководителей и должностных лиц ОВД, участвующих в разработке управленческих решений, важным является системный подход к принятию управленческих решений. Он позволяет, с одной стороны, оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки на первоначальных стадиях подготовки решения, т. е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия; с другой – рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности ОВД.
Правовые, содержательные, организационные и оценочные характеристики при принятии управленческих решений рассматривались в ряде трудов ученых, исследовавших проблемы управления в системе МВД России: Г.А. Аванесова, Н.В. Бугеля, А.П. Ипакян, А. И. Китова, В.П. Сальникова, Г.А.
Туманова, В.В. Черникова и др. На системном и личностно-деятельностном подходе основывались исследования психологических основ принятия управленческих решений Г.М. Андреевой, A.B. Карповым, Р.Л. Кричевским, Б.Ф. Ломовым, Е. Б. Моргуновым, H.H.
Обозовым, A.B. Петровским и многими другими. H. B. Андреев, А.П. Гладилин, М.Г. Дебольский, М.И. Марьин, С. И. Макшанов, В.Е.
Петров, И.Б. Свирская, В.А. Сорокин, В. А. Урываев, Н.Г. Хохлов, А.Г. Шестаков предлагают рассматривать должностное лицо (руководителя) органов внутренних дел как субъект управления.
Важно понять, что на принятие управленческих решений должностными лицами влияют две группы факторов: – объективные (связанные непосредственно с управленческой ситуацией, не зависят напрямую от должностного лица (руководителя); – субъективные (обусловленные индивидуально-психологиче- скими характеристиками самого должностного лица (руководителя): уровнем его профессиональной подготовки, особенностями организации своей деятельности, личностными характеристиками и др.). Конечно же, объективные факторы, безусловно, будут влиять на принятие решения любого руководителя. Но во многом определяющими при учете этих факторов являются субъективные, то есть психологические особенности личности руководителя. Исследования показывают, что при изучении влияния субъективных факторов на принятие управленческого решения должностными лицами органов внутренних дел, необходимо их рассматривать по группам (см. табл. 1).
Таблица 1 группировка субъективных факторов принятия управленческих решений
уровень компетентности, квалификации и профессионализма; | |
наличие опыта, стаж службы; | |
1-я группа | творческий потенциал, задатки; |
организаторские способности; | |
отношение к выполняемой задаче | |
уровень предъявляемых требований руководителя; | |
интуиция, склонность к риску; | |
2-я группа | готовность брать на себя ответственность; |
психические свойства и особенности руководителя | |
(темперамент, характер); | |
психофизиологическое и психическое состояния | |
стиль руководства; | |
3-я группа | авторитетность; |
отношение к подчиненным, отдельным исполнителям; | |
мера доверия руководителя | |
самооценка руководителя; | |
4-я группа | самообладание; |
саморегуляция психических и психофизиологических | |
состояний |
Принятие управленческого решения является многоуровневым и стадийным психологическим процессом, начиная с осознания проблемной ситуации, формулировки целей и задач, поиска решений (выбор альтернатив), формулирования критериев оценки альтернатив и их сравнения, принятия самого решения, вплоть до реализации, и контроля за реализацией решения. Сама необходимость принятия решений, степень свободы руководителя в выборе решений определяются особенностями личности, характером управленческих ситуаций, типом подразделения ОВД или организаций МВД, занимаемой должностью руководителя, характером взаимодействия по вертикали и горизонтали и другими факторами.
В психологической науке за единицу анализа деятельности принято считать ситуацию. Как утверждает Б.Я. Шведин, любой анализ должен осуществляться по конкретным единицам.
Критерием верности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства объекта: его структуру, динамику развития, свойства «…Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варьирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий» 1 . 1 Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989.
Б. Ф. Ломов отмечает, что «когда речь идет об исследовании поведенческих актов … нужно иметь в виду, что мы всегда имеем дело не с отдельными изолированно существующими воздействиями, а с ситуациями, т. е. с системой воздействия. В качестве причин того или иного поведенческого акта выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий, или ситуация» 1 . Основываясь на данном подходе, при анализе деятельности руководителя ОВД по принятию управленческого решения мы выделяем субъектно-объектные отношения в выполняемых функциях, рассматриваем саму активность должностного лица, а также условия и среду, в которых осуществляется эта деятельность, то есть в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объективные условия деятельности, то есть системно-ситуативный анализ деятельности (ССАД) руководителя.
Для психологического анализа процессов принятия решения должностными лицами и руководителями ОВД эффективным является метод последовательной динамической оценки (МПДО). В. А. Сорокин в методологии своего исследования для оценивания правильности принятого управленческого решения применил методику анализа типовых управленческих ситуаций (МАТУС).
Показателем качества решений он принял коэффициент, рассчитанный по результатам методики экспертной оценки управленческих решений руководителя, и выделил две группы руководителей ОВД: с низкой и высокой эффективностью управленческих решений 2 . Результаты исследований показывают, что руководители ОВД с высокой эффективностью управленческих решений ориентируются на разрешающий тип реакций в сложных и экстремальных ситуациях. Такие руководители, как правило, берут на себя ответственность за принятые решения, отличаются эмоционально-волевой стабильностью, высоким самоконтролем, упорством в достижении цели, социальной экстраверсией.
В своей профессиональной деятельности такие руководители ОВД чаще используют инициативный стиль руководства, проявляя решительность, самостоятельность, разумный риск, при этом ориентируясь на дело и на себя. Руководители же ОВД с низкой эффективностью управленческих решений ориентированы, прежде всего, на тип реакций, направленных на себя (самозащита) в сложных, трудных и экстремальных ситуациях, поэтому отличаются эмоциональной неустой- 1 Ломов Б.В. Об исследовании законов психики // Психологический журнал.1982. № 1. 2 Сорокин В.А. Психологические основы управленческих решений руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006.
чивостью, высокой напряженностью, низким самоконтролем, зачастую склонностью к конфликтному поведению. В управленческой деятельности эти должностные лица (руководители) чаще используют исполнительный стиль руководства, проявляя при этом пассивность, нерешительность, избегание рисков, чаще ориентируются на официальную субординацию и межличностные контакты.
Это усугубляется тенденцией откладывания решений вопросов на потом, что приводит к накоплению срочных задач 1 . Важно учитывать и тот факт, по мнению А.Ю. Федотова, что при принятии управленческого решения в ходе выполнения поставленных задач ОВД и учитывая условия их выполнения, ситуации могут быть комфортными, сложными, трудными, экстремальными и критическими (терминальными) 2 (см. рисунок 2). обеспечиВАюТ РеЗульТАТ ДеяТельносТи эМоционАльноВолеВАя сосТАВляющАя эМоционАльнАя сосТАВляющАя ДВигАТельнАя и поЗнАВАТельнАя сосТАВляющие Рис.
2. Ситуации профессиональной деятельности руководителя ОВД при принятии управленческих решений где: К-комфортные, С-сложные, Т-трудные, Э-экстремальные, Кр,Т-Критические (Терминальные). Нужно отметить, что в психологическом механизме принятия решения должностного лица, руководителя ОВД в сложных, трудных и экстремальных ситуациях решающую роль будут играть 1 Передня Д. Г . Управленческая культура в системе органов внутренних дел.
М., 2017. 2 Федотов А.Ю. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление: учеб.-метод. пособие / А.Ю. Федотов, И.Н. Медведев.
М., 2012.
интеллектуально-познавательные (когнитивные) и эмоциональноволевые компоненты личности руководителя. Зависимость эффективности руководства и принятия решения от высоких интеллектуальных качеств руководителя рассматривал в свое время еще Р.Л. Кричевский: «…недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных (группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником имеют своим следствием снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности» 1 . В то же время ситуационные факторы, такие как мотивация руководителя, его опыт, отношения с начальством и своими подчинёнными, психические состояния, эмоционально-волевые процессы и другие (например, время, место) могут кардинально повлиять на принятие управленческого решения руководителем. В качестве психологических механизмов, влияющих на принятие управленческих решений должностными лицами ОВД, мы выделяем субъективные особенности руководителя ОВД и их характеристики (табл. 2). Таблица 2 субъективные особенности руководителя оВД и их характеристики
субъективные показатели | характеристика |
Значимость для ОВД, для себя, | |
Мотивация | степень заинтересованности |
в принятии решений | |
Основа личностных приоритетов, | |
ценности и установки | предрасположенность к конкретным |
действиям | |
этические принципы | Справедливость, долг, честность, |
внимание к людям и пр. | |
Творческие способности | |
особенности мышления | (креативность), логичность и скорость |
мышления и др. | |
личностные особенности | Тревожность, уровень самооценки, |
стрессоустойчивость и пр. |
Таким образом, для эффективности принимаемых управленческих решений руководителем ОВД большое значение имеют 1 Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.
ситуационные факторы и особенности субъекта, принимающего управленческое решение: уровень его управленческого мышления и интеллектуальные качества, характер эмоционально-волевого реагирования при принятии решения в сложных, трудных, экстремальных ситуациях, уровень субъективного контроля, особенности ценностно-ориентационной сферы, индивидуальный стиль управленческой деятельности. Определение значимых качеств и характеристик личности руководителя ОВД, влияющих на эффективность принимаемых им управленческих решений, может быть использовано для прогнозирования успешности управленческой деятельности в целом в ОВД, а также в системе подготовки управленческих кадров в вузах МВД России.
Источник: studfile.net
Понятие управленческого решения
Управленческое решение представляет собой программу действий, выраженную в форме предписания (директивы), содержащей постановку целей, определяющую трудовые и материальные ресурсы, пути и средства достижения этих целей, а также формы организующей деятельности субъектов и объектов управления в реализации решения.
Управленческое решение – это творческий акт руководителя по выработке оптимального комплекса действий для выполнения поставленной задачи.
Решения являются основной формой и специфическим продуктом управленческого труда.
Основаниями принятия решений являются:
— указания вышестоящих органов;
— сбои (неполадки) в управляемой системе;
— истечение срока действия предыдущего решения;
— необходимость корректировки ранее принятого решения;
— новое состояние управляемого объекта, изменение жизненной ситуации и др.
Признаки управленческого решения. Несмотря на многообразие, решения обладают следующими общими признаками:
1. Управленческое решение принимается людьми, следовательно, оно носит субъективный характер.
2. Управленческое решение обладает директивным, властным характером и обязательно для тех, кому адресовано.
3. Управленческие решения принимаются в результате либо согласования воли субъекта управления с волей другого участника управленческого отношения, либо одного лишь волеизъявления субъекта управления.
4. Управленческое решение либо устанавливает обязательные правила поведения, либо регулирует отдельные управленческие отношения
5. Субъект управления обязан избрать оптимальный вариант решения..
6. Управленческие решения принимаются субъектами управления (органами государства, общественными объединениями и их органами, должностными лицами) в пределах своей компетенции.
7. Управленческое решение принимается в установленном порядке. Процедура принятия решений регламентируется соответствующими нормативными актами.
С учетом общего понятия управленческого решения и его основных признаков можно сформулировать понятие решения в органах ГПС.
Управленческое решение в органах ГПС — это решение, принимаемое в одностороннем порядке в соответствии с установленной процедурой компетентными органами ГПС и их сотрудниками, которое направлено на разрешение вопросов (дел) и ситуаций, возникающих в сфере управления ГПС, обладающее творческим, организующим, государственно-властным характером.
С точки зрения социального содержания в управленческом решении органа ГПС находят свое непосредственное выражение цели, задачи, функции, методы и средства деятельности органа ГПС. Посредством управленческих и иных актов разрешаются вопросы и дела, возникающие в процессе деятельности органов ГПС.
Решения принимаются по вопросам управленческой (административной) деятельности, оперативной, профилактической деятельности, а также по вопросам дознания и др. При осуществлении дознания органы ГПС принимают юридические решения (акты) уголовно-процессуального характера. Порядок их принятия регламентируется уголовно-процессуальным законодательством. Большинство принимаемых органами ГПС решений относится к сфере административной деятельности органов ГПС. Они направлены на разрешение вопросов, возникающих в процессе управления внутри системы органов ГПС и в ходе осуществления внешней административной деятельности, т.е. при осуществлении основных функций, возложенных на органы ГПС.
Источник: studopedia.ru
Принятие и организация исполнения управленческих решений в правоохранительных органах
ЛЕКЦИЯ
ДИСЦИПЛИНА:
«Основы управления в правоохранительных органах»
Тема № 7:
«Принятие и организация
исполнения управленческих
решений в правоохранительных
органах»
Кафедра управления и информационно-технического
обеспечения деятельности УИС, разработчик профессор кафедры
Ежова Олеся Николаевна
2.
Учебные вопросы
1. Содержание понятия «управленческое
решение», классификация управленческих
решений.
2. Разработка и принятие управленческих
решений в правоохранительных органах.
3. Организация выполнения управленческого
решения.
3.
РЕШЕНИЕ
это результат мыслительной деятельности
человека, приводящий к какому-либо выводу и
необходимым действиям.
Решение
акт выбора
процесс
результат
выбора
4.
ПРИЗНАКИ РЕШЕНИЯ:
возможность выбора из множества
альтернативных вариантов: если нет
альтернатив, значит, нет и выбора, а нет
выбора, то нет и решения;
наличие цели: бесцельный выбор не
рассматривается как решение;
необходимость волевого акта ЛПР через
выбор решения, так как ЛПР формирует
решение через борьбу мотивов и мнений.
5.
СУБЪЕКТЫ РЕШЕНИЯ
– лица, наделенные правом инициировать
решения или их реализовывать. Это могут
быть физические лица (отдельные
граждане) или представители
юридических лиц (должностные лица:
директор, главный экономист и др.).
объекты решения — исполнители
6.
Решение называется управленческим (УР),
если оно разрабатывается и реализуется для
социальной системы и направлено на:
стратегическое планирование;
управление управленческой деятельностью;
управление
человеческими
ресурсами
(производительность, активизация знаний, умений,
навыков);
управление производственной и обслуживающей
деятельностью;
формирование
системы
управления
компании
(методология, механизм);
управленческое консультирование;
управление
внутренними
и
внешними
коммуникациями.
7.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
представляет собой программу (план) действий,
выраженную в форме предписания,
содержащего постановку целей,
определяющего пути их достижения, трудовые
и материальные ресурсы, а также формы
организационной деятельности.
8.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УР
соответствующее указание вышестоящего
субъекта управления,
выявленные отклонения в деятельности
подчиненных структур,
отмена действия или внесение изменений
в принятое решение,
существенное изменение внешних
условий деятельности объекта
управления,
изменение ресурсного обеспечения и
прочие обстоятельства.
9.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УР:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Обоснованность решений
Комплексность решения
Системность
Своевременность принятия решения
Конкретность решения
Компетентность решения
Доступность и логичность решения
10.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ В ПО
– это волеизъявление субъекта
управления, которое принято в
соответствии с законодательными и иными
нормативными правовыми актами и
соответствующей процедурой,
обладающее организующим,
регулирующим государственно-властным
характером и направленное на
разрешение вопросов (дел) и ситуаций,
возникающих в деятельности
правоохранительных органов.
11.
КЛАССИФИКАЦИЯ УР
По юридическим свойствам (нормативные,
общезначимые, индивидуальные, смешанные);
По сроку действия (оперативные (текущие),
среднесрочные (квартал, полугодие, год),
долгосрочные (более года), стратегические,
тактические)
По содержанию (предписывающие,
уполномочивающие, запрещающие,
разрешающие)
12.
КЛАССИФИКАЦИЯ УР
По функциям управления (плановые ,
финансовые, хозяйственные, контрольные);
По назначению актов управления
(организационные (устав, положение,
инструкция и т.д.), распорядительные
(директива, решение, приказ, распоряжение,
план и т.п.))
По уровню управления и компетенции
(общесистемного значения, регионального,
местного значения, локального значения)
13.
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УР
выбор вида (названия) будущего решения;
анализ проблемного вопроса;
постановку цели;
разработку возможных альтернатив;
выбор оптимального решения проблемы;
контроль исполнения принятого решения.
14. Стадии и этапы принятия УР в ПО
1.
Стадия разработки (признание необходимости
решения):
выявление проблемы и анализ проблемной
ситуации
предварительная формулировка и уточнение
задачи (проблемы)
определение цели деятельности и задач, которые
при этом необходимо решить
выбор критерия оценки эффективности решения
15. Стадии и этапы принятия УР в ПО
1.
Стадия принятия (выработки) решения:
формирование проекта управленческого решения
(разработка альтернативных вариантов)
оценка и сравнительный анализ альтернатив
выбор наилучшего в конкретных условиях
решения
согласование решения с органами управления и
исполнителями
принятие, утверждение и оформление наилучшего
в конкретных условиях решения
16. Стадии и этапы принятия УР в ПО
1.
Стадия исполнения решения :
определение этапов и сроков исполнителей)
обеспечение работ по выполнению
выполнение и оценку решения
17.
Источник: ppt-online.org