Унификация национальных систем образования реализация единых учебных программ что это

Содержание

Национальная система образования должна опираться на научные и образовательные школы, возглавляемые ведущими российскими учеными. Об этом заявил президент Российского союза ректоров (РСР), ректор МГУ Виктор Садовничий на расширенном заседании Совета РСР.

О необходимости модернизации системы образования

Управление любой сложной системой, а образование именно таковой и является, требует периодического переосмысления подходов, принципов, форм и механизмов. На мой взгляд, именно сейчас мы можем еще раз взглянуть на историю нашего образования, определить лучшее, что в ней было, осмыслить результаты присоединения России к Болонскому процессу, а также итоги нашей работы в последние десятилетия. И опираясь на этот анализ и наши представления о современных вызовах и о будущем России, мы можем совершенствовать систему российского высшего образования. О необходимости модернизации действующей системы образования, учитывая возросшие требования к профессиям в условиях нового витка развития науки и технологий, еще в 2021 г. заявлял президент Владимир Путин.

Оценка качества дошкольного образования и использование ее результатов для развития ОО

Российские вузы готовятся к уходу из Болонского пространства

Замминистра образования и науки обещает не возвращаться к специалитету

Современные тенденции развития высшего образования в последние десятилетия в мире, да и у нас, были неразрывно связаны с Болонским процессом. Я никогда не скрывал своего отношения к Болонской системе и всегда возражал против прямого копирования.

Хотел бы особенно подчеркнуть, что, несмотря на процессы унификации систем высшего образования в Европе и в мире, тем не менее, страны продолжают развивать свои собственные национальные системы образования, повышая конкурентоспособность и инновационность своих университетов.

Об опыте МГУ

<. >В российской системе образования до 2011 г. основной формой обучения являлся специалитет, а в последние 10 лет существенно преобладает двухуровневая модель с сохранением специалитета по направлениям, имеющим особое общественно-государственное значение: медицина, высокотехнологичный сектор, фундаментальные исследования. При этом работают обе модели.

<. >Особо хотел бы подчеркнуть опыт Московского университета в этот период. Во-первых, мы сохранили подготовку по программам специалитета. Сейчас по 12 фундаментальным специальностям мы ведем обучение студентов. Во-вторых, мы ввели обучение по схеме, предложенной нами, – интегрированной магистратуры.

Модель интегрированной магистратуры подразумевает возможность выпускникам бакалавриата продолжить обучение в магистратуре по тому же направлению. А образовательная программа магистратуры содержательно продолжает программу бакалавриата. Это позволило применить двухуровневую систему и сохранить высочайшее качество образования на основе фундаментальной подготовки.

Каждый студент, получив диплом бакалавра, имеет полную свободу завершить обучение и трудоустроиться или же продолжить обучение в магистратуре. По статистике более 90% наших выпускников выбирают именно интегрированную траекторию. Таким образом, подавляющее число студентов МГУ обучаются по шестилетним программам. Идея Московского университета ввести с 2011 г. модель интегрированной магистратуры прошла проверку временем и позволила избежать некоторых рисков прямого заимствования Болонской системы.

Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: современные требования и технология

Что я имею в виду? Многим выпускникам уровня бакалавриата по высокотехнологичным и наукоемким направлениям не удается трудоустроиться по специальности. В ряде случаев происходит утечка талантливых специалистов из регионов в столичные образовательные организации, а также из российских университетов в зарубежные. Сократились возможности присваивать выпускникам дополнительные квалификации.

О национальной системе высшего образования

При обсуждении структуры национальной системы высшего образования, отвечающей современным внутренним и внешним вызовам, гарантирующей приоритетное обеспечение национальных интересов государства и его граждан, нам важно учитывать и обсуждать следующие аспекты.

Во-первых, это продолжение лучших традиций российской и советской образовательных систем с учетом положительного опыта последнего десятилетнего периода. Образование – это главный ресурс нашего развития. Во-вторых, это необходимость гармонизации и сохранения взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и стран Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других регионов мира. В-третьих, это сохранение привлекательности российской системы высшего образования для иностранных студентов. В-четвертых, это необходимость соблюдения всех прав выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.

Во все российские вузы вернется специалитет

Министр образования и науки Валерий Фальков заявил об отказе от Болонской системы

Будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших признанных в мире традиций отечественного образования и того позитивного опыта, который был наработан за последние 20 лет. И прежде всего в опоре на наши мощные научные и образовательные школы, возглавляемые ведущими учеными.

Система должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций, баланса фундаментальности образования и прикладного результата.

Иными словами, представляется целесообразным следующее. Во-первых, расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики. Во-вторых, закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях. В-третьих, обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы «бакалавриат плюс магистратура» для отдельных областей образования и подготовки иностранных специалистов. И во всех трех случаях предполагается продолжение обучения в аспирантуре.

Главное, наша система образования должна отвечать современным требованиям развития науки и технологий, реагировать на новые вызовы, стоящие перед нами.

Источник: www.vedomosti.ru

«Унификация образования — тупиковый путь. Преподавание нельзя казарменно регламентировать»

Депутаты Госдумы одобрили законопроект о введении в стране единых общеобразовательных программ. Вариативность обучения с 1 сентября 2023 года будет сильно ограничена. Какие у этого могут быть последствия – в материале KazanFirst.

Госдума России приняла законопроект по введению единых общеобразовательных программ в школах. Эти программы разработает Минпросвещения, их должны утвердить к 1 января 2023 года. Сами же школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года.

Русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ станут обязательными при реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Авторы закона считают, что такой подход позволит выстроить в России единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества.

Председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова отметила, что в обсуждении законопроекта приняли участие депутаты, учителя, представители Общественной палаты. По ее словам, принятый стандарт будет соблюдаться независимо от того, где учится ребенок – в столичной школе или региональной, частной или государственной.

Читайте также:
Что за программа sawer

В России унифицируют школьную программу – татарстанские политики разошлись во мнениях

– Вводятся федеральные образовательные программы по всем предметам вместо сегодня имеющихся примерных. То есть, у нас появляется с вами золотой стандарт качества знаний наших детей. Базовый уровень, ниже которого не могут быть даны знания ребенку, независимо от того, в столичной он школе учится или в поселке на Дальнем Востоке, в государственной школе или в частной, – заявила Казакова.

Мы поговорили с татарстанскими политиками и попросили их высказаться о новом формате образования и о том, какие последствия могут быть у подобной унификации образования.

Представитель ЛДПР в Госсовете Татарстана Эдуард Шарафиев считает, что к унификации общеобразовательных программ следует относится осторожно.

– Для каких-то предметов она необходима и оправдана. Это предметы гуманитарного цикла, они оказывают влияние на формирование мировоззрения школьников, являются элементом патриотического воспитания.

В этом случае следует добиваться минимизации расхождений в трактовках тех или иных событий прошлого, – полагает парламентарий. – Но есть предметы естественно-научного цикла – физика, химия, биология, где вариативность может быть и не помешала бы. У нас и раньше были свои школы, которые преподавали по тем или иным программам, разработанным известными педагогами. Наличие определенного разнообразия создавало конкуренцию. Мы же понимаем, что существует конкуренция между учениками в классе. Почему ее не может быть на уровне школ?

В России унифицируют школьную программу – татарстанские политики разошлись во мнениях

Кроме того, рассуждает Шарафиев, есть школы с углубленным преподаванием тех или иных предметов, и возникает вопрос, насколько законопроект будет учитывать их интересы.

– Это же связано и с профессиональной ориентацией. Поэтому считаю, что в некоторых вопросах нужно сохранить вариативность в сфере образования, чтобы школы сами могли выбирать те или иные методики, – указал собеседник.

Мы также задали вопрос о том, как это может сказаться на сельских школах, где зачастую не хватает педагогов, но теперь к ним будут предъявляться точно такие же требования, как и к столичным учебным заведениям. По мнению Шарафиева, проблемы унификации образовательных программ к их насущным проблемам прямого отношения не имеют.

– То, что в школах не хватает, это ведь не только на селе, во многих городских школах такая же проблема. Но это все-таки вопрос из другой сферы – это проблема комплектования школ педагогами. Здесь надо пересматривать программу приема на педагогические специальности в соответствии с потребностями в школах. Может быть, следует сделать педагогическое образование полностью бесплатным с условием послевузовской отработки по направлению в течение нескольких лет, – предполагает политик.

Депутат Госсовета, лидер татарстанского отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев прямо заявил, что крайне негативно относится к подобной инициативе.

– Конечно, должны быть какие-то стандарты и примерные объемы даваемых знаний, но вариантов и способов преподавания должно быть много. Это творческий процесс, его нельзя казарменно регламентировать, – уверен политик.

В России унифицируют школьную программу – татарстанские политики разошлись во мнениях

По его мнению, унификация уничтожит авторские методики преподавания, учебу с углубленным изучением отдельных предметов.

– И это в принципе тупиковый путь – как можно будет сравнивать эффективность обучения по разным учебникам и методикам, если на всю страну будет один учебник, выбранный далёким от школьных парт чиновником? – недоумевает Михеев.

Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов считает, что унификация образовательных программ в школах давно назрела.

Он напомнил, что в советское время существовали жесткие стандарты в сфере образования. И качество этого образования в целом было намного выше сегодняшнего.

– Это уже о многом говорит. Так что наша страна сейчас стремится вернуть то лучшее, чтобы было в советское время, – заметил депутат.

В России унифицируют школьную программу – татарстанские политики разошлись во мнениях

В то же время, по его мнению, простая унификация программ результата не даст.

– Нужно смотреть на этот процесс как на один из элементов модернизации всей системы образования. И в рамках этого процесса следует обратить внимание на материально-техническое состояние российских школ. Требуется также увеличить зарплаты школьных педагогов, повысить их престиж, без этого результата не будет, так как именно от учителя зависит во многом качество преподавания в школе, – уверен собеседник.

Депутат Казгордумы, замглавы партии «Коммунисты России» Альфред Валиев считает, что единый стандарт образования – это правильная программа Минпросвещения.

– Сейчас в школах предлагается огромное количество всевозможных учебно-методических комплексов, каждый из которых имеет свою специфику и требования. Среди них наиболее распространенные «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний» и многие другие. Родители и некоторые педагоги не совсем понимают, зачем нужен такой образовательный ассортимент, с горечью и ностальгией вспоминая советские годы, славящиеся эффективностью единой для всех образовательной системы, – отметил Валиев.

Он также заявил, что плюсов советского образования действительно было много. Причем дело не в массовости и доступности образования, поскольку сегодня этот принцип сохраняется, вопрос в качестве обучения.

В России унифицируют школьную программу – татарстанские политики разошлись во мнениях

– Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика – изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было «построить» что угодно и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю, – сказал собеседник.

Он также напомнил слова президента США Джона Кеннеди 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».

– Советская школа подготовила огромное количество молодых людей, которые смогли освоить сложную боевую технику в кратчайшие сроки, смогли за короткое время пройти ускоренные курсы в военных училищах и стать хорошо подготовленными командирами Красной Армии и патриотами своего социалистического Отечества, – подчеркнул политик. – Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира.

В России унифицируют школьную программу – татарстанские политики разошлись во мнениях

Собеседник также отметил, что в СССР были равные условия для всех, общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось как нежелательное явление, но гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков.

Читайте также:
Mail and calendar что это за программа и нужна ли она на Windows 10

– К вопросу о сельских школах, где есть вероятность нехватки учителей, тут возможен только индивидуальный подход. Данную проблему должны решать местные органы самоуправления, если есть нехватка учителей, должны на местных уровнях разрабатываться программы с целью стимулирования увеличения количества педагогов в конкретных учебных заведениях, – подытожил Валиев.

Источник: kazanfirst.ru

Стандартизация образования

Необходимость создания единого образовательного пространства в стране вынудила прибегнуть к стандартизации образования. Такая деятельность позволяет решить ряд вопросов, целей и задач, в том числе по полному обеспечению равного уровня образования для всех выпускников государственных образовательных учреждений.

Определение 1

Стандартизация образования представляет собой разработку и использование системы определенных параметров и показателей, которые принимаются в качестве государственных норм образовательного процесса, причем они должны отражать общественный образовательный идеал, а также учитывать возможности конкретной личности для его достижения.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Государственные образовательные стандарты

В 1992 году после принятия Федерального закона «Об образовании» были сформулированы первые понятия о государственном образовательном стандарте в России.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по действующему законодательству предназначен для:

  • формирования единого образовательного пространства страны, когда происходит обеспечение свободы реализации внутренних национальных программ по образованию;
  • проведения объективной оценки деятельности системы высших учебных заведений;
  • повышения общего качества образовательного процесса в стране;
  • установления и признания эквивалентности документов иностранных государств.

Замечание 1

Стандарты любой образовательной системы состоят из федеральной части и национально-региональной части.

Эти компоненты учитываются при полноценной подготовке учителя, юриста, экономиста и любой другой профессии.

«Стандартизация образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Федеральный компонент

Министерство образования РФ утверждает федеральный компонент (часть). Также орган исполнительной власти формирует требования, которые относятся к содержанию образовательной программы, а также общему уровню подготовки преподавателей и учащихся.

В федеральный компонент входят:

  • требования по условию реализации образовательной программы;
  • требования к итоговой аттестации выпускников;
  • установление расчетного срока освоения программы на всех формах обучения.

Федеральный компонент образовательного стандарта любого уровня включает в себя группу общепрофессиональных дисциплин, группу математических и общих дисциплин по естественной науке, группу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также группу специальных дисциплин.

Национально-региональный компонент

Замечание 2

Национально-региональный компонент призван отражать в содержании образования определенные характерные черты и национально-региональные особенности места, где происходит образовательный процесс.

Подобная структура государственного образовательного стандарта позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства. Она не подавляет интересы и традиции образовательных учреждений и иных научных школ субъектов Российской Федерации.

Разработка государственных образовательных стандартов

Замечание 3

Главной научной организацией, которая занимается координацией разработки государственных образовательных стандартов (ГОС), является Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Он организует деятельность специально для функционирования высшего профессионального образования.

В процессе создания ГОС ВПО принимало участие более 70 учебно-методических объединений, в том числе несколько десятков советов по методологическим рекомендациям. В общей сложности процессом стандартизации управляло несколько тысяч человек. Они смогли разработать ГОС всего за несколько лет, которые периодически изменяются. Министерство образования РФ утверждает все поправки в стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования.

К 1996 году были разработаны государственные стандарты по направлениям подготовки или бакалаврским программам, по специальностям и по магистерским программам. В систему ГОС ВПО входит около 700 стандартов.

Разработка государственных образовательных стандартов велась в несколько этапов. Сначала были сформированы образовательные программы для бакалавров, на следующем этапе появились стандарты для образовательных программ подготовки специалистов. Затем такие же стандарты на основе ГОС были представлены для магистров.

При разработке ГОС рождалось принципиальное решение, которое усиливало фундаментальные основы всего образования. Под этим понималось, что фундамент выпускника и его мировоззрение будут формировать не только научные знания, но и сочетание фундаментальных знаний. Совокупность таких знаний может стать основой формирования разносторонней личности с большим профессиональным багажом знаний.

Фундаментальное образование представляет собой совокупность:

  • естественных наук;
  • гуманитарных наук;
  • социально-экономических наук;
  • математических дисциплин.

Таким образом, формирование личности происходит из знаний физики, химии, математики, философии, психологии, истории, экономики, физической культуры и других основных дисциплин.

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен примерно на 30%. Для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые.

Через некоторое время в ходе образовательного процесса удалось выявить ряд недостатков такой системы образования и ряд стандартов изменили свои требования. Специалисты отметили, что существует недостаточный уровень вариантности блока гуманитарных и социально-экономических наук. Это не было в полной мере ориентировано на будущую профессию выпускника.

Также существовало обстоятельство невозможности требований, которые содержатся в документе и применяются в процессе промежуточного контроля знаний. Озвучены проблемы с прямой проверкой уровня подготовки выпускников. Выявилось ряд различий в содержании образовательных программ родственного профиля. Они затрудняли рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах. Выявлена несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

Источник: spravochnick.ru

Выход России из Болонского процесса. Какие изменения ждут отечественные вузы

Российская Федерация выходит из Болонского процесса. Эта система универсализации высшего образования была введена в 2003 году – и не раз подвергалась критике. Однако исключение вузов из Болонской системы не означает, что с завтрашнего дня бакалавриат и магистратура уйдут в прошлое, и везде вернётся привычный по советским временам специалитет.

Отказ от Болонской системы образования в России

Что такое Болонский процесс

Болонский процесс возник в 1999 году, когда на территории Болонского университета произошла встреча министров образования 29 европейских стран. Они совместно подписали декларацию о том, что система высшего образования в их странах унифицируется. Это позволило решить сразу две задачи:

  1. Студент из одной страны может переехать в другую и продолжить образование в том университете, который ему нравится – не тратя время на согласование программ обучения и не нуждаясь в дополнительном подтверждении своих знаний.
  2. Дипломы , выданные в одной из стран-участниц Болонской системы, признаются во всех других, что позволяет ускорить трудоустройство людей на новом месте проживания.

Болонский процесс для высшего образования подразумевал, что каждый вуз готовит студентов по двум основным программам:

  1. Бакалавриат – 3-4 года обучения, основные знания по специальности, однако, дающие право работать.
  2. Магистратура – 1-2 года, углублённые знания, делающие более квалифицированным специалистом.

Также значение имеют и «учебные кредиты», определяющие «стоимость» каждого предмета в трудоёмкости. Диплом может получить человек, набравший определённое количество баллов, при этом предметы он может выбирать сам.

Читайте также:
Your software deals что это за программа

Унификация систем обучения позволяла, например, бакалавру из Германии продолжить обучение в магистратуре итальянского университета, а защищать кандидатскую диссертацию (чтобы стать доктором наук) уже где-нибудь в Испании.

Россия до 2003 года с иностранными вузами «не стыковалась»: у нас действовала другая система, унаследованная от СССР, когда студент проходил обучение в 4-5 лет и получал степень специалиста, а уже затем при желании мог готовиться к научной карьере, став аспирантом (аспирантура – это уже первый шаг к написанию диссертации). Особняком стояла и система медицинской подготовки, где выпускник медвуза, чтобы получить право самостоятельной работы, должен был пройти интернатуру (год последипломного обучения на практике в одной из клиник) или клиническую ординатуру (дающую право именоваться врачом конкретной специальности).

Поскольку политика РФ была направлена на экономическое партнёрство с Европой, для облегчения трудоустройства российских специалистов за рубежом и возможного обучения в европейских университетах Россия в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу.

Как считаете, нужно ли было России отказываться от Болонской системы?

Нужно. Она снижает уровень специалистов Не нужно было. Это серьёзно подорвёт позиции российских выпускников на мировом рынке труда Надо было реформировать систему образования так, чтобы она сохраняла лучшие советские черты, но была совместима с Болонским процессом

Что означает отказ от обязательной системы «бакалавриат-магистратура»

Критика Болонской системы образования в России началась почти сразу: эффективно готовить специалистов по ней получалось только в тех вузах, которые создавались с нуля после 2003 года. Во многих других предпочли «не мудрствовать лукаво» и просто отрезали пятый курс обучения, выдавая четверокурсникам дипломы бакалавров, а пятикурсникам – уже магистра. При этом дипломы тех вузов, где сохранялась советская система специалитета (то есть 5-6 лет обучения) в Европе рассматривалась только как бакалавриат, а не как бакалавриат плюс магистратура, какими фактически и был специалитет советского образца.

Кроме того, в России академическая мобильность (когда студент «вольно порхает» между вузами) крайне невелика: обычно куда первокурсник поступил – там он и получает диплом. Поэтому востребованность Болонского процесса внутри страны тоже была под вопросом. Что же касается обучения за рубежом, то тут и вовсе грустно: значительная часть российских вузов так и не была признана за рубежом, перезачёта в кредитах не было, и их студенты не могли свободно продолжать обучение в европейских университетах. Причём речь идёт не только о каком-нибудь «МИВОЖ» (Московском Институте Весёлого Образа Жизни), изначально созданном для простой выдачи дипломов – но и о сильных вузах с ещё советской историей, подготовивших не один десяток тысяч специалистов.

11 апреля 2022 года Болонская группа решила прекратить участие России в структурах Болонского процесса. В результате 6 июня 2022 года было принято решение отказаться от участия в этой системе.

Это означает:

  • отказ от обязательной системы «бакалавриат-магистратура» для студентов (впрочем, примерно по 20% специальностей за 19 лет и так не удалось отказаться от специалитета – медицинское образование, кроме сестринского дела, очень плохо в российских медакадемиях ложилось в рамки Болонской системы);
  • разработка национального стандарта образования.

Перспективы. Что появится вместо Болонской системы

По состоянию на июль 2022 года перспективы отказа от Болонского процесса ещё не ясны. Точно известны лишь несколько моментов:

  1. Система ЕГЭ (Единого Государственного Экзамена), дающая право поступать в любой вуз без вступительных экзаменов, отменена не будет: хотя она и связана с введением Болонской системы, но не напрямую – в конце концов, Россия так и не перешла на 12-летнее школьное образование.
  2. Одномоментного отказа от бакалавриата и магистратуры не будет, и специалитет в приказном порядке возвращаться тоже не будет. За 19 лет были подготовлены тысячи специалистов с дипломами магистров и бакалавров, и резкие действия тут могут привести к тому, что работодатели откажутся принимать их на работу – а это не нужно никому.
  3. Планируется возвращение специалитета – но медленное и поэтапное, чтобы это не привело к тому, что вузы просто растянут курс обучения бакалавров на лишний год, сделав магистров уже аспирантами (напомним, что сейчас аспирант, даже не написавший и не защитивший кандидатскую, уже получал степень исследователя или преподавателя).

Как оплатить учебу в вузе маткапиталом. 4 условия для оплаты, пошаговая инструкция со списком документов

Нострификация диплома в России. Два способа подтвердить иностранный документ об образовании
Как получить социальную стипендию. Сроки, порядок и размер выплат для учащихся вузов и колледжей

Возможные последствия

Для внутреннего рынка труда

Большая вероятность того, что именно на рынке труда основные результаты отказа и должны проявиться. Значительная часть российских работодателей находится в возрасте старше 40 лет – то есть либо сами получали образование в советские годы, либо находятся под влиянием старых традиций. В результате они часто нынешних бакалавров считают недоучками – и отдают предпочтение магистрам соответствующей специальности. Однако смысл ввода Болонского процесса был как раз в том, что студент после бакалавриата уже получал право работать по выбранной специальности. Поэтому следует ожидать, что возврат к специалитету повысит шансы молодых специалистов на трудоустройство.

Для российских и иностранных студентов

Обучение в России. Поскольку Россия – седьмое государство в мире по числу обучающихся в нём иностранных студентов, на них изменение системы образования отразится в первую очередь. И именно из-за них экстренный отказ от Болонской системы не рассматривается: получив диплом с записями «бакалавр» или «магистр», им проще будет объяснить работодателю на родине, чему и как они учились. Из-за них некоторые руководители вузов и чиновники Министерства образования допускают, что будут сохранены (или заново созданы) механизмы, позволяющие конвертировать степени специалитета в болонские «бакалавриат + специалитет». В конце концов, ФРГ, присоединяясь к Болонской системе, с этой проблемой столкнулась – и успешно её решила, перераспределив практические занятия (а советский специалитет во многом базировался на ещё дореволюционных системах, копировавших именно немецкое образование как лучшее по техническим наукам в тогдашней Европе).

Обучение за рубежом. Изменения маловероятны: и раньше обмен студентами происходил по двусторонним соглашениям между конкретным российским и зарубежным вузом, то есть фактически в «ручном режиме». И отказ от Болонской системы мало на что повлияет: если конкретный европейский университет откажется принимать российских студентов, то наличие или отсутствие Болонского процесса значения, скорее всего, иметь не будет.

Источник: zakonguru.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru