Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В статье «Системно-деятельностный подход к изучению таблицы умножения на уроках математики во втором классе по программе В.Н. Рудницкой. УМК «Школа XXI века» конкретизируются приёмы, способы, методы организации учебной деятельности субъектов образовательного процесса на этапе формирования нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ В.Н.РУДНИЦКОЙ УМК «Школа XXI века»
Дейч Т.В., учитель начальных классов
МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
«Когда учителя перестанут учить,
ученики, наконец, начнут учиться».
Одной из самых важных задач курса математики начальных классов является формирование вычислительных компетенций табличного умножения и деления. Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне навыка. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить два основных этапа. Первый этап связан с составлением таблиц, второй – с их усвоением, т.е. прочным запоминанием. Качество и прочность усвоения учащимися таблиц умножения и деления определяются главным образом системой и методами изучения данной темы.
Про умножение детям. Смысл действия умножения. Как правильно решать задачи на умножение?
Знание табличных случаев умножения и деления является основой внетабличного умножения и деления. Они необходимы при формировании навыка устного умножения и деления многозначных чисел на однозначное и многозначное число, деления с остатком, а также при изучении письменных алгоритмов умножения и деления. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся возрастала потребность в более полном и глубоком ими усвоении материала, а также в проявлении самостоятельности на уроке.
В курсе математики 2 класса (по программе «Математика» авторы В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва) блок «Таблица умножения однозначных чисел» является центральным. Большую его часть занимает арифметический материал: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи деления. Важным вопросом, рассматриваемым одновременно с таблицей умножения, является введение понятия о доле числа и обучение учащихся находить половину, треть, четверть, пятую, …, девятую часть данного числа, используя деление. На эту тему по авторской программе отводится 40 уроков из общего количества 136 уроков в год, без учёта контрольных уроков.
Рассмотрим особенности подхода программы «Школа 21 века» и автора учебника математики для учащихся начальных классов Рудницкой В.Н. к формированию навыков табличного умножения и деления.
На подготовительном этапе учащиеся изучают основные теоретические вопросы, на которые опирается табличное умножение (теоретическая основа). Этот этап дети проходят в 1 классе. Рассматриваемые теоретические вопросы:
ВСЯ музыкальная ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ. Папа V теме
а) смысл умножения —
Темы «Учимся выполнять умножение» (2 часа), «Умножаем числа» (2 ч)
б) смысл деления; деление на равные части —
Темы «Учимся выполнять деление» (1 ч), «Делим числа» (2 ч)
в) Деление на группы по несколько предметов (1 ч).
Во втором классе уроков, направленных на повторение пройденных тем, не предусмотрено. Повторение и закрепление включается в раздел «вспоминаем пройденное» отдельными заданиями. Решить задачу на умножение или деление ученикам предлагается с помощью фишек (счётного материала). [11, стр. 22 № 14]
Первый этап – таблица умножения, которая выдаётся детям в «готовом» виде.[11, стр. 99] Упор делается на заучивание табличных случаев. Деление изучается на взаимосвязи действий умножения и деления. [11, стр. 101]
Второй этап – запоминание таблицы, через выполнение тренировочных заданий в учебнике и рабочей тетради, применение знаний в решении задач.
В таком подходе, на мой взгляд, как учителя-практика, есть ряд существенных недостатков. Во-первых, большой временной разрыв между формированием смысла умножения и деления и ознакомлением с таблицей умножения. Первокласснику сложно понять и осмысленно запомнить, что сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением.
В подготовительном периоде не рассматриваются случаи умножения и деления с числами 0 и 1, как это предусмотрено в традиционном обучении. Не знакомятся дети и с названием компонентов действий умножения и деления (только в третьем классе), что осложняет развитие математической речи учащихся. В результате, дети подходят к теме «Таблица умножения однозначных чисел» не подготовленными.
Во-вторых, сам подход к введению нового материала — таблица в «готовом» виде — подразумевает репродуктивную деятельность школьников в формировании вычислительных навыков, что осложнит возможность продвижение детей в развитии, а в настоящее время развитие школьников является приоритетной задачей обучения в любой системе. Значит нужно найти такой подход, при котором станет возможным так организовать учебную деятельность ученика на уроке, при которой он будет вести самостоятельный поиск способов решения поставленной задачи, что сразу включает детей в продуктивную творческую деятельность.
Для себя и своих учеников я выбрала системно-деятельностный подход к формированию вычислительных навыков, который подразумевает промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета; образовательную деятельность по открытию знаний на разном учебном материале; рефлексивную деятельность обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Такой подход характеризуется высокой эффективностью процесса формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления, полноценным осознанием теоретических и практических знаний, повышение интереса к математике. Недостатком является заметное увеличение времени, затрачиваемого на достижение результата.
Так как в современной начальной школе речь идёт о формировании сознательных вычислительных навыков, то составлению таблиц умножения предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приёмов, которыми учащиеся могут пользоваться при составлении этих таблиц.
Для формирования и развития у детей познавательных интересов, необходимо заинтересовать их, что требует активных форм и методов обучения для пробуждения в детях активного восприятия материала. Наилучшему усвоению и запоминанию учащимися материала способствуют различные средства наглядности, а также таблицы, чертежи, схемы, применяющиеся на каждом уроке.
На этапе подготовки к составлению таблицы умножения во втором классе ввожу дополнительный теоретический материал, включающий в себя рассмотрение случаев умножения с числами 0 и 1, знакомлю детей с переместительным свойством умножения, взаимосвязью компонентов и результата умножения, а также, ненавязчиво, разучиваю с детьми название компонентов действий умножения и деления, применяя наглядность (плакаты). Все эти знания приобретают знаково-символический вид, что способствует лучшему запоминанию.
Таблица 1. Карточки «помогайки».
Смысл действия умножения
Особые случаи с числами 0 и 1
Взаимосвязью компонентов и результата умножения («Примеры-перевёртыши»)
Для обозначения материала, на который ребёнок будет опираться при составлении таблицы умножения
На мой взгляд, наиболее эффективной формой урока на этапе «открытия нового знания» является урок-проект. Главная цель урока-проекта — помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.
Организация активной деятельности школьников на всех этапах урока происходит с использованием продуктивных педагогических технологий, методов и приёмов.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии является стратегически важным – он задаёт вектор дальнейшего развития урока: выход на проблему и постановка целей.
Здесь можно использовать следующие приёмы:
Таблица 2. Эффективные приёмы работы на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения
анализ действий по заданной теме;
определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;
обоснование выбора способов действий.
активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;
проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;
организует работу по определению темы учебного занятия;
совместно формулируют цели учебного занятия.
«Игра в случайность»
«Сравнение двух мнений»
1) Объясняя материал, учитель допускает ошибку;
2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками.
«Интеллектуальная разминка» Да -Нет
2. Зима холодная?
3. Кошка родила щенят?
4. Утка вывела цыплят?
7. Колесо квадратное?
8. Солнце круглое?
9. 2 умножить на 6 получится 8? →Выход на проблему.
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка задачи урока.
Дети очень любят «шагать по ступенькам». На 4-ой ступеньке они сталкиваются со случаем 8 ∙ 3. Сразу назвать результат не могут. Выходим на постановку проблемы, темы и задач урока. Даже если кто-либо из ребят назовёт правильный ответ, оставляем за собой право усомниться и, в течение урока, опровергнуть эту гипотезу или подтвердить.
Рис. 1. Математические ступеньки.
«Сравнение двух мнений»
Например: Волку и Зайцу надо посчитать, сколько пирожных на столе:
Волк решил задачу так: 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12
Заяц решил задачу по-другому: 2 ∙ 6 = 12.
Кто прав? Кто быстрее справился с решением? Почему?
На первом уроке («Умножение числа 2 и деления на 2. Половина числа») после проблемной постановки вопроса на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, ученики приходят к выводу о том, что случаи умножения с числом 2 можно записать в виде таблицы. Это облегчит её запоминание. Далее мы приступаем к коллективному составлению таблиц:
-умножения числа два;
-умножение на два;
-соответствующие случаи деления, при этом теоретически обосновывая каждое своё действие.
Подход к пониманию умножения как суммы одинаковых слагаемых, основанный на взаимосвязи умножения натуральных чисел с объединением равночисленных попарно непересекающихся подмножеств, положен в основу введения понятия действия умножения в школьном курсе математики. Ещё в 1 классе детям даётся представление, что первый множитель показывает какое число нужно «взять», а второе слагаемое – сколько раз нужно «взять» это число, то есть, например, 2·2=2+2=4
Первая таблица Вторая таблица
Источник: nsportal.ru
Учение не мучение, или Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения
За более чем 4-тысячную историю существования таблицы умножения или таблицы Пифагора придумано и освоено много методик её заучивания. Выбирая способ объяснения принципа умножения, нужно опираться на индивидуальные особенности памяти и внимания ребёнка, его интересы. А также на то, что ведущим видом деятельности младших дошкольников является игра.
Когда можно приступать к изучению
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) таблица умножения изучается во втором классе, так как для понимания сути правил умножения ребята должны иметь представление о сложении, ведь умножение — это множественное сложение. Иными словами, чтобы умножить 3 на 4, нужно произвести следующее арифметическое действие: 3+3+3+3. Кроме решения арифметических задач на бумаге, можно использовать игры, например, с игрушками, о которых пойдёт речь ниже. Таким образом, родители, стремящиеся опередить время и изучить с ребёнком таблицу раньше положенного второго класса, должны уяснить, что изучение умножения возможно только тогда, когда малыш понимает принцип сложения.
Для понимания принципа умножения ребёнок должен осознавать суть сложения
С чего начать изучение
На этом этапе лучше воспользоваться классическим вариантом таблицы, а не тем, что обычно печатается на обложках тетрадей. Первым шагом изучения должно стать рассмотрение устройства таблицы, а именно: произведением является число, расположенное на пересечении строки и столбца множителей.
В отечественной школе изучаемые значения ограничиваются 10х10. Для сравнения: в Великобритании они доходят до 12х12, что обусловлено английской системой мер длины — 1 фут=12 дюймам — и особенностям денежного обращения до начала 70-х гг. XX века, когда 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам, а 1 шиллинг = 12 пенсам.
Начиная изучать таблицу, стоит распечатать её в виде плаката и повесить на видном месте в комнате ребёнка
Создаём ситуацию успеха
Таблица со множеством цифр, как правило, сначала вызывает у ребёнка любопытство, но когда дело касается заучивания, приводит в уныние. Поэтому очень важно с самого начала изучения создать ситуацию успеха. А для этого начать с простейших примеров.
- Умножение на 1 — число остаётся «самим собой».
- Умножаем на 10 — добавляем к числу 0.
- Умножаем на 2 — складываем два одинаковых числа.
- Умножение на 0 — всегда равно 0.
- Перемена множителей — переставляя множители (4х3 или 3х4), произведение будет неизменным. Тут помогает свойство мозга искать во всём симметрию. И здесь же нужно показать юному математику, что достаточно выучить половину каждого ряда таблицы (каждое число, умноженное на 5 включительно), чтобы знать всю.
Последовательность изучения
Сделав первые шаги, ребёнок поймёт, что не такая уж она, эта таблица умножения, страшная и запутанная. Значит, пора двигаться дальше. Но прежде нужно определиться с последовательностью изучения. Некоторые методисты убеждены: начинать нужно с больших чисел, то есть с умножения рядов 7, 8, 9, аргументируя это тем, что запомнив большие значения, лёгкие малышу дадутся быстрее.
Однако существенным минусом такого подхода является то, что запоминание будет механическим, то есть без практики — для большей части дошкольников и младших школьников это будет демотиватором. А вот если начинать с умножения рядов 2,3, то результаты можно будет проверить на пальчиках, прибавляя единицы в зависимости от второго множителя.
По мере изучения таблицы рекомендуется заполнять клетки с произведениями
- Квадрат числа. Знакомство с новым рядом начинается с квадрата числа, то есть умножения числа самого на себя. Таких примеров в таблице 10, уяснить их несложно: например, 10х10=100 запоминается очень быстро, к тому же многие квадраты чисел при произнесении обладают запоминающимся ритмом – «пятью пять — двадцать пять», «шестью шесть — тридцать шесть» и т. п.
- Умножение на 3. Браться за отработку умножения на 3 нужно только после того, как ребёнок усвоил все предыдущие шаги. Обычно на этом этапе подключаются карточки.
- Умножение на 4. На этом этапе изучения полезно обратиться к эвристическому методу, то есть попросить ребёнка выстроить действие и натолкнуть на вывод о том, что умножить на 4 — это значит, два раза умножить на 2. Карточки и рифмовки станут отличной тренировкой.
- Умножение на 5. Этот этап обычно не вызывает у детей трудностей: в конце перемноженных чётных чисел будет 0, в конце нечётных — 5.
- Умножение на 6, 7, 8, 9. Этот этап самый трудоёмкий, хоть и требует запоминания всего шести результатов умножения. Самым подходящим способом помочь малышу уяснить этот материал будут карточки. Причём не шесть, а 12, чтобы тренировать умножение с переменой множителей. Для умножения на 9 можно использовать метод компенсации: умножить число на 10, а затем вычесть значение этого числа. Например, 6х9=60–6=54.
Читайте еще: Лучшее блюдо для детей каждого знака Зодиака
Приёмы обучения умножению
Помимо существующих сегодня игровых приложений на телефон, компьютерных программ, звуковых плакатов, неизменно результативной оказывается игра.
Звуковой плакат ребёнок может использовать для изучения таблицы и самопроверки
Игры
Эффективный приём обучения может быть организован для тренировки одного ребёнка или целой группы. Разделение игр по количеству участников довольно условное, так как правила можно немного изменить.
Таблица: примеры игр для изучения таблицы умножения индивидуально, в группе, в классе
- На бумаге в клетку одинаковыми рядами рисуем фигуры.
- Пересчитываем фигуры.
- Показываем, что сложение можно заменить умножением — количество предметов в горизонтальном ряду умножаем на количество фигур в вертикальном.
- Делаем из бумаги 10 домиков, на крышах которых прикрепляются произведения чисел конкретного ряда.
- Распечатываем карточки с примерами (без ответов).
- Ребёнок-почтальон должен доставить «письма» по правильным «адресам».
- Принцип игры похож на предыдущий: на паровоз бумажного поезда крепим число.
- Задача ребёнка подобрать подходящие вагоны с выражениями, произведение которых соответствовало бы результату.
- Если игра организуется для группы, можно ввести соревновательный момент.
- По одному участнику из двух команд выходят к доске и решают по одному из написанных примеров.
- Участники берут по карточке с правильным ответом, переворачивают её и называют букву слова.
- Следующие участники повторяют этот порядок.
- Побеждает та команда, которая быстрее сложила загаданное слово.
- Взрослый бросает мяч детям по очереди, называет пример.
- Ребёнок отвечает и возвращает мяч.
- Игру можно сделать на выбывание, когда не ответивший выходит из группы участников.
- Взрослый говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза.
- Ведущий прописывает примеры на доске.
- Дети по сигналу «День» открывают глаза и по очереди решают эти примеры.
- Взрослый-Незнайка пишет примеры на доске, намеренно допуская несколько ошибок.
- Показывает указкой на выражение — дети пересчитывают его.
- Если на доске нет ошибки, то молчат, если есть — топают ногами.
- На карточках в форме грибов написаны выражения.
- Ребёнок берёт «гриб» и считает пример. Если правильно, то кладёт в корзинку. Если неправильно — оставляет в лесу.
- Зелёным цветом обводятся наиболее простые примеры, голубым — следующие по сложности, затем идут оранжевый, красный и фиолетовый цвета. Наиболее сложные примеры обводятся серым цветом. Получаются карточки, на одной стороне которых находится обведённый пример, с другой же стороны — чистое поле, «рубашка». Всего должно получиться 100 карточек, из них 17 зелёных, 16 голубых, 17 оранжевых, 16 красных, 17 фиолетовых, 17 серых.
- Карточки переворачиваются «рубашками» вверх, перемешиваются и складываются стопочкой. Каждый из игроков выбирает себе фишку и ставит её на «старт».
- Вместо того, чтобы перед началом хода бросать кубик, ходящий берёт из стопки верхнюю карточку, переворачивает примером вверх и решает пример.
- Если игрок правильно решает пример, то он передвигает свою фишку на соответствующее число шагов: зелёный цвет рамки соответствует грани кубика с одной точкой и позволяет сделать 1 шаг, голубой цвет позволяет игроку сделать 2 шага, оранжевый — 3 шага, красный — 4 шага, фиолетовый — 5 шагов, серый цвет — 6 шагов.
- Если игрок неправильно решает пример, то он пропускает ход. Использованные карточки (правильно решённые или нет) складываются отдельной стопкой. Их можно использовать второй раз, если в основной стопке примеров уже ничего не осталось, а фишки игроков ещё не дошли до «финиша».
Читайте еще: Как живут подростки в Америке и России: сходства и отличия
Фотогалерея: наглядный материал для игр
Для «Ходилки» можно использовать поле от любой подобной игры
Игра «Поезд» помогает систематизировать знания таблицы
Игра «Почтальон» помогает закрепить знания произведений одного ряда чисел, а также повторить уже изученные
Игра «Ровными рядами» помогает детям понять суть умножения: это быстрый способ выполнить сложение
Карточки-сорбонки
Карточки-сорбонки — это выражения из таблицы без произведения (например, «3х4=»), распечатанные и наклеенные на картон. Для продления срока службы карточки можно заламинировать или обклеить широким скотчем.
Пособия такого рода, когда условие на одной стороне, а результат на другой, называют сорбонки в честь Сорбонны — Парижского университета.
Как играть
Карточки обычно привлекаются с умножения на 3, но и умножение на 1, 2 также должно быть на них прописано.
- По мере изучения таблицы отбираем актуальные примеры, складываются в стопку.
- Перемешиваем «колоду».
- Ребёнок берёт карточку и проговаривает (!) пример, называет результат, переворачивает карточку.
- Если ответ верный, карточка убирается, если нет, то взрослый проговаривает ответ и кладёт пример снова в стопку.
Как вариант, в игру можно подключить ещё одного ребёнка устроить состязание юных математиков.
На этапе повторения, когда ребёнок уже хорошо усвоил таблицу, карточки можно повернуть стороной с произведением, чтобы ребёнок назвал выражения, которые дают этот результат.
Карточки можно сделать цветными, например, выражения на зелёном фоне, а произведения — на оранжевом
Игрушки
Материалы для занятий с ребёнком найти не сложно, например, можно просто провести ревизию в мешке с игрушками и составить задачки:
- Сколько колёсиков нужно для 4 машинок?
- Сколько лапок у двух божьих коровок?
- Сколько всего шариков у пяти кукол, если каждая держит по 4?
- Сколько глаз у трёх роботов?
Вариантом игр с игрушками могут быть игры с природным материалом. К примеру, чтобы проиллюстрировать умножение 3х4, можно предложить ребёнку посчитать, сколько божьих коровок сидит на трилистнике, если на каждом из трёх листочков обосновалось по четыре букашки.
Игрушки на начальном этапе изучения таблицы помогают увидеть принцип умножения, то есть множественное сложение
Умножение на пальцах
Этот приём изучения таблицы обычно подключается на этапе освоения умножения на 6, 7, 8, 9. «Пальчиковые» способы интересны и просты. Но важно, чтобы взрослый сам понимал принцип такого счёта. Для каждого из таких вариантов обучения умножению потребуется лист бумаги, на котором нужно обвести руку и пронумеровать пальцы особым образом.
Читайте еще: Что делать родителям, если ребенок не вернулся домой?
Универсальный способ для умножения на 6, 7, 8, 9
- Кладём ладони на лист бумаги так, чтобы пальцы располагались горизонтально друг к другу, обводим их.
- На каждой обведённой ладошке нумеруем пальцы с большого, начиная с 5. Указательный — 6, средний 7 и т. д.
- Первый множитель — это пальцы левой руки, второй множитель — пальцы правой руки.
- Сдвигаем «множители» к краю стола, пальцы, которые перед ними, свесятся вниз — это десятки произведения. Пальцы, оставшиеся на столе — единицы.
- Чтобы посчитать десятки, складываем количество свесившихся пальцев.
- Чтобы посчитать единицы, перемножаем пальцы левой и правой рук.
- Получаем результат.
- Возьмём пример 7х9. Получается на левой руке это средний палец, на правой — мизинец.
- Сдвигаем пальцы. Получается, что десятков у нас 6, а единиц 3х1=3.
- Ответ — 63.
Чтобы ребёнок быстрее запомнил таблицу умножения, приём счёта на пальцах можно использовать в любой удобный момент
Умножение на 9
- Кладём руки на стол, располагая пальцы вертикально.
- Слева направо нумеруем пальцы от 1 до 10, то есть мизинец левой руки — 1, мизинец правой — 10.
- Загибаем палец с тем числом, которое умножаем на 9. Слева от него — десятки, справа — единицы.
- Умножаем 7 на 9. Загибаем указательный палец на правой.
- Считаем. Десятков — 6, единиц — 3.
- Ответ — 63.
Видео: объяснение таблицы умножения при помощи пальцев
Рифмовки
Стихотворный способ запоминания относится к ряду самых популярных, так как дети легче запоминают рифмованные строки и образы из стихотворений, чем однообразные цифры. При этом взрослые должны понимать, что выстроить весь процесс изучения таблицы на стихотворениях нельзя, так как это перегрузит память малыша, создаст «кашу» в голове. Поэтому рекомендуется использовать этот приём на отдельных, сложных, примерах. Для большей эффективности стоит подобрать иллюстрацию к рифмовке.
Картинки помогают лучше запомнить рифмовку, а значит, и результат умножения чисел
Одним из популярных авторских сборников стишков по таблице умножения является «Таблица умножения в стихах» А. Усачёва. На занятиях также часто — целиком или отрывками — подключается стихотворение М. Казариной «Таблица умножения».
- Раз олень спросил у лося: – Сколько будет семью восемь? Лось не стал в учебник лезть: – Пятьдесят, конечно, шесть.
- Красиво два на семь умножить Февральский праздник нам поможет. День всех влюблённых помню я 14-го, друзья!
- Шла на парад Картошка в мундире: четырежды шесть — двадцать четыре.
Видео: объяснение таблицы умножения с рифмовками
Для ребят-аудиалов, то есть лучше воспринимающих информацию на слух, можно использовать распевки.
Видео: пример распевки по таблице умножения
Изучение таблицы умножения — обязательный этап формирования базы математических знаний. При этом важно ориентироваться на индивидуальный подход в обучении, так как скорость и качество усвоения таблицы зависят от уровня развития памяти, внимания ребёнка, его умения мыслить логически. Учесть способности каждого ученика в условиях урока сложно, поэтому родителям важно найти оптимальную комбинацию приёмов для работы со своим чадом дома.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Источник: babyzzz.ru
Освоение таблицы умножения в начальных классах
Цель работы: систематизировать теоретические знания по методике работы с таблицей умножения, указать практические приемы для освоения учащимися таблицы умножения.
Описание
06 января 2014
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.
Лицензия.
МБОУ СОШ №1 г. Покров Петушинского района Владимирской области
Петрушкина Ольга Константиновна
Учитель высшей квалификационной категории
Освоение таблицы умножения в начальных классах.
Особое место в программе математики в начальной школе отводится таблице умножения. Практикующие учителя знают, что при ее изучении у детей развиваются познавательные процессы, произвольное внимание, математическая речь. Учитывая прописанные в новом образовательном стандарте цели обучения, изучение действия умножения должно работать на общее развитие учащихся – развивать их интеллект, волю, возбуждать интерес к познанию. Поэтому заучивание таблицы умножения должно быть осознанным, а не механическим.
В 2 классе учащиеся получают понятие об умножении и знакомятся с действиями умножения и деления в пределах 20. Лучшему осознанию учащимся смысла действия умножения способствует подготовительная работа: счет равными группами предметов, а также счет по 2, 3, 4, 5, до 20.
Нужно обратить внимание на принципы построения таблиц умножения. При построении таблиц умножения нужно обратить внимание детей на закономерность в числах, являющихся значениями произведений: каждое следующее число больше предыдущего на определенное число, равное первому множителю. Эту закономерность можно изобразить в виде прыжков по числовому лучу.
Для запоминания таблицы умножения существуют такие приемы как:
— прием счета двойками, тройками, пятерками;
— прием последовательного сложения – основной прием получения результатов табличного умножения.