Умники и умницы что это за программа в школе

Предварительный отбор проводится, как правило, среди учащихся 10 классов. Для допуска к заключительному этапу Олимпиады предварительный отбор и регистрация школьников Москвы проходят в течение мая т.г., как правило, по заявкам школ, обучающихся из других регионов – с середины марта и до 1 июня т.г.

Проведение предварительного отбора участников Олимпиады из числа учащихся 10 классов предусматривается на базе региональных площадок в соответствии с устными соглашениями Студии «Образ-ТВ» с администрациями субъектов Российской Федерации.

Заключительный этап Олимпиады (четвертьфиналы, полуфиналы и финал) проводятся в соответствии с календарным планом, утверждаемым организационным комитетом олимпиад МГИМО МИД России для школьников.

4.1 Отборы, проводящиеся на региональных площадках субъектов Российской Федерации, материально обеспечиваются администрациями данных субъектов.

Структура отборов проходит в формате игр, по структуре совпадающих с основным этапом олимпиады (см. пункт 8). При этом допускается проводить отбор также в телевизионном формате, при участии региональных СМИ. Темы для проведения отборов остаются на усмотрение субъектов, проводящих их. Отборы на региональных площадках должны быть завершены до 1 июня текущего года.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Источник: umniki.club

«Возвращалась в студию злая»: участница «Умниц и умников» — о том, что остается за кадром

Каждое субботнее утро в течение учебного года на Первом канале идет программа «Умницы и умники»: она в эфире с 1992 года, это первая и единственная телевизионная олимпиада для школьников, которая дает льготы при поступлении в вуз. Для рубрики «Подростки» мы записали монолог Ксюши, участницы юбилейного сезона передачи.

Как стать «умницей»

Я смотрела передачу с детства, всегда любила провести за ней утро субботы в 5–6-м классе. Мечтала оказаться там, на программе, попробовать ответить на вопрос. Поэтому, когда в 10-м классе мне предложили поучаствовать в отборочном этапе, я сразу согласилась. Все было просто: в гугл-форме нам прислали тест, потом нужно было написать эссе.

После отборочного этапа около 30 человек пригласили на четвертьфинальные, полуфинальные и финальные игры — там все как на телевидении, только без съемки. Те же три дорожки, агоны, ареопаг и вопросы о культуре и истории. На финальные состязания приезжал Юрий Павлович Вяземский, был членом жюри (создатель и ведущий олимпиады «Умницы и умники». — Прим. ред.). В итоге от нашей Ивановской области в Москву на съемки четвертьфинала поехали 4 человека.

На самом деле, на региональных этапах я даже больше ощущала, что участвую в олимпиаде «Умницы и умники». Чтобы выиграть, нужно было прочитать большой объем материала — темы были довольно обширными, — приходилось много готовиться и конспектировать. К тому же перед четвертьфиналом, который проходил 3 или 4 февраля, я почти на весь январь уезжала в «Сириус». В итоге думала, что не пройду дальше, потому что не смогу достаточно хорошо подготовиться к отбору. Но в итоге все получилось: в сентябре я поехала на съемки уже телевизионного четвертьфинала.

Умники и умницы 28.01.2012г. О пророке Мухаммаде (САВ).avi

«Взломать Юрия Павловича»

За три месяца до съемок нам выслали три темы: «Боги и герои Древней Греции», «Екатерина II и события в мире в период ее правления», «Николай Лесков. Биография и творчество».

Я начала делать конспекты по системе, которую выработала еще при подготовке к региональным этапам. В тетради помечала персоналию — например, Зевс, Геракл, кто-нибудь еще — и выписывала по ним разные факты из книг, мифов, каких-то дополнительных источников.

Еще я пыталась распределять темы, не зарываясь в каждую из них, а уделяя по неделе первой, второй и третьей поочередно: 4–5 дней в течение недели я читала, на седьмой день смотрела документалки. Энтузиазма хватило на первые две-три недели июня, а потом у меня появились другие заботы, да и летом хотелось отдохнуть. В итоге усердно готовиться я начала только с середины июля.

Наш региональный координатор говорил, что нужно «взломать Юрия Павловича», надо было понять, что он будет спрашивать. Но я вообще не знала, что он может спросить, только строила предположения по прошлым играм, старалась, как советовал координатор, предугадать логику. Мне так и не удалось.

Единственное, что мы все знали почти наверняка, — вопросы из «Эпилога», финальной части программы. Они задаются сразу тем, кто сидит на трибунах, когда дорожки уже пусты, и за верные ответы можно получить медали — две медали равняются ордену. Юрий Павлович берет вопросы для «Эпилога» из своих книг по истории, литературе: в них информация уже дается в форме «вопрос — ответ». Так что на этом этапе всегда был полный зал рук.

«Возвращалась в студию злая»

Процесс съемок я ощущала по-особенному. Я сама занимаюсь журналистикой, поэтому мне было интересно посмотреть, как все устроено в таком серьезном СМИ, как работает съемочная команда, как общаются ведущие.

Кроме того, хотя я и пыталась настроиться на олимпиаду, с другой стороны, я периодически думала, как буду выглядеть в телевизоре на Первом канале. Когда камера выключалась, я немного выдыхала и думала: «Ну наконец-то, одну программу сняли, осталось чуть меньше». Понимала, что что-то уже прошло, и от этого становилось спокойнее.

Мы снимали по четыре программы каждый день — итого 12 программ за три дня. Это было ужасно тяжело. В первый день, когда и тема была не совсем моей, буквально после второй программы я вообще возвращалась в студию злая, не зная, стоит ли дальше участвовать.

Не спрашивают, вопросы непонятные — откуда он их вообще взял? — новая ситуация

Но потом, когда отсняли «Мифы» и остались «Екатерина II» и «Лесков», стало легче. Их я ждала особенно.

«Екатерина II» — уже родная для меня тема, я столько всего с ней прошла, уже несколько этапов. На региональном финале у нас была тема про правителей Российской империи, так что многое я знала по подготовке еще к тому этапу. При подготовке к телевизионному четвертьфиналу я просто закрепила знания дополнительными, более серьезными книгами. Так что я знала ответы на многие вопросы и смогла взять во второй день больше всего орденов и медалей.

К тому же второй день — золотая середина, когда многое уже прошло, да и впереди еще много. Уже особо не задумываешься, сколько передач осталось: снимается и снимается, пусть. А в третий день было сложнее: я выходила на дорожку, мало спала и постоянно повторяла материал. Вдобавок мой жребий выпал на последний агон последней передачи, так что пришлось ждать дольше всех. Но хотя я целый день волновалась и очень устала, я вообще не заметила, как пролетело время.

«На дорожке ощущения совсем другие»

Конечно, отвечая, я волновалась. Во-первых, думала, правильный ли ответ я знаю и хочу озвучить? Штрафные очки могут сыграть злую шутку, если у двух людей равное количество орденов, но у одного больше неверных ответов. Во-вторых, просто волнительно, когда к тебе подходят.

В этот момент в голове проигрывается вообще все: вспоминаешь, из какой ты школы, города, имя свое вспоминаешь — что угодно. А потом уже ответ. Когда я отвечала в первый раз, я ещё минуты три думала, правильно ли я назвала свой лицей. Потом стало проще, тем более что я всегда поднимала руку только в том случае, если была уверена в ответе.

Один раз я ответила неправильно, но там был такой вопрос, что неверно отвечали все

Читайте также:
Kindle что это за программа на Андроид

Руку нужно было поднимать только тогда, когда закончат задавать вопрос. На этом многие сыпались, потому что кто-то поднимал руку буквально на секунду раньше, когда вопрос еще не закончен, и становился первым. Те, кто сидит в ареопаге, не замечают такой незначительной разницы. Поэтому было обидно и не совсем понятно, можно ли все-таки поднимать руку раньше, чем закончится чтение вопроса.

На дорожке ощущения совсем другие. Сначала идёт конкурс красноречия. Так получилось, что во всех прошлых программах конкурсы были посвящены теме науки и я все время подбирала подходящие цитаты, примеры, думала, как необычно выкрутиться. И тут нам объявили, что тема — народная пословица «Товар сам себя продаёт». Шок, паника — как так?!

Я для этого вообще ничего не заготовила, но, кажется, выкрутилась.

К последней передаче у меня было уже достаточно орденов: если бы я не прошла на дорожке, все равно могла бы рассчитывать на следующий этап, набрав хотя бы одну медаль в «Эпилоге». Если бы не волнение, то, может быть, спокойно ответила бы на вопросы на дорожке.

Мне нужно было выбрать из трёх позиций, и я примерно понимала, что будет в каждой из них. Один ответ я знала на сто процентов, в двух других сомневалась, но точно не знала, в какой из рубрик что будет. И выбрала тот вопрос, в котором была не уверена. Уже на трибуне, услышав два других вопроса, поняла, что на них я знала точные ответы.

И все-таки эмоции после дорожки и объявления итогов тура сняли вообще все негативные ощущения вроде усталости. Меня воодушевил финал съёмок, и сейчас я вспоминаю только хорошее: как получала ордена, как шутила с Юрием Павловичем. Пришла настоящая эйфория оттого, что все закончилось хорошо.

«Если получится, пойду в МГИМО»

Меня очень поддерживали друзья и родные: после каждого съемочного дня узнавали, как там мои успехи, а сейчас смотрят со мной все программы. И на региональном этапе, и сейчас мне помогают школьные учителя. Приносили мне книги, помогали найти информацию. Если я пропускала уроки из-за подготовки, все всё понимали и не заваливали меня домашними заданиями, не спрашивали на уроках, понимая, что я участвую в олимпиаде.

Мне пишут друзья родителей, их коллеги по работе, дальние родственники: «Смотрим тебя, болеем»

С ребятами, с которыми мы вместе участвовали в четвертьфинале, мы общаемся. На передаче не было открытой конкуренции, так что мы подружились еще в «Останкино», делились материалами, книгами, просто советами по жизни и участию в олимпиадах. Я даже случайно встретилась на съемках со своей знакомой из «Сириуса».

Главное для меня — поступить на журфак. Больше хотелось бы в Питер, но и в Москву хорошо. Качественных журфаков у нас все-таки не очень много. Если получится с «Умниками», я, конечно, не задумываясь пойду в МГИМО. Нет?

Погрущу, но, с другой стороны, я уже получила опыт съемочного процесса и подружилась с новыми людьми, с которыми всегда смогу найти тему для разговора.

Плюс «Умницы и умники» — это и выход из зоны комфорта, своеобразная подготовка к будущим экзаменам и олимпиадам. В жизни точно еще будут события, к которым мне придется сначала долго готовиться, а потом сдавать все за пару часов. Но благодаря «Умницам и умникам» такой опыт у меня уже есть.

Источник: mel.fm

рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
рабочая программа

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.

Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся .

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Связь с другими программами.

Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык».

Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Читайте также:
Gb Whatsapp что это за программа

Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
  • развитие речи.
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Принципы построения программы.

1) системность: задания располагаются в определённом порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объёма материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.

Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 135-136 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «. задание надо было выполнить так потому, что. ». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Занятие — интеллектуальная игра, занятие — соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Виды деятельности : игровая, познавательная.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Основной результат обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% — высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% — уровень выше среднего;
  • 50-60% — средний уровень;
  • 30-50% — уровень ниже среднего;
  • меньше 30% — низкий уровень.

Источник: nsportal.ru

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 212.5 Кбайт
Конкурсная работа

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Уровень образования (класс) начальное общее образование (1- 4 классы)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 135

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Читайте также:
Программа арм фсс что это

Программа данного курса представляет систему интеллект уально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

— сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;

— способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;

— мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно — логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);

— воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);

— внимание (произвольное и непроизвольное);

— память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;

— мотивацию к познанию окружающего мира.

— прививать навыки культурного поведения;

— помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.

формирование здорового образа жизни.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.

В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два след ующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия . Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти . Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания . Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления . Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи . Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Задания повышенной сложности

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания

Со 2 класса предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

Формы организации занятий:

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru