синтаксическая ошибка — нарушение формального описания языка программирования, т.е. например не поставили в конце строки ; или оператор if написали через две f, чаше всего являются опечатками в тексе программыСемантическая ошибка — ошибка связанная с выполнением алгоритма, иногда семантические ошибки называют логическими, как пример можно привести попытку обращения к неописанной переменной или ошибке в формулах. типов семантических ошибок очень много и вычислительные, типа деления на 0, преобразования типов, когда в переменную типа int пихают строку и т.д. заканчивая ошибками зацикливающими программуОшибки не являющиеся синтаксическими и семантическими могут так-же встречаться, например пользователь пробует записать данные на защищенный диск и получает ошибку, но виновата в этом не программа а пользователь, введший не корректные данные
Источник: znanija.site
программирование. Типы ошибок в программном обеспечении. Типы ошибок в программном обеспечении Существуют три типа ошибок программирования
Разбор 8 задания | ОГЭ по информатике 2023
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 15.32 Kb.
Существуют три типа ошибок программирования:
В любом языке программирования каждое предложение (оператор) строится по определенным правилам. Когда в программе встречается предложение, которое нарушает эти правила, то говорят о наличии синтаксической ошибки. Синтаксическая ошибка легко обнаруживается компиляторами и интерпретаторами языка и легко исправляется.
Второй тип ошибок обычно возникает во время выполнения программы (их принято называть исключительными ситуациями). Такие ошибки имеют другую причину. Если в программе возникает исключение, то это означает, что случилось непредвиденное: например, программе передали некорректное значение или программа попыталась разделить какое-то значение на ноль, что недопустимо с точки зрения математики. Если операционная система присылает запрос на немедленное завершение программы, то также возникает исключение. Ошибки выполнения легко обнаруживаются, однако устранение их причин может оказаться нетривиальной задачей.
Семантические (смысловые) ошибки – это применение операторов, которые не дают нужного эффекта (например, (a–b) вместо (a+b)), ошибка в структуре алгоритма, в логической взаимосвязи его частей, в применении алгоритма к тем данным, к которым он неприменим и т.д. Правила семантики не формализуемы. Поэтому поиск и устранение семантической ошибки и составляет основу отладки.
3.1.2. Причины появления ошибок в программном обеспечении
Прежде всего необходимо понять первопричины ошибок программного обеспечения и связать их с процессом создания программных комплексов. В данном учебном пособии считается, что создание программного обеспечения можно описать как ряд процессов перевода, начинающихся с постановки задачи и заканчивающихся большим набором подробных инструкций, управляющих ЭВМ при решении этой задачи. Создание программного обеспечения в этом случае – просто совокупность процессов трансляции, т.е. перевода исходной задачи в различные промежуточные решения, пока наконец не будет получен подробный набор машинных команд [1]. Когда не удается полно и точно перевести некоторое представление задачи или решения в другое, более детальное, тогда и возникают ошибки в программном обеспечении.
Разбор 5 задания | ОГЭ по информатике 2023
Для того чтобы подробнее исследовать проблему ошибок в программном обеспечении (ПО), рассмотрим различные типы процессов перевода при его создании.
Создание ПО начинается с формирования требований пользователя, т.е. с разработки описания решаемой задачи. Такое описание имеет вид перечня требований пользователя. В некоторых случаях пользователь составляет этот перечень сам. В других случаях это делает разработчик ПО в беседе с пользователем, либо исследуя его потребности, либо самостоятельно оценивая эти потребности в будущем, либо комбинируя перечисленные методы. В данном учебном пособии будем считать, что на данном этапе ошибки не вносятся.
1. Первый процесс – перевод требований пользователя в цели программы. Хотя на этом шаге объем перевода невелик, здесь требуется явно выделить и оценить довольно много компромиссных решений, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Ошибки на этом шаге возникают, когда неверно интерпретируются требования, не удается выявить все требующие компромиссных решений проблемы или приняты неправильные решения, а также в случае, когда не сформулированы цели, необходимые, но не поставленные явно в требованиях пользователя.
2. Второй процесс связан с преобразованием целей программы в ее внешние спецификации, т.е. точное описание поведения всей системы с точки зрения пользователя. По объему перевода это самый сложный шаг в разработке ПО, поэтому он больше всего подвержен ошибкам – они бывают и наиболее серьезными и наиболее многочисленными.
3. Далее следуют несколько последовательных процессов перевода – от внешнего описания готового продукта до получения детального проекта, описывающего множество составляющих программу предложений, выполнение которых должно обеспечить поведение системы, соответствующее внешним спецификациям. Сюда включаются такие процессы, как перевод внешнего описания в структуру компонент программы (например, модулей) и перевод каждой из этих компонент в описание процедурных шагов (например, в блок-схемы). Поскольку нам приходится иметь дело со все большими объемами информации, шансы внесения ошибок становятся чрезвычайно высокими.
4. Последний процесс – перевод описания логики программы в предложения языка программирования. Хотя на этом шаге часто делается много ошибок, они обычно незначительные, легко обнаруживаются и корректируются.
Кроме процессов перевода имеются и другие источники ошибок, которые будут кратко рассмотрены ниже. Однако в данном учебном пособии мы сосредоточимся на ошибках, возникающих в четырех вышеназванных процессах перевода.
В результате работы над программным проектом возникают как само ПО, так и документы, описывающие правила пользования им. Последние обычно имеют вид печатных руководств или встроенной в программу помощи и носят название публикаций. Эти руководства обычно получаются переводом внешних спецификаций в материалы, ориентированные на конкретные группы пользователей.
Публикации определенным образом влияют на надежность программного обеспечения. Если при их подготовке возникает ошибка, то они не будут точно описывать поведение программы. Если прочитав руководство, пользователь начнет работать с программой и обнаружит, что она ведет себя не так, как он ожидал, то решит, что это ошибка в программе, т.е. придет к неправильному заключению.
Другие источники ошибок – это неправильное понимание спецификаций используемой в системе аппаратуры, базового ПО (операционной системы), синтаксиса и семантики языка программирования.
И наконец, при непосредственном взаимодействии пользователя с ПО, если слабо разработан диалог человек – машина (отсутствие «дружественного интерфейса»), вероятность ошибки пользователя увеличивается. Ошибки пользователя же ставят систему в новые, непредвиденные обстоятельства, увеличивая таким образом шансы проявления оставшихся в программе ошибок.
Источник: topuch.com
Типичные ошибки ЕГЭ по информатике
С 2021 года ЕГЭ по информатике сдается на компьютерах, однако сам формат экзамена изменен не сильно: многие задания были просто перенесены. Поэтому ошибки в ЕГЭ по информатике могут не измениться в сравнении с прошлыми годами. Чтобы их избежать и получить высший балл, лучше заранее изучить темы, с которыми возникают сложности у большинства сдающих экзамен.
Где чаще всего совершают ошибки
В 2021 году экзамен состоит из 27 заданий, проверяющих владение основными навыками:
- кодирование информации,
- логическое мышление,
- работа с информационными моделями
- алгоритмизация,
- программирование,
- поиск данных в файле.
Ежегодно самыми сложными разделами экзамена являются алгоритмизация, программирование и логическое мышление. Типичные ошибки в ЕГЭ по информатике касаются в основном заданий повышенного уровня сложности, однако иногда возникают проблемы и с базовыми типами заданий.
Основные ошибки первой части ЕГЭ по информатике
При подготовке к экзамену по информатике стоит уделить особое внимание разделу логики, так как терять на нем баллы очень обидно. Следует заранее разобраться с составлением таблиц истинности. Чтобы не допустить ошибки в ЕГЭ по информатике, достаточно уметь решать задачи с использованием простейших таблиц. Также в разделе математической логики стоит обратить внимание на выражения и операторов, которые помогут также и в написании кода.
Особо следует остановиться на теории игр: это одна из сложнейших тем для выпускников.
Также ошибки в ЕГЭ по информатике допускаются в задачах на кодирование: по-прежнему представляет сложности перевод чисел в различные системы счисления, составление комбинаций и работа с формулами.
Реже возникают проблемы в заданиях на информационные модели: выпускники путаются в таблицах, графах и масках файлов. Почти каждый сдающий верно решает задание на работу с таблицами и поиск информации в текстовом файле.
Типичные ошибки второй части ЕГЭ по информатике
Стоит отметить, что в 2021 году из экзамена убрали задания с развернутым ответом, поэтому технически второй части в ЕГЭ по информатике нет. Однако задания № 25-27 могут принести выпускнику по два балла за каждый номер, тогда как все предыдущие — максимум один.
Наибольшее количество баллов могут принести задания, проверяющие умение работать с алгоритмами и программами. Задание на написание кода в 2021 году усложнено тем, что сам код проверяться не будет, поэтому ошибки в ЕГЭ по информатике с этим номером станут фатальными. От выпускников требуется записать исключительно числа, которые выведет программа при правильной работе. При этом, программа может быть написана на одном из шести языков:
- алгоритмический,
- С++,
- Паскаль,
- Python;
- Java (только для написания программ),
- С# (только для написания программ).
Для решения задачи потребуется навыки работы с массивами разных уровней, числовыми алгоритмами, файлами и строками. Задание решается полностью на компьютере (для выполнения остальных номеров, кроме задачи на поиск файла, может потребоваться для вычислений бумажный черновик).
Таким образом, можно отметить, что тематически экзамен практически не изменился, а потому ошибки в ЕГЭ по информатике прошлых лет остаются актуальными и для выпускников 2021 года. Изучение типичных проблем и сложных тем поможет преодолеть трудности еще на этапе подготовки и впоследствии написать экзаменационную работу на высокие баллы.
Источник: umschool.net