Укажите принцип построения школьных программ по химии

Система средств в обучении химии Общие понятия о средствах обучения и их классификация . Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и обучающимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением. Средства обучения химии в широком смысле понятия условно разделяют : средства , используемые только учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий. Литература, применяемая в учебно-воспитательном процессе учителем, должна быть научно достоверной и содержать сведения, доступные пониманию учащихся. — Учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся. Учебная и научно-популярная литература для учащихся должна полностью отвечать всем дидактическим и психологическим требованиям и принципам; Оборудование школьного химического кабинета, обеспечивающего возможность эффективного использования всех соответствующих приемов и методов обучения предмету. Помещение химического кабинета должно соответствовать нормам и правилам, санитарно-гигиеническим требованиям, в соответствии с требованиями Образовательного стандарта по химии.

САМОЕ СЛОЖНОЕ В ХИМИИ ЗА 5 СЕКУНД #shorts #youtubeshorts #химия

К специальным средствам обучения химии относят: — натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.); — приборы, химическая посуда и лабораторные принадлежности; — учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.; — средства обучения на печатной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.); — аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченными соответствующими техническими средствами (диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы , кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, экраны, интерактивные доски и т.д.); — современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченными соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

Интерактивная доска ( Interactive whiteboard ), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедиа проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски.

Прикосновение к поверхности доски является средством к повышению эффективности восприятия и усвоения знаний, причем палец работает как клик левой клавиши мыши. Для записи обычно достаточно использовать электронный маркер, делая записи на любом изображении на поверхности доски. На большом экране интерактивной доски можно демонстрировать учебные презентации, фильмы, рассматривать веб-сайты, проводить виртуальные практические занятия. Это средство обучения повышает заинтересованность учеников, а, следовательно, и эффективность обучения.

Как строить структурные формулы быстро, как ФЛЭШ — Мое полное Руководство

Содержание и построение курса химии должны соответствовать определенным дидактическим принципам , которые взаимно дополняют друг друга. Принципы построения школьных программ по химии : Принцип научности устанавливает отбор в учебной программе только тех теорий, законов, фактов, явлений и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений. Используя метод исследования . Принцип доступности определяет уровень и объем научной информации, а также перечень методов исследований данной науки, чтобы ученики, в силу различных возрастных особенностей и объема приобретенных знаний, смогли бы усвоить весь материал учебника. Принцип систематичности предусматривает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного — к неизвестному, от простого — к сложному (дедукция и индукция). Принцип системности предполагает отражение в учебнике целостной системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д.

Принцип историзма требует приведение в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в те или иные открытия, роль этих открытий и т.д. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой определяет использование в учебниках примеров прикладного значения химии, что в значительной степени обеспечивает интерес учащихся к химии, то есть мотивацию учения. Кроме этого и учебник, и все обучение химии должны соответствовать принципу безопасности и принципу здоровьесбережения ( валеологический аспект обучения).

Для организации изучения химии в гуманитарных классах рекомендуется учебная литература 1. Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия: Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. ─ М.: Просвещение. 2. Савинкина Е,В., Логинова Г.П. Химия: Учебник для классов гуманитарного профиля старшей школы. ─ М,: АСТ─ Пресс.

В школах и классах общеобразовательного профиля курс химии должен строиться на основе двух ключевых теорий: периодического закона (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ . Изучение курса химии в классах общеобразовательного профиля рекомендуется использовать учебники: 1. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия.

10 кл .: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. ─ М.: Дрофа. 2. Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия: Учебник для 10 кл . общеобразовательных учреждений. ─ М,: Просвещение. Для организации изучения курса химии естественнонаучного профиля рекомендуется использовать учебник: Габриелян О.С. И др.

Химия. 10

Классификация типов урока по химии и их характеристика В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от основного критерия классификации . Основная классификация признанная в теории и практике обучения и наиболее применяемая состоит в следующем: а) этапы учебного процесса . В соответствии с этим критерием, уроки делят на вводные, первичного ознакомления с материалом, формирования новых понятий, тренировочные, проверочные и др.; б) по признаку основного способа проведения уроков : с разнообразными видами занятий, в виде лекций, или беседы, или самостоятельной работы, кино- и видеоуроки и др .; в) классификация уроков по основной образовательной цели (или главной дидактической задаче) изучение нового материала, закрепление и повторение знаний и умений, контрольно-учетные и др. В основу второй классификации уроков н екоторые авторы берут два признака и более, что значительно усложняет классификацию, делая ее менее определенной: урок-беседа, урок-упражнение, урок-лекция и т. д. Третья классификация основана на характере деятельности учителя и учащихся: лекция, семинар, зачет, конференция, КВН, путешествии, устный журнал, деловая игра, диспут, творческий отчет, консультация, конкурс, аукцион, соревнование, общественный смотр знаний, педагогическое ателье, с применением компьютера

4) К лассификация уроков представлена в работах М.И.Махмудова . Он предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий общепедагогической целью, характером изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом все уроки делятся на 4 типа: — урок изучения нового материала, — урок совершенствования знаний, умений и навыков, — комбинированный урок, — урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. 5) Следующая классификация уроков (по В.А.Онищук ) практически не отличается от предыдущей: — урок усвоения новых знаний, — урок усвоения навыков и умений, — урок применения знаний, умений и навыков, — урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков, — урок обобщения и систематизации знаний. Известный отечественный дидакт М. А. Данилов отмечал: «…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других». В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий: организационный этап этап проверки домашнего задания этап актуализации субъектного опыта учащихся этап изучения новых знаний и способов деятельности этап первичной проверки понимания изученного этап закрепления изученного этап применения изученного этап обобщения и систематизации этап контроля и самоконтроля 10. этап коррекции 11 . этап информации о домашнем задании 12 . этап подведения итогов занятия 13 . этап рефлексии

Тематическое планирование . Планирование учебной работы учителя химии является важным звеном в подготовке урока. Планирование — это творческая деятельность учителя, состоящая из предварительной разработки годового тематического плана, а также планов и конспектов отдельных уроков.

Годовой тематический план охватывает весь учебный материал по курсу с учетом распределения времени в течение всего учебного года. В годовом плане намечаются общие задачи обучения химии, предусматривается совокупность учебной работы в системе с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся, определяется место учебных экскурсий, примерное направление внеклассной работы. В годовом плане отражен главный его компонент – тематическое планирование химии, то есть, разработка планов изучения программных тем. Материал курса на год разбивается на отдельные темы и уроки, особо выделяются практические, контрольно-учетные, уроки обобщения и систематизации знаний.

Читайте также:
Программы чтобы снимать летсплей

Основные этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. Содержание этапов подготовки учителя к уроку 1 Разработка системы уроков по теме или разделу 2 Определение образовательных и воспитательных задач и целей данного урока 3 Определение оптимального объема учебного материала, разделение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей 4 Разработка структуры урока. Определение его типа и наиболее целесообразных методов обучения на нем 5 Определение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала по химии 6 Подбор дидактических средств урока (кино-видео-фрагментов, карточек, плакатов, схем и т.д.) 7 Планирование записей и зарисовок на доске 8 Своевременная проверка оборудования для химического эксперимента и их предварительная постановка 9 Определение объема и форм самостоятельной работы на уроке 10 Определение форм и приемов закрепления материала на уроке и дома, приемов обращения и систематизации знаний 11 Определение форм и методики контроля знаний учащихся, составление списка учащихся, знаний которых надо проверить на данном уроке 12 Определение содержания, объема и формы домашнего задания 13 Определение формы подведения итогов урока 14 Определение внеклассной работы по данной теме

Общелабораторные умения: 1.Пользование нагревательными приборами 2.Проведение нагревания 3.Пользование 4.Укрепление пробирки в штативе 5.Пользование держателем пробирок 6 . Сборка прибора 7.Проверка прибора на герметичность 8.Пользование мерной посудой 9. Растворение 10. Пользование пипеткой 11. Выпаривание 12. Приготовление фильтра 13. Фильтрование 14. Взвешивание Изучение свойств веществ 1.Собирание газа вытеснением воздуха 2 .Собирание газа вытеснением воды 3 . Обнаружение вещества 4.Осуществление химических реакций 5. Качественные реакции на неорганические вещества 6 .Получение вещества в одну стадию 7 .Получение вещества в несколько стадий 8 .Распознание орг-ского вещества 9 .Установление элементарного состава орг.в ещества Организационные умения 1 .Предварительная подготовка к работе 2 . Наблюдение и анализ опытов 3.Составление плана решения 4 .Аккуратность и четкость в работе 5.Поддержка чистоты рабочего места 6 .Оформление записи

Средства контроля обучения по химии . Этот термин включает задание или совокупность заданий (тест, проверочная или контрольная работа), предназначенных для осуществления определенных действий, направленных на выявление соответствующих результатов обучения (или отдельных показателей результатов). Использование средств контроля должно соответствовать целям контроля и отвечать принципам.

Выделяют следующие принципы отбора и конструирования контрольных заданий: 1. Соответствие содержания задания контролируемому результату – адекватность содержанию и целям учебного курса. 2. Достоверность выявляемых заданием результатов – правильность, с которой задание выявляет то, что оно должно выявить.

3. Однозначность понимания всеми учащимися задания – четкое и однозначное отображение в формулировке желаемого результата. 4. Извлечение с помощью задания максимума информации об объекте контроля. 5. Увеличение числа выявляемых показателей при одновременном уменьшении времени контроля. 6. Составление инструкции, позволяющей однозначно оценить ответ учащегося на задание.

Подготовка учащихся к контрольной работе чаще всего осуществляется на обобщающих уроках. О проведении контрольной работы учащихся предупреждают заранее. Содержание контрольной работы охватывает наиболее важный материал контролируемой темы, поэтому задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития.

В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы, качественные и расчетные химические задачи, цепочки превращений, тестовые, графические задания и т.д. Необходимо использовать наибольшее число вариантов. Тетради для контрольных работ являются документом, который может быть проверен администрацией школы и инспектором отдела образования, поэтому они должны храниться в кабинете химии.

Тесты по химии закрытой формы представляют собой задания или вопросы с набором (как правило) четырех вариантов ответов, из которых тестируемый должен выбрать и отметить только один верный ответ. Тесты открытой формы прописаны в виде заданий, ответы на которые вписывается в текст ответа самим учеником или оформляется в виде отдельной записи, т.е. в самом тесте нет возможных вариантов ответа. Тесты на установление соответствия обычно состоят из двух перечней химических терминов или понятий, между которыми нужно найти соответствие, записав ответ отдельной строкой после задания. Тесты на установление последовательности предлагают определенный перечень веществ или химических явлений, который тестируемый должен расположить в установленном порядке в соответствии с заданием. Комбинированные тесты могут содержать в тексте несколько вопросов и заданий разного характера.

Основные правила использования тестирования по химии: o Правильность подбора заданий теста в зависимости от цели тестирования. o Предварительный инструктаж учащихся. o Четкие формулировки заданий. o Возможность включения в одно задание множества химических понятий, терминов, формул. o Соблюдение однозначности ответа. Главными параметрами тестов должны быть надежность (устойчивость результатов теста, получаемых при его применении) и валидность (пригодность теста, т.е. способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов).

Шкала оценок. Если оценка выставляется в форме зачет/незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание. Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91-100% = оценка «5»; 81-90% = оценка «4»; 80-70% = оценка «3»; ниже 70% = оценка «2».

Однако учитель может сам установить критерии оценки в зависимости от уровня обученности учеников класса . Методист П.А.Глориозов предлагает следующую систему оценивания контрольной работы по пятибалльной системе: при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить оценку «5»; от 76 до 95% работы – «4»; от 50 до 75% – «3»; от 20 до 50% – «2». При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1».

В нашей стране сложилась и действует вполне определенная система по организации и проведению химических олимпиад по следующим этапам: I этап — школьные олимпиады; II этап – муниципальные( районно-городские ) олимпиады; III этап — олимпиады краев, областей, зональные; IV этап — федерально-окружные олимпиады; V этап — заключительный этап Всероссийской олимпиады. На каждом этапе в определенной степени решаются свои задачи методической и воспитательной работы. Опыт показывает, что в настоящее время учителя проводят следующие варианты школьной химической олимпиады. На очный тур обычно приглашаются по несколько человек из класса в одной параллели, или он проводится в одно и то же время для учащихся всей параллели. Другой вариант – учитель проводит этот тур заочно, просто определяя, кого из учеников он будет готовить для участия в районной олимпиаде по химии.

Схема краткого самоанализа урока по химии Краткая характеристика класса, в которой давался урок. Место урока в теме. Какие задачи обучения, развития и воспитания ставил учитель на данном уроке. Какие общеучебные навыки и умения наметил учитель развивать на данном уроке . Какие виды деятельности учителя и учащихся были намечены для выполнения.

Какие методы обучения выбраны и почему? Оценка учителем результативности урока. Удовлетворен ли сам. Эффективность используемых форм и методов обучения. Чему хотел научить и удалось ли ? Какие цели планируете на следующий урок?

Схема анализа практического занятия по химии 1. Общие сведения: дата, класс, тема занятия, преподаватель. 2. Содержание занятия: 2.1.постановка цели занятия, понимание ее учащимися; 2.2. Соответствие теме и уровень сложности опытов; 2.3.

Правильность пояснений методики и техники эксперимента, техники безопасности, наличие руководств (инструктивных карт); 2.4 . Использование проблемных ситуаций; 2.5.Применение ТАВСО; 2.6. Подведение итогов и выводы в конце занятия. 3. Деятельность учителя химии: 3.1.

Организация занятия, развития и закрепления знаний, умений и навыков; 3.2 . Правильность постановки вопросов и требований к форме отчетности; 3.3. Уровень участия в решении теоретических и экспериментальных проблем во время урока. 4. Деятельность учащихся: 4.1. Уровень самостоятельности, активности; 4.2. Наличие умений и навыков эксперимента, эстетика в работе; 4.3.

Качество теоретических знаний и умений применять их на практике, осознанность эксперимента; 4.4. Умение работать организованно, в коллективе; 4.5. Интерес к занятию, эмоциональная атмосфера. 5. Структура занятия, распределение времени. 6. Личность и педагогическое мастерство учителя: 6.1. Знание материала, логичность в изложении;. 6.2.

Использование психологических принципов организации усвоения, эмоциональность; 6.3. Умение вовлечь всех учащихся в работу и следить за работой каждого; 6.4. Педагогический такт; 6.5. Культура речи, темп, дикция; 6.6. Внешний вид и поведение учителя.

7. Общее суждение о занятии, его положительные стороны, недостатки, пожелания.

Источник: nsportal.ru

Лекция № 2 Принцип построения типовых школьных программ и их общая характеристика

Типовые школьные программы строятся по историко-логическому принципу. Изучению учащимися законов и теорий предшествует накопление ими знаний, фактов, необходимых для обоснования теоретических положений законов (теорий).

Усвоение и закрепление знания законов происходит на практике при изучении последующих тем курса химии. При этом учащиеся встречаются с фактами, для объяснения которых необходимо дальнейшее углубление в теорию. Вводятся следующие теоретические положения. Например, изучению периодического закона предшествует накопление учащимися знаний об основных (первоначальных) химических понятиях. Таких, как, «атом», «молекула», «химический элемент», «химическая реакция» и т.д., а также о классах неорганических соединений и свойствах некоторых простых и сложных веществ.

Читайте также:
Программа занятий с гирей 16 кг в домашних условиях

В любую школьную программу обязательно должны входить следующие дидактические единицы:

1. Законы и теории:

— Атомно-молекулярное учение, закон постоянного состава, закон сохранения массы веществ, закон Авогадро.

— Теория строения вещества.

— Теория электролитической диссоциации.

— Теория А. М. Бутлерова.

2. Понятия. Центральное место занимает понятие «вещество». С ним тесно связаны понятия:

3. Факты. Отбираются только те факты, которые необходимы и достаточны для раскрытия и подтверждения теорий и правильного формирования понятий.

Недостаток фактов может привести к догматическому изложению теории, а избыток фактов, при недостаточном теоретическом анализе, придает химии описательный характер.

4. Методы химической науки. С точки зрения знакомства с научными химическими методами предусмотрено формирование следующих групп умений, позволяющих приобщать учащихся к пониманию химических методов:

а) освоение химического языка, химической символики, методов моделирования химических веществ и процессов;

б) приобретение умений работать с посудой, реактивами, приборами, освоение техники эксперимента, наблюдение и описание результатов эксперимента;

в) проверка выдвинутой гипотезы экспериментом, умение делать выводы из него;

г) проведение расчетов на основе формул и уравнений химических реакций.

5. Вклад в науку выдвигающихся химиков – М. В. Ломоносов, Д. Л. Менделеев, А. М. Бутлеров. Знакомство с жизнью и деятельностью этих ученых предусмотрено программой.

Можно познакомиться и с научной деятельностью и других выдающихся ученых. Это делается обычно при изучении тех разделов химии, в развитие которых те или иные ученые внесли наибольший вклад. Например, при ознакомлении с именными реакциями.

Собственно программа, как документ содержит:

— перечень тем, с указанием часов, отводимых на них;

— наименование демонстрационного эксперимента;

— перечень лабораторных работ;

— темы практических работ;

— типы химических расчетных задач.

Время, выделяемое в программах на изучение разделов и тем, является примерным. Учителю предоставлено право изменять количество часов на тему в пределах одного учебного года. Учитель также имеет право отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые вопросы, не нарушая Государственный образовательный стандарт.

Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, обусловили переход школ РФ на обязательное базовое (9-летнее) образование).

Структура химического образования в средней школе складывается в настоящее время из следующих ступеней:

1) пропедевтические химические знания в курсах «Окружающий мир» (1-4 классы), «Естествознание» (5-7 классы);

2) систематический базовый курс (8-9 классы), для основного общего образования;

3) профильные курсы химии (10-11 классы), для старшей школы, среднее (полное) образование.

Создаются школы различного типа (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.).

Разработаны программы для каждого уровня (ступени) образования. При всем разнообразии они должны соответствовать требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом к каждому уровню образования.

Пропедевтический курс включает первоначальные понятия о химических явлениях и веществах, знакомит с простейшим химическим оборудованием.

Систематический курс базового уровня (8-9 классы) содержит сведения по неорганической и органической химии. Этот этап обучения должен дать учащимся более глубокое представление о веществах, основах атомно-молекулярного учения, важнейших законах неорганической и органической химии, классах химических соединений и использовании их в реальной жизни, сформировать умение обращаться с химическими веществами и оборудованием.

Профильные (10-11 классы) курсы продолжают систематическое базовое образование на более высоком уровне с учетом профильной направленности обучения.

Все рекомендованные Министерством образования и науки программы можно разделить на три блока.

I блок – параллельные программы, имеющие одну концептуальную основу. Они рассчитаны на обучение химии в течение 4 лет, построены по традиционному типу. Рассмотрим две такие программы.

Первая разработана в лаборатории химического образования ИОШ РАО (Институт общеобразовательных школ Российской академии образования). В ней предусмотрено в 8-9 классах 3 часа химии в неделю, а в 10-11 классах – 2 часа химии в неделю.

Вторая создана в лаборатории химического образования МИРОС (Московский Институт развития общеобразовательных систем) и предполагает 3 часа химии в неделю в 8-9 классах и 2 часа химии в неделю в 10-11 классах. Первая из представленных в этом блоке программ принципиально не отличается от ранее действовавших, тот же принцип построения. Вторая программа носит более прикладной характер.

В пояснительной записке к программе авторы отмечают, что учащиеся должны усвоить некоторый минимум химических знаний, чтобы уметь обеспечить элементарную безопасность себе и окружающим, предотвратить ущерб природе и среде обитания, так как «значительная часть проблемных ситуаций, возникающих в самых различных областях деятельности, имеет по преимуществу химический характер».

В связи с этим в программу включены, например, методы очистки веществ (перегонка, выпаривание, перекристаллизация и т.д.), требования к хранению реактивов, введен раздел «Химия и экология», в котором рассматриваются такие вопросы, как качество среды обитания, источники загрязнения, понятия о ПДК, значение химии в решении экологических проблем.

Есть темы: «Химия и электрический ток», «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в быту». В качестве демонстрации предусмотрено, например, «Удаление пятен от жира, травы, ягод» и т.д.

Программа может быть рекомендована для любых нехимических классов.

II блок – двухуровневые программы, учитывающие переход на 9­‑летнее образование. В основе программ этого блока лежит концентрический принцип построения, предполагающий:

а) обучение основам неорганической и органической химии в 8-9 классах (второй уровень);

б) более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов в 10-11 классах (третий уровень).

Рассмотрим несколько программ этого блока.

2 уровень (8-9 классы):

1. Авторы: Минченков Е.Е., Журин А.А., Смирнова Т.В.

2. Авторы: Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П.

Обе программы рассчитаны на наличие у учащихся пропедевтических знаний по химии и предполагают 2 часа химии в неделю.

3. Авторы: Иванова, Цветков.

4. Авторы: Нифантьев и др.

Эти программы могут использоваться и при отсутствии пропедевтических знаний и рассчитаны на 2 часа и 3 часа химии в неделю соответственно.

3 уровень (10-11 классы):

1. Авторы: Иванова, Цветков – 2 часа химии в неделю.

2. Авторы: Нифантьев и др. – 2 часа химии в неделю.

3. Авторы: Гузей Л.С. – 2 часа химии в неделю.

Программа Минченкова Е.Е. составлена в традиционном стиле, содержит такие темы, как «Важнейшие химические понятия», «Важнейшие классы неорганических веществ», «Типы химических реакций», «Периодический закон», «Строение вещества».

Химические свойства неорганических соединений представлены в ней в общем виде (для неметаллов и металлов) и даны на конкретных примерах.

Органическая химия: предельные и непредельные углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, амины и аминокислоты (нет углеводов, жиров, ВМС, белков).

Эта программа дает основы химических знаний, и дальнейшее их углубление в 10-11 классах может идти на основе любой профильной программы. Она закладывает необходимый фундамент для совершенствования химических знаний, кроме того, дает основы знаний, необходимых в повседневной жизни.

Другая программа, базирующаяся на пропедевтических знаниях, составлена Гузеем Л.С.. Программа носит в большей степени мировоззренческий характер. Как определяют сами авторы, в ней «на основании рассмотрения химических явлений формируется правильное представление о природе, а также о роли химии в обществе, сообщаются химические знания, необходимые каждому культурному человеку для жизни в цивилизованном обществе».

В программе заложен принцип определяющего обучения. На мой взгляд, не всегда оправдано. Например, «Скорость химической реакции, зависимость скорости от концентрации…» (тема 30) дается за 20-30 уроков до темы «Растворы» и понятия «концентрация» (тема 5) или «ионная связь» — тема 7 («Молекулы»), а понятие «катионы и анионы» — в теме 9 («Растворы электролитов»).

Много времени в программе отведено на практические работы, около 30% — в 8 классах; 40% — в 9 классах, причем они носят обучающий характер, в частности тема «Соли» почти полностью изучается в ходе практической работы.

Программа может быть рекомендована для нехимических классов, для тех учащихся, которым она не встретится в будущей профессии (мое мнение).

Третья и четвертая программы этого блока могут быть использованы без пропедевтического курса, в них до 12 часов отводится на первоначальные химические понятия.

Программа Ивановой и Цветкова построена в традиционном стиле и может быть базой для наиболее глубокого изучения химии.

Программа Нифантьева тоже рассчитана на 2 уровня, предполагает несколько больший объем часов. Эта программа, во-первых, дает теоретические знания, готовит к более глубокому изучению химии, как и предыдущая; в то же время учит ориентироваться в особенностях окружающих нас веществ и происходящих с ними процессах; в-третьих, помогает представить все возможности химии в современной жизни, быту, сельском хозяйстве, технике и т.д.

Читайте также:
Программа жим лежа вес

Эта программа может вызвать интерес к химии, как одной из наук, описывающих окружающий нас мир.

В нее включены такие темы: «Воздух», «Почва», в последней изучаются драгоценные камни, самоцветы, есть тема «Живые организмы. Неотделимость живых организмов от неживой природы» и т.д. Эти темы удачно сочетаются с темами, определяющими химическую грамотность.

Заключительный раздел программы: «Химия глазами выпускника школы» — 4 часа. Он предполагает подготовку учащимися рефератов.

Примерные темы индивидуальных заданий:

— вкус и запах продуктов с точки зрения химии;

— химия и парфюмерия;

— химическое совершенствование почвы;

— самоцветы и химия;

— антибиотики – продукты сотрудничества биологии и химии;

— химия в создании конструкционных материалов;

— химия помогает врачу;

— химия и сценическое искусство и т.д.

Блок III – профильные программы для 10-11 классов. Включенные в этот блок программы углубляют знания, полученные в базовом уровне. Причем они учитывают профиль класса. Если класс не ориентирован на какой-то предмет, то программа носит концентрический характер: изучение основ неорганической и органической химии, а также вопросов общей химии на более высоких, по сравнению с базовым, теоретическом и практическом уровнях.

Специализированный химический профиль, наряду с углублением знаний по неорганической и органической химии, предполагает изучение основ физической, аналитической, биологической и других областей химической науки.

Преподавание химии в классах с углубленным изучением основ естественно-математических наук должно основываться на рассмотрении взаимосвязи химических явлений и законов с явлениями и законами других естественных наук.

Изучение химии в классах гуманитарного профиля должно быть акцентировано:

а) на рассмотрении проблем, связанных с прямым и косвенным влиянием химии на жизнь человека и окружающую среду;

б) на развитие у учащихся образного представления о природе, веществах, химических явлениях.

Курс химии в школах технического профиля должен быть приближен к специальности: агрохимия, химтехнология, материаловедение и т.д. могут входить в такие программы.

Общие методические требования к программам:

1. Усиление прикладной, практической и экологической направленности.

2. Использование компьютерной техники.

3. Использование химического эксперимента.

Источник: studfile.net

Укажите принцип построения школьных программ по химии

ХИМИЯ – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны

именно в этой области.(М. ГОРЬКИЙ)

Таблица
Менделеева

Периодическая система химических элементов

Универсальная таблица растворимости

кислот, солей и оснований в воде

Коллекция таблиц к урокам по химии

Информационные и справочноинструктивные

  1. Главная
  2. для Учителя
  3. Для Учителя

Содержание, цели, структура химического образования в средней школе.

Важными элементами процесса обучения химии являются:

  1. цели обучения;
  2. суть предмета;
  3. способы и средства;
  4. деятельность учителя и ученика, и получаемые при этом результаты.

Школьное химическое образование базируется на изучении основных теоретических идеях:

  • атомно-молекулярное учение,
  • теория электролитической диссоциации,
  • механизм и условия протекания химических реакций,
  • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,
  • теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Школьный курс химии включает в себя знакомство ученика с азами науки, законами, теориями, понятиями, что определяет формирование у ученика научной картины мира, разностороннему развитию личности, интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учеников. Курс химии включает две основные системы знания:

  • систему знаний о веществе;
  • систему знаний о химических реакциях.

Из большого разнообразия веществ для изучения учениками в школе были выбраны такие:

  • вещества имеющие важное научное значение (кислород, водород, вода, основания, соли);
  • вещества имеющие важное практическое значение ( иониты, мыла, и др.);
  • вещества имеющие важную роль в неживой и живой природе;
  • вещества на примере которых можно иметь представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, и др.);
  • вещества показывающие достоинства современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, и др.).

Правила построения школьной программы по химии:

  • правило научности обуславливает выбор в учебной программе законов, теорий, явлений, фактов и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений;
  • правило доступности обуславливает уровень и меру научной информации, список методов исследований этой науки, для того чтобы ученики, разных возрастных особенностей и меры приобретенных знаний, которые смогли усвоить весь материал учебника;
  • правило систематичности обуславливает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного к неизвестному, от простого к сложному (дедукция и индукция);
  • правило системности обуславливает отражение в учебнике единой системы научных знаний с фактами, связями, теориями и т.д.;
  • правило историзма обуславливает наличие в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в разные открытия, суть этих открытий и т.д.;
  • правило связи обучения с жизнью, с практикой обуславливает использование в учебниках примеров практического знания химии, что в большой степени обеспечивает интерес ученика к химии — мотивирует ученье.

Первые представления о веществах и химических реакциях ученики получают в темах: «Первоначальные химические понятия», «Водород. Кислоты. Соли», «Вода. Основания. Растворы», «Кислород. Оксиды. Горение». Начальные знания ученики по данным вопросам изучаются на первых уроках химии.

Полученные знания являются основой для изучения периодического закона и периодической системы. Развитие понятий о веществе и химической реакции формируется при изучении теории электролитической диссоциации. Улучшаются знания о периодическом законе, суммируется материал о классах неорганических соединений, о химических реакциях, протекающих в водных растворах, раскрываются их закономерности, углубляется сущность обменных и окислительно-восстановительных процессов. Систематический курс неорганической химии включает изучение металлов и неметаллов на основе теоретических знаний о строении атомов, о периодическом законе и периодической системе.

По нормативам Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Базовую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. В рассмотрение данной темы лежит идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Направленность на гомологию веществ строится на изучении углеводов, жиров, белков, аминокислот, аминов.

Школьный курс химии заканчивается теоретическим суммированием и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Учителю нужно выбрать программу из разнообразия вариантов программ, которые будут сочетаться с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как отдельный курс химии.

В основной школе варианты содержания изучения химии предложены в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Преподавательская деятельность учителя и результаты его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии.

Объяснительная записка программы содержит задачи, цели и общие идеи, стоящие перед методикой обучения химии. Программа определяет: цель преподавания учебного предмета, раскрытие учебно-воспитательной задачи, которую необходимо изучить в процессе обучения, развитие и воспитание учеников.

В основной части программы указываются законы, факты, понятия, теории науки, исторические сведения, знания технологического характера, которые должны изучить ученики. В месте с этим в основную часть программы включен комплект демонстрационных опытов и учебного эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), примеры расчетных задач, которые ученики должны решать после прохождения курса. Этапы учебного курса выделены в отдельные темы. В каждой расписано примерное время на ее освоение. В завершающей части программы содержатся правила к результатам обучения.

Прохождение химии в средней школе проходит в рамках профильных курсов: гуманитарного, общеобразовательного и естественнонаучного.

В классах с гуманитарным профилем курс химии должен гарантировать освоение минимума химических знаний для того, чтобы выпускник средней школы мог разбираться в общественных и значимых проблемах, связанных с химией. Программа химии для школ гуманитарного профиля должна раскрывать суть химии как элемента человеческой культуры.

В классах с технико-технологическим профилем должны входить основные направления применения химии в различных областях производственной деятельности: сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении. В силу разнообразия специальностей в которых требуются знания химии, проблемы могут изменяться в зависимости от производственного общества и возможностей школы. Это оставляется на выбор учителя.

В классах с общеобразовательным профилем курс химии основывается на двух важных теориях: периодическом законе (на основе учения о строении атомов) и теории химического строения веществ.

В классах с естественнонаучным профилем курс химии направлен на подготовку выпускников к продолжению обучения в высших учебных заведениях по специальностям, связанных с химией.

Источник: kardaeva.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru