Программа прикладного социологического исследования содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса.
Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять концепцию всего исследования, те намерения его организаторов, с помощью которых предпринимается попытка осуществить анализ той или иной социальной проблемы.
Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:
методологическая часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;
методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере.
Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.2. Объект исследования и модель результата
Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой.
В прикладной социологии используют, как правило, пять подхо-дов при классификации социальных проблем.
Их группируют в зависимости:
от цели исследования;
масштабов ее распространенности;
времени действия противоречия; то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.
В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее.
Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.
Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации. Во-вто-рых, теряется имеющая немалое значение оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению социологических данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом. И третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте /7/.
Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, — это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации.
Прикладное социологическое исследование чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя — ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.
СОЦИОЛОГИЯ ЗА 3 МИНУТЫ | КРАТКО ПРО СОЦИОЛОГИЮ | СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы. Например, говоря об уровне знаний, мы подразумеваем, уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов, пенсионеров и др. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы и стать объектами социологического исследования.
Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в конкретном случае. Чаще его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера.
Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов.
Здесь проблемы порождены недостатком знаний.
Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятельность и побуждающие к активным действиям.
По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений и др.
По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер (быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или микрорайона).
По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. В качестве примера для первой назовем неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема может быть разрешена за относительно короткий срок; для второй — проблему адаптации работников предприятий к новым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку; для третьей — противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др.
По глубине противоречия различают, во-первых, проблемы одноплановые. Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в государственные законодательные органы; принятие (непринятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др.
Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем рост преступности в связи с изменением характера экономических отношений в обществе, приобретением массового характера таких ее элементов, как наркомания, алкоголизм, проституция и др. В третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, всего предмет имеет сложную структуру.
Определив объект и предмет социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель — это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат.
Четкая формулировка цели — это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования — это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания.
Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования могут быть заданы до его начала сформулированными гипотезами.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.
Задачи социологического исследования также условно делятся на основные и дополнительные.
Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам, а порой, если этого требуют задачи исследования, и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.
Подготовка программы прикладного социологического исследования — дело сложное. Оно должно осуществляться на высоком уровне. После этого составляется рабочий план исследования.
Рабочий план отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования.
Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно- исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока:
в первом блоке определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных и финансовых затрат на исследование;
во втором блоке в плане фиксируются все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария;
третий блок охватывает совокупность операций, связанных с
подготовкой первичной информации к обработке;
четвертый блок включает все виды работ, связанные с анали-зом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов /8/.
В ходе проектирования социологического исследования, помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нормативами.
Таким образом, подготовка программы прикладного социоло-гического исследования требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит больше времени, чем даже на само исследование. Но от качества программы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.
Источник: finances.social
Программа прикладного исследования.
Социологическое исследование — это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Общая структура п.с.и приведена на схеме 1.
Содержание и функции программы
Программа — это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Имеются следующие разделы:
- Теоретический — основной раздел. В свою очередб можно разделить на следующие позиции:
- Целеориентация исследования. В основе иссл. лежит проблема, как область затруднений; предметный аспект проблемы — это определенная социальная задача; гносеологический аспект — осознание к-л общ. потребности и способов ее решения. Объект иссл. — область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. Предмет исследования — значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования. Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования — интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов. Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования.
- Определение и интерпретация теоретических понятий включает:
- соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление)
- достижение однозначности в понимании (составление тезауруса)
- достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых)
- Эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам. В ходе э.и.п. происходит конкретизация теор. понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ — ПОКАЗАТЕЛЬ — ИНДИКАТОР — (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ — ИНСТРУМЕНТ).
- Построение модели — это системное описание существенных сторон предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений. Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования. На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.
включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки. Метод — это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования. Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица). Методика — система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.
Методы получения информации:
- опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)
- наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)
- анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)
- эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)
Выборочный метод — метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
- определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
- определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоступенчатая)
- определение объема выборки
- расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
- определение технологии отбора объектов
Репрезентативность (представительность) — свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
n = (0, 25 t 2 N)/(A 2 N+0,25t 2 ),
где n — объем выборочной совокупности
N- объем генеральной
t 2 — число, определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности
A — предельная ошибка выборки
-
Организационный раздел программы. Рабочий план исследования — схема действий с распределением времени и ресурсов.
- формирование рабочей группы
- разработку программы исследования
- разработку инструментария
- расчет выборки
- проведение пилотажных исследований
- размножение инструментов
- инструктаж участников полевого исследования
- организацию полевого исследования
- контроль качества заполненных документов
- подготовку инструментов к обработке
- обработку
- анализ результатов
- подготовку отчета
- оформление архива исследования
Источник: cyberpedia.su
Программа прикладного социологического исследования
1. Программа прикладного социологического исследования
Структура и принципы
конструирования анкеты
2. Что такое программа прикладного социологического исследования?
Программа – это
документ, содержащий теоретическое и
методическое и организационнотехническое обоснование научного
исследования
Модель деятельности исследователя,
содержащая описание предпосылок и
этапов деятельности
3. Виды исследований
Разведывательное
Описательное
Аналитическое
Используется как
предварительный этап
для более масштабных
проектов. Цель получить
предварительные
сведения о неизученных
или малоизученных
объектах, позволяет
уточнить гипотезы,
задачи и т.д. для других
видов исследований
Цель – получить
целостное
представление об
изучаемом явлении и
его структурных
элементах. Позволяет
установить наличие или
отсутствие связи между
теми или иными
параметрами изучаемого
явления
Цель – раскрыть
причины, лежащие в
основе изучаемого
явления и
определяющие его
распространенность,
устойчивость,
изменчивость и т.д.
4. Структура программы
Теоретический
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
(методологический раздел)
Описание проблемной
ситуации
Формулировка основной
проблемы или проблем
Определение цели
Задачи исследования
Объект изучения
Предмет исследования
Интерпретация базовых
понятий
Гипотезы исследования
Методический раздел
1.
2.
1.
2.
Обоснование выборки
Обоснование методов сбора
и анализа информации
Организационный раздел
План-график работы по
проекту
Бюджет проекта
5. Теоретический раздел программы
6. Методический раздел программы. Обоснование выборки
Генеральная совокупность – объект исследования,
локализованный во времени и пространстве
Выборочная совокупность (выборка) – микромодель
генеральной совокупности, определенное число элементов
генеральной совокупности, отобранное по строго заданному
правилу
Репрезентативность – свойство выборки отображать
основные характеристики генеральной совокупности,
допустимая погрешность, отклонение от параметров
генеральной совокупности в пределах 5%
Объем выборки – обычно 2000-2500 для общероссийских
опросов; 1000 для региональных опросов. Рассчитывается на
основе базовых показателей генеральной совокупности
7. Виды выборок
Вероятностная
(случайная)
Механическая
1.
1.
Целенаправленная
Квотная выборка
2.
Метод основного
массива – опрашивается
Шаг = V ген. Совок./ V выборки
Многоступенчатая
2.
На первом этапе отбираются
населенные пункты,
затем – организации и
подразделения,
на последнем этапе проводится
сплошной опрос респондентов
опирается на базовую
статистику генеральной
совокупности, в
соответствии с которой
рассчитываются доли
различных групп в выборке
2/3 или ¾ респондентов,
входящих в генеральную
совокупность
Объем выборки (5% ошибка)
Vгс
500
1000
2000
3000
4000
5000
10000 100000
Vвыб.
222
286
333
350
360
370
386
358
8. Измерение социальных явлений и процессов
Процесс измерения в общем виде является квантификацией свойств
изучаемых социальных явлений, т.е присвоением им числовых
значений по заданным правилам.
Измерение представляет определенные свойства социальных явлений в
виде чисел, поддающихся суммированию, сравнению и т.д.
Количественные характеристики социальных явлений,
используемые для социологического измерения, называют
индикаторами.
Объективные индикаторы
Субъективные индикаторы
Для понятия «образование»,
объективным индикатором может быть
«уровень образования», показателями
которого являются: начальное, неполное
среднее, общее среднее, начальное
профессиональное, среднее
профессиональное и высшее
образование. Эти объективные
показатели и становятся позициями
шкалы измерения.
К числу субъективных индикаторов относятся
установки, оценки и суждения людей,
выражающие их отношение к различным
социальным явлениям и процессам.
Например, «удовлетворенность работой в
занимаемой должности» может быть измерена с
помощью субъективного индикатора «степень
удовлетворенности», показателями которого
являются «вполне удовлетворен», «частично
удовлетворен» и «не удовлетворен».
9. Типы шкал и их основные характеристики
Номинальная
Порядковая
Интервальная
Измерение с помощью
номинальной шкалы позволяет
сгруппировать объекты в один
класс, на основании их
идентичности по какому-либо
признаку.
Как правило, с помощью
номинальной шкалы
определяются объективные
признаки респондентов.
Она фиксирует распределение
респондентов по полу, возрасту,
семейному положению,
профессии, месту жительства и
т.д.
Порядковая шкала в основном
используется для измерения
субъективных индикаторов –
оценок людьми тех или иных
явлений и процессов.
Она позволяет упорядочить
объекты по степени
выраженности свойства или
признака и определить для них
отношение «больше-меньше». С
ее помощью можно определить
степень удовлетворенности
респондента той или иной
деятельностью и т.д.
Интервальная шкала
позволяется не только
установить отношение «большеменьше» между позициями
шкалы, но и фиксировать
точную величину интервала.
Например, с помощью
интервальной шкалы можно
задать показатели стажа работы
в организации:
от 1 года до 3 лет
от 3 до 5 лет
от 5 до 10 лет
свыше 10 лет
10. Требования к шкалам
Шкала, использующаяся для измерения социальных явлений должна
удовлетворять требованиям валидности и надежности.
Валидность — это правильность, корректность измерения. Она зависит
от правильности выбора индикатора и характеризует тот факт, что
измеряется именно то свойство социального явления, которое намерен
измерить исследователь.
Надежность – мера стабильности, устойчивости шкалы. Она
обеспечивает получение достаточно точных и сравнимых числовых
данных об изучаемом явлении при многократном повторном измерении.
Конструируя шкалы для измерения следует также помнить о таких
критериях как полнота и чувствительность шкалы.
Требование полноты шкалы измерения предполагает, что в вариантах
ответа на вопрос учтены все возможные значения индикатора.
Критерий чувствительности шкалы связан с ее способностью измерять
свойства изучаемых явлений с той или иной степенью точности, что
непосредственно зависит от дробности градуирования шкалы. Чем
больше позиций содержит шкала, тем более она чувствительна.
11. Структура анкеты
Вводная часть
1.
Информация об организации, которая проводит
исследование
Обращение к респонденту (Дорогие россияне!)
Тема, цель исследования
Инструкция по заполнению анкеты
Гарантии анонимности
Благодарность за участие в опросе
Место и дата проведения опроса
2.
3.
4.
5.
6.
7.
12. Структура анкеты. Основная часть. Классификация вопросов
1. По степени стандартизации
Открытые
Закрытые
Полузакрытые
Не содержат
вариантов ответов
Предполагают выбор из
готовых вариантов
ответов
Возможен как выбор
готового варианта, так и
свой вариант ответа в
строке «другое»
2. По конструктивным особенностям
Дихотомические Альтернативные
Поливариантные
Требуют жесткого
согласия или несогласия
– «да» или «нет»
Предполагают выбор
только одного ответа из
трех и более вариантов
Допускают выбор
нескольких вариантов
ответа
Фильтры
3. По функциям
Контрольные
Ловушки
Проверяют искренность и
устойчивость позиции
респондента, предполагают
минимум два вопроса на одну
и ту же тему с разной
формулировкой
Вопросы с заведомо
неверными вариантами
ответов, проверяют
искренность и
компетентность
респондента
Выделяют группу
респондентов с нужным
признаком и позволяют
адресовать ей
специальные вопросы
13. Структура анкеты Заключительная часть. Сведения о респонденте
Характеристики
респондента
Выбор характеристик
респондента
Общие:
Пол
Возраст
Образование
Место жительства
Специальные:
Среднедушевой доход
Должность
Социальный статус
Национальность и т.д.
должен быть ориентирован на
возможность проверки основных
гипотез, выявление отличий
между группами входящими в
генеральную совокупность
14. Принципы конструирования анкеты
Стремление к полноте реализации исследовательских задач
Учет специфики респондента (анкета должна быть понятна
неспециалисту)
Нейтральные формулировки вопросов
Однозначность интерпретации вопросов
Учет психологических факторов (анкета должна начинаться и
заканчиваться более простыми вопросами)
15. Анализ результатов исследования
Собранные с помощью различных методов данные сами по себе не позволяют сделать обобщающие
выводы, проверить гипотезы, выявить тенденции и т.д. Их необходимо представить в виде
обобщенных статистических показателей, которые следует проанализировать и интерпретировать.
Рассмотрим этапы анализ результатов исследования, полученных методом анкетного опроса.
Прежде всего, полученные в анкетном опросе данные необходимо закодировать и внести в
компьютерную базу данных. Для этого можно использовать различное программное обеспечение. Чаще
всего, это программы SPSS и EXEL.
Каждой анкете присваивается индивидуальный номер и содержащиеся в ней данные набиваются в одну
строку. В результате создается таблица данных, где в верхних столбцах представлены вопросы анкеты,
а каждая строка содержит ответы на эти вопросы, данные в одной конкретной анкете.
В закрытых вопросах варианты ответов уже отмечены числовым кодом. Варианты ответов на открытые
вопросы необходимо закодировать, предварительно сделав для них классификацию, объединив в
группы и присвоив каждой группе числовое значение.
В1 В2
В3
В 4(1)
В 4(2)
В 4(3)
В 4 (4)
В5
В6
впршентиров
1
Пол
№1
1
1
3
1
2
1
2
№2
1
2
4
1
2
1
1
3
№3
2
2
5
2
2
1
1
4
№4
2
3
5
2
1
1
2
5
№5
1
3
4
2
1
2
2
2
№6
2
4
2
2
1
2
2
4
16. Представление данных в виде простой таблицы
В результате компьютерной обработки базы данные опроса могут быть представлены в
различных обобщенных формах – в виде группировок и рядов распределения
признаков.
Составление таблиц не является отдельным видом математической операции. Они являются
формой отображения рядов распределения. Наиболее простая форма таблицы перечневая таблица, которая составляется на основании ряда распределения по одному
признаку
Табл. 1 Распределение респондентов по типам муниципальных образований
Типы муниципальных
образований
Абсолютная частота
(кол-во опрошенных)
Относительная частота
(%)
Городское поселение
38
12,7
Сельское поселение
58
19,3
Городской округ
19
6,3
Муниципальный район
185
61,7
Итого
300
100
17. Представление данных в виде таблицы сопряженности
Более сложной формой таблицы является комбинационная таблица или
таблица сопряженности. Она отображает распределения по двум или более
признакам.
Табл. 2 Планируемый уровень образования в зависимости от типа поселения (%)
г. Петрозаводск
Районные города
Поселки
Краткосрочные
курсы
1,4
1,9
4,1
ПТУ
15,9
18,4
17,9
Техникум
12,3
19,4
23,4
Университет
66,7
58,3
54,5
Другое
3,6
1,9
0
18. Графический способ представления данных
Графический способ представления социологических данных применяется в целях
наглядности.
Наиболее часто данные опроса изображаются в виде гистограмм.
Диагр. 1 Частота посещения дискотек в зависимости от пола и времени исследования
60
54,5
52
50
43
40
42,3
38
36
31
30
28,3
29,4
19
20
Редко
14,5
12
Никогда
Каждую неделю
10
0
девушки
юноши
2002
девушки
юноши
2007
Наряду с таблицами и диаграммами, необходимо также дать словесную
интерпретацию данных, показать центральную тенденцию распределения признаков,
сравнить распределение признаков в различных группах и т.д.
Источник: ppt-online.org