Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и прим нения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.
Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений представляющих:
• педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;
• функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;
• типологию ПС по методическому назначению;
•требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе.
ТОП 10 ПРИЛОЖЕНИЙ И СЕРВИСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (ссылки в описании)
Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:
· решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения — проблемно-ориентированные ПС;
· осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) — объектно-ориентированные ПС;
· осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале — со встроенными элементами технологии обучения) предметно-ориентированные ПС.
С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.
Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.
В состав ППС входят:
1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;
2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;
3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.);
(Набор вспомогательных средств может отсутствовать.)
Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.
Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.
Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.
Источник: poisk-ru.ru
Тема тестирования: Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации 2000 ч.
Стоимость:
10300 р. 7294 р. Количество
часов: 2000 Пройти курс
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации 1500 ч.
Стоимость:
8800 р. 6294 р. Количество
часов: 1500 Пройти курс
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации 1000 ч.
Стоимость:
7350 р. 5294 р. Количество
часов: 1000 Пройти курс
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации 600 ч.
Стоимость:
5850 р. 4294 р. Количество
часов: 600 Пройти курс
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации 300 ч.
Стоимость:
4350 р. 2994 р. Количество
часов: 300 Пройти курс
Преимущества нашего сервиса
На портале «Солнечный Свет»
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
Пройдите тестирование по выбранной теме
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Быстрые ссылки
- Курсы повышения квалификации
- Тестирование для педагогов
- Олимпиады
- Викторины
- Творческий конкурс
- Опубликовать материал на сайте
- Опубликовать статью в печатном сборнике
- Заказать рецензию
- Пользовательское соглашение
- Политика конфиденциальности
- Реквизиты
- Курсы профессиональной переподготовки
- Вебинары
- Конкурс профессионального мастерства
- Онлайн-конференция
- Педагогический семинар
- Принять участие в жюри
- Работы участников портала
- Опубликованные материалы
- Вход в личный кабинет
- Оформить диплом/сертификат
- Лицензии и свидетельства
- Контакты
- Вопрос-ответ
- Как оплатить
- Акции и скидки
- Карта сайта
- Отзывы
- Блог
- Вакансии
- Регион: Москва
Источник: solncesvet.ru
Педагогические программные средства (ППС).
Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой инновационное дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. ППС дает обучающемуся широкий спектр возможностей для индивидуального обучения, не привязанного к конкретному временному интервалу, и обеспечивает наиболее благоприятные условия для повышения эффективности познавательной деятельности студентов и их самостоятельности в приобретении знаний и навыков профессиональной деятельности.
В состав ППС входят:
1. Программа (совокупность учебных программ) для ЭВМ, направленная на
достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;
2. Комплект технической и методической документации по использованию данной
программы в учебном процессе;
3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.).
Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, демонстрацию и моделирование явлений, решение задач, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д. Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.
Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе. Учебный процесс с использованием компьютера, посредством которого реализуется ППС, являет собой имитацию учебной деятельности, при которой на ЭВМ перекладывается та или иная часть функций преподавателя. Управление познавательной деятельностью обучаемого в целом возлагается на обучающую программу, хотя может быть предоставлена возможность выбора пути обучения. Использование хорошо развитых ППС в учебном процессе предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ, как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.
Преподаватель, разрабатывая и используя ППС в учебном процессе имеет, возможность:
— легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной
дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданная программа легко тиражируется;
— реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий студентов, индивидуализирует тем самым процесс обучения;
— уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
— осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
— легко поддерживать историю обучения каждого студента, вести и отрабатывать статистические данные, тем самым более точно и достоверно осуществлять управление учебной деятельностью;
— уменьшить количество рутинной работы, тем самым высвободить время для
творческой работы и индивидуальной работы с обучаемыми;
— сделать более эффективной самостоятельную работу студента, которая становится и контролируемой и управляемой.
С использованием ППС обучаемый:
— получает возможность вести работу в оптимальном для него темпе;
— обучается тем методом и на том уровне изложения, который наиболее соответствует уровню его подготовленности и психофизическим характеристикам;
— имеет возможность вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться;
— может наблюдать динамику различных процессов, может управлять изучаемыми объектами, действиями, процессами и видеть результаты своих воздействий;
— легче преодолевать барьеры психологического характера, вследствие определенной анонимности контакта с компьютером;
— отрабатывать многократно необходимые умения и навыки до той степени
подготовленности, какая требуется.
Применение ППС в учебном процессе позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, активность обучаемых, интенсифицировать учебную деятельность. Прежде чем решать вопрос создания ППС следует основательно ознакомиться с возможностями имеющейся вычислительной техники, т.к. дидактические возможности компьютера зависят от ее технических характеристик, номенклатуры внешних устройств, развитости систем программного обеспечения, такие как: объем оперативной памяти и
быстродействие компьютера, наличие внешних запоминающих устройствах (гибкие и жесткие диски, CD-ROM), возможности устройства отображения информации (монитор), возможность воспроизведения звука, возможность
подсоединения к компьютеру технических средств обучения и др. устройств, возможность работы в локальной или глобальной сети.
Принимая решение о разработке ППС для той или иной части учебного процесса, следует учитывать, что наиболее целесообразно использовать ЭВМ в случаях, когда требуется:
— индивидуализировать обучение в связи с большими различиями уровня
подготовленности учащихся и сильной зависимости результатов учения от психико- физиологических и интеллектуальных особенностей обучаемых;
— выполнять многочисленные и однообразные упражнения и осуществлять
оперативный контроль правильности их выполнения;
— осуществлять проверку уровня усвоения знаний по значительному объему учебного материала (т.е. проводить контрольно-зачетные занятия) с обеспечением заданий, отличных по содержанию и порядку следования;
— производить демонстрацию некоторых объектов, явлений, процессов, работы
различных частей и механизмов, схем и т.д.;
— проводить тренировку различных навыков умственной деятельности, а также
— выполнять задания с множеством рутинных вычислений при большом разнообразии исходных и контрольных данных;
— осуществлять тестирование обучаемых;
— реализовывать инновационные методики обучения;
— проводить деловые игры различного рода, а также применять элементы игры для обучения;
— организовывать управляемую и контролируемую самостоятельную учебную
— обеспечивать повторение и обобщение полученных знаний, применив их;
— осуществлять консультирование, выдачу различного рода справок;
— производить сбор статической информации о ходе учебного процесса и осуществлять ее обработку.
Применение компьютера не желательно, когда:
— необходимо выдавать на экран текстовый материал значительного объема;
— учебный материал плохо структурируется и в нем сложно выделить логические взаимосвязи;
— требуется значительно изменять общепринятую нотацию отображения учебного материала;
— требуется предоставить объекты, механизмы, схемы, процессы, которые не могут целиком разместиться на экране монитора, а их дробление ведет к ухудшению восприятия изучаемого материала.
Применение компьютера может не дать ощутимых преимуществ, в том случае, если учебный процесс хорошо обеспечен другими средствами обучения (ТСО, моделями, тренажерами, наглядными пособиями и т.п.).
На кафедре Инженерная и компьютерная графика разработаны и внедрены в
учебный процесс ППС отражающие в той или иной мере вышеперечисленные описания. Разработаны компьютерные обучающие системы АОС14, АОСW32 по начертательной геометрии, содержащие следующие программы: модуль теории (для вывода на экран компьютера текстовой и графической информации), модуль предварительных и последующих тестов (для проверки готовности к изучению тем, промежуточный и итоговый контроль), модуль демонстрации и моделирования образования объектов начертательной геометрии (анимации), модуль интерактивного решения задач, модуль ведения статистики обучения (ФИО, группа, название тем, количество занятий с АОС, оценки по тестам). Для
программирования системы АОС14 использовали язык AutoLISP, для АОСW32 – язык программирования Delphi, внешний носитель CD, DVD-ROM.
Эти системы экспериментально апробированы в учебном процессе и используются в университетах и колледжах г. Улан-Удэ, г. Чита и др.
Также, разработаны демонстрационно-моделирующие программы по начертательной геометрии и инженерной графике использующие язык разметки гипертекста — HTML. Опыт применения ППС показывает, что есть, несомненно положительные моменты, но нужны серьезные дополнительные организационно-технические мероприятия, такие как работа по повышению мотивации преподавателей, оснащение дополнительными компьютерными классами и перестройка учебной деятельности. При создании систем АОС,