Оценка деятельности компании по показателям результативности бизнес процессов – признак зрелости и управляемости предприятия. Традиционно общепринятыми были финансовые результаты деятельности: доход, прибыль, убытки. Но в современных быстро изменяющихся условиях ожидать экономические показатели нет времени. Для своевременного принятия безошибочных решений необходимо иметь цифры, свидетельствующие о стабильном функционировании компании в режиме реального времени. Эти задачи решают ключевые показатели результативности бизнес процессов – KPI (Key Performance Indicators).
KPI в логистике
В логистической отрасли, как и в любом бизнесе, существуют свои показатели результативности, к ним относятся, например:
- факт заключения договора и/или выполнения заказа, как и факт отказа от договора;
- своевременность выполнения заказа, этапа транспортировки, оформления документов, погрузоразгрузочных работ и т.д.;
- расход ГСМ и других расходных материалов на единицу расстояния;
- количество раз возврата документов с таможни после проверки.
Также в качестве ключевых показателей могут быть использованы показатели эффективности использования средств, например:
Автоматический расчет значений количества баллов по показателям и критериям оценки заявок
- соотношение стоимости доставки к продажам;
- средняя стоимость доставки единицы груза или места в транспортном средстве;
- степень утилизации.
Может быть разработано множество взаимосвязанных показателей.
Важно! Чтобы цифрами, сформированными в результате мониторинга и анализа, реально пользовались, а не включали их в отчёты, а затем руководители разных уровней спрашивали у подчинённых что обозначает тот или иной показатель и зачем ему (руководителю) этот отчёт предоставили.
Остановимся подробнее на некоторых KPI.
Выполненный заказ
Заказ считается выполненным, если все операции были совершены без ошибок и в полном соответствии с условиями договора. Индекс совершенного заказа (perfect order index или POI) рассчитывается в процентах от общего количества заказов.
Индекс POI рассчитывается произведением трёх показателей:
- своевременность (OTD);
- укомплектованность: клиент получил тот же объем товара, что заказывал;
- безошибочность: нет повреждений и отклонений в транспортировке, документация составлена корректно.
Например, из 1000 отгруженных партий 64 прибыли с опозданием, 67 – неукомплектованными, а 18 – с ошибками в документах, то совершенный заказ составит 85,8%.
Своевременность доставки
On-time delivery (OTD) — своевременность доставки. Этот показатель считается одним из наиболее важных KPI в логистике, так как он напрямую влияет на удовлетворенность клиента.
Во-первых — этот KPI можно рассчитывать на двух разных уровнях:
- на уровне перевозки;
- на уровне накладной.
Например, российские ритейлеры вычисляют OTD для каждой накладной.
Во-вторых — для каждого получателя своевременность доставки рассчитывается индивидуально. Прибытием в срок может считаться доставка:
Как добавить многотипный товар в Prosklad?
- в определенное время с минимальными отклонениями (например, в 16:00);
- в период работы склада (с 09:00 до 18:00);
- в пределах временного окна (с 01:00 до 02:00).
Например, так многие компании управляют очередностью разгрузки фур на распределительном центре.
В-третьих — отправитель и получатель могут по-разному определять точное время прибытия. Часть грузополучателей фиксируют время, когда автомобиль прошел КПП, кто-то фиксирует время, когда оператор склада зафиксировал документы из лотка, куда их положил водитель (при этом они могли пролежать там 30-40 минут).
OTD рекомендуется держать на уровне не ниже 98% при расчете «день в день» и не ниже 95% при расчете «минута в минуту». В обратном случае нужно оптимизировать процессы, чтобы улучшить этот KPI.
Своевременность оформления документов
ТТН (товарно-транспортные накладные) заверяют оригинальными печатями и выписывают в четырех экземплярах:
- для отправителя;
- для получателя;
- для перевозчика;
- для транспортной компании.
Не удивительно, что должна обеспечиваться своевременность движения документов, чтобы все участники поставки выполнили работу своевременно.
Очевидна важность этого KPI: при перевозках на большие расстояния нужно много времени, чтобы вернуть документы отправителю. Если по пути следования водитель принимает следующий заказ, расчет между транспортной компанией и поставщиком может заметно затянуться.
Средняя стоимость единицы перевозимой продукции
Себестоимость транспортировки чаще всего включает в себя:
- расходы на подготовку и погрузку на средство доставки;
- оплату тарифов на перевозку и погрузку товара, страхования, а также таможенных пошлин, налогов и сборов;
- расходы на краткосрочное и долгосрочное хранение груза;
- затраты на выгрузку и доставку со склада в пункт назначения.
Оптимизировать затраты необходимо поэтапно. Рассчитайте процент стоимости каждого этапа, от общих затрат. Проследите динамику формирования расходов на доставку единицы продукции и выявите факторы увеличивающие затраты. Определите источник проблем.
Соотношение расходов на перевозку и продаж
Показатель позволяет отследить эффективность в динамике, когда расходы на перевозку и продажи изменяются со временем.
Уровень утилизации
Показатель является соотношением фактического объема или веса перевозимого груза к полной вместимости транспортного средства. При расчете учитывается объем и грузоподъемность средства доставки или объемный вес груза.
Уровень утилизации вычисляют в процентах от оптимальной загрузки. Например, в машину на 82 м 3 загрузили 60 м 3 . Грузоподъемность автомобиля – 20 т., а загрузили 18 т. Соответственно, уровень утилизации составит 66%.
Достичь уровня утилизации в 100% практически невозможно.
Мониторинг показателей и формирование KPI
Чтобы правильно сформировать KPI, в первую очередь необходимо организовать мониторинг за исходными данными. Важно иметь возможность оперативно собирать информацию без ошибок.
На многих предприятиях для расчёта KPI используют электронные таблицы, а некоторые – и вовсе при помощи калькуляторов. Современные системы управления перевозками (TMS) позволяют автоматизировать расчеты и хранить результаты в облаке.
Источник: novelco.ru
Доставка товаров, задания на перевозку в УТ 11
Настройка параметров доставки в документах товародвижения, формирование заданий на перевозку, рабочее место по доставке, задания экспедиторам.
Дмитрий Медведков программист, консультант 1С
Работаю в 1С с 2012-го, специализируюсь на УТ 11
Имею 10 квалифиционных сертификатов 1C:Профессионал, 1С:Специалист и 1С:Специалист-консультант
Наталья 7 ноября 2020 г.
Добрый день! Как можно в документе Задание на перевозку товаров создать один документ ТТН на разные маршруты. Допустим одна машина едет по разным адресам.
Дмитрий Медведков, администратор 11 ноября 2020 г.
Добрый день Наталья! Посмотрите пожалуйста еще раз описание. В статье я как раз создаю задание на перевозку с маршрутом, состоящим из двух пунктов доставки.
Марина 2 февраля 2022 г.
Подскажите, почему при задании на перевозку «на наш склад» невозможно распечатать транспортную накладную? Возникает ошибка «Невозможно напечатать транспортную накладную для документа «Задание на перевозку 1 от 27.01.2022 0:00:00» с операцией «Доставка на наш склад».
Ильясов Антон Андреевич 25 ноября 2020 г.
Здравствуйте, как отразить бесплатную доставку в заказе покупателя до клиента? Так, чтобы потом в отчёте оп продаже видеть, сколько мы зарабатываем на таком виде сотрудничества?
Дмитрий Медведков, администратор 25 ноября 2020 г.
Добрый день! Не понимаю, как вы можете зарабатывать на бесплатной доставке?
Ильясов Антон Андреевич 26 ноября 2020 г.
Работаем через посредника с интернет площадкой. Там у товара бесплатная доставка. Мы когда отражаем заказ покупателя, в продажах не уменьшается стоимость бесплатной отправки клиенту. Как делать, чтобы потом можно было анализировать, не через скидку.
Дмитрий Медведков, администратор 26 ноября 2020 г.
Насколько мне удалось разобраться в вопросе, вам нужно отражать доп. расходы по доставке и учитывать эту сумму при определении финансового результата. Типовой функционал не предполагает решение вашей задачи. У меня есть отчет с артикулом 473 (можете указать артикул в строке поиска), там есть вариант отчета №1. Он как раз позволяет учесть доп. расходы на продажу при определении валовой прибыли.
Ильясов Антон Андреевич 30 ноября 2020 г.
Мы пока в контрагентах создали поставщика Транспортная компания. Делаем поступление услуг и прочих активов (покупаем услугу доставки) и создали статью расходов с детализацией на заказ и реализацию. Указываем при каждом заказе этот документ. Потом в закрытии месяца распределяем.
Источник: www.coderstar.ru
Как распределение по складам в регионах влияет на выход в топ «Вайлдберриз»
Склады в Москве и Казани работают на всю Россию, остальные — только на часть
У маркетплейса есть 3 основных склада — 2 в Москве и 1 в Казани — они покрывают всю Россию. Ещё есть региональные склады, у них меньше охват.
На карте в личном кабинете поставщика можно посмотреть все доступные склады и информацию о них: время доставки до клиента в зоне покрытия склада, ограничения и ворота на отгрузку. Данные обновляются каждые 72 часа.
Если разместить товар на московском складе, его смогут купить в любом регионе, а если, например, в Хабаровске — то только в зоне покрытия этого склада. Поэтому продавцы часто хранят все товары в Москве, но это не всегда верная стратегия. Например, у конкурентов может не быть товаров в Хабаровске, и если туда отгрузить — можно забрать там все продажи.
Как выбрать склад для поставки
Последовательность действий такая.
- Анализируем свой спрос.
- Смотрим, куда и сколько поставляют конкуренты.
- Делаем поставку.
- Оцениваем эффективность и корректируем поставки.
Анализируем свой спрос. Если уже делали поставки, анализируем свой спрос по регионам. Если это первая поставка — анализировать у себя ещё нечего, поэтому сразу переходим к следующему пункту.
Посмотреть свой спрос можно в личном кабинете поставщика или в Анабаре. В Анабаре удобней, потому что есть разбивка по артикулам, «Вайлдберриз» же считает все артикулы сразу.
Единого идеального периода для аналитики нет, можно опираться на заказы за последние 30 дней. Если спрос в регион стабильный и занимает 30% от общего спроса — нужно везти товары туда.
Если поставки были с центральных складов, можно узнать спрос по всей России. И аналитика будет точнее.
Дальше анализируем спрос конкурентов.
Подсматриваем за конкурентами. Смотрим, куда и сколько товаров они отгружают. Так можно найти свободные ниши и прикинуть объёмы для своих поставок. Посмотреть можно с помощью бесплатного расширения Анабара и в самом сервисе.
Если на какой-то склад вообще никто из конкурентов не отгружает, там может быть плохой спрос на товар или, наоборот, с этим сегментом ещё никто не работает, и в регионе легко выйти в топ. Тогда для точного анализа смотрим товары из соседней ниши. И если продажи есть, то смело можно делать поставку.
Если на склад отгружает мало конкурентов — скорее всего, спрос есть, нужно сделать туда поставку. В топ будет выйти проще, потому что конкурентов меньше.
Делаем поставку. На основе первых двух пунктов составляем план поставок. Если вы только начинаете и общее количество товара небольшое, лучше сосредоточиться на свободном регионе или на центральных складах. Если товаров много, можно поставлять и на центральные, и на региональные склады сразу — аналитика поможет скорректировать объёмы.
В процентном соотношении это может выглядеть так: 50% товаров отправляется в столицу, 30% распределяется по областным центрам, оставшиеся 10% — по менее крупным городам в зависимости от того, где товар более популярен.
Это примерные проценты, с которых можно начать. Более точные значения с учётом категории товара поможет вычислить глубокий анализ географии спроса.
Оцениваем и корректируем поставки. Вот как меняется состояние магазина, когда распределение по складам правильное.
-
Карточки поднялись в выдаче в этом регионе. Увеличение продаж в новых регионах положительно влияет на рост позиций и в центральном регионе, так как увеличиваются общие продажи в день. Как правило, поставщики, которые охватили все склады, всегда в топе.
Автозаказ посчитает поставки сам
Автозаказ посчитает поставки сам
Сразу с учётом темпа продаж и региональных складов. Оставьте номер — покажем инструмент и Анабар в целом.
Источник: anabar.ai