Удержание программы действий нейропсихология

В нейропсихологии традиционно выделяют несколько видов праксиса, каждый из которых исследуется отдельно:

  • динамический;
  • кинестетический (мануальный и оральный);
  • пространственный;
  • регуляторный.

Важнейшим фактором, отражающим индивидуальные особенности строения и взаимодействия ВПФ, является мануальная асимметрия пациента. Её определение лучше проводить до исследования различных видов праксиса, чтобы избежать лишних ошибок и затруднений при интерпретации результатов.

Исследование мануальных предпочтений.

Моторные пробы. Традиционно в нейропсихологии используются так называемые «луриевские пробы», включающие имитацию аплодисментов, «позу Наполеона» и переплетение пальцев рук («замок») (Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В., 1997). В пробе «поза Наполеона» ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху.

При переплетении пальцев в «замок» доминирующей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху. Наконец, в пробе «аплодирование» ведущей выступает рука, которая более активно совершает ударные движения. При выполнении данных проб баллы начисляются по следующему правилу: если сверху находится правая рука, то испытуемый получает 1 балл, если левая — 0 баллов. В редких случаях испытуемые могут демонстрировать симметричное аплодирование, которое можно оценить либо в 0 баллов, либо в 1 балл, если использовать оценку от 0 до 2 балов (в этом случае 2 балла начисляются за доминирование правой руки, 1 балл — за симметричное выполнение пробы, а 0 баллов — за доминирование левой руки).

Нейропсихология и РАС: выстраиваем стратегию коррекции. Лекция специалистам и родителям.

Исследование самооценки испытуемых. С этой целью используется опросник Аннетт, включающий 22 вопроса, которые касаются выполнения отдельных привычных действий. Если испытуемый пользуется только правой рукой, ему начисляется 3 балла. Если он в 1-3 случаях одинаково пользуется и правой, и левой рукой, то получает 2 балла.

Если в 4-10 случаях он пользуется и правой, и левой рукой, то получает 1 балл. Если больше, чем в 10 случаях используется левая рука, оценка составляет 0 баллов.

Теппинг-тест. Данная методика позволяет оценить темп, ритм и устойчивость движений. На листе бумаги, разделённом на 4 части, испытуемый должен ставить точки карандашом последовательно в каждой из частей в течение 15-30 секунд. Оценивается количество точек, поставленных каждой рукой, и равномерность работы. Затем вычисляется коэффициент правой руки по формуле

Динамометрия. Эта методика направлена на измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Замеры производятся трижды: три раза подряд определяется сила сначала одной, а затем другой руки, после чего вычисляется среднее значение силы для каждой руки. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). Аналогично предыдущему тесту рассчитывается Кпр.

При выполнении тестов на динамометрию и теппинг, если Кпр положительный, то испытуемый получает 2 балла, если асимметрия отсутствует — 1 балл, отрицательный — 0 баллов. По результатам выполнения всех мануальных проб подсчитывается общее количество баллов и оценивается степень выраженности доминирования правой или левой руки.

Нейропсихология: простые упражнения для оптимизации работы нервной системы ребёнка. Анна Давидович

Исследование динамического праксиса

Динамическая составляющая двигательных функций включает в себя скорость движений и плавность переключения с одного из них на другое. Нормальное выполнение двигательных актов невозможно без сукцессивной моторной программы (последовательности двигательных команд). В противном случае плавное автоматизированное движение замещается разорванным, поэлементным, где каждый следующий компонент требует особой команды. Отчетливее всего нарушения динамического компонента движений проявляется при письме: каждый элемент буквы пишется отдельно, часто возникают ошибки по типу инертности, когда пациент добавляет лишние элементы. Для того чтобы оценить состояние серийной организации движений, необходимо проанализировать, как пациент овладевает новой для него двигательной программой.

Проба «кулак-ребро-ладонь». Пациенту показывают серию из трёх движений: кисть руки, лежащей на столе, сжимается в вертикальный кулак, затем ставится на ребро, а потом кладётся на стол ладонью вниз. В качестве образца движений предъявляются сразу 3-4 серии.

Затем испытуемому предлагают повторить то же самое ведущей рукой, попросив его не останавливаться без команды нейропсихолога. Убедившись в том, что двигательная программа сформирована, специалист предлагает пациенту продолжить её выполнение в максимально быстром темпе. Затем задание выполняется другой рукой. Чтобы избежать эффекта «научения», следует изменить стимульную последовательность движений, предложив испытуемому другую серию — например, «кулак-ладонь-ребро». Анализируются следующие показатели выполнения задания:

  • скорость, точность и прочность усвоения двигательной программы;
  • пространственные ошибки (замена вертикального кулака горизонтальным, неправильная постановка ладони на ребро и др.) (рис. 44);
  • нарушение последовательности двигательных элементов;
  • упрощение программы или её расширение за счёт непредъявлявшихся элементов;
  • возможность ускорения движений и произвольной регуляции их темпа;
  • плавность переключения между сериями движений.
Читайте также:
Программа для настройки джойстика

Следует учитывать, что выполнение данной пробы требует не только плавности переключения с одного движения на другое, но и запоминания пространственных характеристик элементов моторной программы, их порядка, включения в деятельность произвольной регуляции с помощью внешней и внутренней речи.

Проба на реципрокную координацию. Задание выполняется аналогично предыдущему: пациенту предъявляется серия движений, которую он должен неоднократно повторить, а после усвоения двигательной программы ускорить темп. Проба выполняется двумя руками одновременно и выявляет возможности и особенности их взаимодействия.

Во время тестирования руки находятся на столе, и когда кисть одной из них сжимается в горизонтальный кулак, другая лежит ладонью вниз. Затем положение рук одновременно меняется на противоположное (рис. 45). В качестве образца демонстрируется 5-6 пар движений. Параметры оценки такие же, как и в предыдущей пробе. Кроме них, необходимо обращать внимание на следующие особенности выполнения задания:

  • отставание одной из рук;
  • синкинезии (выполнение двумя руками одинаковых движений)
  • последовательное выполнение движений каждой рукой вместо одновременного;
  • дополнительное передвижение всей руки;
  • недоведение движений до конца (кисть не полностью сжимается в кулак и/или не до конца разжимается).

Графическая проба «Забор». Задание направлено на выявление особенностей усвоения и автоматизации двигательной программы при письме. Проба выполняется на белой бумаге без клеток и линий. Чтобы получить больше графического материала для анализа характера графических навыков пациента, лист лучше расположить горизонтально. Больного просят продолжить узор до края листа, не отрывая карандаш от бумаги.

При оценке качества выполнения задания важно отмечать наличие следующих ошибок:

  • «оплывание» контура рисунка, когда в узоре отсутствуют чётко прорисованные углы и соединения;
  • рисование узора с заметным наклоном;
  • разрывы в контуре рисунка, несмотря на инструкцию;
  • наличие тенденции к микро— или макрографии;
  • заметная неравномерность элементов узора;
  • ошибочное повторение элементов вместо их чередования.

Исследование кинестетического праксиса

Кинестетическая основа движений — ощущения, дающие субъекту информацию о положении его тела, возникающие при раздражении кожных рецепторов и проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Кинестетическая информация играет важнейшую роль как на начальной стадии организации двигательного акта, так и на конечной, осуществляя контроль над правильностью выполнения движения. Исследование кинестетического праксиса имеет непосредственное отношение к диагностике кинестетической апраксии и афферентной моторной афазии.

Праксис позы пальцев. Нейропсихолог просит пациента повторять за ним определённые положения пальцев кисти той же рукой, какой они демонстрируются ему. Поочерёдно обследуются обе руки.

Перенос поз. Задание выполняется аналогично предыдущему, только образец позы специалист «создаёт» на одной руке пациента, складывая его пальцы определённым образом, после чего испытуемый пытается воспроизвести заданное положение на другой руке. Проба выполняется с закрытыми глазами.

При выполнении проб на кинестетический праксис важно учитывать следующие ошибки:

  • замена «правильного» пальца соседним;
  • пространственные ошибки при выборе пальцев (например, выставление мизинца вместо указательного пальца);
  • развёрнутый поиск заданного пальца, когда пациент пытается задействовать в позе все пальцы по очереди, пока не остановится на нужном;
  • воспроизведение стереотипной, упроченной в опыте позы вместо непривычной заданной (например, складывание в кольцо большого и указательного пальцев вместо заданных большого и безымянного).

Пробы на оральный праксис. Исследование орального праксиса направлено на выявление нарушений кинестетического фактора, обеспечивающего правильную артикуляцию. От пациента требуется повторить по образцу или по речевой инструкции такие движения как вытягивание губ в трубочку, надувание щёк, облизывание губ, щёлканье языком и др.

Исследование пространственного праксиса.

Пробы Хэда. Эти пробы были предложены в 20-х годах ХХ века Г. Хэдом. Всего с больным проводится 8-10 проб, каждая из которых представляет собой определённую позу, в которой задействованы одна или обе руки. Нейропсихолог садится напротив пациента, показывает данные позы и просит повторить их.

Следует обратить внимание испытуемого на то, чтобы он выполнял пробы той же рукой, что и специалист. Можно предложить пациенту и другой вариант выполнения этой методики — не по наглядному образцу, а по речевой инструкции (например, «Покажите левой рукой правую щеку»).

При качественном анализе результатов учитываются следующие ошибки:

  • замена рук (зеркальное выполнение движения);
  • пространственные ошибки (например, неправильный разворот кисти руки);
  • топические ошибки (например, вместо того, чтобы взяться за ухо, пациент дотрагивается до щеки).
  • игнорирование левой половины лица и туловища.

Исследование регуляторного праксиса

Несмотря на то, что все виды праксиса относятся к произвольным движениям и поэтому нуждаются в регуляции и контроле, к пробам на регуляторный праксис предъявляются особые требования. Они включают в себя усвоение и удержание программы, возможность своевременного переключения и отхода от стереотипа.

Конфликтная проба. Задание выполняется в два этапа. В начале пациента просят точно повторять движения специалиста до тех пор, пока не сформируется устойчивый двигательный стереотип. Когда нейропсихолог показывает палец, испытуемый в ответ также показывает палец. Если же специалист показывает кулак, пациент тоже сжимает кисть в кулак.

Читайте также:
Заблокировал программу как разблокировать

После того, как двигательный стереотип сформирован, наступает второй этап, на котором инструкция меняется. Теперь пациент, увидев кулак, показывает в ответ палец, и наоборот. По результатам выполнения пробы анализируется возможность переключаться на другую двигательную программу, выявляется наличие тенденции к персеверациям и, особенно, к эхопраксиям, так как на втором этапе испытуемому приходится выполнять не то движение, которое ему показывают.

Реакция выбора. Данная проба построена по тому же принципу, что и предыдущая, однако стимулами в ней выступают не движения, а звуки. Когда нейропсихолог стучит по столу один раз, пациент должен поднять правую руку. Если же специалист стучит два раза, испытуемый поднимает левую руку.

На первом этапе звуковые стимулы чередуются, благодаря чему у пациента, как и в «конфликтной пробе», вырабатывается двигательный стереотип. На втором этапе задания происходит «ломка» данного стереотипа, так как звуковые стимулы начинают предъявляться в случайном порядке. Правильные ответные моторные реакции испытуемого возможны лишь при сохранной регуляции движений.

Источник: psyera.ru

4 нейропсихологических упражнения на навыки контроля и планирования

4 нейропсихологических упражнения на навыки контроля и планирования

За самоконтроль и планирование своих действий у человека отвечает так называемый третий функциональный блок головного мозга. Если с этими навыками у ребенка возникают сложности к старшему дошкольному возрасту, значит, в сенситивные периоды развития его головной мозг не получал должную сенсорную нагрузку. «Ребенок, который не напрыгался и не натрогался «всего на свете» в раннем возрасте, в последствии с трудом может выстраивать алгоритм своих действий и выполнять простые инструкции», — говорит Ольга Филимонова, педагог-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 4» г. Сосновый Бор, Ленинградская область. Компенсировать недостаток сенсорной нагрузки и корректировать такие последствия помогают нейропсихологические игры.

Периоды в жизни ребенка, когда условия для развития какой-либо стороны его психики наиболее благоприятны, называются сенситивными.

Мария Монтессори отмечала шесть таких периодов от 0 до 6 лет, в которые развиваются речь, движения и действия, социальные навыки, восприятие порядка. В каждый из них для ребенка важно активно задействовать свою сенсорную систему: познавать мир через прикосновения, прыжки, развитие мелкой моторики. Функциональные блоки головного мозга. За что отвечают? Нейропсихология выделяет три таких блока.

Энергетический блок

Его функция — регуляция общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации Его функция — получение и переработка сигналов от основных анализаторов: зрительного, слухового и кожно-кинестетического.

Блок программирования

Отвечает за регуляцию и контроль, за протекание сознательной психической деятельности. Согласно концепции, которую представил А.Р. Лурия, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, соратник Л.С. Выготского, именно третий блок головного мозга отвечает за формирование планов действий.

По достижению ребенком трех летнего возраста, рекомендуется выполнять упражнения на развитие 5 базовых умений третьего блока мозга, а именно придумывать, планировать, выбирать, контролировать, оценивать. Если в старшем дошкольном возрасте эти навыки развиты слабо, следует включать в программу нейропсихологические игры, в которых ребенок учится алгоритмизировать процесс, понимать и выстраивать последовательность своих действий.

Контролируйте нагрузку

Задача, которая требует от ребенка двигательной активности и одновременно контроля с его стороны, оказывает большее воздействие на подкорку. Ребенок, занятый написанием букв, может высовывать язык, изгибаться из стороны в сторону на стуле.

Это происходит из-за того, что в такие моменты на мозг ребенка идет слишком большая нагрузка, и ему сложно контролировать все свои действия одновременно. Однако чем лучше усваивается новый навык, тем больше он локализуется в подкорке и подобных сопутствующих действий постепенно становится меньше. Во время нейропсихологических игр нагрузка на мозг ребенка значительно сильнее, чем при активных играх или занятиях спортом, поэтому их нельзя использовать в качестве динамической паузы. Напротив, после них ребенку необходима разгрузка. Нужно «освободить мозг»: попрыгать, побегать, попить воды.

4 упражнения из нейропсихологии для занятий в группе детского сада

Дети повторяют действия за воспитателем. Воспитатель проговаривает действия для лучшей концентрации детей или задает ритм стишками и потешками.

Упражнение №1. «Мой мячик»

Берем в руки по небольшому мячу и максимально безотрывно прокатываем его по разным частям тела: плечам, груди, животу. При этом необходимо проговаривать его положение (верх-низ, право-лево, правая рука, левая рука и т.д.). Можно придумать сюжет, например, как ежик катится по полянке и встречает на своем пути разные препятствия.

Упражнение №2. «Колечки»

Поочередно соединяем кончик большого пальца с кончиками остальных пальцев от указательного к мизинцу и обратно на обеих руках одновременно, образуя колечки: большой-указательный, большой-средний и так далее. Для лучшей концентрации можно задавать ритм счетом или потешкой.

Упражнение №3. «Перебирание пальцев»

Усложненный вариант упражнения «Колечки». Соединять нужно кончики больших пальцев с кончиками других пальцев, но уже противоположной руки. В этом случае пальцы образуют не колечки, а «восьмерки». Каждой парой пальцев нужно несколько раз «пошагать», (сперва пара правый-левый сверху, затем — левый-правый сверху и т.д.), при этом кистями рук не крутим.

Читайте также:
К какому виду программ можно отнести базельскую конвенцию по трансграничной перевозке отходов

Упражнение №4. «Хасты»

  1. Ладошки домиком;
  2. Кисти в замок костяшками вверх, соединив ладони;
  3. Одна рука с поднятым вверх большим пальцем стоит на ладошке второй руки, затем руки меняем;
  4. Пальцы сцеплены, но ладошки разъединены (ладони как бы образуют каркас);
  5. Обе руки кулаками вниз;
  6. Каждой рукой изобразить букву «V» (по два пальчика вверх).

Затем повторить по кругу.

Упражнение также учит ребенка чувству времени. На первых занятиях можно выполнять его под тиканье часов, метроном или счет взрослого. Затем ребенок должен будет засекать время самостоятельно.


Котова Анна

Фото автора Yan Krukov: Pexels

Источник: xn--d1au.online

Упражнения и игры на самоконтроль

Дети, которые приходят к нам в центр, часто отличаются импульсивностью, невнимательностью, слабостью мотивации, эмоционально-волевой регуляции. Это все свидетельствует о незрелости передней ассоциативной зоны головного мозга и подтверждается соответствующими нейропсихологическими пробами.

Предлагаем вашему вниманию простые упражнения на тренировку 3 функционального блока мозга (лобной доли). Они подойдут всем детям для развития волевого компонента психики, саморегуляции, внутреннего контроля, улучшения произвольности, внимания. Данные игры могут использовать как педагоги, так и родители. Содержание можно менять.

Основные задачи упражнений: оттормаживание внутренних импульсов (не делать первое, что хочется), удержание заданной программы, выбор действия в зависимости от условий. Кстати, для таких детей очень важно учиться ждать своей очереди (для этого подойдет любая групповая игра, где нужно ходить по очереди, соблюдать правила).

Итак, играть всегда начинаем с самого простого варианта, а если ребенок справляется, то постепенно усложняем. Не забывайте, что ребенку интересно также побыть в роли ведущего, и это очень полезно, ведь это тоже предполагает знание и соблюдение правил.

Реакция выбора

  • Игра «Съедобное-несъедобное». По сути это самая простая «реакция выбора», когда на один стимул совершается одно действие, а на другой – действие второго вида. Группы стимулов могут быть разные: живое-неживое, любимое-нелюбимое.

К реакции выбора можно отнести игры: «Воробьи и вороны», «Ноги и голова», «Лилипуты и великаны». Это игры одного типа, но с разным сюжетом (чтобы не терялся интерес ребенка). Инструкция: «Когда говорю «воробьи», нужно присесть и стать маленьким, как воробушек. А когда я говорю «вороны», нужно встать и помахать крыльями» (в варианте «Ноги и голова» — нужно просто показать нужную часть тела; в «Лилипутах и великанах» — тоже стать маленьким или большим по инструкции).

Удержание программы и торможение

  • «Приглашение на бал». Это тоже старая игра. Правила вводятся так: «Вам барыня прислала приглашение на бал и сто рублей. Что хотите-то купите, «да» и «нет» — не говорите! Вы поедете на бал?». Поясняем ребенку, что нужно отвечать на вопросы как угодно, но нельзя говорить «да», «нет», «черное», «белое». Как только сказал – проиграл!
  • «Руки-ноги-голова». Это очень сложная игра для большинства дошкольников и многих младших школьников. Нужно показывать называемую часть тела, но с опозданием на одну единицу. Ведущий говорит: правая коленка (ничего не показываем), нос (показываем правую коленку), левая пятка (показываем нос).
  • «Пожалуйста!». Нужно делать то, что говорит ведущий, но только если он сказал «пожалуйста!».
  • «Море волнуется раз». Это еще одна старая игра. Можно играть в групповом формате. Напомню правила. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (в это время игроки раскачиваются, изображая море)! Морская фигура на месте замри!» В этот момент все игроки должны замереть в форме чего-то морского (предмет или животное, птица, рыба) и не шевелиться, пока ведущий не разгадает фигуру. Потом роли меняются.
  • «Бегемотики бежали и на кнопочку нажали». Эта групповая игра. Ведущий встает в центр, вокруг него чертится круг (диаметр примерно 3 метра). Нужно отметить центр круга и разделить его на сектора, по количеству игроков или чуть больше. Каждому сектору присваивается номер. Ведущий встает в центр, закрывает глаза и читает присказку: «Бегемотики бежали и на кнопочку нажали. СТОП». До слова «СТОП» игроки бегают по кругу, по команде останавливаются. Ведущий с закрытыми глазами называет номер любого сектора. Игрок из этого сектора начинает убегать. Ведущий ждет некоторое время, потом кричит снова «стоп!». Игрок останавливается. Ведущий должен оценить расстояние до игрока в шагах (это могут быть обычные, великанские, лягушачьи, лилипутские, верблюжьи шаги). После этого он шагает озвученное количество раз и дотрагивается до игрока (если не угадал – проиграл).

Как видно, многие игры знакомы нам еще с нашего детства, но они не потеряли своей актуальности и помогают развить саморегуляцию.

Источник: emberint.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru