С программой «Учитель для России» (УДР) журналиста Properm.ru Татьяну Зырянову познакомила специалист по реализации общественно-значимых проектов Арина Плюснина. Уже год она работает в этой программе рекрутером (набирает кадры). В Пермском крае УДР пока не сотрудничает со школами, хотя есть интерес, и участники из Перми, уехавшие в рамках программы в другие регионы тоже есть.
Арина Плюснина родилась в Перми. С отличием окончила Пермский университет. Работала в Управлении общественных связей Пермского университета, фестивале «Флаэртиана», реализовывала в Перми благотворительные и общественно значимые проекты, работала в фонде помощи детям «Дедморозим» координатором по «пропаганде чудес». С 2020 года работает в программе «Учитель для России», сейчас занимается привлечением и отбором кандидатов на Урале.
— Кем придуман проект, кем финансируется, с какого года?
— «Учитель для России» — это общественная программа, которая реализуется с 2015 года, чтобы у каждого ребёнка в нашей стране появилась возможность получить качественное школьное образование. Программу реализует благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель». Как некоммерческая организация, мы не извлекаем прибыли из своей деятельности. Программа придумана выпускницами Санкт-Петербургского университета Алёной Маркович и Леной Ярмановой, а также Ольгой Фогельсон и Федором Шеберстовым.
Учитель для России: ответы на ваши вопросы
«Учитель для России» предлагает специалистам из разных сфер альтернативный вход в профессию учителя, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет. Мои коллеги вдохновлялись моделью международного движения Teach For All, которое объединяет выпускников вузов в 60 странах. Практика преподавать в не самых успешных школах популярна среди выпускников престижных вузов по всему миру.
Выпускники университетов — базово необязательно по педагогическому профилю, — пройдя профессиональную переподготовку и отбор, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — новые кадры.
Идея программы для многих чиновников и партнёров звучала фантастически. Задуманная в 2013-м году, программа «Учитель для России» запустилась только в 2015-м. Теперь «Учитель для России» — это российская программа, ориентированная на наши реалии, наши методики преподавания, наш контекст. Тогда же был создан фонд поддержки и развития образования «Новый учитель», который сейчас реализует не только программу УДР, но и другие проекты, направленные на развитие школ, — инициированные выпускниками программы.
— Какой бюджет программы? Как он пополняется?
— Источников финансирования у программы три: благотворительные пожертвования бизнес-компаний и частных доноров, региональные министерства образования (регионы выплачивают стипендии своим участникам), а также наши стратегические партнёры, которые помогают программе сохранять устойчивость даже в разгар пандемии. В 2021 году бюджет программы «Учитель для России» составил 309 млн рублей.
Как устроена программа «Учитель для России»?
82% — финансирование от частных и корпоративных доноров, 18% — региональные средства для прямой поддержки стипендиями учителей в школах. Так как мы некоммерческая организация, то мы отвечаем за вклад каждого — независимо от того, сделано ли пожертвование физическим лицом или компанией. Поэтому мы прозрачны в привлечении и расходовании денег. Заинтересованные в новых учителях регионы находят средства, чтобы оказывать участникам финансовую помощь, а мои коллеги из отдела фандрайзинга работают с частными лицами и бизнес-партнёрами, чтобы каждый участник был обеспечен необходимой поддержкой, чтобы качественно работал рекрутинг и отбор, работали инструменты для поиска новых участников.
— Сколько регионов участвуют в программе?
— В настоящий момент новые учителя есть в семи регионах России: Воронежской, Калужской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Тамбовской областях и Ямало-Ненецком округе. Со следующего учебного года они выйдут и в школы Приморского края — в этом году мы впервые набираем учителей во Владивосток. Итак, восемь регионов. У каждой области свой запрос к УДРовцам: работа в отдалённых школах для детей кочевых народов, работа на окраине регионального центра, работа с детьми мигрантов. С этими задачами работают выпускники программы, изменения начинаются с выхода учителей в школы, первой линейки, звонка, урока.
— Какие цели ставит перед собой программа, нанимая на работу того или иного учителя?
— Чтобы у каждого ребёнка на пустующем месте появился классный учитель. То есть безопасный, разделяющий гуманистические ценности взрослый, прекрасно разбирающийся в своём предмете, замотивированный работать с детьми на их результат, предлагать школе решение тех задач, на которые у самой школы подчас не хватает ресурсов. Речь не только о том, чтобы восполнить недостающие кадры в школе, но и о том, чтобы в региональном образовательном контексте появились инициативы для изменений.
— Как измеряют результат деятельности учителя?
— В отличие от общепринятой оценки только лишь образовательного результата учеников, «Учитель для России» в своей работе оценивает ещё и обратную связь от детей, других учителей и администрации школы. Мне кажется, это очень разумно — просить оценить результат твоей работы тех, ради кого ты работаешь каждый день. Поэтому дважды в год мы проводим замеры по системе TRIPOD и агрегируем обратную связь от детей и школ. Это помогает понимать, насколько благодаря нашему учителю изменилась мотивация детей, вовлечённость в учебный процесс и внеурочные мероприятия, насколько изменился психологический климат в классе, есть ли в классе буллинг и вообще — насколько ученики чувствуют себя в безопасности в классе, расширилась ли область интересов ребят.
Оцениваются, конечно, и образовательные результаты, участие в олимпиадах и внеурочных событиях (для большинства наших учеников это принципиально новый опыт). Обратная связь от школ помогает нам понять результаты с точки зрения взаимодействия участников программы со школьной средой, родителями учеников, снижение неблагоприятного фона. Так как мы видим все эти результаты в динамике, мы можем оценить социальный эффект и наметить зоны роста.
— Кто из Пермского края принимает участие в программе? Почему они не стали работать учителями в Прикамье?
— Первый участник из Пермского края пришёл в «Учитель для России» пять лет назад. Фёдор Бажанов после Пермского университета начал преподавать в одной из школ Пермского района. И спустя год уехал с УДР в Калужскую область, в Ермолино.
Там он преподавал историю и обществознание, инициировал появление проекта «Одинаково разные» для детей-инофонов [программа адаптации детей, для которых русский язык — иностранный]. После выпуска он не вернулся в Пермь, остался жить в Москве, продолжил работать в программе методистом, совмещая это с работой в престижном московском лицее. С конца прошлого учебного года Фёдор оставил все свои работы и сосредоточился на образовательном курсе «Мастерство педагога», который помогает в переподготовке новых участников «Учителя для России». В планах у Федора и его команды усиливать новых участников методически, начать публиковать обучающие пособия (всё же программа накопила огромный инструментарий за 6 лет работы — им хочется делиться) и воспитывать новое поколение менторов — сотрудников «Учителя для России», которые сопровождают участников в школах.
После него из Пермского края по программе уехали с десяток участников. Галина Кутявина переехала с двумя детьми в Калужскую область, три года работала там учительницей, а с этой осени стала директором большой новой школы в посёлке Балабаново. Выпускница пермской Высшей школы экономики Ульяна Гилёва ведёт уроки в малокомплектной школе в Новосибирской области.
Екатерина Дружинина оставила работу на двух ставках в пермской гимназии и сейчас преподаёт русский и литературу в Нижегородской области. К сожалению, пока не вернулся никто. Пока в регионе нет запроса на специалистов такого плана и предложения для них, им некуда возвращаться. Но я думаю, что всё впереди.
— Как программа может помочь с решением такой проблемы как битва за поступление в 1 класс в Перми? Или с такой как платные рабочие тетради?
— Причина «битвы за 1 класс» в проблеме, которую решает «Учитель для России» — в образовательном неравенстве. Кому-то несложно купить набор тетрадей для своего ребёнка, но для кого-то эта покупка означает понижение качества жизни для всей семьи на целый месяц. На проблему образовательного неравенства можно взглянуть через призму целой страны, а можно — в пределах нашего города.
Даже в Перми и близлежащих районах существует пропасть между качеством образования школ в разных микрорайонах. И я понимаю родителей, которым хотелось бы, чтобы их ребёнок учился не в школе в Заостровке, на Юбилейном или на Гайве, а в гимназии в центре.
Нам срочно нужно понять, что проблемы не рассосутся сами по себе. Сейчас слепым пятном остаются школы, где растёт количество детей-мигрантов. И то, что учителя работают на полторы-две ставки, потому что предмет некому вести. В прошлом году в школах края пустовало более 258 штатных единиц — они были перекрыты теми учителями, которые уже работают в школах. Четверть от этого числа — педагоги-психологи.
Ещё одна проблема, на которую нужно перестать закрывать глаза — почти 40% педагогов в Пермском крае старше 50 лет, а в целом по России численность педагогов в возрасте 22–25 лет составляет лишь 5,5%.
Молодые педагоги уходят из школы из-за низкой зарплаты, но не только. Ещё из-за сверхнагрузок, отсутствия методической поддержки, педагогического одиночества, обесценивания работы. Если не начать действовать уже сейчас в привлечении в школы новых кадров, то через 10 лет с нами случится катастрофа. Во время одной из пресс-конференций министра образования Пермского края Раиса Кассина сказала: «Мы должны обеспечить качественное образование в школе по месту жительства». Я полностью с этими словами согласна, и я понимаю, как «Учитель для России» может Пермскому краю в достижении этой цели помочь.
Есть такое определение — резильентные школы. Это школы, которые работают с самыми сложными учениками — из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития — и при этом добиваются высоких результатов. Школы-партнёры УДР становятся резильентными — и ученики там достигают высоких результатов несмотря на трудные обстоятельства, стартовые условия, в которых они живут. Родители таких учеников часто не имеют возможности нанять репетиторов для своих детей. Мы учим наших участников быть такими учителями, чтобы детям в школах не нужны были репетиторы.
— Каким — в рамках программы — должно быть взаимодействие школы с родителями? Как сглаживать, избегать конфликтов?
— То, что я сейчас скажу, вероятно, прозвучит просто. Но нужно понимать, что нет никакого волшебного рецепта. В программе мы видим, как важно общаться со всеми участниками образовательного процесса с позиции сотрудничества. И родители — тоже участники этой истории.
Школа сегодня становится всё более закрытой системой с вертикалью власти, при этом реальные участники образовательного процесса вообще перестают участвовать в принятии решений. Конечно, это вызывает бурю недовольства, которое кипит в родительских чатах и обрушивается на педагога. Однако это не проблема конкретного учителя, а проблема системы. Учителю сегодня вообще непросто, учителю в первую очередь нужна поддержка и помощь.
— Помогает ли программа в решении проблемы буллинга?
— Само по себе появление программы в регионе не решает проблему с травлей в школах. Но её могут решить конкретные учителя и психологи на местах. Мы как программа предлагаем участникам максимум инструментов по работе с травлей в школе и, если это необходимо, находим экспертов для решения особо сложных кейсов.
Недавно наши друзья из фонда «Шалаш» запустили портал о трудном поведении — очень рекомендую его педагогам, в его разработке принимали участие и выпускники УДР. Буллинг есть практически в каждой школе. Его невозможно не заметить, но часто учителя не знают, что делать в ситуации травли. А если это кибербуллинг? А если буллинг направлен на учителя?
А если исходит от учителя или твоего коллеги? Ситуаций бывает множество и важно, чтобы у учителя были инструменты, чтобы он знал, на кого и на что он может опереться, чтобы сохранить спокойствие, уверенность и помочь всем детям выйти из обстоятельств травли с минимальными потерями.
— Как относятся учителя школы к новичкам по программе?
— Учителя для России не приходят в школы, чтобы «причинять добро». Они приходят, чтобы помочь детям и школе решить те проблемы, на которые у школ не хватает ресурса. Школы-партнёры программы признают, что изменения им необходимы — и готовы принять в ряды педагогов учителей не всегда форматных. У кого-то из учителей цветные волосы, например.
Да, встречают людей в России по-прежнему по одёжке, поэтому особенно в первые годы работы программы в регионе отношение настороженное. Однако со временем и учителя, и руководство школы, а главное, дети понимают, что за люди к ним приехали. В первый год происходит обычно погружение в контекст школы, а на второй, помимо преподавания, учитель реализует свой проект на базе школы. Например, в школе в селе Глазок Тамбовской области появилась новая библиотека, ставшая одним из главных общественных пространств для подростков села.
— Как вы считаете, что может дать программа Прикамью? Может ли появиться учительское сообщество с новыми установками, ценностями, программами?
— Программа «Учитель для России» — это ресурс для региона. Она может дать новых учителей, которые после участия в программе возьмут на себя задачи, на которые у региона сейчас не хватает кадров и опыта. Я работаю в «Учителе для России» рекрутером больше года и знаю, какого высокого качества участников набирает программа. Оглядываясь на родной Пермский край, я думаю, что в первом такте программа помогла бы решить проблему образовательного неравенства внутри Перми — такая практика есть у «Учителя для России» в Великом Новгороде и с похожей задачей программа вышла во Владивосток. Во втором такте — напитать новыми кадрами, поддержкой и инструментарием школы в депрессивных районах региона или малых городах края.
Насколько я понимаю, замечательные программы вроде «Сельского учителя» находят педагогов для сельских школ, а вот городские школы испытывают острую потребность в кадрах. Затем можно было бы двинуться на север, в Гайнский район, в его отдалённые школы — похожую задачу решает программа в Ямало-Ненецком автономном округе. Летом я ездила в Гайнский район, говорила с местным директором и чуть не осталась там учителем русского языка и литературы. Однако я понимаю, что как человек с опытом работы в профессиональной некоммерческой организации я могла бы сделать больше для школ региона.
«Учитель для России» мог бы напитать региональную экосистему образования замотивированными, сильными, образованными кадрами — которые обычно из региона уезжают.
— Какие перспективы у УДР? Какие цели и задачи вы ставите?
— Сейчас «Новый учитель» как организация переживает трансформацию из фонда с монопрограммой «Учитель для России» в организацию, объединяющую несколько разных программ, в том числе «Одинаково разные», «(В)месте» (программа преобразования школьных пространств), запускается программа по преобразованию социально-психологических служб «Школа поддержки», запустился управленческий трек — когда при поддержке «Нового учителя» выпускники УДР становятся директорами и завучами в школах, выпускники организуют онлайн-школу для детей, чьи родители не могут оплачивать репетиторов для поступления в университет — и наши учителя готовят ребят к экзаменам.
Цель фонда и программы «Учитель для России» — это по-прежнему развитие региональных школ через комплексную работу и решение проблемы образовательного неравенства.
Я бы хотела, чтобы Пермский край стал девятым регионом-партнёром программы «Учитель для России». Возможно, ближайшая пара лет — последняя возможность привезти учителей для России в регион. Пока для участников из Пермского края стать «учителем для России» означает переехать в другой регион. Новый набор в программу открыт.
Источник: properm.ru
Я участвовал в программе «Учитель для России». Вот что мне это дало
Василий Федоров — учитель математики, руководитель и методист образовательных лагерей, организатор проекта «Неделя вожатства» и выпускник проекта «Учитель для России». Василий рассказал о двух годах своей деятельности в рамках программы «УДР» и о том, как повлияло преподавание для школьников из Новгородской области на его жизнь и профессиональное мышление.
— Василий, почему вы решили принять участие в программе «Учитель для России»?
О проекте «Учитель для России» я узнал сразу с момента его запуска в 2015 году, так как в сфере образования я уже давно. Но участвовать смог только в 2019-м.
Причин лично у меня было несколько. Первая — вызов себе. Поднимая уровень ребят на различных курсах, я задавался вопросом: это в школе так все плохо или это я такой классный? Мне хотелось проверить гипотезу — а изменится ли что-то, если я перейду на другую сторону поля, то есть пойду работать в школе, а не в дополнительном образовании.
Вторая — желание «причинить пользу». Не просто попробовать, что я могу сделать в школе, но и проявить таким образом свою гражданскую сознательность.
Когда в феврале 2019-го в стране шли митинги, многие мои знакомые гордились тем, что они гражданские активисты — выходили на митинги. А я для себя решил, что лучше поеду на 2 года поработаю и прину Родине гораздо большую пользу. Построить счастливую Россию будущего, предоставив детям хороший уровень образования.
Третья — преемственность поколений. У меня семья педагогов. В СССР была система распределения молодых учителей по школам, и программа «УДР» тоже похожа на распределение. Есть и приятные совпадения — бабушка в свое время работала на Байкале, и я тоже работал у большого озера. А позже бабушка и дедушка уехали по похожей программе в Африку преподавать на французском литературу и химию. Я, конечно, не рискну сравнивать регионы России с Африкой, но все же, знаете, тоже вижу в этом что-то судьбоносное…
Ну и, в-четвертых, участие в таком проекте — это всегда хорошо для самооценки.
— Расскажите о школе, в которую вы попали. Как вас приняли в ней, как вообще проходило распределение по школам?
Распределение всегда происходит по желанию. У организаторов есть понимание, в какую школу кого отправить в зависимости от того, где другие молодые учителя заканчивают работу. Но школу всегда можно выбрать, можно приехать в несколько регионов, осмотреть школы, познакомиться с детьми, педагогами. Я принципиально хотел поехать в школу, в которой программа действует первый год, — чтобы мы начинали вместе.
В итоге «моим» местом стал небольшой городок (10 тыс населения) Малая Вишера в Новгородской области. Это город в удобном ж/д сообщении между Питером и Москвой, где меня ждала прекрасная школа довоенной постройки с колоннами 1939-го года. Здание без малейшего намека на ремонт, бабушки учеников, заходя, улыбались: «Да мы за этими же партами учились!».
Нас приехало трое — я и две девушки-подруги из Питера, преподавательницы английского и истории/общества. Нас встретили хорошо, были искренне нам рады. К тому же нам сразу повезло с жильем — одна из учителей уехала из страны в Норвегию к мужу на ПМЖ и просто предложила нам жить в ее доме. Удивительное совпадение! Да и в целом по опыту могу сказать, что в регионах вообще почти всегда местные сразу готовят для молодых учителей жилье, а вот в городах ребята обычно решают такие проблемы сами.
— За жилье программа платит учителю 15 тысяч. Плюс ежемесячная стипендия — 20 тысяч. А какая у вас в Малой Вишере была зарплата, и хватало ли денег на проживание?
Зарплата — это грустная часть. Правда, в зависимости от региона заработки учителей отличаются. В Калужской области, например, может за 25 часов выходить около 25 тысяч рублей. У меня же за 25 часов не выходило даже минимальной зарплаты — я получал 12 тысяч. То есть мне платили 12 тысяч, уборщице платили 12 тысяч… В целом получалось 47 тысяч, из которых 35 давала программа и 12 — школа.
При этом Новгородская область вкладывала какие-то деньги в проект, а конкретно в нас вложило деньги частная австрийская компания по добыче леса в Новгородской области. Ведь на участников программы ежемесячно тратится больше, чем 35 тысяч — нужны деньги также на наше обучение, сопровождение.
Так как 25-26 часов плюс другая работа в школе — это ужасная нагрузка, у тебя почти не хватает сил на активный отдых. Иногда, но очень редко, я ездил на выходные в Питер или Москву, но было слишком энергозатратно. В выходные я отсыпался, поэтому тратил деньги только на еду. А из 15 тысяч, выделяемых на жилье, у меня большая часть уходила на электричество.
Так я ничего не накопил, но и в долги не влез. Жить можно, а для регионов 47 тысяч вообще большие деньги.
— Что было самым нелегким для вас в программе в целом и в преподавании в частности?
Само участие — это уже тяжело. Конечно, во многом это зависит от школы. Лично я не могу сказать, что мне попалась ужасная школа и дети.
Самым непростым было неизбежное эмоциональное выгорание
Первые 2 месяца работы в школе я работал с горящими глазами — только что с обучения, где находился в тусовке единомышленников и работал в городском лагере в атмосфере праздника. И вот на этом ресурсе ты выезжаешь первые месяцы, дети к тебе присматриваются, как к новому человеку.
Когда класс, с которым я работал два года, писал ОГЭ — я понимал, что это результат моей работы. Из 20-ти человек, которые не умели складывать и вычитать дроби в начале 8-го класса, не сдали только четверо. И сейчас я считаю, что это настоящая победа для меня, хотя, когда приходил, был уверен, что «у меня все сдадут».
В процессе планку приходилось опускать. Важно справиться с эмоциональным выгоранием, особенно когда получаешь результаты сильно ниже твоих ожиданий.
— Что в участии в программе «Учитель для России» стало для вас самым удивительным?
Это одно из лучших моих воспоминаний. Фонд «Спасибо» привез нам в школу 1,5 тонны вещей, и мы устроили фримаркет — расставляли вешалки в спортзале, раскладывали вещи. Было задействовано много детей, и мы все чувствовали, что делаем вместе что-то значимое для города.
А потом мы компанией организаторов и детей вместе собрались в школе и сделали классный теплый вечер: украшали кабинет (дело было под Новый год), играли в Тайного Cанту, пели под гитару. У меня было чувство, что тепло с летней лагерной смены пришло в школу — мы поблагодарили ребят за то, что они много сделали для фримаркета и показали, как можно в целом организовывать работу в школе. Это был такой теплый и знаковый момент, который сплотил школу. Ненадолго, конечно.
— Можете ли разрушить какой-то известный стереотип о сельских/региональных школах и их учениках? (например, общее бескультурье, низкое качество образования, нехватка учителей, отсутствие социализации и внешкольного досуга)
Могу. Сейчас, например, я работаю в московской школе, где уровень зарплат в 10 раз больше, но при этом уровень преподавания учителей не сильно отличается от Малой Вишеры. Учителя демонстрируют такое же эмоциональное выгорание, срываются на учеников — в целом тот же уровень, хотя, казалось бы, есть все условия, чтобы вести себя с детьми иначе. Все те же вещи, которые я хотел исправить с точки зрения того, как учителя ведут уроки, я вижу и в Москве.
Остальное — только частично. Уровень детей очень низкий, потому что много зависит от бытовых условий. Виден резкий контраст между детьми из полных семей и теми, у кого, к примеру, только мама.
Общее бескультурье — не общее, тоже есть очень сильный разброс. А по уровню общих знаний есть такой кейс — я однажды что-то красиво вывел на доске и говорю: «Ну как тебе такое, Илон Маск?» А они: «А кто такой Илон Маск?». И это в 8-м классе. Они даже свежих мемов не знают.
Их досуг — грустная история. Есть секции, кружки, но они не ходят туда. У них были наборы по лего-работотехнике (1 набор стоит 30 тысяч, он очень крутой, по нему можно программирование изучать, роботов строить) и новые ноутбуки. Все это простаивало 1,5 года, потому что в школе не было людей с нужными навыками. И я подсуетился — мы открыли работу, но в большинстве своем это никого не заинтересовало.
— Какие плюсы и минусы программы «Учитель для России» вы можете назвать как ее участник?
Первый плюс — миссия, мы делаем ребенка автором своей жизни.
Второй — образовательная программа: даже если ты не видишь себя в будущем учителем, то, что тебе дают в образовательной части программы в любом случае бесценно.
Третье — поддержка в течение года. Это и постоянные коуч-сессии с куратором раз в месяц, и встречи с методистами, обучение и проактивное реагирование, когда ты можешь без боязни задать любой вопрос и поделиться проблемами.
Минусов лично я не вижу. Кроме, пожалуй, одного: программа честно говорит, что будет тяжело. Но в моем случае, наверное, нужно было говорить об этом более четко. Ну или я плохо слушал
— Какие по своему опыту можете назвать отличия в работе обычного учителя и участника программы «Учитель для России»?
Это заковыристый, провокационный вопрос. Нельзя сказать, что мы прямо отличаемся. Но если говорить про возрастных учителей: они часто проявляют мало эмпатии, уровень взаимодействия между учителем и школьником отличается.
Также это то, как мы выстраиваем урок. Он состоит из блоков, ни один из которых нельзя упускать. И такой блок, как обратная связь в конце урока или какой-то элемент рефлексии, в московской школе провожу, кажется, только я. Делаю гугл-форму, где спрашиваю, как вам урок, как отношения с классным руководителем, ребята оценивают свой прогресс, пишут что-то анонимно. Для «учителей для России» это важная часть процесса образования.
— Были ли какие-то интересные/смешные/нелепые случаи в школе Малой Вишеры и как вы выходили из таких ситуаций?
Помню из первого урока математики: я прихожу, знакомлюсь с классом, пишу на доске дробь три пятых. Показываю на число три, спрашиваю: «Как это называется?» Ребята отвечают: «Три»! Говорю: «Ок, а как это в дроби называется?» Они признаются, что не знают — признаюсь в ответ, что это числитель. Показываю дальше на пятерку: «А это?» Они начинают рассуждать: «Ну это внизу, значит, это нижний числитель?» Ну, думаю, работать можно — главное, логика есть.
Или как появлялась «новая» мебель в школе — это и грустно, и смешно. Один алкогольный магазин в городе переоборудовался, и свою старую мебель они отдали нам. Как мы вышли из ситуации — с радостью приняли эту мебель и оставили один стеллаж с ценником пива в уголке в память о его бурном прошлом!
— Как вы считаете, что участие в этой программе дает в профессиональном и личном плане ее участникам?
В личном — узнаешь границы своей работоспособности и эффективности. Понимаешь, как стоит и не стоит располагать своим временем, возможностями, трудом и т.д.
Второе — то, что тебе приходится учиться делать очень много всего. Помимо преподавания я научился правильно писать заявки на гранты, конкурсы, договариваться с разными компаниями, чтобы они что-то дали бесплатно; научился дизайну, монтировать видео, вести робототехнику и программирование, работать с документами.
Я стал лучшим онлайн-учителем Новгородской области, занял 3 место, получил губернаторский знак отличия «За верность долгу и милосердие».
Ну и программа дает целое сообщество людей из разных городов, которые становятся безумно родными, потому что вы вместе проходили испытания. А еще — ощущение того, что ты что-то сделал хорошее, правильное и полезное для страны. И этим можно гордиться.
— Слоган программы «Работа, которая изменит твою жизнь и общество, в котором ты живёшь». Как участие в программе изменило вашу жизнь?
Кардинально не изменило, я как был в образовании, так и остался. Но помогло перейти на другой пласт занятости. Но качественно это новый уровень погружения в сферу — с другой стороны, не с эдьютеймента, а с классического эдьюкейшн.
— Было ли то, что лично вас разочаровало, не оправдало ожиданий?
Нет, потому что в программе «Учитель для России» все очень грамотно выстроено. Я сам заскочил в последний вагон и проходил какие-то этапы ускоренно и без должного углубления — например, знакомства со школами. Но это лично моя недоработка.
Поэтому самым главным разочарованием в «УДР» я могу считать только самого себя. Еще и потому, что я не силен в СММ и не веду активно социальные сети, меня разочаровывало то, что я читал в соцсетях о каждой маленькой победе коллег по программе, и думал: «Вот у меня здесь тоже дерево упало, но об этом так никто никогда и не узнает». Ну и, конечно, когда сравниваешь себя с другими, всегда немного огорчаешься и обесцениваешь свой труд.
— Что посоветуете человеку, который задумывается об участии в программе «Учитель для России». Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать участник программы?
Ну во-первых, стоит подписаться на социальные сети проекта просто для того, чтобы посмотреть, что там происходит, как работает программа, что делают люди, как выглядят школы. Конечно же, это лицо программы, уже по нему можно создать позитивный образ.
А самое главное — нужно не пропускать такую крутую штуку, как встречи со своими выпускниками. Там все очень неформально — можно пообщаться с директорами, учителями и спросить, что им нужно и что их гложет.
Можно также просто связаться с программой и попросить приехать в какую-нибудь школу для знакомства, поприсутствовать на уроках. В любом случае, даже если вы не захотите потом быть учителем в этой школе или вообще преподавать, вы станете каким-то ярким событием для детей, которые редко куда-то выезжают, редко видят других людей и роли для подражания которые не понимают с кем им стать после 9 го класса и как вообще судьба может сложиться. В целом я советую не раздумывать, а просто прийти на встречу, пообщаться с людьми, съездить в школу.
— Вы являетесь основателем и организатором конференции «Неделя вожатства». Расскажите о ней!
Наша миссия в том, чтобы изменить восприятие слова «вожатый» у людей. Раньше это слово вызывало неоднозначные ассоциации с людьми, которые не знают, как сделать отдых ребенка безопасным и развивающим, интересным. Вожатство для многих заключалось в банальном присмотре за детьми. А мы собрались компанией, которая в лагерях делала большую образовательную часть, крутые мероприятия, иммерсивный театр, в котором дети принимали участие.
Программа «Учитель для России». В надежде улучшить российское школьное образование
В четверг 8 октября в 15:00 однокурсница, друг и начальник (от имени которой я и публикую этот пост) поставила передо мной, историком по образованию, задачу написать статью для Хабрахабра о том, почему Хабрапользователи должны (!) отправляться работать в школу, нести разумное, доброе и вечное. И так, чтобы статья не выглядела рекламой (работы учителя?
), а еще была бы со статистикой, чтобы побольше цифр и опоры на науку. В общем, при постановке задачи был задействован почти весь арсенал стереотипов о тех, кто тут обитает. Тем не менее, рассказать об этом именно здесь нужно.