Учебный план — это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.
Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта и служит основой для разработки рекомендованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы (см. таблицу 1). В базисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до- профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Это облегчает разработку интегрированных курсов внутри выделенных областей (например, обобщенного курса естествознания).
Базисный учебный план обеспечивает определенный баланс между естественно-научным и гуманитарным знанием с некоторым приоритетом гуманитарного цикла в начальной и основной школе и небольшим перевесом обязательных занятий по естественно-научным дисциплинам в звене полного среднего образования. Следует заметить, что приоритет гуманитарного образования на первых двух этапах оправдан тем, что именно гуманитарная культура и гуманитарное образование составляют основу развития личности на этих этапах, а приоритет естественно-научного содержания в 10 — 11-х классах объясняется необходимостью и возможностью осуществить традиционно присущую отечественному образованию глубокую подготовку по циклу естественных и математических дисциплин.
Новый ФГОС ООО: учебный план. Скачать квитанцию для оплаты ниже…
Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и
Нужно сказать, что реальное соотношение основных блоков изучаемых дисциплин для конкретного учащегося может быть скорректировано за счет вариативной части плана.
Этот план предполагает большую по сравнению со всеми ранее действовавшими учебными планами свободу выбора занятий учащимися и свободу для инициативной разработки новых курсов со стороны школы.
К недостаткам базисного и многих разработанных на его основе планов можно отнести сравнительно «скромную» представленность в обязательной части образовательных сфер «Искусство» и «Физическая культура», а также отсутствие целостной образовательной области «Человек». Недостатки эти могут быть компенсированы за счет вариативной части.
Гораздо более сложной представляется проблема, обозначенная в начале главы, а именно проблема синтеза, интеграции образовательных областей, в первую очередь гуманитарного и естественно-научного знания, выход учащихся, оканчивающих среднюю школу, а в еще большей степени студентов высших учебных заведений на интегрированную картину мира и глобальное мышление, охватывающее в единстве природу, человека, технику, духовный мир — мир чувств, идей, идеалов, способы сохранения и разумного преобразования человеческих отношений и самого человека.
ФГОС 2021: СОСТАВЛЯЕМ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРАВИЛЬНО
Об этом очень убедительно пишет академик Н. Н. Моисеев: «В нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественно-научного знания. Пришло время, когда человечество должно ликвидировать пропасть между двумя «цивилизациями» — гуманитарной и естественно-научной инженерной. » Он считает, что «надо учить не наукам, не предметам, а системе знаний, отдельные предметы должны стать ее фрагментами, закрепленными на некотором общем каркасе. Для нас в те годы таким каркасом была физика. Но не физика отдельных фактов, а модели физики. Теперь таким фактом должна стать экология»[VII].
Над разрешением этой проблемы работают и практики (интегрированные курсы, интегрированные уроки, комплексные экскурсии), и ученые (В. А. Игнатова, И. Т. Суравегина, Л. В. Тарасов, А. В. Хуторский и др.), но проблема эта очень сложна и решить ее быстро невозможно.
Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных программах, которые представляют собой документ, устанавливающий
состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме обозначаются объем знаний (понятия, факты, основные законы, теоремы, рекоменда- | ции), способы деятельности (виды упражнений, типы задач, уме- I ния и навыки). В программах указываются предполагаемые резуль- 6 таты обучения, определяются межпредметные связи, опорные зна- I ния, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Не- г редко задается и примерная методическая модель изучения мате- I риала (опорные понятия, логика и общие методы работы).
| Типовые учебные программы, которые утверждаются Министер- i ством образования Российской Федерации, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят реко- : мендательный характер.
I Школьные рабочие программы отражают национально-регио- ; нальный и школьный компоненты, а также образовательный по- ‘ тенциал школы, творческие возможности учителей. Мастера пе- ¦ дагогического труда создают оригинальные авторские програм- : мы, главным образом по курсам, вводимым именно в данном , образовательном учреждении. Такие программы проходят рецензирование и утверждаются либо экспертными комиссиями отделов (управлений) образования, либо советом школы.
д.); библиографию с указанием основной и дополнительной литературы.
Исторически сложилось две системы построения учебных программ: линейная и концентрическая. Линейное построение означает последовательное поэтапное изучение материала без возвращения к изучаемой теме. Оно логично, экономно, однако не позволяет в должной мере обеспечить глубину и осознанность проработки изучаемого в силу возрастных ограничений, особенно в младших классах. Концентрическое построение предполагает, что ведущие закономерности, понятия, факты могут изучаться несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления учащихся, их развития, обогащения опытом. Концентризм отнимает больше времени, но зато позволяет добиться более глубокого овладения знаниями и более существенного продвижения в развитии.
Негативные стороны линейного и концентрического построения программ удается нейтрализовать, а сильные стороны сохранить при использовании так называемого спиралевидного расположения материала. Особенность такого подхода в том, что изучаемая исходная проблема разрешается постепенно — на основе расширения и углубления круга знаний, познавательного опыта. Процесс идет непрерывно, а не путем эпизодических, часто с перерывом в несколько лет, возвращений к тем или иным проблемам (Ч. Купсиевич).
К сожалению, пока в программах не удается в должной мере отразить основной результат обучения — уровень развития, степень самостоятельности обучаемых, подготовку их к творческой деятельности. Основная трудность заключается в том, что эти показатели очень вариативны, индивидуальны и их унификация или лимитирование очень опасны для живой практики.
И наконец, об учебнике. Учебник и учебные пособия наполняют обучение конкретным материалом, дают ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащимся. В идеале программа и учебник должны в своих исходных основаниях и по логике изложения соответствовать друг другу.
Этого было проще добиться, когда существовала одна официально утвержденная программа по предмету и один стабильный и тоже официально одобренный учебник. Теперь ситуация сложнее. Учебников и пособий по каждому курсу несколько, они вариативны, что дает школе и педагогу свободу выбора, но требует от педагогов и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.
Учебник должен содержать систематическое изложение материала, быть достаточно обобщенным, научно безупречным и в то же время доступным, популярным, интересным. Он должен способствовать овладению методами познания, стимулировать развитие интереса и мыслительных способностей. Для этого полезно проблемное построение материала, а также достаточное количество фактического материала и иллюстраций. Очень продуманным должен быть методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки литературы и др. Дополнениями к учебнику, позволяющими расширять кругозор, овладевать методами самостоятельной работы, служат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, фонохрестоматии, электронные обучающие программы и другие источники.
Вопросы для размышления и контроля Верна ли формула: школьники изучают основы наук?
Выберите верный ответ и обоснуйте его:
а) формула верна: всю науку в школе не осилить, изучаются только основы наук;
б) данная формула верна, но неполна: школьники овладевают не только основами наук, но и основами деятельности, опытом человечества, основами искусства, изучая обычаи и традиции;
в) формула неверна: в школе изучаются учебные предметы — ! особые дидактические конструкции, содержащие материал, отобранный в соответствии с утвержденным учебным планом и проектами. Следует ли формируемые на определенной ступени образования способы деятельности, отношения и ценностные ориентации считать элементами содержания образования?
При любом ответе дайте его обоснование. Какими критериями следует руководствоваться при отборе содержания материала учебных дисциплин? Как определить развивающий потенциал того или иного учебного материала? Какова роль стандартов в образовании? Какие опасения вызывает стандартизация в образовании?
К чему приводит отсутствие стандартов? Каковы роль и специфика гуманитарного и естественно-научного компонентов образования? Каково оптимальное соотношение между ними? Бесспорен ли призыв к гуманитаризации образования? Раскройте сильные и слабые стороны линейного и концентрического построения учебных программ.
Чем школьный учебник должен отличаться от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы?
Беспалько В.П. Теория учебника. — М., 1989.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. — М., 1982.
Леднев В. С. Содержание образования. — М., 1989.
Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991.
Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. — М., 1989.
ЗуевД.Д. Школьный учебник. — М., 1989.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера. — М., 1983.
Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967.
Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. — 2000.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.
Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образо- Эания: Проблемы и перспективы. — М., 1981.
Источник: libr.link
Учебный план: понятие, педагогические требования
Учебный план – документ, который устанавливает перечень, количество рабочего времени, очередность и разделение по этапам подготовки учебных дисциплин, факультативов, модулей, стажировки, других видов практической педагогической деятельности и, если другое не определенно Федеральным законом об образовании, виды промежуточной оценки учеников.
Учебный план содержит:
- структуру и длительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
- список изучаемых дисциплин;
- разделение перечня предметов по годам обучения;
- разделение учебных дисциплин на обязательные и дополнительные;
- недельное и годовое деление времени на прохождение учебных предметов в каждом классе.
Учебный план составляется согласно Стандартам и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).
В соответствии со Стандартом учебный план должен содержать количество учебных занятий за 5 лет (с 5 по 9 классы) в объеме не менее 5267 и не более 6020 часов.
Учебный план подготавливается учреждением самостоятельно, осуществляется и одобряется согласно порядку, который определяется её уставом. Преподаватели вправе на творческую инициативу, создание и использование авторских программ и способов обучения и воспитания в границах осуществляемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в подготовке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных дисциплин.
В учреждении может быть один Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.
Учебный план осуществляется с помощью расписания и является обязательным документом. Учреждение отвечает за выполнение Учебного плана в полном объеме и за качество его выполнения.
Учебный план школы предусматривает обеспечение выполнения Федерального закона «Об образовании в РФ», требований ФГОС НОО.
При создании учебного плана, учитываются цели и задачи, которые стоят перед школой, а так же без внимания не остаются интеллектуальные возможности педагогического коллектива, осуществление права учащихся на выбор предметов, которые наиболее полно отвечают его умениям и потребностям, а также учитываются ценностные ориентиры и приоритеты политики в области образования.
Педагогические требования к учебному плану
- создаваться с выполнением санитарно-эпидемиологических требований и норм к условиям и подготовки обучения в общеобразовательных организациях;
- предоставить возможность преподавания и овладения государственного языка, родного языка и определять количество уроков, предоставляемых на их овладение, по классам (годам) обучения;
- предусматривать возможность введения учебных курсов, предоставляющих образовательные нужды и потребности учащихся, в том числе этнокультурные.
Основная образовательная программа основного общего образования может содержать как один, так и несколько учебных планов, а также учебные планы разных профилей обучения.
Закладывается основание для развития учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных побуждений, способность получать, сберегать, выполнять учебные цели, умение распределять, осуществлять контроль и производить оценку учебных действий и их результатов; создаются универсальные учебные действия; формируются познавательная мотивация и круг интересов учащихся, их подготовленность и способность к совместной работе и сотрудничеству ученика с преподавателем и одноклассниками, создаются основы нравственного поведения, устанавливающего отношения человека с обществом и окружающими людьми.
Содержание воспитания на данном этапе основывается главным образом на включении учебных курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию воспитания по каждому учебному предмету.
Главный элемент основного учебного плана отражает содержимое образования, которое предоставляет разрешение важных задач современного начального образования:
- воспитание гражданской идентичности учащихся;
- их ознакомление с общекультурными и национальными ценностями, информативными методиками;
- стремление к продолжению обучения на следующих этапах основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, основных норм поведения в чрезвычайных ситуациях;
- индивидуальное развитие учащихся согласно его особенностям.
Источник: spravochnick.ru
Учебный план
Учебный план — это составная часть организационного раздела ООП ООО, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе основная образовательная программа основного и среднего общего образования может включать учебные планы различных профилей (предпрофилей) обучения.
Учебный план разрабатывается на основе примерного учебного плана, входящего в структуру примерной ООП . 15
В ФГОС ОО отмечается, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Согласно пункту 23 части 1 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ под индивидуальным учебным планом понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Разновидность обучения по индивидуальному учебному плану — ускоренный курс обучения.
Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Введение должности тьютора зависит от потребности образовательной организации (см. [2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Статья 18.3.1. и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и соцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761).
Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а именно: за разработку образовательных программ, включающих учебный план, и их реализацию в полном объеме в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (далее — ФК ГОС).
Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план организаций, осуществляющих образовательную деятельность 16 .
Учебный план:
формируется с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях;
обеспечивает возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения;
должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся;
предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе с углубленным изучением.
Обязательная частьучебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса; курсы, реализующие предпрофильную подготовку;
курсы надпредметного характера, например: «Основы исследовательской деятельности», «Основы проектной деятельности», «Компьютерная грамотность», «Основы предпринимательства» и др.;
метапредметные учебные курсы, например, «Проблема», «Знак», «Текст», «Закон» и др., помогающие выйти на освоение метапредметных результатов;
введение предметов и курсов, реализующих региональные социальноэкономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Ленинградской области;
внеурочную деятельность (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности) тьюторское сопровождение индивидуального проекта обучающегося.
Решение о включении образовательной организацией какого-либо курса в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, должно быть обосновано соответствующим выбором этих участников, закрепленным в протоколе органа государственно-общественного управления (согласно Уставу образовательной организации).
Особенности учебного плана, в первую очередь в части, формируемой участниками образовательного процесса, должны быть отражены в пояснительной записке к учебному плану.
ООП общего образования разрабатывается на нормативный срок освоения уровня (4 года для начальной школы, 5 лет для основной школы, 2 года для средней школы). С учетом чего учебный план разрабатывается в виде:
учебного плана уровняобщего образования на нормативный срок освоения уровня — как части ООП, содержащего пояснительную записку и сетку часов с указанием годового количества часов;
учебного плана уровня общего образования на конкретный учебный год- как инструмента реализации ООП и достижения запланированных образовательных результатов в текущем учебном году, содержащего пояснительную записку и сетку часов с указанием недельного количества часов.
В соответствии с новыми редакциями текста ФГОС общего образования в учебный план (в пояснительную записку) должны быть включены формы и сроки проведения промежуточной аттестации (статья 58 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Общеобразовательная организация несет ответственность за «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения» 21 .
Источник: studfile.net