Публикация адресована работникам дошкольных образовательных организаций, а также специалистам Управлений надзора и контроля в сфере образования субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по контролю за деятельностью образовательных организаций.
«Рабочие программы», «учебный план» и «календарный учебный график» — документы, разработка и наличие которых в дошкольной образовательной организации не предусмотрены федеральным законодательством. Это исходное утверждение в публикации, которое автор обоснует и докажет.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» указаны основные понятия, которые должны трактоваться именно таким образом во всех документах, которые являются нормативно-правовыми актами в сфере образования в Российской Федерации, а также локальных актах образовательной организации.
Каким документом устанавливается требование к структуре основной образовательной программы образовательной организации? В статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Закона зафиксировано, что «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к… структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему». Таким образом, структура основной образовательной программы дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС (безусловно, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования). Предлагаю руководителю образовательной организации (иным заинтересованным лицам) сравнить между собой требования к структуре основной образовательной программе, которые предъявлены стандартами соответствующего уровня образования (для сравнения возьмём ФГОС дошкольного образования и ФГОС основного общего образования; в сравнительной таблицы нумерация всех пунктов сохранена в соответствии с приказами).
Разработка основной образовательной программы среднего общего образования на основании ФГОС и ФОП
Раздел II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования: 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий; 18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
МР-09. Проектирование рабочей программы учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС ООО-21
Таким образом, проанализировав стандарт дошкольного образования и основного общего образования, мы приходим к выводу, что основная образовательная программа дошкольного образования не содержит в своей структуре учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ.
Как же быть с самим понятием «основной образовательной программы» в применении данного понятия к дошкольному уровню образования. Разработчиком стандарта дошкольного образования является Федеральный институт развития образования, специалисты которого неоднократно, в том числе и на официальном сайте разъясняли всем заинтересованным лицам, что «в дошкольных учреждениях нет и не может быть учебной деятельности, так как ведущей для развития детей данного возраста является игровая деятельность. Следовательно, документы, относящиеся к регламентации учебной деятельности, а именно: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), — не должны в них разрабатываться» (источник Федеральный институт развития образования).
Также отмечалось, что «идеология разработки действующего Закона „Об образовании Российской Федерации“ состояла в том, чтобы объединить в одном документе все уровни образования, не только общего, но и профессионального. Причиной этого являлись многочисленные противоречия в законодательстве об образовании между его уровнями и отсутствие требуемой целостности системы, что объясняется автономным развитием каждого уровня в 90–2000 годы. Однако разработка такого единого документа вызвала немало трудностей, в частности, и с нахождением общих подходов к регламентации деятельности различных по своей сути образовательных подсистем. В связи с этим данное общее для всех уровней образования положение Закона следует применять дифференцированно, с учетом специфики каждой отдельной подсистемы, включая дошкольное образование».
Отдельно рассмотрим понятие «учебный план». В п.22 Закона зафиксировано, что «учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся». В дошкольных организациях нет учебной деятельности. Учебная деятельность как вид деятельности впервые появляется только у младшего школьника (отмечено во всех научных трудах психолого-педагогического направления). Не путайте образовательную деятельность с учебной.
Уважаемые руководители образовательных организаций, обратите внимание, что нет ни одного федерального документа (даже рекомендаций) относительно требований к структуре «рабочей программы воспитателя»! Задайте себе вопрос — каким документом регламентируется структура «рабочей программы воспитателя», которые вы требуете от педагогических работников вверенных вам образовательных организаций?
Такого документа нет! ФГОС дошкольного образования устанавливает требования к структуре основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, т. е. к программе организации, а не к рабочей программе воспитателя.
Попробуйте найти хотя бы в одной примерной программе, которые размещены на сайте Федерального института развития образования, словосочетание «рабочая программа». Не старайтесь — не найдёте! А вот структура рабочей программы учебного предмета чётко зафиксирована в соответствующем стандарте начального общего, основного общего, среднего общего образования. Из приведённого для сравнения ФГОС основного общего образования смотрим пункт 18.2.2., в котором сказано, что «рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
Минобрнауки России в адрес руководителей образовательных организации направило письмо от 28.10.2015 № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов», в котором указаны требования к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов. При этом в указанном письме нет ни единого слова о «рабочих программах», которые разрабатывают воспитатели, что ещё раз подчёркивает отсутствие рабочих программ в дошкольных ОО.
Выяснили, что никаких федеральных документов и ни в каких федеральных документах нет упоминаний о «рабочих программах воспитателя», а также требований к структуре такого «документа».
Руководители дошкольных образовательных организаций упорно заставляют своих подчинённых разрабатывать свои рабочие программы, т. е. сами организуют дополнительную бюрократическую (бумажную) работу, которая не предусмотрена даже межотраслевыми документами. Предлагаю обратиться к анализу Единого квалификационного справочника должностей. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“», утверждены должностные обязанности воспитателя, которые не содержат требований по составлению рабочих программ (в отличии от должности «учитель», где эта обязанность зафиксирована).
Ещё раз вернёмся к тесту ФГОС дошкольного образования. В пункте 1.1. указано, «предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа)», т. е. в стандарте под Программой принято считать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации.
В пункте 3.4.1. отмечается, что «реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы», т. е. педагогические работники (включая воспитателя), реализуют образовательную программу дошкольного образования организации, а не своей отдельной группы, т. е. не существует какого-то отдельного документа. Воспитателем разрабатывается лишь планирование своей деятельности. Учитель же реализует рабочую программу учебного предмета.
В завершении разговора, размещаем официальный ответ Министерства образования и науки Российской Федерации (с обезличиванием персональных данных), в котором подчёркивается, что введение в дошкольных образовательных организациях «учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов и другой подобной документации не требуется».
При этом образовательная организация, обладая автономией, вправе самостоятельно разрабатывать любые локальные акты, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, т. е. образовательная организация на своём уровне может разработать свои внутренние документы (как и сам перечень таких документов), установив требования к их структуре, но требовать от образовательной организации таких документов как «рабочая программа», «учебный план», «календарный учебный график» никто не может, в т. ч. и в ходе мероприятий по контролю и надзору. Если у работников образовательной организации появилось слишком много свободного времени и кто-то (руководитель организации или весь педагогический коллектив) решил потратить его на локальное нормотворчество, то это уже самостоятельно принятое решение.
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.12.2017
- Все консультации автора
Источник: eduface.ru
Образовательная программа, учебный план или учебная программа? Что нужно для образовательной деятельности? И как это сделать?
Образование – сфера общественной жизни, от развития которой зависит прогресс всех иных сфер, т.к. вся наша жизнь представляет собой познание. Образование призвано дать человеку знания, научить его пользоваться этими знаниями, а также обеспечить развитие человека в различных областях (нравственной, интеллектуальной, физической, творческой). Поэтому к организации образовательной деятельности обращено особое внимание, дабы сфера образования достигала своих целей в полной мере. Отчего у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, желающих осуществлять образовательную деятельность, нередко возникают вопросы относительно организации образовательного процесса , а именно: какие документы необходимо разработать, чтобы процесс образования был не только эффективным, но и соответствующим предъявляемым требованиям законодательства? Опишем основные из таких документов.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Из данного определения прямо следует, что образовательная программа – не просто неотъемлемая, но системообразующая часть образования. Все виды образовательной деятельности, согласно данному определению, представляют собой форму реализации образовательной программы. Поэтому вид образовательной программы предопределяет вид и уровень образования.
Образовательная программа состоит из трех частей: целевого, содержательного и организационного разделов. Все разделы взаимосвязаны и образуют единый комплекс характеристик образовательного процесса. Целевой раздел представляет собой описание целевых установок, поставленных задач, руководящих начал и подходов к формированию программы.
Можно сказать, что целевой раздел – философское начало образовательной программы, которое задает направление для формирования всей образовательной программы в общем. Содержательный раздел включает в себя непосредственное описание образовательной деятельности по направлениям развития обучающегося в различных образовательных областях.
Организационный же раздел описывает условия и порядок реализации указанных ранее положений. Он включает в себя изложение финансирования, кадровой политики, формы аттестации, особенностей взаимодействия преподавателей с обучающимися и их семьями и т.д. Немаловажным в настоящее время является определение в организационном разделе форм реализации видов образовательной деятельности, т.к. современное образование требует современных подходов к образовательному процессу. Необходимо отразить интерактивные формы обучения, доступ к которым имеется у данной организации.
Поскольку образовательный процесс – во многом, творческий процесс, носящий индивидуальный характер, законодатель установил, что каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы.
Так как образовательная программа – основополагающий документ, описывающий общее направление образовательной деятельности организации, не дающий конкретных данных, для ее реализации принимается ряд документов, таких, как учебный план, учебные программы, графики и т.д. И в то время как перечисленные документы могут меняться по содержанию (в том числе, прекращать свое действие ввиду принятия нового акта), то образовательная программа может оставаться неизменной.
Любой план – это замысел, проект, реализация которого требует последовательности определенных действий, порядка. И в настоящее время планирование как вид деятельности приобретает особую роль, что не может не затрагивать такую сферу, как образование. Поэтому организация образовательной деятельности зиждется на ряде документов, носящих характер плана. Одним из таких документов является учебный план.
Учебный план, как и всякий план, определяет последовательность и распределение. Распределяет он дисциплины, практики по группам обучающихся и преподавательскому составу, а также время, выделенное на теоретическое и практическое обучение. План определяет последовательность изучения предметов, конкретные сроки, выделенные на их изучение, трудоемкость данных предметов, а также часы, отведенные на консультации и аттестацию.
Как видно из описания содержания, учебный план – документ строго организационного характера.
Что же касается учебной программы, то это также один из документов, отражающий уже содержательную сторону обучения.
Все описанные документы утверждаются и принимаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно. Соответственно, каждая программа и план носят индивидуальный характер, хотя и имеют общую цель. Разработке учебных планов и программ посвящен ряд подзаконных актов в виде рекомендаций.
Таким образом, для осуществления образовательной деятельности необходимо разработать и утвердить образовательную программу, на основании и во исполнение которой будут приниматься иные документы, необходимые для организации образовательной деятельности. К составлению образовательной программы необходимо отнестись с особым вниманием, поскольку она представляет собой своеобразную «Конституцию» организации, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке данного документа необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, примерными образовательными программами, образовательными стандартами, а также Приказами Минобрнауки. Общие требования, предъявляемые к образовательной программе, указаны в статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
При этом, наличие утвержденной образовательной программы является одним из лицензионных требований , предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату. Для разработки такого основополагающего документа организация может обратиться к опытному юристу, который сможет отразить все пожелания организации в нужной форме, учесть все требования законодательства. Поэтому доверить ее составление профессионалу – залог успешного осуществления образовательной деятельности.
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.
Источник: dzen.ru
Образовательная программа и учебный план: о чем они могут рассказать?
В решении многих вопросов защиты и реализации прав родителям и учащимся может помочь информация, которая содержится в образовательной программе школы.
Анализ образовательной программы и учебного плана позволяет понять, какие предметы, в каком объеме преподаются гарантировано бесплатно и обязательны для изучения в данной школе.
Из анализа образовательной программы родители и учащиеся могут получить много ценной информации:
Сверх учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Кроме того, сверх учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных.
Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным. Читайте дополнительно — Как отличить бесплатные внеурочные занятия в начальной школе от платных образовательных услуг? и Можно ли в школе проводить платные занятия?
Источник: usperm.ru