Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению из каждого отдельно взятого учебного предмета. Она содержит перечень тем изучаемого, рекомендации по количеству часов в каждую тему, распределение тем по годам обучения и время, отведенное на изучение всего курса. Сейчас в школах используют два вида учебных программ: типовые программы и рабочие школьные программы.
Типовые программы определяют только наиболее общее, базовое круг знаний, умений и навыков, систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также общие рекомендации по перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы является основой для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ.
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.
Суть линейного способа построения учебных программ заключается в том, что отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев. Причем, новое строится на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ имеет свои положительные и отрицательные моменты. Преимуществом линейного способа построения учебной программы является его экономичность во времени, который позволяет избавиться от дублирования материала. А недостатком является то, что ученик, особенно младших классов, не в состоянии понять суть явлений, изучаемых в связи с их сложной природой.
07.11.2022 Учебники (ФП), учебные пособия, электронные образовательные ресурсы
При концентрическом способе построения учебных программ один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами осложнения, расширение, обогащение содержания образования новыми компонентами, с углублением анализа связей и зависимостей между ними.
Концентрическое расположение материала в программе предполагает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в суть рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат времени на изучение материала, иногда порождает у учащихся иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно встречаются, без него в школе не обойтись. Это особенно проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе, а затем в старших классах.
Негативных признаков линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ с использованием спиралевидного расположения в них учебного материала, когда удается совместить последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не выпуская из поля зрения основной проблемы, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней проблем. В отличие от концентрической структуры, при которой в начальную проблемы возвращаются иногда даже через несколько лет, в спиральной структуре отсутствуют подобные перерыва. Кроме того, в отличие от линейной структуры обучения, спиралевидная структура не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем.
Что надо знать и понимать учителям про ФП учебников, учебные пособия?
Содержание учебных программ конкретизируется в учебниках и учебных пособиях, которые являются основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся, одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть компактным, лаконичным, содержать материал высокой степени обобщения и, вместе с тем, конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал учебника, как и учебного пособия, должен иметь научную основу, отражать изложение истинной науки, и, вместе с тем, быть доступным соответствующем возрасту учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти, стимулировать потребность, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должен осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, интересом, проблемности.
Структура учебника имеет текст, как главный компонент, и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты носят описательный, повествовательный, аналитический характер. К текстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задачи, достопримечательности или инструктивный материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративного материала, упражнения); иллюстративный аппарат содержит предисловие, примечания, заголовки, указания.
Дополнением к учебнику являются разнообразные учебные пособия: хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, исторические и географические карты, книги для внеклассного чтения и т.д. Особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника. Работая с ними, учащиеся учатся преподавать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять стиль своего изложения.
Итак, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.
Источник: studbooks.net
Требования к учебникам и учебным пособиям
Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.
В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля (см. тему 1.11).
К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:
· соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;
· методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;
· корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;
· отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;
· соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;
· доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;
· соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;
· ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;
· согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;
· выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;
· пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;
· использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;
· направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;
· учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.
Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с помощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т.д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.
Источник: studopedia.su
Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
В последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе школы сохраняются противоречия между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
Одна из целей современного учебно-воспитательного процесса – создание ситуаций и условий, способствующих осознанию каждым школьником своей индивидуальности. Всем известно, что число школьников, имеющих психические и соматические заболевания, в последнее время увеличивается. Среди факторов, которые отрицательно влияют на здоровье детей, не последнее место занимают и некоторые традиционные формы организации образовательного процесса: недифференцированный подход к обучению, завышенные требования учебной программы, опережающие развитие головного мозга ребенка и т.д. Методы и формы обучения, одинаковые для всех, не учитывающие индивидуально-психологические особенности детей, провоцируют не только ухудшение здоровья, но и снижение успеваемости и мотивации к учению.
Под внешней дифференциацией следует понимать:
1. Создание в школе разноуровневых классов (общеобразовательных, классов КО, СКК VII и СКК VIII видов), профильных классов.
2. Разработку на основе базисного и регионального учебных планов учебного плана школы, который бы позволил максимально индивидуализировать обучение различных групп учащихся.
3. Организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий, элективных курсов, кружков, секций и т.д. по выбору самих учащихся.
4. Использование вариативных программ и учебников.
Однако необходимо помнить, что дифференциация по уровню умственного развития имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки, поэтому решение о формировании таких классов должно быть тщательно продуманным, обоснованным и строиться на диагностической основе.
Положительный потенциал уровневой дифференциации:
1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
2. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
4. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень мотивации ученья.
5. Научно-обоснованные показания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные и психофизические особенности учащихся.
6. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
7. В классе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:
1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь.
2. Понижается уровень мотивации ученья в слабых классах.
3. Понижается уровень Я-концепции: возникает эгоистический комплекс у сильных учеников и снижается уровень самооценки у слабых.
4. При переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.
Для достижения цели были определены следующие учебные и воспитательные задачи:
индивидуализация обучения: изучение интересов, склонностей и способностей каждого ученика и помощь в их развитии в учебной и внеучебной деятельности;
установление взаимодействия методической, социально-психологической и валеологической служб для оказания помощи педагогам в познании индивидуальных особенностей учащихся, формировании их готовности работать с детьми разного уровня развития;
выявление, подбор и адаптация диагностического инструментария для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса;
помощь учащимся в реализации права выбора образовательного маршрута на основе результатов диагностики, рекомендаций психолога, пожеланий родителей, состояния здоровья;
повышение социальной значимости каждого ученика в классном коллективе через познание учителем ученика как личности;
достижение каждым выпускником функциональной грамотности.
При решении поставленных задач большую роль мы отводим мониторингу, учитывая что:
1) никогда не исключена возможность ошибки, ведь даже тщательная диагностика не гарантирует стопроцентной надежности;
2) сложные процессы развития личности ребенка могут иметь как положительную, так и отрицательную динамику;
3) успешная коррекционно-развивающая работа может (и должна) сделать нецелесообразным пребывание ребенка в коррекционном классе, разделение учащихся не закреплено раз и навсегда.
В силу перечисленных выше причин возникает необходимость перевода учащихся из класса в класс, поэтому в школе ведется мониторинг и совершенствуется работа по скользящей дифференциации, отработаны алгоритмы перевода учащихся из одного потока обучения в другой в соответствии с результатами обучения и темпами развития обучающихся.
Анализ перечисленных выше направлений работы показывает, что они являются актуальными и востребованными всеми участниками образовательного процесса школы (учителями, обучающимися, их родителями), которые видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с созданными условиями для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Источник: megaobuchalka.ru