Учебные программы по русскому языку что это такое

3) программы по русскому языку для 5-9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой;

4) программы по русскому языку для 5–11 классов: основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова);

5) программы по русскому языку для 1-11 классов (в рамках «Школа 2100», под ред. А.А. Леонтьева);

6) особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составители А.И. Власенков; Л.М. Рыбченкова; б) составитель Г.А. Богданова; в) составители А.Д. Дейкина, Т.М.

Пахнова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V–IX классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.

Литература

1. Методика преподавания русского языка: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т.

1-урок. УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Кто? Что? Самоучитель РУССКИЙ С НУЛЯ обучение русскому иностранцев

Баранова. – М., 2000.

2. Теория практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б.

Саботкоева. – М., 2005.

3. Программы средней школы. Русский язык. 5 – 11 классы (последние годы издания).

4. Программы начальной школы по русскому языку (последние годы издания).

5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы: основной курс, элективные курсы [авт.-сост. С.И. Львова]. – М., 2008.

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах. Программа. Методические материалы. – М., 2002.

7. Текучев А.В. Методика русского языка. — М., 1980.

7. Компьютерные коммуникации – школе /Под ред. Е.С. Полат. – М., 1995.

8. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М., 1997.

Буслаев Ф.И. Программа русского языка и словесности.

Буслаев Ф.И. Общий план и программа обучения языкам и литературе в женских средних учебных заведениях.

Отзыв проф. Ф.И. Буслаева о Программе русского языка и словесности, составленной учителями гимназий Московского учебного округа на съезде 1866 г. в Москве.

(См. в кн.: Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992.)

Учебник как ведущее средство обучения

Основные функции учебников: информативная, систематизирующая, трансформационная. Структура учебника. Способы подачи материала в учебниках разных классов: индуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивный.

Учебный и учебно-методический комплекс, его структурные компоненты: программа, учебники, методические рекомендации составителей (авторов) учебников, рабочие тетради на печатной основе для учащихся, дидактические материалы, материалы из опыта работы учителей, дополнительная литература по предмету: справочники, словари, средства видео-, аудио- и другой наглядности.

Русский язык. Учебники для 5-11 классов:

Учебники для 5 – 7 классов авторского коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (науч. редактор Н.М. Шанский). – М., последние годы издания.

Примерные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык» и «Родной язык (русский)»

Учебники для 8 – 9 классов авторского коллектива С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др. – М., последние годы издания.

Учебники для 8– 9 классах авторского коллектива Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. – М., последние годы издания.

Учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой. 5 – 9 классы. – М., последние годы издания.

Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 5 – 9 классы. – М., последние годы издания.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х ч. – М., 2004.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. – М., 2005.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. – М., 2008.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс. – М., 2008.

Львова С.И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс. – М., 2010.

Русский язык. 5 – 9 классы. /Под ред. М.В. Панова. – М., последние годы издания.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык (в рамках программы под научной ред. А.А. Леонтьева «Школа 2100»). – М., последние годы издания.

Учебники для 10 -11 классов

Власенков А.И., Рыбченкова М.А. Русский язык: Грамматика.Текст. Стили речи. – М., последние годы издания.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М., последние годы издания.

Розенталь Д.Э. Русский язык. 10–11 классы: Пособие для общеобраз. уч. завед. – М., последние годы издания.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М., 2008.

Солганик Г.Я. Русский язык: 10–11 кл.: Стилистика: Учебное пособие. М., 1995.

v Постигаем замысел создателей учебных комплексов

ü Внимательно прочитайте объяснительные записки, которыми открываются действующие программы.

ü Сравните с еще одним вариантом написания этой части программы:

Программа

По русскому языку

5–9-й классы¹

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Русский язык» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева.

Программа обеспечена учебниками «Русский язык» 5–9-е кл. тех же авторов.

Пояснительная записка
Содержание программы

Примерное тематическое планирование уроков

Пояснительная записка

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания.

Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»(«Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. С. 87–92).

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008.

Читайте также:
Программа dragon bones что это

С. 114–135.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

· Формирование у учащихся языковой интуиции.

· Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

Овладение функциональной грамотностью.Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

· Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

· Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

· Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

· Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы (См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука». – М.: Баласс, 1996–2008; Русский язык (первые уроки). – М.: Баласс, 1997–2008; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М.: Баласс, 1997–2008).

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы.

По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе (См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М.: Педагогика, 1990).

В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.

Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.).

Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы ( См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002).

v Познакомьтесь со списком утвержденных и рекомендованных учебников в 2009 – 2010 учебном году.

v Что изменилось в этом учебном году?

Русский язык. Учебники для 5-11 классов:

Источник: megalektsii.ru

Школьные программы по русскому языку. Структура школьного курса русского языка.

Содержание обучения русскому языку представлено в особом документе, называемом программой. В настоящее время действуют три программы, одна из которых создана в начале 70-х гг.

Любая программа определяет систему основных знаний о языке и умении пользоваться им в устной и письменной речи, а также последовательность работы над ними; в программе должно указываться примерное время, необходимое для изучения той или иной темы.

Состав и структура программы. Школьная программа состоит из двух основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.

Объяснительная записка — это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи. Объяснительная записка в программе более всего подвержена изменениям, так как в наибольшей степени отражает потребности социальной жизни того или иного времени.

Собственно программа — это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей. При определении последовательности изучения русского языка от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: состав и структура самого языка и психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом.

Первый фактор диктует линейное расположение материала от класса к классу — от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс, таким образом, составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика. Второй фактор — особенности овладения детьми изучаемым материалом — в той или иной мере вносит изменения в последовательность расположения программного материала и включает в него другие темы. Так, начиная с программы 1938 г. школьный курс русского языка в V классе до изучения фонетики начинается с пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации; в начале и в конце курса каждого класса вводится повторение пройденного по русскому языку.

В данное время существует два типа программ: линейная и линейно-ступенчатая. При построении линейно-ступенчатой программы потребовалось решить две задачи: преодолеть разрыв в уровне знаний между начальными и средними классами и намечающуюся перегрузку учащихся в связи с переносом начала изучения систематического курса на год ниже. Было предложено ступенчатое изложение некоторых тем: лексику, словообразование, имя существительное, имя прилагательное изучать в V и VI классах, глагол — в V, VI и VII классах, синтаксис — в V, VII

Читайте также:
Game optimizing service что это за программа и нужна ли она на Андроид

(частично), VIII и IX классах. В виде ступеней определяется работа по развитию связной речи соответственно от V до IX класса. При делении учебного материала на ступени учитывались его сложность и предварительное знакомство в начальных классах: более простой материал и в какой-то мере знакомый детям оставлялся на первой ступени, а более сложный переносился на вторую или даже на третью ступень.

В структуре школьной программы по русскому языку выделяются два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные, но самостоятельные программы для каждого класса. Следовательно, школьная программа в целом — это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокупность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку.

Структура программы второго уровня (уровня каждого класса) представляет собою перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем программы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамматика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям учащихся данного класса.

Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из двух компонентов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса (они помещены под пунктом I), и требований к работе по культуре речи (они даны под пунктом II).

Фрагмент одной из программ V класса.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч) 1

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные — строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ë, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника. Умение произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

В первые пункты программы помимо сведений о языке включаются названия орфограмм и пунктуационных правил, изучаемых параллельно с данной темой.

Фрагмент из программы VIII класса.

Прямая и косвенная речь
(6 ч)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Во вторые пункты программы включаются два вида материала: один из них — это требования правильности и уместности употребления изучаемых языковых явлений, например: соблюдение правильной интонации при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения; умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; умение употреблять формы одних наклонений в значении других.

Во вторые пункты включаются также требования к общеучебным умениям, которыми учащиеся должны овладеть, например: умение пользоваться толковым словарем, орфографическим словарем.

Структура речевой части школьного курса. В речевую часть школьной программы каждого класса, которая называется «Развитие связной речи», включены два вида учебного материала: речеведческие понятия и виды работ по развитию связной речи.

Сведения о речи по-разному организованы в линейной и линейно-ступенчатой программах. В одной из линейных программ они даются в конце курса каждого класса, в другой — в особой отдельной программе под названием «Речь». В линейно-ступенчатой программе сведения о речи под пунктом III включены в каждую тему, что обеспечивает тесную связь изучения строя языка с обучением детей пользованию языком в собственной речи.

Речеведческие понятия даны ступенчато в V, VI и VII классах. Они отражают, во-первых, типологию текстов по их функционально-смысловым свойствам (текст, повествование, описание, рассуждение) и по связи с разновидностями литературного языка (стиль, разговорный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль), во-вторых, текстообразующие явления (тема текста, основная мысль текста, план — простой и сложный -текста, часть текста, средства связи частей текста, виды связей частей текста).

Виды работ по развитию связной речи рассредоточены по всем классам, начиная с V и кончая IX классом. К ним относятся изложения и сочинения. Ступенчатая их подача от класса к классу основывается на учете следующих факторов: сложности вида работы и содержания высказывания.

В соответствии с первым фактором в V классе из трех видов изложений предлагается работать только над двумя: подробными и сжатыми; третий вид — выборочное изложение — включен в программу VI класса. Второй фактор учитывался при определении объектов описания. Так, в V классе предлагается описывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается описывать в VI классе (интерьер, пейзаж), в VII классе (внешность человека), в VIII классе (местность) и т.д.

Требования к знаниям и умениям в программе. Соответствующий раздел программы впервые был включен в «Типовые программы по русскому языку для восьмилетней и средней школы с русским языком обучения (IV-VIII классы)» (М., 1978).

В программе по русскому языку для русской школы РСФСР аналогичный раздел появился в 1979 г. В этом разделе отсутствуют требования к знаниям учащихся. Имеется в нем перечень учебно-языковых умений (умение разбирать слова и предложения). Отсутствует обобщенный перечень орфографических, пунктуационных умений.

Вместо них повторяются виды орфограмм и пунктуационных правил, в соответствии с которыми учащиеся должны грамотно писать свои письменные высказывания. Нет и обобщенных речевых (коммуникативных) умений. Вместо них дается повторение перечисления видов работ, которые учащиеся должны уметь выполнять.

Источник: infopedia.su

ТЕМА 1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Общая характеристика современных УМК по русскому языку.

2. Характеристика УМК, вошедший в Федеральный перечень учебников 1917-1918 учебный год.

Обучение русскому языку как учебному предмету на современном этапе осуществляется по учебно-методическому комплексу (УМК).

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

примерные программы по предмету;

учебники (на бумажных и электронных носителях);

методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);

рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);

справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

книги для дополнительного чтения и др.

В современных программах и учебниках по русскому языку нашли отражение лучшие традиции в создании программ и учебников, а также ряд современных подходов.

Традиционный подход находит выражение в реализации предметного ядра курсов, сохраняя его связь с наукой, системность изучаемых знаний, направленность на формирование предметных умений и навыков.

Системно-деятельностный подход определяет деятельностный характер содержания, процесса его освоение и результатов обучения.

Читайте также:
Smis что за программа

Деятельностный характер содержания предполагает приоритет

а) не описательных знаний, а знаний о том, как действовать (алгоритмы, предписания, схемы разбора и т.п.);

б) акцент на формировании умений предметного и метапредметного характера, на формировании учебной деятельности, универсальных учебных действий.

Деятельностный подход к процессу получения знаний заключается в том, чтобы дети не получали готовых знаний, а добывали их в ходе выполнения учебной деятельности: участвовали в постановке учебной задачи, осуществляли самостоятельное (под руководством учителя) её решение, осуществляли контроль и оценку полученных результатов усвоения.

Деятельностный подход предполагает, что главным результатом обучения любому предмету, в том числе и русскому языку, должны стать универсальные и предметные учебные действия, умения.

Одна из особенностей современных учебников выражается в их направленности на реализацию компетентностного подхода. На материале предметов филологического цикла формируется коммуникативная и читательская компетенции.

Современные программы и учебники реализуют личностно-ориентированный подход, который направлен на формирование индивидуальности ребенка, на создание условий, способствующих её развитию. Этот подход дает возможность выбора, движения в изучаемом материале по индивидуальному маршруту. Это реализуется в представлении изучаемого материала на разных уровнях глубины, в возможности у ребенка выбирать соответствующий ему уровень сложности.

Общая характеристика структуры примерных программ.

Примерная программа включает три раздела:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Тематическое планирование в трех вариантах.

Планируемые результаты освоения программ начального образования по русскому языку (подробно по каждому разделу курса).

В последние десятилетия в педагогической науке и практике появилось новое понятие – учебно-методический комплект (УМК).

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

примерные авторские программы по предмету;

учебники (на бумажных и электронных носителях);

методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);

рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);

справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).

книги для дополнительного чтения и др.

Каждый УМК разрабатывается большим авторским коллективом ученых, методистов, педагогов-практиков. Основу УМК по русскому языку составляет учебники: букварь, азбука (к ним прилагаются прописи) для обучения грамоте и учебник по русскому языку.

В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько учебников по русскому языку.

1.УМК «Школа России»

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Азбука//http://uchebniki-chitat.ru/

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1-4 части. М.: Просвещение.

Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык (1 – 4 классы) //http://uchebniki-chitat.ru/

Главная концептуальная идея комплекса: Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.

Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно-поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

УМК «Школа 21 века»

Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М.: Вентана-Граф.

Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Прописи 1 класс. В 3-х ч. Рабочая тетрадь. (№ 1, № 2, № 3). – М.: Вентана-Граф.

Иванов С. В., Евдокимова А.О., Кузнецова М. И. и др. Русский язык. 1 – 4 классы. 4. – М.: Вентана-Граф.

УМК по русскому языку отвечаетосновополагающим принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования

УМК «Гармония»

Соловейчик М.С, Бетенькова Н.М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь. В 2-х ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

Кузьменко Н. С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4-х ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

Соловейчик М.С, Кузьменко Н. С. Русский язык Учебник для 1 – 4 классов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век.

О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы.

Особенности комплекса: преодоление объективно сложившегося в конце ХХ начале ХХI вв. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности.

Общая характеристика УМК по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадки, дневниковые записи, воспоминания, словесные зарисовки и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках.

Источник: studopedia.ru

Рабочие программы по русскому языку

Конкурсы для учителей

Шаблон для презентации

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Источник: www.uchportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru