Учебные программы могут быть типовыми рабочими и авторскими

определения его архитектуры. Она отражает основные компоненты содержания профессионального образования.

Модель учебного плана содержит информацию об исходном и конечном уровне общего образования, предполагаемых сроках обучения (ступени

разования соответствующего уровня. Модель учебного плана, с точки зрения содержания и его организации, ивключает в себя две составляющие: обязательное обучение, в том числе

предметы по выбору и резерв времени (именно оно рассчитано на 36 ч в не-

делю) и факультативное (необязательное, согласованное с пожеланиями от- дельных групп учащихся), на которое отводится время сверх 36 обязательных часов; притом в целом на него планируется не более двух часов в неделю

в течение всего срока обучения.

Ниже приводится отрывок из Стандарта Российской Федерации «Система образования. Начальное профессиональное образование»:

Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. ОСТ9 по 01.03-93

1. Разработка учебного плана для подготовки рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования включает в себя три этапа: создание модели учебного плана, составление на ее основе типового (примерного) учебного плана по профессиям в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования

Современные подходы к проектированию учебных программ предметов

и разработку рабочего учебного плана для конкретного образовательного учреждения.

2. Модель учебного плана – это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель содержит информацию о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения начального профессионального образования, с указанием ориентировочного количества часов, отводимого на циклы, консультации, экзамены, резервы времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. В модели показано распределение ответственности между федеральными и территориальными органами управления образованием (профессиональным образованием) за поддержание стандарта начального профессионального образования и обеспечение потребностей рынка труда (федеральный и национально-региональный компоненты учебного плана).

3. Модель предусматривает подготовку в учреждениях начального профессионального образования рабочих и служащих 2-й и 3-й ступеней квалификации, определенных Основными положениями государственного стандарта начального профессионального образования.

Обучение рабочих и служащих 2-й ступени квалификации ведется на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года).

Подготовка рабочих и служащих 3-й ступени квалификации осуществляется на базе основного общего образования с одновременным получением среднего (полного) общего образования (срок обучения 3-4 года) и на базе среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года).

ФГОС 2021: ТОП-5 ОШИБОК РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4. Модель имеет единую структуру для всех форм подготовки. Все обучение делится на два вида:

1) обязательное (раздел «А»), дополняемое предметами из перечня Предметов по выбору (раздел «Б»), – в рамках учебной недели;

2) факультативное (раздел «В») – за рамками учебной недели.

него (полного) общего образования.

Раздел «Общеобразовательная подготовка» подразделяется на два цикла: гуманитарный и естественно-научный, а раздел «Профессиональная подготовка» – на три цикла: общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный. Повышение самостоятельности педагогических коллективов и учащихся в определении содержания обучения отражено в двух других разделах модели учебного плана: разделе «Б» – «Предметы по выбору» (2 часа в неделю только для подготовки рабочих и служащих 3-йступени квалификации на базе основного общего образования) и разделе «В» – «Факультативные предметы» (2 часа в неделю за рамками 36-часовой учебной недели).

5.Структура (набор предметов и время, отводимое на их изучение) федерального компонента гуманитарного цикла определяется на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом специфики начального профессионального образования и едина для всех учебных планов, ориентированных на конкретную форму подготовки.

Русский язык является обязательным для изучения. Иностранный язык как язык международного общения вводится в обязательное обучение при дальнейшей разработке примерного (типового) учебного плана. За счет времени, отведенного на раздел «Предметы по выбору», выделяется минимальный объем на изучение иностранного языка, который не учитывается в модели в итоговом количестве часов по разделу «Обязательное обучение». При необходимости объем времени может быть увеличен за счет того же раздела или раздела «Резерв времени для учета специфики региона».

Содержание базового курса составляют общие основы профессий (теоретические и практические), на базе которых происходит специализация по конкретным специальностям и обеспечивается быстрая адаптация специалистов в изменяющихся условиях производства.

Специальный курс относится к вариативной части профессионального цикла. На федеральном уровне формируется структура специального курса –перечень обязательных предметов и ориентировочный объем времени, выделяемый на них.

на альтернативной основе, или набором последовательных блоков, когда подготовка по каждой последующей специально-

сти предполагает освоение предыдущей. Специальный курс относится к национально-региональному компоненту и окончательно формируется в учебном заведении на основе выбранных блоков предметов, обеспечивающих подготовку по специальности или набору специальностей, требуемых в регионе.) Расширение участия образовательных учреждений и заказчиков кадров в формировании содержания профессионального образования также нашло

Читайте также:
Компьютерная программа это окно

отражение в выделяемом резерве времени на профессиональную подготовку.Этот резерв времени может быть использован не только для изучения новейшей техники и технологии, экономического механизма рыночных отношений и других вопросов, не включенных в учебные программы, но и для введения, при необходимости, новых предметов.

8. Перечень предметов по выбору формируется при разработке типового (примерного) учебного плана из предметов, не вошедших в гуманитарный и естественно-научный циклы и взятых в объеме, обеспечивающем базовый уровень среднего (полного) общего образования ) общего образования, после чего эти предметы становятся обязательными для изучения. При этом соответственно увеличивается объем времени, выделяемый на обязательное обучение.

Излишки времени по разделу «Предметы по выбору» могут быть использованы на национально-региональном уровне для усиления профилирования как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки вплоть до введения дополнительных предметов.

9. Перечень факультативных предметов определяется на уровне образовательного учреждения, они являются не только свободно выбираемыми предметами, но и свободно посещаемыми.

10. Разработка на основе модели типового (примерного) учебного плана для конкретной профессии означает наполнение курсов и циклов учебного плана предметами в соответствии с отраслью, производством или видом деятельности, к которым относится профессия.

Предусмотренная в модели учебного плана последовательность расположения циклов и курсов отражает уменьшение доли унифицированного и увеличение доли профилированного содержания обучения при переходе от одного цикла (или курса) типового (примерного) учебного плана к следующему.

Вопрос 16. Характеристика понятий «учебный план», «модель учебного плана», «примерный учебный план», «рабочий учебный план».

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.

Одной из главных компонент макета ФГОС-3, определяющих содержимое учебного плана вуза, являются требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата. Модуль разработки учебных планов предусматривает для хранения структуры ООП по каждому из направлений особый вид учебных планов – примерный учебный план.

Примерный учебный план является макетом учебного плана, который определяет структуру учебных планов, которые будут создаваться на его основе (рис. 4). Макет примерного учебного плана содержит в себе обязательный перечень учебных циклов и практик, определяемых стандартом, коды УЦ ООП, а также, там, где это необходимо, структуру учебных циклов. Стандарт может также задавать трудоемкость (диапазон в зачетных единицах) конкретной компоненты ООП, перечень обязательных для изучения дисциплин (модулей) для конкретного учебного цикла, а также перечень компетенций, которыми должны овладеть студенты направления в процессе изучения соответствующей дисциплины.

Рабочий учебный план — уточненный для данного учебного года и утвержденный ученым советом факультета (института) в установленном порядке базовый учебный план.

Рабочий учебный план — это основной документ, в котором содержится перечень дисциплин, объем учебной нагрузки по видам занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы), формы отчетности по самостоятельной работе (расчетно-графические задания, курсовые работы и проекты), виды практик. Рабочий учебный план формируется на каждый учебный год для каждого потока каждой формы обучения.

Вопрос 17. Характеристика понятий «учебная программа», «примерная учебная программа», «рабочая учебная программа».

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта в той или иной области образования. Они утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Примерная учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Читайте также:
Скайрим запуск программы невозможен так как

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процессаполучить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ ус­танавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта

Источник: lektsia.com

6.Учебные программы и учебная литература

Содержание образования, представленное в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с опреде­ленной глубиной и в соответствии с их возрастными познаватель­ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требова­ний государственного образовательного стандарта относительно или иной образовательной области. Создание программы — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования России и имеют рекомендательный характер.

На основании типовой программы создаются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут непосредст­венно отражать требования государственного стандарта к образо­вательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обес­печения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ­ственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утвержда­ются педагогическим советом школы. Авторские учебные про­граммы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

В структуре учебной программы выделяют три элемента:

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обя­зательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны.

Учебник является носителем содержания образования и основ­ным книжным средством обучения. Д.Д.Зуев выделил и описал функции школьного учебника.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией на требования, предъявляемые к учебным программам: пол­ное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.

Трансформационная функция связана с педагогической перера­боткой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учеб­нике педагогически адаптируется в соответствии с дидактически­ми принципами научности, систематичности и последовательно­сти, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучае­мого материала с жизнью, с практикой. Систематизирующая функция реализует требование обязатель­ного систематического и последовательного изложения материа­ла в логике учебного предмета.

Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлени­ем возможности повторного изучения материала, а формирова­ние у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.

Координирующая функция заключается в привлечении в процес­се работы над учебным материалом разнообразных средств обуче­ния (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духов­но-ценностном влиянии его содержания на учащихся.

И. П. Подласый называет три дидактические функции учебника:

мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного пред­мета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информа­ции;

контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагаю­щую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и ре­зультатов обучения, а также выполнение тренировочных упраж­нений для формирования необходимых умений и навыков.

Д.Д.Зуев в структуре учебника выделяет тексты как главный компонент, которые подразделяются на тексты-описания, тек­сты-повествования и тексты-рассуждения и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы и задания, памятки или инструктивные мате­риалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстра­тивному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, при­мечание, приложения, оглавления, указатели.

Читайте также:
Показатели производственной программы атп

Литература

  1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ди­дактики / Под ред. М.Н.Скаткина. — М., 1982.
  2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М., 1983.
  3. Краевский В.В.Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. завед.– М. «Академия», 2003., с.40 -63.
  4. Леднев В. С. Содержание образования. — М., 1989.
  5. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М., 1981.
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект. — М., 2000.
  7. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.
  8. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996.
  9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагоги­ка. — М., 1998.
  10. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М., 1974.

Источник: studfile.net

2.

Содержание образования регламентируется
учебными планами, учебными программами по
предметам, фиксируется в учебниках, учебных
пособиях и электронных накопителях
информации (видеодисках, видеокассетах,
компьютерных программах ).
ГОС – это система основных параметров,
которые принимаются в качестве гос. нормы,
образованности, отражающая общественный идеал
и учитывающий возможности реальной личности по
достижению этого идеала. Нормы и требования
установленные стандартом понимаются как эталон,
при оценке качества образования.

3.

4.

Учебный план — нормативный документ, который
определяет состав учебных предметов; порядок
(последовательность ) их изучения по годам
обучения; недельное и годовое количество
учебных часов, отводимых на изучение каждого
предмета; структуру и продолжительность
учебного года.
В практике современной общеобразовательной
школы используется несколько типов учебных
планов: базисный учебный план, типовые
федеральные и региональные учебные планы и
собственно учебный план школы.

5.

Базисный учебный план
— это основной государственный
нормативный документ, являющийся составной частью Государственного
образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной
школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней
школы — Министерством образования РФ.
Базисный учебный план определяет:
● общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой
ступени;
● максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав
образовательных областей и учебных предметов;
● учебное время, отводимое на освоение содержания образования по
классам, образовательным областям и учебным предметам;
● недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой
ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по
выбору учащихся и для факультативных занятий.

6.

Региональный учебный план
разрабатывается региональными органами
управления образованием на основе
федерального базисного учебного плана.
Несет нормативную нагрузку на уровне
региона, является основой для разработки
учебного плана образовательного
учреждения.

7.

Учебный план школы
составляется с соблюдением нормативов
базисного учебного плана. Существует два типа
таких планов: собственно учебный план и
рабочий учебный план. На основе
государственного базисного учебного плана на
длительный период разрабатывается собственно
учебный план. Он отражает особенности
конкретной школы (в качестве его может быть
принят один из типовых учебных планов). С
учетом текущих условий разрабатывается
рабочий учебный план. Он ежегодно
утверждается педагогическим советом школы.

8.

В структуре учебного плана выделяют:
● инвариантную часть(редко меняется),
обеспечивающую приобщение учащихся к
общекультурным и национально значимым ценностям,
формирование личностных качеств, соответствующих
общественным идеалам;
● вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный
характер развития школьников и учитывающую их
личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного
заведения эти две части представлены тремя основными
видами учебных занятий: обязательными занятиями,
составляющими базовое ядро общего среднего
образования; обязательными занятиями по выбору
учащихся; факультативными занятиями.

9.

10.

Учебная программа — это нормативный документ, очерчивающий круг
основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по
каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые учебные программы разрабатываются на основе
Государственного образовательного стандарта по определенной
дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются
педагогическим советом школы. Они отражают требования
образовательного стандарта и возможности конкретного учебного
заведения.
Авторские учебные программы учитывают требования образовательного
стандарта, но еще и содержат авторские взгляды на изучаемые явления и
процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или
заседаниях районных методических объединений. После чего программы
утверждаются для использования в учебном процессе. Авторские
программы чаще всего разрабатываются для курсов по выбору,
факультативов.

11.

Учебный предмет — это система научных знаний,
практических умений и навыков, которые
позволяют учащимся усвоить с определенной
глубиной и в соответствии с их возрастными
познавательными возможностями основные
исходные положения науки или стороны
культуры, труда, производства.
У.п. не сводится к простой совокупности законов,
понятий и методов науки, а включает и другие
компоненты, такие, как умение воспринимать и
анализировать информацию, принимать решение,
планировать и контролировать свою деятельность
и др.

12.

13.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru