Учебные программы могут быть

Номенклатура учебных программ общего образования достаточно устойчива. Сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционный тип – программы обязательные курсов. Их насчитывается не более десяти. Куда многочисленнее профильные программы. Профильные программы могут быть углубленными и облегченными.

Обязательные программы могут переходить в число профильных. Распространены также интегративные программы, которые знакомят во взаимосвязи с несколькими науками и видами деятельности (классический пример – программа естествознания). Плюсы интегрированных программ: привитие навыков мышления более высокого порядка, меньшая фрагментарность учебного процесса. Вместе с тем интегрированные программы породили немало вопросов из-за угрозы снижения уровня фундаментальных академических знаний.

В мировом педагогическом сообществе накоплено немало ценного при разработке учебных программ. Разрабатываются программы, которые позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения об окружающем личность мире.

Открытые и закрытые учебные программы — Даниэл Контовский / ПостНаука

В программах все заметнее проявляются элементы стандартизации. Стандарты в образовании – феномен далеко не новый. Первыми «стандартами» были инициации подростков во взрослую жизнь в эпоху первобытности, каноны образования в виде афинской калогатии (идеальной воспитанности), программа семи свободных искусств европейской школы Средневековья.

Стандарты вводятся для регламентации предметного обучения и рассчитаны на повышение уровня подготовки всех учащихся. Уровень освоения стандартных программ должен согласовываться с возможностями различных групп учащихся. Однако школа сталкивается с противоречиями между стандартизированным обучением и необходимостью учета интересов и способностей учащихся. Есть опасность сужения кругозора подростков, которые занимаются по менее насыщенным элективным программам обязательных дисциплин.

Методы и формы общего образования предусматривают педагогическую деятельность, направленную на приобретение академического образования, выработку определенных компетенций. При применении учебных технологий необходимо соблюдение, по крайней мере, нескольких условий: опора на ранее полученные знания, движение от эмпирического к теоретическому, применение приобретенных знаний. Банк технологий общего образования весьма обширен. Они адресованы как всей массе учащихся, так и определенным их группам.

Программы начальной школы

Программы начальной школы должны настраиваться на требования жизни и потребности школьников, выработку навыков и умений, которые содействуют развитию способностей, творческому поиску, принятию ответственных решений. Программы начального образования усложняются, становятся более вариативными.

Россия. Базисный учебный план российской начальной школы включает русский язык как государственный, родной язык и литературу, математику, окружающий мир, искусство, физкультуру, трудовую подготовку. В 1990-х гг. разрабатывались программы четырех- и трехлетнего обучения, куда входят русский язык и литература, иностранный язык, история и обществоведение, искусство, окружающий мир, география, математика и основы информатики, физика и астрономия, химия, биология, трудовое обучение и спорт. В трехлетней школе по этим предметам возможны спецкурсы.

Стратегия выбора вуза и учебной программы в Канаде, прямой эфир

Актуален пересмотр задач и технологий начального обучения. Речь идет о необходимости учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомых и новых для учащихся познавательных ситуациях. Так, чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, по-видимому, необходимо согласиться с широким пониманием этого понятия, как в том числе и использования прочитанного в различных жизненных ситуациях.

США. Программы американской элементарной школы предусматривают приобретение «основных компетенций» – теоретического и практического освоения программ английского языка, литературы, начал математики, географии, естествознания, граждановедения, трудового обучения, цикла эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорта и физического воспитания, норм морали и поведения. Программы становятся более насыщенными и вариативными. Так, программа по математике предполагает знакомство с основами алгебры и геометрии, что ранее изучались в средней школе; поощряются «продвинутые программы» для одаренных детей.

Великобритания. В начальной школе Англии основное учебное время посвящено изучению английского языка – 40%, 15% занимает физическое воспитание, около 12% – ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками иностранного языка, арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Читайте также:
Политическая организация со своей структурой уставом и программой действий

Франция. Учебный план французской начальной школы определяет восемь приоритетных направлений: французский язык, иностранный язык, естествознание и технология, история и география, граждановедение, художественно-эстетическое воспитание, физическое воспитание и спорт.

Китай. Учеников начальной школы в Китае учат читать и писать на китайском языке, а также несложным математическим упражнениям. Кроме того, школьники младших классов изучают китайскую литературу и обязательно английский язык.

Япония. Основная часть учебного времени в японской начальной школе отведена японскому языку и арифметике, остальные часы – естествознанию, обществоведению, музыке, урокам морали, физической культуры, искусства, рукоделия.

Учащиеся осваивают национальную фонематическую азбуку, иероглифическую письменность (дети узнают порядка 850 иероглифов, а для чтения газеты необходимо знать 2,5 тыс.). При изучении предмета обществоведения даются отдельные сведения по географии, истории, в курсе естествознания – элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке, на занятиях по математике проходят арифметические действия и получают элементарные сведения по геометрии. Дети также знакомятся с правилами дорожного движения и учатся пользоваться библиотекой.

Источник: studme.org

Сущность, функции, структура школьных программ и учебников

На базе учебного плана составляют учебную программу по любому предмету.

Определение 1

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчен круг основных знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены учащимися по каждому учебному предмету.

Учебная программа состоит из:

  • перечня тем изучаемого материала;
  • рекомендаций по количеству времени, отводимому каждой теме;
  • распределения материала по годам обучения;
  • времени, отводимого на изучение всего курса.

Принято выделять следующие виды учебных программ:

  • типовая программа;
  • рабочая программа школы;
  • личностно-индивидуальная авторская программа, составляемая и применяемая учителем-новатором, мастером педагогического труда.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Типовую программу утверждает Министерство общего и профессионального образования РФ, она носит рекомендательный характер и затрагивает только наиболее общий и базовый круг общеобразовательных знаний, умений и навыков, а также включает наиболее общие рекомендации методического характера и перечень необходимых и достаточных средств приемов обучения, свойственных конкретному учебному предмету.

На основании типовой программы разрабатывают рабочую программу, которая отражает национально-региональный компонент, он может быть локальным или школьным, с учетом возможностей методического потенциала учительства, а также информационное и техническое обеспечение и уровень подготовленности учеников.

Авторским программам характерна специфическая логика построения курса и глубина поднимаемых в них вопросов, теорий. Такие программы, если у них есть рецензии, утверждает совет школы.

Структура учебной программы включает три основных компонента:

  • объяснительную записку, в которой изложены цели и задачи изучения предмета;
  • содержательную часть, состоящую из перечня тем, распределения времени на изучение каждой темы и раздела, перечня рекомендуемых занятий и методов обучения;
  • методические указания, касающиеся путей реализации программы, методов, организационных форм и средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, которые учащиеся приобретают в процессе изучения данного учебного предмета.

«Сущность, функции, структура школьных программ и учебников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В структурном отношении учебные программы могут быть линейными, концентрическими, спиральными и смешанными.

Линейная структура предполагает образование отдельными частями материала непрерывную последовательность тесно взаимосвязанных звеньев, которые прорабатываются за время обучения один раз.

Концентрированная структура основана на возвращении к изучаемым знаниям. Идет постепенное расширение изложения одного и того же вопроса, обогащение его новыми сведениями, зависимостями и связями.

Спиральная структура характеризуется изложением материала, при котором ученики без потери из поля зрения исходной проблемы, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Читайте также:
Как в программе повер поинт сделать презентацию

Смешанная структура совмещает признаки линейных и концентрических схем, что позволяет глубоко распределять учебный материал.

Структура и функции учебника

Основной вид учебной литературы – учебник, представляющий собой важнейший источник знаний для учеников, одно из основных средств обучения. В нем отражена теория и методика обучения, то есть круг знаний, умений и навыков, обеспечивающих формирование духовной сущности личности ребенка.

В учебниках систематически изложены основы знаний в определенной сфере на уровне современных достижений науки и культуры. В учебниках систематическое изложение учебного материала должно идти в единстве с методами познания.

Учебник должен одновременно отличаться стабильностью и мобильностью. Требование стабильности предполагает, что у учебника должна быть устойчивая основа. Мобильностью обеспечивается возможность быстро вводить новые знания без нарушения основных конструкций. Этой цели соответствует блочная конструкция учебника, которая допускает вставки и расширяет блоки.

Структура учебника состоит из текста в качестве основного компонента, и нетекстовых вспомогательных компонентов.

Учебниками должны обеспечиваться сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, с полным усвоением учебного материала. Для решения этих задач предназначены следующие дидактические функции учебника:

  • мотивационная – выражается созданием стимулов для учащихся, побуждающих их изучать данный предмет, формирующих интерес и позитивное отношение;
  • информационная – позволяет ученикам расширить объем знаний любыми доступными способами получения информации;
  • контрольно-коррекционная (тренировочная) – проверка, самооценка и коррекция хода и результатов обучения, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование необходимого объема умений и навыков.

Дополнениями к учебнику могут быть различные учебные пособия – хрестоматия, сборник задач и упражнений, словарь, справочник, книга для внеклассного чтения, атлас, историческая и географическая карта и пр.

Отличительная особенность учебного пособия – подача учебного материала в более расширенном плане, дополняющая в значительной степени, а также расширяющая материал учебника новейшей информацией, справочными сведениями. Работа с учебными пособиями учит детей изложению, анализу, критике, дополнению, изменению и стилю собственного изложения, а также изучаемого текста с обязательным использованием дополнительной литературы.

Вместе с традиционными учебными материалам применяются также современные, безбумажные – видеоролики, диски, кассеты, аудиозаписи и пр. На данный момент дидактическая оценка таких новых средств крайне противоречива, в связи с чем, целесообразно использовать их в совокупности с традиционными учебными материалами.

Источник: spravochnick.ru

5.2.2. Виды образовательных программ

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

Читайте также:
Как пользоваться программой pro100

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Источник: lexed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru