1.Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей или др.
2.Материальная база:
— здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение;
— пришкольный участок: детская площадка, спортивно-физкультурный блок, общее озеленение;
— ТСО, лингафонные классы, классы информатики;
— спортивный комплекс: залы и классы, спортивное оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки;
— кино- и актовый залы, зал ритмики и хореографии;
— библиотека и читальный зал;
— мастерские для трудового обучения и преподавания технологии творческой деятельности;
— оформление и озеленение класса.
3. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, психологический микроклимат.
4. Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение, их оценка, наличие авторских программ.
Основные направления учебно-воспитательной работы учебного заведения.
Новации в деятельности коллектива.
Актуальные вопросы разработки учебных планов
Посещение уроков учителя-мастера.
Часть 2. Изучите информационно-образовательную среду учебного заведения, в котором вы проходите практику. Проанализируйте ИОС школы по предлагаемому плану.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Задание 1. Знакомство со школой.
В беседе с директором школы или его заместителем, в ходе экскурсии по школе выяснить и записать в дневнике:
- Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
- Материальная база (здание — типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок — детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники; школьные кабинеты; ТСО, лингафонные классы, классы информатики; спортивный комплекс — зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; кино- и актовый залы, зал ритмики и хореографии; библиотека и читальный зал; мастерские для трудового обучения и творческой деятельности; медицинские кабинеты; столовая; оформление и озеленение школы и классов.
- Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
- Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает образовательное заведение, их оценка.
- Основные направления учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, имеющиеся проблемы, традиции и новации в деятельности коллектива.
- Режим работы школы.
Задание 2. Знакомство с системой воспитательной работы в школе.
- Проанализировать план воспитательной работы в школе.
- По возможности посетить и проанализировать общешкольное воспитательное мероприятие, проводимое в период практики.
- Побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе о системе воспитания в школе, организации внеклассной воспитательной работы.
Задание 3. Знакомство и беседа с классным руководителем.
Особенности разработки учебных планов на 2021 22 учебный год
В беседе с классным руководителем познакомиться с особенностями работы классного руководителя, его основными функциями; выяснить основные сведения о классе, получить его общую характеристику, узнать о проблемах в работе с классом, направлениях воспитательной работы, активе класса.
Изучить план работы классного руководителя, сделать выписку из него (мероприятия в период практики), обсудить возможность включения студентов в подготовку и проведение отдельных воспитательных дел.
Задание 4. Составление индивидуального плана работы.
План согласовывается с групповым руководителем и классным руководителем. (План может корректироваться в ходе прохождения педагогической практики).
Задание 5. Изучение школьной документации.
В ходе практики изучить школьную документацию: личные дела школьников, классный журнал и др. Результаты изучения должны быть отражены в дневнике педпрактики и в диагностической карте.
Задание 6. Составление диагностической карты.
Работа по составлению диагностической карты осуществляется на протяжении педагогической практики с использованием информации, полученной в ходе предварительной беседы с классным руководителем, посещения уроков, работы со школьной документацией, изучения читательских формуляров учащихся в школьной библиотеке, беседы со школьным психологом, общения с учащимися и др. Сделать соответствующие записи в дневнике и диагностической карте (см. приложение).
Задание 7. Посещение уроков.
В течение всей практики посетить уроки по всем предметам в своем классе (2-3 урока ежедневно; за весь период практики посетить не менее 18 уроков) для наблюдения за деятельностью учащихся, более глубокого изучения их: работоспособности, отношения к отдельным учебным предметам, взаимоотношений учащихся между собой и др.
В дневнике фиксируются этапы урока, деятельность учащихся, делаются выводы и общая оценка урока (что больше всего понравилось на уроке, как проявились способности учащихся, какое воспитательное воздействие оказал наблюдаемый урок).
Записи рекомендуется вести по форме:
Класс _______ Предмет _____________ Урок по расписанию ______________
Ф.И.О. учителя _____________________________________________________
Цель посещения ____________________________________________________
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общий анализ этапов урока |
Задание 8. Знакомство с системой работы классного руководителя с родителями.
— каковы функции родительского комитета;
— какую помощь оказывают родители классному руководителю;
— как часто проводятся в классе родительские собрания и с какой целью;
— какие проблемы детей обсуждает классный руководитель на собрании;
— как организуется работа с родителями отдельных учащихся.
По результатам сделать соответствующие записи в дневнике.
Источник: poisk-ru.ru
Программа знакомства с учебным заведением
1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж.
2. Материальная база:
а) здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение;
б) пришкольный участок: детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники, общее озеленение;
в) школьные кабинеты;
г) спальни, места отдыха и игровые комнаты;
д) ТСО, лингофонные, дисплейные классы и классы информатики;
е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки;
ж) кино- и актовый залы; зал ритмики и хореографии;
з) библиотека и читальный зал;
и) мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;
к) медицинские кабинеты;
м) оформление и озеленение школы и классов.
3. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
4. Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение, их оценка.
5. Основные направления учебно-воспитательной работы школы.
6. Традициии школы и их оценка.
7. Новации в деятельности коллектива.
8. Посещение урока учителя-мастера.
9. Анализ результатов и вывод.
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия
1. Тема внеклассного воспитательного занятия.
2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.
3. План проведения воспитательного занятия.
5. Используемая наглядность и ТСО.
6. Список использованной литературы.
Схема анализа воспитательного мероприятия
| № п/п | Критерии оценки | Баллы 0-2 |
| 1. | Название темы, постановка цели | |
| 2. | Актуальность проводимого мероприятия: — соответствие возрасту, интересам, возникающим в детской среде проблемам; — направленность содержания мероприятия на решение задач, поставленных школой, классом; — обеспечение положительного общения в детском коллективе | |
| 3. | Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя | |
| 4. | Педагогическое творчество, новизна, оригинальность проведения мероприятия | |
| 5. | Насыщенность мероприятия информацией | |
| 6. | Организаторские способности практиканта: — владение классом; — умение выходить из возникших педагогических ситуаций; — массовость в проведении мероприятия | |
| 7. | Удовлетворенность школьников проведенным мероприятием: — активность; — соревновательность; — коллективизм; — взаимопомощь | |
| 8. | Культура проведения мероприятия: — четкость; — последовательность, этапность выполнения задания; — выразительность речи практиканта; — внешний вид; — рациональное использование времени — педагогический такт в общении; — педагогическая культура | |
| 9. | Наличие наглядности, дидактического и раздаточного материала | |
| 10. | Музыкальное сопровождение | |
| 11. | Подведение итогов |
Критерии отметки:
0 — качество не проявляется; 41-48 баллов — «5» — 85-100%;
1 — проявляется частично; 36-40 баллов — «4» — 75-84 %;
2 — проявляется полностью; 29-35 баллов — «3» — 60-74%;
менее 29 баллов — «2» — ниже 60%.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.
2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).
3. Цели и задачи проводимой работы.
4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.
5. Содержание и методика проведения занятия:
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
Примерная схема анализа этической беседы
1. Тема, цели и задачи проводимой беседы.
2. Актуальность темы беседы для данного коллектива.
3. Опора на моральный опыт детей.
4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов.
5. Логичность и последовательность при разъяснении моральных категорий.
6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего).
7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров).
8. Степень участия детей в подготовке беседы.
9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ведущего склассом, стиль его отношений, приемы активизации детей.
10. Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.
11. Выводы. Достигнута ли цель беседы, ее достоинства и недостатки.
Схема анализа беседы по ознакомлению учащихся с произведениями изобразительного или вокально-музыкального искусства
1. Тема беседы и ее цель (образовательная и воспитательная).
2. Место данной беседы в общей системе воспитательной работы.
3. Обусловленность выбора данных произведений искусства (художественность, познавательный интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).
4. Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.
5. Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.
7. Оценка разбора произведения искусства с позиций:
а) единства содержания и художественных средств;
б) учета возрастных особенностей школьников;
в) приемов активизации учащихся в ходе беседы: выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;
г) связи с жизнью, с поведением учащихся.
8. Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.
9. Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.
10. Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.
11. Достигнуты ли поставленные цели.
Схема анализа читательской конференции
1. Цель проведения читательской конференции: рекомендовать книги для чтения, обсуждение книг по определенной проблеме, обсуждение творчества одного писателя.
2. Подготовка детей к конференции.
3. Оформление и атмосфера проведения конференции.
4. Учет возрастных особенностей учащихся при проведении конференции.
5. Наличие связи между темой конференции и задачами обучения и воспитания.
6. Формы участия детей в проведении конференции.
7. Степень активности, увлеченности и самостоятельности учащихся на конференции.
8. Роль ведущего конференции.
9. Выводы. Воспитательное значение конференции. Достоинства и недостатки, предложения и рекомендации.
Примерный план проблемного урока
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы:
— создание проблемной ситуации (побуждающий диалог);
— сообщение темы с мотивирующим приемом. Формулирование темы урока или вопроса для исследования.
4. Поиск решения.
Если проблема есть:
‘если проблемы нет:
— подводящий без проблемы диалог.
5. Продуктивные задания
(из опорных сигналов: символы, опорные слова, схемы, метафоры, загадки, стихи).
6. Первичное закрепление.
7. Работа по ранее изученному материалу с включением новых знаний:
7.1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
7.2. Решение задач и упражнений на повторение пройденного материала.
8. Домашнее задание.
9. Подведение итогов урока. Саморефлексия.
Источник: infopedia.su