Учебные программы начальной школы
Что-то в последнее время я озаботилась этим вопросом… Существует 10 программ — на данный момент, про какие-то я что-то уже слышала, о каких-то не знаю вообще ничего, но… Самый главный вопрос: чем они все друг от друга отличаются. Я в своё время училась по Занкову, как выяснилось такая программа есть и сейчас. и считается СЛОЖНОЙ, но куда сложнее программа Школа 2100, а Школа России — самая лёгкая и, как следствие, самая бестолковая (это мои выводы из комментариев мамочек на других форумах), но при этом знакомый учитель мне сказал — разницы нет, главное чтобы ребёнок хорошо читал в первом классе и считал до 100 (сложение и вычитание хотя бы что!)!
Я понимаю, что, наверное, рано стала об этом задумываться, но время летит быстро и я хотела бы уже сейчас иметь представление к чему готовиться и к чему готовить!
Мамы, у которых детишки уже учатся в начальной школе, или уже закончили её — делитесь впечатлениями!
Санкт-Петербург
лучший учебник по математике (начальная школа), ошибки начальной школы в математике
Интересные разделы сообщества
Комментарии
Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся.
Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов.
https://nauka.club/pedsovet/kak-delat-proekt-v-shkolu.html
5 августа 2019 15:46
А мы по Перспективе учимся, вполне нормальная программа, кстати. Не было ни разу такого, чтобы мы все голову ломали и не могли помочь с домашкой. Математика Петерсона несложная, даже если ребенок на уроке прозевал новую тему, все правила написаны в учебнике, и мы дома сами разбираемся с ней. Не надо лопатить интернет. Русский язык тоже вполне адекватный.
Единственный минус — английский Spotlight. Это жесть жестокая! Если бы я сама не знала английского, пришлось бы нанимать репетитора, т.к. дочь бы самостоятельно домашку не сделала никогда.
26 марта 2017 04:34
Мы выбирали школу чтобы близко к дому была. Школа английская. Идти 5-10 минут. Потом пожалела, надо было побольше поузнавать как и что, как вы и хотите сделать. У нас была в начале школа 2100.
Мне не понравилось, что все рассчитано на то, чтобы занять родителей и всю семью. В учебнике часто ответов нет, в русском правила не написаны, и матем не лучше была. В общем все вечера — поиск мамой в интернете. Плюс не сформирован навык делать уроки самой! Да, самой. И очень большой об’ем дз.
Когда мы пришли в 5 класс по количеству дз мы просто вздохнули. Наконец то никаких дз на каникулы, никакой Летней тетради. Но очень сложно, что требования другие, по русскому вообще полный швах. Ничему считай не научили. Никому тут не нужен жуткий звукобукв анализ и прочая ерунда. А писать грамотно и аккуратно не приучили. Приучили писать много и коряво.
Образовательные программы для начальной школы
По матем тоже я считаю не сформированы у класса нужные навыки. Т.к. темы шли галопом по Европам, задачи тоже были часто странноватые и основных правил дети не закрепили. И сейчас очень тяжело. 6 класс. У меня есть эл дневники аналитику я пподключаю. Средний балл класса по русскому 3.4.
Это как? А то чтотеперь требуется ааккуратное чёткое письмо и знание правил. Вот результат.
8 октября 2016 09:17
СтаршийЗаяц
у нас в началке — «Школа России», без вариантов. я пока только учебники первого класса видела)) ну, ввд в новую жизнь довольно щадящий. по мне единственное пока непонимание — почему так мало домашних заданий по письму. чую, если самим не заниматься, то писать ребенок будет едва-едва
7 октября 2016 10:28
Продолжим)))) По 21 веку я вела прошлый класс. Начнем с плюсов. Она мне понравилась, я бы не стала с нее уходить добровольно. Но она тоже выше стандарта. Особенно русский язык (его вообще легкого нигде, по-моему, не осталось). Тоже очень интересное чтение, сказки Сутеева, детские стихи, сказки, ну «взрослая» поэзия тоже есть, конечно, и с ней надо знакомиться.
Русский сложноватый, но из всех программ мне лично он нравился больше всего. К нему просто нужно подходить от потребностей и возможностей класса и не давать материал выше стандарта тем детям, кто не может его взять. Математику, честно, уже плохо помню. Тоже нравилась. Много очень доп.тетрадей, всегда есть материал и для сильных детей, и для тех, кто послабее.
Окружающий мир хороший, интересный, но материал почти по всем программам нужно искать дополнительный, на это стандарт направлен — научить учиться. Но пока этому учатся родители))))
Минусы: ООООООООчень много ошибок в учебниках. Во всех, особенно по математике. Ну вот не сходится пример, хоть тресни! А там просто не те числа напечатаны(
В 2100 мне нравилась только математика Петерсон, но она, конечно, рассчитана на подготовленных детей. Программа очень сложная. У меня была она как-то. Пришли 50% детей не готовых к школе и за эту программу… Ужас был. Один ребенок почти не говорил по-русски, а ему раз — и сразу 5 букв на одном уроке.
Постоянно приходилось заниматься дополнительно. Чтение… Про него много уже было сказано. Я в их возрасте все это запоем читала, я вообще с 5 лет с книгами не расстаюсь, но своим теперешним второклассникам я никогда на посоветую это читать. Рано им еще. В общем, если к школе не готовили, на этой программе делать нечего.
Ну как-то так. Устала уже писать)))) Возникнут вопросы — задавайте.
Я бы взяла по учебнику с каждой программы, вот было бы хорошо)))) Не дают)
27 июня 2013 09:40
Санкт-Петербург
Спасибо за подробный ответ. У меня к Вам ещё вопрос: а какие вообще сейчас требования к первокласснику: умение читать, считать, складывать/вычитать, до скольки и в пределах скольки, какие необходимы знания об окружающем мире и т.д. Должен ли ребёнок уметьт писать цифры/буквы и т.д.
27 июня 2013 11:42
На самом деле обычные общеобразовательные школы обязаны брать всех, без исключения, детей. Не важно, умеет он читать-писать или не умеет. Школа должна научить. Любая программа начинает с изучения букв и цифр, то есть изначально рассчитана на детей, незнакомых с ними. Другой вопрос, если это какая-то элитная школа для одаренных детей, или некоторые гимназии и лицеи, которые набирают «избранные» классы
27 июня 2013 11:55
Но обычно приветствуется слоговое чтение, знание цифр, счет до 20 и обратно (именно счет, не сложение-вычитание), элементарные знания о мире (домашние и дикие животные, группировка предметов — мебель, цветы, деревья и т.д., умение назвать свой адрес, полные ФИО). В среднем так.
Кстати, когда ребенок «слишком» подготовлен, ему может быть скучно — он все это уже знает. И если ему не будут уделять дополнительное внимание (задания посложнее, помощь более слабым одноклассникам), он может расхотеть ходить в школу
27 июня 2013 11:59
Санкт-Петербург
Вот и я об этом часто думаю, а с другой стороны с грядущими изменениями, да и уже начавшимися в сфере образования, проще сразу ребёнка всему научить — в школе -то всё равно мало чего останется!(((
29 июня 2013 14:08
очень интересная информация! спасибо!
7 октября 2016 10:03
↩ Ириска Трулляляка
С интересом читала ваши комментарии, у нас выбор-школа россии или 21 век. Последнюю хвалят, говорят что задания разного уровня сложности, всем деткам будет интересно. Так ли это? У нас мальчишка развитой, не хочу чтоб весь первый класс скучал
23 марта 2017 23:36
Дело в том, что уже много лет прошло с тех пор, как я работала по этой программе. Я знаю, что уже через три года совсем поменялась программа первого класса именно в «21 веке». Поэтому сейчас воздержусь от комментариев, не знаю, как там сейчас дело обстоит. Раньше бы посоветовала 21 век
5 апреля 2017 03:08
Если кого еще интересует, могу подробнее рассказать о программах Школа России, 21 век и Перспективная начальная школа (не Перспектива!). Чуть меньше знаю о 2100, один год по ней работала только
26 июня 2013 18:25
Санкт-Петербург
Конечно интересует. Особенно, если Вы сами по ней работаете или работали.
26 июня 2013 23:17
Ну начнем с того, что идеальной программы нет вообще. У каждой какой-то предмет хорош, какой-то не очень, а какой-то откровенно бредовый. В данный момент я веду по программе Перспективная начальная школа. Не очень распространенная программа, надо сказать, но у нас выбора особого не было.
Замечательное в ней чтение, очень много детских стихов, произведения подобраны по возрасту, детям интересно, читают с удовольствием все, даже хулиганчики)))) Русский сложный. Огромное количество часов дано на словообразование. Ну зачем детям второго класса словообразование уровня средней школы. Я половину этих часов просто убирала и отрабатывала орфографию.
Грамотно писать надо уметь, а не филологами становиться. Мир неплохой, хотя тоже были темы, где родители жаловались на сложность. Математика средняя и по сложности, и по «интересности». Четко отработанных правил нет ни в одном учебнике нашей программы. Формулируем сами, записываем в специальную тетрадь (сами завели). Информатика интересная.
В отличие от 2100, действительно направлена на компьютеры. Может, сложноватая, так как там уже и двоичное кодирование, и работа с алгоритмами, но в основном, дети справлялись. Все учебники объединены общими героями — Маша и Миша, брат и сестра.
Сюжет их появления неплохой, хотя очень непривычно было в 1 классе видеть сплошной текст в учебнике по русскому языку, сама еле разобралась, где вообще упражнения. Мало разнообразных заданий по математике и по русскому языку. Среднее впечатление. Чтение бы оставила из этой программы.
Школа России. Тут кто-то писал, что по ней средняя школа занимается. Нет, это программа исключительно начальной школы. В средней школы общеобразовательная программа, отдельная у каждого предмета. Очень хороша здесь математика. Все четко, разложено по полочкам. Некоторые (даже сами учителя) считают, что это коррекционная программа. Она просто стандартная.
Т.е. соответствует стандарту и не перепрыгивает через него, как остальные. Ее доработали в последние годы, много доп.тетрадей, дисков. Она подходит для всех детей: и читающих-считающих, и ничего не умеющих. Опять-таки зависит от учителя, как он преподнесет материал.
Русский язык поменяли там лет 10 назад на совершенно нелогичный учебник, тоже там с правилами караул, да и заданий мало. (Хотя может и изменилась сейчас там ситуация). Чтение мне там не очень нравится. Чего стоят поэтические тетради, где месяц читаем таких авторов как Блок, Тютчев, Фет… Ну не детские это произведения, нельзя их в таком количестве. Так и отбивается интерес к поэзии.
Мир там мне нравится, много интересного материала, красочный (что немаловажно для детей), доступный. Азбука старая добрая, еще я училась по ее предку)))) Сейчас ее, конечно, доработали, убрали октябрят-пионеров, усложнили до современного уровня. Неплохо, в общем. Читать по ней научаются все.
27 июня 2013 09:29
↩ Ириска Трулляляка
Стоит выбор у нас — Перспективная начальная школа или Школа России. Дочка любознательная, но не сильно усидчивая. Болезненно переживает если что-то не получается. Очень хорошая память. Без проблем учит стихи.
Плохо пишет. Буквы знает, счет, пишет их все. Может потихоньку по слогам прочитать. Но когда читает то не понимает что читает. просто машинально буквы. Сейчас буду отдавать на дополнительные занятия по чтению.
Примеры пока с трудом решает. Когда пойдем в школу будет 6,8 лет. Сейчас 6 исполнилось.
Есть еще маловероятный вариант — Планета знаний. Вообщем интересует что в первом случае выбрать. И как эта программа в сравнении с планетой знаний.Спасибо.
17 февраля 2017 13:32
Ну, девчата, расстроили с этой 2100. Когда записывала ребенка, скащали просто, что с математическим уклоном. А оказывается не все так просто. Прийдется увольняться с работы, чтоб ребенок спокойно учился. Жаль.
Источник: www.baby.ru
Как не ошибиться и выбрать правильную программу для начальной школы
Общий обзор программ начальной школы: плюсы и минусы, подводные камни и приятные бонусы.
В настоящее время в России используется семь программ для обучения детей в начальной школе. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, свои особенности. Одна программа может быть идеальна для одного ребенка и совершенного губительна для другого. Именно поэтому родителям стоит ознакомиться с ними перед тем, как отправить ребенка в 1 класс.
Первая проблема
Самая первая проблема, с которой столкнуться родители — это территориальность школ. Помните как несколько лет назад активные родители требовали для своих детей права учиться в школе рядом с домом, невзирая ни на что? Вот что хотели получили и теперь все больше и больше жалоб на качество образования.
А проблема на самом деле в том, что каждая школа, каждый учитель, вправе выбрать программу обучения, которая не факт, что подойдет каждому ребенку из соседних домов.
И да, несомненно, это удобно — водить ребенка в школу, которая рядом. Но при этом право выбрать ребенку образовательную программу практически теряется. Поэтому заинтересоваться тем, по какой программе работает учебное заведение, к которому вы относитесь территориально, стоит как минимум за год до того, как ваше чадо пойдет в 1 класс, так как именно это будет определяющим фактором при подготовке к школе.
Проблема вторая
Вторая проблема, с которой можно столкнуться — это неумение педагога работать по той или иной программе. Бывает так, что учителю сверху навязывают программу обучения по той или иной причине, а сам он ну никак не готов с ней работать.
Начальная школа — это такой этап в жизни ребенка, когда человеческий фактор очень важен. Выбор учителя может стать решающим и именно он будет оказывать большее влияние на ребенка.
В этом обзоре мы затронем только общие вопросы, связанные с программами начальной школы. Если какая-то из них вас заинтересовала — пишите в комментариях и мы обязательно подготовим по этой теме подробный материал с рекомендациями.
Школа России
Если в школе, куда отправляется ваш ребенок в начальной школе обучают по этой программе, то можно вообще не тратить время на подготовку.
Считается, что эта программа — наследница советской системы, так любимая многими классика. УМК рассчитан на детей, которые не умеют читать, писать и считать. Всему этому будут обучать, так как программа предполагает тщательную проработку навыков письма, чтения и счета.
Совершенно очевидно, что ребенок, который уже все это освоил в первом классе точно заскучает. Но, если вы из тех родителей, которые считают, что всему должна научить школа — это вариант для вашего ребенка.
Стоит учесть, что разработчики программы определили ее главную концептуальную идею в следующем:
российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.
То есть основное ее назначение — воспитывать детей. При обучении по этому УМК логическое мышление и воображение детей остаются практически не задействованы.
Перспектива
Эта программа требует очень серьезной подготовки ребенка к школе. Обучение по ней в буквальном смысле идет семимильными шагами. Например, в математике авторы не считают нужным учить детей составу числа 3, они полагают, что это издевательство над учеником и учителем. Если ребенок ранее не усвоил этот материал, то в дальнейшем будут допускать серьезные ошибки.
Несмотря на оптимистичные заявления о том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового, при низком уровне готовности учеников, учитель будут просто не в состоянии зажечь всех.
Таким образом, эта программа для детей, которые сильны в математике и как минимум умеют читать по слогам.
Начальная школа XXI век
Эта программа подойдет гуманитариям. Ребенок, который будет по ней обучаться, должен уметь как минимум читать, а желательно и писать, так как в прописях могут отсутствовать наклонные линии.
Помощь родителей будет необходима. Кстати, многие жалуются на плохое структурирование — все пробегается по верхам, перепрыгивается с темы на тему.
Математика представлена очень слабо. Например, текстовые задачи дети начинают решать только в самом конце 1 класса.
В целом у детей, которые обучались по этой программе, отмечают высокий уровень грамотности, но очень много пробелов в других областях.
Перспективная начальная школа
Подход к обучению детей схож с тем, который применяется авторами УМК “Перспектива”. И это не удивительно, так как авторы учебников математики в этих программах ранее составляли учебники для средней школы и не учли возрастные особенности детей начального звена.
Здесь также все идет по верхам, в темы не углубляются, так как авторы предполагают, что ребенок все это знает. Материала много, времени на закрепление мало.
Планета знаний
По этой программе в целом ребенок может обучаться без предварительной подготовки. Сильная сторона — букварь и прописи, которые составлены учителями-практиками начальной школы. Также в этой программе прекрасное литературное чтение, но вот математика опять подводит и причина та же — авторы пришли из средней школы и не учли всех особенностей младшего звена.
Специалисты отмечают, что данная программа идеально подходит для детей с ярко выраженными творческими способностями. Здесь дети сами будут сочинять сказки, ставить спектакли, выполнять проектные задания. При этом получат необходимый минимум знаний.
Система Эльконина — Давыдова
Обучение по этой программе требует от первоклассника очень серьезной подготовки , так как такие базовые навыки, как умение читать, писать и считать здесь не отрабатываются — просто проходят быстренько по верхам и приступают к главной цели — формированию большого набора навыков.
Предполагается, что ребенок научится искать самостоятельно недостающую информацию, самостоятельно проверять свои гипотезы, а, соответственно и выдвигать их. Но не думайте, что все так просто — помощь родителей будет просто необходима.
Программа предполагает очень много самостоятельности и очень высокую мотивацию, так как детей учат получать знания, искать их, а не заучивать.
РИТМ
Это относительно новый УМК. Сразу заслуживает уважение тем, что автор учебников по русскому языку Т.Г. Рамзаева, то есть тут уже можно говорить о том, что грамоте дети будут научены основательно и, скорее всего, по этой программе вполне себе может начать учиться и ребенок, который не умеет читать и писать.
Родители также говорят о том, что в 1 классе математика “слабенькая”.
Название программы — это аббревиатура: Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление.
Источник: dzen.ru
Учебные программы в начальной школе – как разобраться?
Учебные программы в начальной школе – как разобраться?
Выбирая для ребенка школу, родители редко интересуются тем, какая в конкретном учебном заведении школьная программа. Если они и выясняют такую информацию, то больше для общего развития, и только единицы понимают отличия одних подходов от других. Сегодня в школах практикуются разнообразные, зачастую непохожие друг на друга системы, поэтому специалисты рекомендуют родителям потратить немного времени на изучение специфики конкретного учреждения. Оптимальная версия системы образования пока не найдена, но у каждого направления есть свои преимущества и недостатки. Если их знать и правильно оценивать, можно подобрать школу, которая больше подойдет под особенности ребенка.
Системы и программы образования – как разобраться?
Сначала надо отделить педагогические (образовательные) системы от программ. Первых официально признано всего три: одна традиционная и две развивающих – Занкова и Эльконина-Давыдова.
Образовательных программ насчитываются десятки, но лишь некоторые из них приняты Министерством образования и разрешены к применению в учебных заведениях.
Оптимальная школьная программа образования пока не найдена, поэтому родителям необходимо изучить преимущества и недостатки программ.
Выбирая оптимальный вариант получения аттестата для своего ребенка, родители должны помнить, что программа обучения в школе должна быть одобрена Министерством образования. Этот момент можно уточнить через официальный сайт службы, найдя на нем соответствующую информацию, или обратившись с запросом. Важно понимать, что учебная программа – это база, позволяющая ученику получить тот объем знаний, который официально признан минимальным. Отличия направлений могут сказываться только в особенностях подачи материала, организации учебного процесса, характере дополнительной информации.
Зачем в школьном образовании такое разнообразие программ?
Образовательные программы составляются на основе правил, установленных их автором, но тот задает только их основы, а не пишет учебники по всем предметам. Иногда разница в подходах не видна на первый взгляд, а их применение дает одинаковые результаты, просто достигаются они разными способами. По этой причине невозможно выделить передовые или более слабые учебные программы. Традиционное направление не обязательно уступает развивающему, но при этом и не превосходит его.
Все школьные программы составляются так, чтобы учебный план по ним объединяли такие моменты:
Выбирая учебный план начальной школы, надо обращать внимание на его характеристики, сопоставляя их с особенностями ученика. Каждый подход рассчитан не на способности детей к обучению, а на их специфику восприятия и обработки информации.
Достаточно оценить качества ребенка, чтобы понять, работа по какому направлению позволит ему достичь нужных результатов, не испытывая при этом перегрузок.
Образовательной программа обязательно должна быть утверждена в Министерстве образования.
Нетрадиционные системы образования и их особенности
В некоторых школах преподавателями одновременно используются разные учебные программы. Если учитель хорошо в них ориентируется, а также обладает качествами, необходимыми для реализации плана, то это принесет ребятам массу пользы. Такая практика требует от детей подключения всего их потенциала, раннего запуска заложенных навыков, активного усвоения новых знаний. Развивающие обучающие программы для школьников младших классов могут выступать в качестве основных или дополнять традиционный подход.
Система образования Занкова
С 1995 года система-программа Занкова для начальной школы стала применяться параллельно традиционному подходу. Ее целью является общее развитие ученика за счет получения умений, навыков и знаний посредством стимуляции ума и воли.
Школьные программы для начальных классов по системе Занкова отвечают таким характеристикам:
Для получения полной информации по системе рекомендуется посетить официальный сайт www.zankov.ru.
Система образования Эльконина-Давыдова
Первые школьные программы начальной школы по этой системе появились более сорока лет назад. Они довольно быстро доказали свою эффективность и сегодня официально признаны в качестве одного из трех подходов к обучению детей, одобренных государством. В отличие от системы Занкова, этот вариант не терпит спешки, а призывает к обдумыванию каждого шага. Его цель – привить ребенку самостоятельность и инициативность, развить склонность к глубокому и нестандартному мышлению.
Учитель может использовать одновременно разные учебные программы.
Программы начального образования по системе Эльконина-Давыдова отвечают таким характеристикам:
Особенности направления делают его идеальным для детей, которые не любят работать в быстром темпе, предпочитая выполнять все основательно. Здесь пригодятся способность к обобщению, усидчивость, внимательное отношение к мелочам.
Основные программы традиционной образовательной системы
Школа 2100 (Программа Петерсон)
Как и другие традиционные обучающие программы начальной школы, подход преследует базовую цель – помочь ребенку освоиться в обществе. Это достигается выполнением ряда задач. К последним относят формирование готовности к труду и обучению, получение знаний в естественных и гуманитарных науках, обеспечение культурного развития ребенка. Параллельно происходит формирование личностных свойств, которые позволят ученику адаптироваться в социуме, навыков ведения самостоятельной творческой деятельности.
Работа по программе «Школа 2100» ведется с упором на такие принципы:
- адаптивность – подход одновременно учит подстраиваться под индивидуальные особенности учеников и своевременно реагировать на изменения внешних условий;
- развитие – основной целью школы является личностное развитие ребенка и его подготовка к дальнейшему самостоятельному прогрессу;
- психологический комфорт – учебный процесс строится так, чтобы ученик не испытывал стресса, а прибывал в спокойной и благожелательной обстановке, стимулирующей его активность;
- образ мира – ребенку прививается целостное и единое представление об обществе, окружающем его мире. В его сознании строится схема устройства мироздания, все составляющие которого расставляются по своим местам;
- целостность – ребенок понимает, что все в мире связано и представляет единое целое;
- систематичность – материал подается постепенно в соответствии с проверенными временем закономерностями и с учетом индивидуальных особенностей ученика;
- ориентировочность – общее образование призвано сформировать у ребенка ориентиры, использование которых поможет ему в дальнейшей деятельности.
Начальные образовательные программы основаны на традиционных системах, они могут видоизменены или дополнены.
Программа «Школа 2100» предусматривает не только учебники по всем предметам с 1-го по 11-й класс, но и материалы для детского сада. Она универсальна, рассчитана на любого среднего ученика, но все же больше подойдет усидчивым и внимательным детям.
«Школа 2100» – официальный сайт www.school2100.ru.
Школа России (Плешаков)
Цель, которую ставит перед собой программа «Школа России» – воспитание сознательных граждан РФ. Это базовый воспитательный подход, призванный развить у ребенка основные общечеловеческие качества (доброта, терпимость, сопереживание), научить его читать, писать и считать. Параллельно ученику прививают необходимые для нормальной жизни трудовые навыки и основы безопасности жизнедеятельности, формируют стремление к дальнейшему развитию.
«Школа России» основана на таких принципах как стабильность, фундаментальность на фоне открытости всему новому, надежность. В ней активно применяется проблемно-поисковый подход. Он подразумевает искусственное создание проблем, побуждающих ученика думать, искать доказательства, выдвигать предположения и делать выводы. «Школа России» – программа для начальной школы, в которой представлены материалы по всем предметам для учеников 1-4 классов. Обучение по направлению не требует наличия у ребенка особых качеств, она подойдет даже самым неподготовленным.
Гармония (редакция Н.Б. Истоминой)
Цель этой программы для школьников – добиться многостороннего развития детей при их обучении в комфортной обстановке, а также подготовить ребенка к дальнейшему получению знаний. Работа по такой схеме призвана максимально сгладить различия между развивающей и традиционной системами. Учебные планы составлены так, чтобы ученик понимал изучаемые вопросы, а не просто заучивал материал. Большое внимание уделяется созданию взаимопонимания между ребенком и учителем.
Программа начальной школы «Гармония» подразумевает постановку задачи и ее решение с применением навыков самоконтроля и последующей самооценкой.
В процессе работы детям обеспечивается продуктивное общение. Учитель формирует для ребенка понятия, выводя закономерности, причинно-следственные связи, зависимости. Учебные пособия представлены материалами по всем предметам за 1-4 классы.
Ученик получает все минимальные базовые знания с помощью учебной программы.
Начальная школа XXI века (Виноградова)
Еще одна программа обучения, целью которой является усвоение ребенком необходимых знаний, приобретение умений и навыков без выхода из зоны комфорта. Учебная схема преследует такую задачу, как обеспечение успеха каждого учащегося при возможности обучения в индивидуальном темпе. Уникальная программа образования полностью соответствует возрастным особенностям ребенка, стимулирует его познавательную деятельность, способствует адаптации в обществе.
Каждая школьная система и обучающая программа имеет свои преимущества, но она должна соответствовать особенностям ученика. В противном случае плюсы превратятся в серьезные недостатки, которые усложнят получение ребенком начального образования, отобьют у него охоту к дальнейшему развитию.
Источник: www.schoolioneri.com
Школьные программы: 5+ учебных программ для младших классов
Дети
Когда ребенку исполняется 5-6 лет, родители начинают интересоваться, какие существуют школьные программы для младших классов и задумываться, какой из них отдать предпочтение. Все детки индивидуальны в своем развитии и к каждому нужен особый подход и в психологическом плане, и в понимании их способностей и особенностей восприятия материала. Мы подготовили небольшой обзор учебных программ, существующих в российском образовании, который поможет родителям сориентироваться и выбрать для своего малыша наиболее подходящий способ обучения.
Программа «Школа России»
Пожалуй, это самая простая программа из всех. «Школа России» сочетает в себе традиционную, еще с советских времен, методику обучения с современными инновационными методами. Особенность программы – в развитии духовно-нравственного воспитания.
Предпочтение отдается формированию у детей:
- умения и желания обучаться;
- духовно-нравственных ценностей;
- основ безопасной жизнедеятельности;
- личностных навыков;
- умения реализовывать свои способности;
- навыков правильного планирования учебного процесса.
- Ребенок спокойно переходит на обучение в среднее звено, которое проводится в такой же традиционной форме обучения.
- Подойдет даже деткам, которые не имеют навыков чтения и счета.
По мнению многих родителей и педагогов, минусом программы является ее простота. Детям, имеющим определенный уровень знаний, умеющим читать, писать и знакомых со счетом, будет скучно и неинтересно учится по данной методике. Некоторые родители отмечают, что в этой программе мало внимания уделяется развитию логического мышления и воображению детей.
Программа Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Эта система развивающего обучения для школьников младших классов уже больше 20 лет является одной из главных государственных образовательных программ. Она хоть и является безотметочной, но не так проста, как кажется на первый взгляд, и направлена на конечный результат, а не на оценку. Поэтому требует от учащегося максимального приложения сил, стараний и внимания.
- Большое внимание уделяется логике, аналитическому мышлению и теории, что позволяет ученикам быстро искать и запоминать информацию, анализировать ее и делать соответствующие выводы.
- Уделяется внимание росту самооценки, что помогает ученику правильно оценивать свои возможности и выбирать круг общения, соответствующий своему уровню развития.
- Учит критически и адекватно осмысливать себя, свои действия, знания, а так же действия и знания других.
- Повышает мотивацию к учебе и саморазвитию.
- Учит детей самостоятельно искать новую информацию, постоянно повышать свой уровень знаний и мыслить неординарно.
- Еще один плюс – методика проведения уроков. Дети в игровой форме (что важно для начальной школы), в небольших группах и индивидуально обучаются логике и мышлению, а также творческому подходу к обучению.
Эта система не похожа на классическую школу и в первую очередь подойдет детям, которые умеют (или хотят научиться) мыслить неординарно и уже к первому классу владеют навыками чтения, счета, логического мышления.
Ребенка, который начал обучение по Эльконину-Давыдову, будет потом сложно перевести в среднее звено с другой программой обучения, и родителям надо знать об этом.
Программа «Перспектива»
Особенность «Перспективы» – программа основана на современных психологических и педагогических подходах к обучению, но в то же время содержит принципы и традиций старой, классической школы.
- научить детей творческой самостоятельности и активности;
- обучить их универсальным навыкам и знаниям, которые пригодятся не только для учебы, но и в жизни;
- привить детям коммуникативные навыки и принципы гуманизма;
- привлечь их к изучению и познанию культурного и исторического наследия России и окружающего мира;
- научить открывать для себя новые и перспективные знания и поддерживать к ним интерес.
К минусам «Перспективы» относят большую зависимость системы от методики преподавания, педагогических качеств учителя и от его умения заинтересовать и замотивировать ученика. Многие родители отмечают сложность в усвоении такого предмета как математика. Она рассчитана на детей, уже имеющих навыки сложения и вычитания.
Программа «Начальная школа 21-го века»
Эта программа рассчитана на любознательных деток, которые уже имеют навыки чтения и счета. Она имеет более широкий спектр учебного пособия, чем «Школа России» и основана на системно-деятельном подходе. Дети наравне с учителем являются исследователями и участниками учебного процесса.
- Учитываются возможности и особенности каждого ребенка индивидуально.
- Создаются все условия для реализации творческих способностей.
- У ребенка формируются самооценка и умение контролировать свою работу в коллективе и индивидуально.
- Учеников учат не «зубрить», а искать ответы на поставленные вопросы всеми возможными способами, используя дополнительный дидактический материал.
- Ученик всегда вправе рассчитывать на помощь учителя или других учащихся, что прививает не только коммуникативные навыки, но и вырабатывать собственное мнение.
- Материал подается «по нарастающей», что помогает плавно преодолеть период адаптации к школе.
Из минусов родители отмечают большое количество методического материала, учебников и сложность в подаче информации.
Программа «Планета знаний»
Эту программу можно смело назвать инновационной. К ее плюсам отнесем целостность всего образовательного материала, в котором объединены в одну общую структуру:
- учебники, тетради и дидактический материал;
- организация уроков и внеурочных занятий;
- цели и задачи обучения.
- Дети сами выбирают, как они будут изучать предметы: только обязательный минимум или углубленно, в комплексе с дополняющей общий учебный материал частью.
- Ученики в ходе образовательного процесса получают возможность саморазвития, самосовершенствования и самореализации своих способностей.
- Упор в обучении делается на развитие мышления и творческого потенциала.
- Весь материал учебников дублируется электронными приложениями и программами, что позволяет задействовать в процессе обучения инновационные технологии.
- простота подачи материала и постоянный возврат к уже пройденным темам;
- большой объем домашних заданий;
- сложность обучения без предварительной подготовки детей, не умеющих читать и считать;
- претензии родителей к самой программе и к разработке учебников (много ляпов, ошибок, неточностей и неверной информации в подаваемом материале);
- необходимость учиться самим родителям, которым приходится брать на себя роль педагогов и уделять большое внимание домашним урокам.
К этим пяти самым распространенным школьным образовательным системам добавляются еще две – «Ритм» и «Перспективная начальная школа». Но их программы – это нечто среднее между «Школой России и «Планетой знаний». Чтобы ознакомиться с ними подробней, пройдите по ссылкам: Программа РИТМ и Программа «Перспективная начальная школа»
Выбирая ребенку программу обучения, родителям нужно, в первую очередь, руководствоваться не «модой» на ту или иную образовательную систему, а на уровень подготовки ребенка к школе и его особенностью восприятия информации.
Поделиться с друзьями
Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс».
Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.
Источник: mamamozhetvse.ru