38. Учебные планы
Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы.
В практике современной общеобразовательной школы используются несколько типов учебных планов.
Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой (для основной школы) либо Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.
Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:
– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
Разработка учебных планов в шахтинской программе
– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Министерством общего и профессионального образования РФ. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.
Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:
– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;
– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.
Содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки.
Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.
Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ
В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Науч. литер. — прочее
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Химия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.redov.ru
Учебный план, учебные программы
Основными документами, представляющими в средней профессиональной школе Госстандарт подготовки специалиста, являются учебные планы и учебные программы.
В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).
Базисный учебный план ссуза — это основной государственный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов этих учебных заведений и исходным документом для их финансирования.
Типовые учебные планы для ссузов носят обычно рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.
Можно выделить два типа учебных планов ссузов: собственно учебный план, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретного среднего профессионально го учебного заведения;
рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом профессионального учебного заведения ежегодно.
Во всех учебных планах, как и в Государственном стандарт среднего профессионального образования для повышенного и обычного уровней, выделяются федеральный (инвариантный уровень — ядро профессиональной подготовки данного направления) и национально-региональный (вариативный — дополнительные профили подготовки и специализации).
Выделен также специальный раздел «Производственная практика», который определяет основные этапы и виды производственной практики, их объемы и ориентировочные сроки проведения.
В специальности в зависимости от широты ее профиля могут быть выделены специализации, в рамках которых осуществляется целевая подготовка специалистов с учетом конкретных нужд производства, отрасли. Специализации отражены в так называемой вариативной части учебного плана, которую разрабатывают непосредственно потребители специалистов — отраслевые министерства и ведомства. Как правило, специализации включают объект труда и специфику технологии.
Практическая подготовка специалиста осуществляется в ходе практических занятий, курсового и дипломного проектирования, производственной практики, которые предусмотрены учебным планом как формы организации процесса обучения. В учебном плане указывают основные этапы производственной практики, которые различаются по целям, назначению и уровню предшествующей подготовки.
Умения и навыки по рабочей профессии совершенствуются на производстве во время прохождения технологической практики. Назначение этого этапа практики состоит также в том, чтобы учащийся смог овладеть умениями и навыками, необходимыми для работы непосредственно по специальности.
Межпредметные практические занятия входят в учебный план либо в виде практикумов — цикла практических занятий связанных с обучением конкретной, либо в виде комплексных задач или деловых игр, либо в виде учебной практики на старших курсах, которая ориентирована на обучение решению комплексных производственных задач и проводится в учебных лабораториях и кабинетах под руководством преподавателя.
В учебной программе приводится примерный тематический план, который раскрывает структуру учебного предмета, его разделы и темы, определяет время, отведенное на изучение каждого из них соотношение теоретической и практической подготовки по предмету в часах.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Основная часть учебной программы — раздел «Содержание предмета», в котором дается информация об учебном материале. Учебная программа только обозначает основные понятия, законы, теоретические положения, факты, методики, практические рекомендации, которые должны быть усвоены учащимися. Содержание учебного материала описано в учебной литературе, предъявляется в виде изложения преподавателем, демонстрируется с помощью современных дидактических средств. В разделе «Содержание предмета» указываются также темы практических и лабораторных работ.
В учебных программах (в пояснительной записке или в самом тексте программы) мoгyт быть рекомендованы темы или вопросы для самостоятельного изучения учащимися по учебнику или учебному пособию, самостоятельные практические работы, которые учащиеся выполняет в качестве домашних заданий. Результаты самостоятельной работы проверяются путем письменного или устного опроса, в ходе практических работ, для выполнения которых необходимо знание самостоятельно изученных теоретических положений.
Учебные программы содержат списки литературы, тематику курсовых проектов и работ, если они предусмотрены учебным планом.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Учебный план, учебные программы От 250 руб
- Контрольная работа Учебный план, учебные программы От 250 руб
- Курсовая работа Учебный план, учебные программы От 700 руб
Источник: students-library.com
Презентация, доклад на тему Учебные планы и программы
Учебный план – это нормативный документ, включающий: 1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;2) перечень изучаемых предметов;3) распределение перечня предметов по годам обучения;4) деление предметов на обязательные и факультативные;5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин
- Главная
- Образование
- Учебные планы и программы
Слайд 1Учебные планы и программы
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и
Слайд 2Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей,
учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Слайд 3Виды учебных планов:
1) базисный;
2) типовой;
3) учебный план школы.
Слайд 4Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает
следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Слайд 5Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для
учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Слайд 7Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством
образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
4) специфику школы.
Слайд 8Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные
программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Слайд 9В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели
и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
Источник: shareslide.ru