Учебно-методический комплекс (УМК) – это множество систематизированных материалов, которые необходимы для реализации образовательного течения, обеспечивающего успех учеников в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах работы.
Учебно-методический комплекс рекомендуется оценивать как систему, части которой взаимосвязаны.
Следовательно, УМК – это система, в которой все компоненты создают одно целое и связаны между собой, чтобы достичь цель образовательной программы.
Все компоненты УМК можно разделить на четыре составляющие:
К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным печатные пособиям относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
- материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
- материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).
Планирование УМК – это кропотливое и творческое дело, которое отнимает очень много времени.
Учебно-методическая консультация по использованию программы видеомонтажа Movavi
Этапы разработки УМК
На втором этапе преподаватель начинает разрабатывать методические советы, подбирает материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся, готовит анкеты, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии многочисленных мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе развития УМК преподаватель составляет учебные и методические пособия, пакет материалов, которые обеспечивают индивидуальное содействие обучающихся в усвоении образовательной программы, его общественном и профессиональном определении.
УМК могут разрабатывать отдельные педагоги или коллективы педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК создан того, чтобы решать общий круга задач, которые появляются в рамках образовательного процесса.
Порядок построения УМК
- УМК подготавливается преподавателем кафедры или коллективом преподавателей, которые обеспечивают чтение дисциплины согласно образовательным планом обучения курсантов (слушателей) по специальностям (направлениям). Кафедра, которая разрабатывает УМК несет ответственность за качественную разработку УМК, который соответствует запросам Государственного образца по обучению курсантов (слушателей) по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое оснащение соответствующего предмета, в том числе и за обеспечение учебного процесса, учебной и учебно-методической литературой. Учебно-методические и учебные материалы, внесенные в УМК, должны показывать новейшие этапы становления науки, предполагать логически связное описание учебного материала, применение новейших методов и технических приспособлений интенсификации учебного процесса, которые позволяют учащимся глубоко усваивать учебный материал и приобретать умение по его применению на практике.
- Подготовка УМК делиться на следующие этапы:
- построение учебной программы по предмету, входящего в учебный план подготовки курсантов (слушателей) по соответствующей специальности
- подготовка модели УМК по предмету, включающего: цели, проблемы, содержимое, элементы, конструкции, методы и средства обучения, функции, которые реализуются в ходе обучения
- подготовка планов лекций, методики преподавания дополнительных уроков, иллюстрированных материалов, упражнений для учащихся, разработки курсовых работ и пр.
- оформление документов по УМК в печатном и электронном виде
- одобрение материалов УМК
- правка материалов УМК.
Итак, УМК готов, а это означает, что создавший его преподаватель четко видит перед собой весь запланированный процесс, каждый его шаг, любое действие. Подробно распланированный учебно-методический комплекс – основа хорошо сформированного и результативного обучения. Если так произойдет, что посреди семестра заболевшего учителя замещает другой, учебный процесс от этого не изменится, потому что новый преподаватель сможет использовать материалы, заранее подготовленные коллегой.
Методическая программа Smart-педагог: начало учебного года
Источник: spravochnick.ru
Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка
Учебно-методический комплекс (УМК) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Из чего состоит УМК?
В целом, в УМК можно выделить 3 основных блока:
- Нормативно-правовой блок.
- Блок методико-прикладных средств:
2.1. учебно-методические пособия;
2.2. средства обучения;
2.3. система научной организации работы с детским коллективом.
3. Блок контроля.
В нормативно-правовой блок входят различные документы:
- Конституция Российской Федерации.
● Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
●Концепция развития дополнительного образования детей
● Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).
∙ Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996- р).
∙ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
●Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях (на уровне региона, при наличии)
● Дополнительная общеобразовательная программа
● Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
● Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении;
● Инструкция по охране труда при проведении занятий.
В блок методико-прикладных средств входят:
- Учебные и методические пособия для педагога и учащихся, используемые на занятиях: планы занятий; конспекты занятий; дидактические, информационные и справочные материалы; тематические методические пособия; научная, специальная и методическая литература; задачи и задания, решаемые по образцу; задачи и задания творческого характера, и т.п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеопленки, аудионосители и т.п.), так и на традиционных (печатные материалы)
- Средства обучения: плакаты, таблицы, картины, фотографии, раздаточный материал — дидактические карточки и др., диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, образцы и др.
- Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (педагогическая литература, методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей); материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел); картотеки отдельных фактов педагогического опыта, в том числе, собственного; подробные разработки действий педагога и учащихся в определенных ситуациях, специальная литература и др.
Кроме того, блок методико-прикладных средств УМК может включать модуль для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).
В ряде случаев целесообразно выделять модуль под условным названием «Воспитательный компонент», который может включать: сценарии праздников, летопись объединения, информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.), творческие отчеты, фотоальбомы и видеоматериалы, информация о работе объединения в сети Интернет, материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.), памятки, план-отчет учебно-воспитательной работы (коллективных творческих дел) в объединении и т.п.
Блок контроля включает в себя материалы, отражающие систему диагностики и результативность деятельности коллектива (жизнь и достижения детского объединения, а также отдельных учащихся), оформленные в портфолио: дипломы, грамоты, сертификаты учащихся объединения; материалы итогового контроля и промежуточной аттестации учащихся; диагностические карты учащихся объединения; динамика результативности освоения программы группой обучающихся; результативность и уровень участия обучающихся в массовых мероприятиях; материалы обратной связи: анкеты, отзывы и пр.
В блоке контроля должны быть представлены материалы всех трех видов: по выявлению, по фиксации и по предъявлению результативности образовательного процесса.
Зачем нужен УМК?
1. Наличие УМК поднимает образовательный процесс на более высокий уровень.
2. Наличие УМК обеспечивает сокращение времени усвоения изучаемого материала обучающихся и педагогов при высоком качестве образовательных результатов
3. Педагог, работающий над созданием УМК по своему предмету, повышает свою профессиональную компетентность. Работа педагога над созданием УМК – работа творческая. Она способствует систематизации знаний и умений педагога и по предмету и в смысле педагогического мастерства.
4. Так как в УМК включены разноуровневые задания, учитывающие разные темпераменты, типы мышления, виды памяти, возможно выбрать для учащихся индивидуальные образовательные маршруты.
Подбор вариативного материала по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.
5. Диагностические методики, включенные в УМК, дают возможность правильно выбрать и вовремя скорректировать индивидуальный маршрут учащегося. Помогают определить сильные и слабые стороны личности учащегося, помогают становлению и развитию Я-концепции.
Создание УМК является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога.
Оценочный лист УМК ДООП
Источник: nsportal.ru
Понятие учебно-методического комплекса
В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.
Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.
Определение 2
УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.
В УМК выделяют четыре основных компонента:
- Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс.
- Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и факультативные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д.
- Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения.
- Система средств, предназначенных для научной организации труда учителя и учеников. Она может быть представлена в виде материалов следующего направления:
- материалы по обеспечению индивидуального подхода к ученикам (методики психологической и педагогической диагностики личности, памятки и карточки для детей и родителей);
- материалы для эффективной работы с детскими коллективами (методики педагогической диагностики, игровые техники, сценарии проведения общих игр и мероприятий).
Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.
Основные этапы разработки учебно-методического комплекса
Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.
Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.
На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.
Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.
Правила разработки учебно-методического комплекса
В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.
Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.
Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.
Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:
- создание учебной программы по нужному предмету, входящему в основной учебный план вуза, училища, школы;
- создание модели УМК с определением целей, проблем, содержимого, элементов, методов, конструкций и обучающих средств;
- написание лекционных планов, обоснование методик ведения дополнительных уроков, подбор иллюстративного материала, упражнений, составление правил отчетности, подготовки курсовых работ и т.д.;
- оформление материалов комплекса в электронном и печатном виде;
- правка и доработка материалов УМК (при необходимости).
После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.
Источник: zaochnik-com.com