Рабочая модифицированная программа «Литературное чтение. 1-4 класс» составлена на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 класс» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.М.: «Просвещение», 2011) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 № 373) и учебного плана школы.
Авторская программа рассчитана на 448 часов, модифицирована на 533 часа
В представленной модифицированной рабочей программе произведено перераспределение учебных тем по крупным разделам курса. Содержание сохранено и изучается в полном объеме.
Похожие материалы
документ | Рабочая программа по литературному чтению. 1-4 класс. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. | Ошкина Людмила Николаевна | 27 Апр 2015 |
документ | Пояснительная записка по литературному чтению по программе «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 класс | Хаметова Юлия Евгеньевна | 25 Авг 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий | Гусева Светлана Анатольевна | 14 Янв 2016 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина | Чеботарь Елена Николаевна | 30 Мар 2015 |
разное | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение | Парфёнова Татьяна Викторовна | 30 Мар 2015 |
документ | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Обучение грамоте. Литературное чтение» 1 класс По учебнику «Азбука» В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику «Литературное чтение». Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий | Толпекина Елена Владимировна | 21 Янв 2016 |
документ | Рабочая программа по Литературному чтению в 4 классе (КРН, VII вида), автор Л. Ф. Климанова. | Бакаева Ирина Юрьевна | 5 Апр 2015 |
разное | Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК «Школа России» Климанова Л. Ф. с УУД | Бутковская Наталья Витальевна | 30 Мар 2015 |
документ | Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК «Перспектива» 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение. | vi.stepanenko | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение» 2 класс Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (п.7) | Заварзина Елена Анатольевна | 19 Фев 2016 |
документ | Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» 4 класс | Макарова Марина Юрьевна | 15 Окт 2015 |
документ | Рабочая программа по чтению 1 класс Л. Ф. Климанова и др. УМК Школа России | Мамаева Мария Александровна | 13 Апр 2015 |
документ | Календарно — тематическое планирование по литературному чтению 3 класс. Автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. | Кацук Валентина Ивановна | 20 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 3 класс программа «Школа России» авт.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 102 ч | Кадочникова Татьяна Владимировна | 23 Фев 2016 |
документ | Рабочая программа по русскому языку 1 класс — прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 ч.- М.: «Просвещение», 2014; 2. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 ч.- М.: «Просвещение», 2014. 3. Жиренко | Калабина Светлана Александровна | 31 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий 2 часа в неделю. | Сапарёва Марина Александровна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Климанова на 3 часа в неделю | Осипян Кристина Георгиевна | 17 Ноя 2015 |
разное | Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. | Парфёнова Татьяна Викторовна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению Горецкий 1 класс | Преображенская Елена Николаевна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению для 4 кл (система Л. В. Занкова) — 2012 г. | Маркина Елена Ивановна | 14 Фев 2016 |
документ | рабочая программа по литературному чтению Климанова 4 класс | Пучкина Валентина Васильевна | 13 Мая 2015 |
разное | рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2 | Савоненко Марина Николаевна | 4 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа по «Литературному чтению» к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. | Симаева Юлия Валерьевна | 27 Окт 2015 |
документ | Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс в соответствии с авторской программой Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» | Князькова Валентина Владимировна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова) | Сизонова Ирина Александровна | 30 Мар 2015 |
документ | Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе Автор программы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. | Ковалевич Ирина Николаевна | 23 Ноя 2015 |
документ | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литературное чтение» (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,Голованова М.В. ) для 1 класса на 2014-2015 уч. год УМК «Школа России» | Хайдарова Маргарита Сергеевна | 15 Апр 2015 |
документ | Тема: «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г» для обучающихся 1-го класса (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Азбука. Часть1.) | Сысоева Ольга Владимировна | 30 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова. | Матиевская Наталья Владимировна | 4 Апр 2015 |
документ | Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс, Л.Ф. Климанова, Бойкина М. В. | Бирюк Рита Васильевна | 3 Апр 2016 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Климанова | Осипян Кристина Георгиевна | 16 Ноя 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова | Быкова Наталья Викторовна | 21 Мар 2016 |
документ | Программа по литературному чтению УМК «Школа России» авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс» | Насырова Лилия Нургалеевна | 25 Июл 2015 |
документ | Рабочая программа по геометрии(9 класс), авторы учебника Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. | Воронова Татьяна Михайловна | 28 Фев 2016 |
документ | Конспект открытого урока по русскому языку УМК «Перспектива» 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. | vi.stepanenko | 6 Апр 2015 |
разное | решебник по литературному чтению 2 класс климанова 1 часть | ransaikempber1988 | 11 Мая 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению и обучению грамоте в 1 классе по системе Л. В. Занкова | Кначукова Гузель Ринатовна | 30 Мар 2015 |
разное | Календарно — тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России » авторы учебника Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. | Синичева Нина Ивановна | 30 Мар 2015 |
разное | Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. | Лаврентьева Светлана Фёдоровна | 23 Сен 2015 |
документ | Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова) | Маркина Елена Ивановна | 3 Сен 2015 |
Источник: pedportal.net
Загадки с подвохом
НАСКОЛЬКО РАЗВИТ ТВОЙ МОЗГ? 6 задач для проверки мозга
Сравнительный анализ современных учебников по литературному чтению
Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.
Художественно-эстетическийпринцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.
Литературоведческийпринцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.
Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире.
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
1) тематический принцип построения учебного материала;
2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;
3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;
4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;
5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;
6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;
7) принцип построения материала — спиралевидный;
8) доступен всем учащимся, красочен.
1) тематика произведений не соответствует временам года;
2) недостаточно произведений патриотической тематики;
3) недостаточно биографических сведений об авторах;
4) малый объем материала.
— в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):
1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;
2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.
О.В.Кубасова «Литературное чтение»
(комплект «Гармония»)
Концептуальными положениями курса являются:
1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средства мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.
Учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы»
Логика расположения материала:
1 класс – литературоведческая пропедевтика;
2 класс – наработка технической базы чтения;
3 класс – накопление литературных представлений;
4 класс – литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.
1) разделы сформулированы в форме пословиц;
2) перед изучением произведения предлагаются упражнения для речевой разминки (трудные для произношения слова читаются по слогам);
3) большое внимание уделяется развитию воображения («Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?») и эмоциональной сферы детей;
5) вопросы и задания (после текста и после раздела) требуют выполнения мыслительных операций, способствуют развитию речевых умений учащихся;
6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению;
7) реализация межпредметных связей.
1) не расшифрованы условные обозначения;
2) большой объем материала.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Чтение и начальное литературное образование» (Комплект «Школа 2000» — «Школа 2100»)
Цельуроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить ее к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. (Грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать). Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение младших школьников к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей учащихся.
За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала. Книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой, т.е. курс обучения чтению представляет собой систему литературного чтения: 1 класс – детская литература; 2 класс – фольклор, сказки, литературные сказки; 3 класс – литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4 класс – систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней.
1 класс – «Капельки солнца»
2 класс – «Маленькая дверь в большой мир» (в 2-х частях)
3 класс – «В одном счастливом детстве» (в 2-х частях)
4 класс – «В океане света» (в 2-х частях)
В книгах для чтения помимо знакомых детям литературных персонажей, фигурируют и новые «помощники», «друзья» ребенка, помогающие ему ориентироваться в изучаемых произведениях. Этот авторский прием способствует тому, что ученик лучше вникает в смысл читаемого, а значит, ему легче составить свое суждение о прочитанном.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.
Урок по материалам домашнего чтения проводитсяпосле окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения.
Учебник Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. «Литературное чтение»
Книги ориентированы на общечеловеческие ценности, опираются на детское мировосприятие, целостную систему текстов разных жанров. В основе подачи содержания книги лежат принципы коммуникативности и ситуативности. Принцип построения материала – тематический, от простого к сложному.
Преимущества (+):
1) через диалог со сквозными персонажами происходит формирование у учащихся теоретико-литературных представлений (гипотеза, предположение);
2) уделено внимание этике и культуре общения (уроки вежливости);
3) преобладают вопросы и задания аналитического и аналитико-творческого характера, требующие монологических высказываний;
4) соблюдение принципа научности в предложенных вопросах и заданиях;
5) предусмотрена работа для домашнего чтения.
1) тексты произведений сокращены не всегда удачно;
2) недостаточно произведений стихотворной формы и сказок;
3) недостаточно толкований трудных для восприятия младшими школьниками слов.
О.В.Джежелей «Чтение и литература»
(комплект «Классическая начальная школа»)
Цель курса – формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.
Основой предмета являются принцип развития речи, прикладная направленность речевых умений. Поэтому курс «Чтение и литература» может осуществляться продуктивно только при условии, что параллельно с уроками чтения системно проводятся уроки языка и устной речи.
Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности.
Содержание курса составляет детская литература и комплекс знаний, умений и навыков, который позволит осуществлять процесс выбора, чтения и осознания детских книг и литературных произведений. Система нравственно-эстетических и социальных представлений, чувств задается отбором круга чтения и методами работы. Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируются в процессе освоения специально разработанного набора учебных ситуаций.
Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждый из которых определяется сформированностью навыка чтения, так как на уровне начального обучения именно техника чтения как ведущее начало выявляет возможности освоения других читательских умений и круга чтения.
Принцип расположения материала по периодам обучения – концентрический. Он предполагает выделение в каждом периоде ведущих разделов, группы знаний, умений и навыков, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся и своеобразию развития читательских навыков.
Преподавание строится на основе таких методов: эмоционально-понятийного, объяснительного чтения, литературного чтения, чтения – рассматривания, творческого чтения. Их применение и разумное сочетание определяется программой и учебными пособиями, а также профессиональными и творческими возможностями учителя, уровнем подготовки обучающихся в данном классе.
Учебник О.В.Джежелей «Чтение и литература»
Учебник для каждого класса представлен в 2-х частях: произведения 1-ой части нацелены на отработку навыка чтения и освоения приемов работы с различными жанрами детской литературы; 2-ая часть предполагает раскрытие тех теоретических положений, рассматриваемых в 1-ой части.
1) красочность учебника;
2) большое количество упражнений, направленных на коллективные формы работы;
3) используются межпредметные связи (после загадки о грибах следует вопрос: «Какие грибы вы знаете?»);
4) приобщение учащихся к работе в библиотеке (в учебнике периодически встречаются карточки со всеми выходными данными книги);
5) вопросы и задания сформулированы таким образом, что у учащихся вырабатывается своя точка зрения, много заданий на самостоятельное выполнение;
6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению.
1) загроможден избыточной информацией;
2) доступен не всем учащимся.
Л.А Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение»
(комплект «Начальная школа XXI века»
«Литературное слушание» является частью курса «Литературное чтение». Предмет «литературное слушание» изучается в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного чтения (I класс). Основная его цель – поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста.
Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.
Учебник Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение»
Материал учебника построен таким образом, что прослеживается сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения работы с ним и книгой в целом.
1) наличие рабочей тетради;
2) большое внимание уделяется совершенствованию навыка чтения, обучению выразительному чтению (понятия: «тон», «тембр», «интонация»);
3) большое количество заданий на развитие творческого потенциала младших школьников (рубрика «Проба пера»);
4) присутствует толкование трудных для восприятия слов;
5) после изучения раздела – вопросы для самоконтроля (Рубрика «Поверь себя»);
6) предусмотрена работа для самостоятельного домашнего чтения (Рубрика «Книжная полка»);
1) доступен не всем учащимся.
Источник: allrefrs.ru
Особенности программы «Обучение грамоте на коммуникативной основе» и учебника «Азбука» Л. Ф. Климановой. Выполнила: Зарицкая Е.В., учитель начальных классов. — презентация
Презентация 1 класса на тему: «Особенности программы «Обучение грамоте на коммуникативной основе» и учебника «Азбука» Л. Ф. Климановой. Выполнила: Зарицкая Е.В., учитель начальных классов.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Особенности программы «Обучение грамоте на коммуникативной основе» и учебника «Азбука» Л. Ф. Климановой. Выполнила: Зарицкая Е.В., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 10 им. В.П.Поляничко»
2 Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно- нравственным ценностям.
3 Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач: сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей; обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; развить образное и логическое мышление у каждого ребенка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
4 В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с ее предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, дается возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чем писал еще Л. С. Выготский,
5 Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
6 Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом). Коммуникативная направленность курса позволяет: сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки; дать представление о тексте как продукте речевой деятельности; осознать язык как средство общения; сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить свое высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
10 Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка. Обязательный минимум содержания образовательных программ предъявляет высокие требования к речевому развитию современного школьника. Работая по учебникам УМК «Перспектива», можно реально добиться высоких результатов в этой области.
11 Данный УМК отличает новый, нестандартный способ организации речевой творческой деятельности – обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Практически на каждом уроке создается коммуникативно-речевая ситуация, позволяющая вступать в сотрудничество со своими сверстниками и со взрослыми, что позволяет организовать постоянную речевую деятельность учащихся. Так, уже на самом первом уроке «Давайте познакомимся!» авторы Азбуки Л.Ф. Климанова и С. Г. Макеева создают коммуникативно-речевую ситуацию на основе ярких занимательных иллюстраций, которая вызывает у первоклассников горячее желание рассказать о своих любимых занятиях, побуждает интерес выслушать выступления других ребят.
12 В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь.
13 В развитии речи по программе УМК «Перспектива» выделяется 3 линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Работая над словом на каждом уроке, прослеживается стройная методическая система по изучению слова с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической и оно выступает как составной элемент предложения.
14 Учебник «Азбука» для 1 класса Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой составлен в лучших традициях отечественной буквари стихи. Как и в большинстве современных азбук, обучение в данном учебнике делится на добукварный, букварный и послебукварный периоды (авторами они названы как подготовительный, основной и обобщающий периоды). Добукварный период: общение с по – мощью жестов, мимики; общение с по – мощью рисунков, пиктограмм; общение с помощью знаков – посредников.
15 В подготовительном периоде «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой закладывается основной принцип обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая, по мнению авторов, с одной стороны, вводит детей в мир общения, дает ребенку представление о речевой ситуации и роли слова в общении, а с другой стороны – ставит слово как основную единицу языка в эпицентр развития мышления и речи детей. Cодержание первого (добукварного) раздела отражает подлинно новаторский характер «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой в сравнении с построением аналогичных разделов в азбуках других дидактических систем. При этом внимание к смысловой и коммуникативной стороне речи не наносит ущерба, а наоборот, способствует более глубокому постижению детьми традиционных для этого раздела понятий об элементах звучащей речи, подготавливающих к усвоению передачи её с помощью букв, способствует развитию устной речи и фонематического слуха.
16 Основной период: Наблюдение за лексическим значением слова и семантическими связями слов. Формирование первоначальных навыков графического и орфографического письма. Развитие речевого мышления в устной и письменной форме.
17 Основной раздел «Азбуки» построен более традиционно в плане порядка знакомства детей с буквами: вначале даются буквы для обозначения нейотированных гласных АОУЫИЭ, затем буквы для обозначения согласных в зависимости от их частотности и, под конец, буквы для обозначения йотированных гласных Е,Ё,Ю,Я и наиболее редко встречающиеся буквы Х,Ц,Ч,Щ. Такой порядок подачи букв характерен для русской буквари стихи и является наиболее рациональным. В данной «Азбуке» в качестве основного метода обучения чтению избран разработанный еще К.Д.Ушинским и активно используемый авторами практически всех принятых в современной начальной школе азбук аналитико-синтетический метод.
18 Авторы при рассмотрении понятия о слоге отказались от классификации слогов (слоги-слияния, буквы вне слияний, открытые, закрытые слоги и т.д.) При этом сохраняется классификация согласных по твердости-мягкости и выявление их оппозиции на модели не только слога, но и целого слова (мышка – мишка, кот – кит, мел – мэр, лом – лен, нос – нес). То же самое можно сказать и об оппозиции звонких и глухих согласных (гора – кора, зуб – суп, том – дом, шил – жил).
19 В целом эти таблички напоминают аналогичные в «Русской азбуке». Результаты рассмотрения этих оппозиций заносятся в таблички «Узелки на память» (с.77, 91, в I части и с.22-23, 44-45, во II части).
20 Упражнения аналитико-синтетического типа, используемые в «Азбуке», богаты и разнообразны: — составление и чтение слогов типа СГ – ГС; — перестановки и замены букв, показывающие их смыслоразличительную функцию (осы – оси – усы, ноты – нити – тина, гора – кора, икра – игра); — составление слов из изучаемых букв по схемам и рисункам. Широко используются и игровые методы: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, составление слов из «лото» слогов.
21 Характерной особенностью учебника является то, что постоянно, целенаправленно, но не навязчиво проводится лексическая работа над: омонимами (лук – лук), омоформами (мыли ли – мылили), омографами (зaмок – замoк), омонимией корней (гусь – гусыня – гусеница), многозначностью (иголки у ели, ежа и швейные), тематическими группами слов (галка – сорока – иволга, астра – ирис – примула, сурок – суслик — крыса), антонимами (легко – трудно), гнездами однокоренных слов (снег – снежок – снежки – снежинки), фразеологизмами (зима на носу, заруби себе на носу).
22 Интересной особенностью основного раздела азбуки является то, что он заканчивается повторным обращением к вопросам семиотики, что называется, на новом «витке спирали», после изучения буквенного состава русского языка, что позволяет детям уже осмысленно воспринять вывод о том, что буква является значком звука, а слово – знаком явления действительности.
23 В обобщающем периоде детям предлагаются для чтения образцы русского фольклора (пословицы, загадки, присказки, считалки, сказки), классические произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, В.Майкова, К.Д.Ушинского, произведения поэтов и прозаиков ХХ века – С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса, Б.Заходера, В.Берестова, И.Токмаковой, Н.Матвеевой и др. и научно- популярные статьи В.Бианки, Н.Сладкова и А.Плешакова. Интересным является повторное обращение к семиотике: детям предлагается понаблюдать, как одно и то же явление природы может быть отражено в научной статье, картине художника, музыкальном произведении и в стихотворении. Не забыта и работа над словом: детям предлагается подумать над тем, почему так названы жук-носорог, рыба-пила.
24 Содержание Азбуки Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественном материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.
25 Таким образом, этот учебник является дальнейшим развитием теории и практики российской буквари стихи в русле концепции линии УМК «Перспектива» и новых подходов к обучению, предлагаемых Концепцией Госстандарта общего образования второго поколения. Новизна заключается не только в усилении внимания к вопросам общения, к лексической стороне слова и к вопросам семиотики, но и в наличии так называемого «шлейфа», то есть дополнительных учебных пособий. Кроме традиционных прописей и методического пособия для учителя, входит еще сборник дидактических материалов «Читалочка».
26 Сборник дидактических материалов «Читалочка» включает в себя разнообразные упражнения по отработке навыков чтения. Он призван заинтересовать первоклассников, приохотить их к процессу чтения, что весьма немаловажно в современных условиях, когда дети почти перестали читать книги. В «Читалочке» собран огромный дидактический материал занимательного характера: шуточные стихи, чайнворды, кроссворды, скороговорки, пословицы, поговорки. В шуточной форме, легко, занимательно проводится огромная работа над пониманием сущности однокоренных слов, над ролью аллитерации в поэзии, над тематическими группами слов, подбором рифмующихся слов, усвоением орфоэпических норм.
27 Авторы постарались сохранить в своем учебнике лучшие достижения отечественной буквари стихи: расположение букв в порядке их частотности, таблицы оппозиции букв для обозначения гласных и букв для обозначения согласных, развитие фонематического слуха, внимание к смыслоразличительной роли фонем, аналитико-синтетический метод обучения чтению, интеграцию письма и чтения в период обучения грамоте, учет разного уровня подготовленности учащихся, внимание к орфографической стороне, к формированию красивого почерка и прекрасный подбор иллюстративного материала и текстов. Такое сочетание новизны и следования традициям делает учебник «Азбука» стройным, цельным и гармоничным.
Источник: www.myshared.ru