разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)
составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.
Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
1. Цели освоения дисциплины
Цель курса – обеспечить знание теории, техники и технологии преподавания философских и общественных дисциплин в школе. Задачи курса: – познакомить студентов с ролью философии в системе гуманитарного и естественнонаучного образования; – дать представление об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса; – выработать основные подходы к организации учебного процесса (лекции, семинарские занятия, экзамены, зачеты и т.д.) — обратить внимание на роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов; – познакомить с работой кафедры как учебного, научного, воспитательного подразделения; |
1.2 Структура философского знания — Философия для бакалавров
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОПК-12: владением приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний | |
ПК-4: способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями | |
ПК-5: владением методиками организации и ведения учебного процесса и способностью применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
— о роли философии в системе гуманитарного и естественнонаучного образования; — об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса; — о работе кафедры как учебного, научного, воспитательного подразделения. |
|
Уметь: | |
– теорию преподавания философии; – учитывать особенности института, факультета, профиль вуза и особенности студенческой аудитории. |
Философия / Лекция 1 / Что такое философия?
5. Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. | Методика преподавания в высшей школе: Учебно-практическое пособие | М. : Издательство Юрайт,, 2017 | www.biblio-online.ru/book/63D07BF8-F6FF-454F-8768-621757543A59. |
Л1.2 | под ред. А. С. Колесникова | История философии : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, , 2016 | Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/698137A0-D064-4938-8078-F56BFACB1995. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гуревич П. С. | Философия: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA |
Л2.2 | Голованова, Н. Ф. | Педагогика: учебник и практикум для вузов | . М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | http://www.library.ru/ | ||
Э2 | Поисковая система «Google» | https://www.google.ru/ | ||
Э3 | Университетская библиотека ONLINE | http://www.biblioclub.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | http://elibrary.asu.ru/ | ||
Э5 | ЭБС «Лань» | http://www.lanbook.ru | ||
Э6 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | https://www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2013 Windows 10 pro 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ — http://www.library.ru/ Поисковая система «Google» — https://www.google.ru/ Университетская библиотека ONLINE — http://www.biblioclub.ru ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» — помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Работа на лекции — первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким образом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.
Источник: www.asu.ru
3-й семестр / Учебник
3 ПРЕДИСЛОВИЕ 50-летию кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА посвящается Пространство философии огромно и безгранично. В него входят неповторимые образы, строгие научные утверждения, ценностные ориентиры, модели мироздания, общественные идеалы, что в совокупности и составляет все богатство человеческой мудрости.
Другими словами, философия – это не только учебная дисциплина – это мощная сфера духовной жизни человека, особый тип мышления и специфическая форма познания окружающего мира. Поэтому в процессе изучения философии Вы столкнетесь с огромным количеством идей, положений, концепций, каждая из которых самоценна и демонстрирует направление духовного освоения мира человеком.
Философия создается человеком для того, чтобы рационализировать и понять окружающий мир, определить многогранное отношение ко всему, что его окружает, в том числе, и к самому себе. Человек в его различных проявлениях всегда занимал центральное место в философии со времен её возникновения и до наших дней.
Но это нисколько не снижает научного значения философии, напротив, повышает её актуальность и востребованность в плане сознательного выбора перспектив развития человечества в ХХI веке. Философское образование исключительно важно для студентов технических направлений. Философия оттачивает мышление, обогащает и усиливает его культурный и интеллектуальный потенциал, помогает включить профессиональное техническое творчество в контекст современных процессов, придает гуманистический смысл и направленность профессиональной деятельности. В связи с этим особое место в данном учебнике занимает анализ философских проблем науки, техники, информатики, инженерной деятельности и инженерно-технического образования.
4 Учебник «Философия» отражает все основные разделы вузовского курса философии, формулирует контрольные вопросы и задания для студентов, представляет библиографические списки по всем темам. Данный учебник подготовлен коллективом преподавателей кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА в составе: д.ф.н., проф. Водопьянова Е.В. (глава 7), к.ф.н., доц.
Гладышева Е.В. (главы 9, 11), к.ф.н., доц. Гладышева С.Г. (главы 3, 6), к.ф.н., доц. Зайцева Л.А. (глава 10), д.ф.н., доц. Кочеткова Л.Н. (Предисловие, глава 1), к.ф.н., доц. Матр онина Л.Ф. (г лавы 2, 4, 14, 16, 17, 18, Заключение), к.ф.н., проф.
Ручкина Г.Ф.
(главы 5, 12, 13, 15), к.ф.н., доц. Широкова Н.А. (глава 8) под общей редакцией д.ф.н. Кочетковой Л.Н.
Авторы и составители учебника не просто транслируют общепринятые философские знания, но и выводят студентов и всех читателей на увлекательную дорогу творческого поиска истины, креативного мышления, решения актуальных философских проблем в целях осмысления современной жизни и определения дальнейших перспектив развития общества и человека с философской точки зрения. ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 1.1. Генезис философии и развитие её предмета Люди всегда стремились познать окружающий мир и разгадать тайну мироздания. Тех, кто осознанно занимался решением этих проблем, называли философами. Так великие мыслители всех времен способствовали становлению и развитию неповторимого явления – философии. Философия – это сложное и неоднозначное образование, включающее осмысление различных вопросов от строения Вселенной до смысла человеческой жизни, поэтому дать простое и
5 единственно верное определение философии невозможно, тем более, что понятие философии, её место и значение менялись в истории человечества. Одно можно сказать уверенно: философия – это одновременно наука, мировоззрение, особая форма познания мира и специфический тип мышления. Её продукты – идеи, теории, концепции, учения.
В этом смысле философия выступает духовной формой жизни человека и общества, результатом духовного освоения мира. Как любое значительное явление, философия не может быть понята без рассмотрения вопроса о её происхождении, т.к. в процессе происхождения философии заложены её сущность и специфика.
Генез (происхождение) философии относится к периоду возникновения мировой цивилизации. Древнеегипетские, вавилонские, древнекитайские, древнеиндийские, древнегреческие, древнеримские источники свидетельствуют о том, что «на заре своего развития» человек уже ставил и пытался решать философские проблемы.
Но в древнем мире философские идеи были частью более широких религиозных, социальных, политических воззрений. Решающей для возникновения философии как самостоятельного, автономного явления стала античная эпоха . Достаточно сказать, что само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Появление философии неслучайно.
Для того чтобы выжить в мире, который во многом был враждебным для человека, необходимо было изучать и анализировать окружающую действительность, выявлять и понимать законы её функционирования, определять свое поведение и место в ней, что естественно, связано с напряжением не только физических, но и всех внутренних (духовных) сил человека. Именно эта тяга к познанию и положила начало философии, которая возникла от соединения двух самостоятельных понятий в одно целое: «fileo» – любовь, влечение, стремление, страсть и «sofia» – знание, умение, высокая сте- пень ума, мудрость. Поэтому философию часто называют «любовью к мудрости» или «любомудрием».
6 Первое применение термина «философия» приписывается древнегреческому философу Пифагору , который с понятием «философ» связывал личность, стремящуюся к мудрости, но не являющуюся мудрецом, т.к. истинными мудрецами могут быть только боги. У другого древнегреческого философа Сократа с понятием «философ» связывалось представление о человеке, который пытается осмыслить то, что происходит или уже произошло, навсегда вписав философию в контекст актуальности, т.е. реально происходящих событий.
Великий древнегреческий философ Платон пошел еще дальше. Понятие «sofia» стало более значительным, чем только мудрость. Платон вложил в него более глубокий смысл – «любовь к истине», «трепетное отношение к идее».
Так за термином «философия» закрепился особый тип рационального (разумного) познания истины , отличный от мифологии и религии, в рамках которого формулировались и обсуждались наиболее важные проблемы с точки зрения истинного (адекватного окружающему миру) знания. В процессе своего становления философия как способ познания действительности являлась совокупностью синкретических (разрозненных) знаний обо всем: о природе, Вселенной, человеке, душе, искусстве, воспитании, поведении, медицине, математике, физике и т.д.
Философия признавалась всеобъемлющим, всеохватывающим знанием, за пределами которого не существовало никакого другого знания. Философия имела значение тотального объединителя полученных знаний о мире. Она сама – все это зна- ние. Любое теоретическое знание считалось философским.
Та- ким образом, на протяжении длительного исторического периода философия ассоциировалась с теоретическим познанием окружающего мира и стремлением объяснить реальность в её различных проявлениях. Например, древние математики Пифагор, Архимед, Евклид являются не только учеными, но общепризнанными философами. Другими словами, в условиях античности любой ученый считался философом, а любой философ – ученым, т.к. каждый из низ них стремился к истинному знанию о мире. Отсюда проистекает определение философии как «царицы наук» или «науки наук», подкрепленное утверждением древнегреческого
7 философа Аристотеля о том, что философия является «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» 1 . Концепция распочкования философии . В период с XV по XVIII вв. по мере развития конкретных наук от философии стали «отпадать» (отпочковываться) целые области знаний, составившие в последствии блоки естественных и социальногуманитарных наук: математика, механика, физика, химия, астрономия, биология, психология и т.д. Процесс отделения и формирования самостоятельных наук продолжается и по сей день.
Относительно недавно самостоятельный статус приобрели такие науки, как политология, социология, педагогика, социальная психология, акмеология, исторические и теоретические корни которых можно найти в философских учениях древности. В результате этого возникает закономерный вопрос: остается ли что-нибудь для самой философии?
Не лишается ли философия своего содержания благодаря бурному процессу развития и дифференциации научного знания? Ответ на этот вопрос может быть найден с помощью определения предмета философии. Концепция предметного самоопределения философии . Согласно этой концепции генезис философии как самостоятельной науки не отличался, в основном, от генезиса других наук.
С этой точки зрения философия не должна брать на себя роль «науки наук». Предмет философии специфичен, стабилен и неизменен. Из него выделять и отдавать другим наукам нечего. Так какое же место занимает философия в системе наук? Важно отметить, что ученые обращаются к философии тогда, когда встречаются со значительными затруднениями и проблемами в развитии собственных наук.
Философия помогает разработать проблематику той или иной науки, оценить её способность найти свой подлинный предмет исследования, выявить законы и методы, а значит стабилизировать круг её проблем. Философия не порождает науки, а уточняет и углубляет их понимание. Приведем два примера. Развитие физики и создание специальной теории относительности в начале ХХ в. привело к необ-
1 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1976. – С. 102.
8 ходимости радикального пересмотра классических представлений о физических явлениях и физических законах, что потребовало создания новой теории физической реальности на основе принципов относительности и вероятности. Именно этот процесс вошел в историю как «революция в физики», в котором философия сыграла главную роль, обосновав тезис о том, что разные физические системы могут описываться разными законами, при этом сохраняется истинность как законов классической механики, так и законов теории относительности.
Второй пример касается развития техники и технических наук. В середине ХХ в. люди столкнулись с необходимостью осмысления последствий научно-технического прогресса. Оказалось, что научно-технический прогресс несет в себе не только положительные, но и отрицательные последствия в виде реальных угроз существованию человека.
Потребовалась философская оценка результатов технического развития, чем естественно не занимались создатели новых технических устройств. Это привело к тому, что возникло целое научное направление – философия техники, которая стала решать философские проблемами техники, способствуя постановке конкретных научно-технических задач с точки зрения потребностей общественного развития. И до сих пор философские проблемы техники и технического развития не потеряли своей актуальности, учитывая особенности современного этапа научно-технического развития. Другими словами, в результате взаимодействия философии с естественными и техническими науками объем философских знаний увеличивается, а естественные и технические науки приобретают новый смысл и траекторию развития. Таким образом, несмотря на вечные споры о предмете и предназначении философии, современное научное сообщество прекрасно понимает, что без философии невозможно двигаться вперед – выдвигать идеи, гипотезы, выстраивать теории и концепции в любой области знания. В этой связи можно привести слова одного из создателей современной физики, Лауреата Нобелевской премии по физике, подготовившего нескольких Нобелевских лауреатов Нильса Бора, который говорил: «три четверти времени мои аспиранты занимаются философией, а физика и математика за-
9 нимают в их подготовке не более четверти. Современная наука требует колоссальной философской изощренности». С одной стороны, как любой науке, философии присущи пять базовых признаков: предмет, методы, категории, законы и функции.
С другой стороны, философия обладает спецификой по сравнению с другими науками, которая заключается в том, что: 1) философия вырабатывает общие, целостные знания о мире и человеке на основе интеграции знаний разных наук, чего не может сделать ни одна частная наука; 2) философия в отличие от частных наук не только познает мир, но и оценивает его; 3) философия формулирует общие методы исследования действительности, которыми могут пользоваться разные науки, в то время как частные науки ориентированы только на конкретную область действительности. В этом смысле: философия – это общая система знания; философия – это система общих оценок и позиций; философия – это система общих методов и принципов дея- тельности, в результате чего связь философии с другими науками становится неизбежной.
Специфика философии в её универсальности , т.е. она применима ко всем наукам, ко всем областям знания, ко всем видам человеческой деятельности. В настоящее время существуют и бурно развиваются такие отрасли философии, как философия истории, философия культуры, философия образования, философия религии, философия науки, философия политики, философия права, философия языка, философия техники. Относительно конкретных наук наиболее развитыми являются философия математики, философия физики, философия информатики, философия хозяйства (экономики) и т.д. Предмет философии. Однако не следует понимать, что философия ограничивается решением философских проблем частных наук. И сегодня человек на уровне философских понятий продолжает размышлять о происхождении мира и месте человека в нем, о себе и обществе, о ценностях цивилизации, о добре и зле, о
10 прекрасном и безобразном, о справедливом и несправедливом, об истинном и ложном, что всегда составляло проблематику философского знания. Философский подход к анализу действительности вызван непреходящей потребностью человека в разумном объяснении сути окружающего мира, своего места в нем, обосновании логики и смысла исторического развития, личной свободы и ответственности.
Эти вопросы никогда не потеряют актуальности, т.к. в разных исторических условиях на основе накопленных знаний и опыта каждое поколение отвечает на эти вопросы по-новому. Неизменным остается только то, что человек в рамках философии осмысливает мир и себя как проблему , ставит конкретные вопросы и ищет на них конкретные ответы.
Это осуществляется посредством философской рефлексии ( reflexio – размышление, рассуждение, оценивание), т.е. способности человека отражать в сознании и оценивать окружающую реальность, познавать её. Коротко говоря, философия имеет дело с отношением чело- века к окружающей действительности . Одной стороной этого отношения выступает человек с его сознанием, мышлением, ощущениями, переживаниями, восприятием, ибо именно человек является той высшей формой, которая порождена действительностью и включена в неё, выделяя и противопоставляя ей себя.
Второй стороной этого отношения является реальность, действительность, универсум, окружающий мир, включающий природу, общество и других людей, который во взаимоотношении с человеком приобретает свои конкретные проявления. Взаимоотношения этих сторон могут по-разному трактоваться различными философскими направлениями, в чем можно убедиться при дальнейшем изучении философии. Но ни исторически первые, ни самые современные философские направления не могут игнорировать фундаментальное отношение «человек – мир», интерпретируя его на основе достижений своего времени. Дихотомия (раздвоенность) отношения личности и внешнего мира неизменна и вечна, именно она интересует философию. Основополагающее отношение «человек – мир» прямо выводит нас на предмет философии. Понимая под предметом филосо-
Источник: studfile.net
Балакшин А.С., Владимиров А.А. Краткий курс лекций по философии
самостоятельно разбираться в сложных жизненно важных проблемах.
Краткий курс лекций адресован студентам технических вузов и всем
интересующимся проблемами философии.
ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА
Все явственнее просматриваются контуры XXI века. Несомненно, он
будет непохожим на век уходящий – в жизни мирового сообщества и
России. Понадобятся н овые принципы миропонимания и новое видение
вечных философских вопросов. Главным, определяющим фактором во всех
созидательных переменах современного общества станут жизненные
ценности человека, его мировоззрение, философия.
В с ил у с ло ж но с т и мн ог о г ра нн ост и св ое го пр едм ета ф ило со фи я
ис то рич еск и ра зви вал ас ь п лю ра ли ст ич ес ки , т. е. в ыр аб ат ыв ал а ра зл ич ны е,
по дч ас пр оти вор еч ивы е, пр едс та вле ния о са мо й се бе и м ире . Мож но в ыд ел ит ь
не ско ль ко ал ьт ерн ат ивн ых о пре дел ен ий фи лос оф ии. 1) Фил ос оф ия – эт о
уч ен ие о лю дях , о дол жно м, об ид еал е, о цен нос тях ил и см ыс ла х (Пл ат он ,
пл ат он изм , нео ка нти ан ств о, Гу сс ерл ь). Ф ило соф ия – это уч ен ие об о все м
су ще ств ующ ем , а не тол ьк о ду хо вн ой сф ер е (ф ран цу зс кие мат ер иа лис ты ,
Ге ге ль , Фе йе рб ах ). 2) Ф ил осо фия – эт о уч ени е о быт ии ка к та ков ом, в пе рв ую
оч ер едь , че лов ече ск ом быт ии (др ев не инд ий ск ие и дре вн ек ит ай ск ие ш ко лы
ф ил осо фи и, ср ед не ве ков ая ф ил осо фия , не ото ми зм, пе рсо на ли зм ,
э кз ис те нци ал из м) . Фи лос оф ия ес ть уч ени е о по зна ни и или нр авс тв енн ос ти,
ил и сч ас тья , или чел ов е ка во об ще (Ю м, Ка нт , по зит иви зм , дре вне гр ече ски е и
др ев не кит айс ки е шк ол ы, му су льм ан ск ая фи лос офи я, ан тр оп ол ог ич ес ка я
ф ил осо фия ). 3) Фил ос оф ия е ст ь на у ка ил и до лжн а бы ть на ук ой (А рис тот ел ь,
Де ка рт , Фих те , Ге ге ль ). Фи ло со ф ия ес ть нау ка о наи бол ее общ их за кон ах
ра зв ити я пр иро ды, об ще ст ва и мыш ле ни я (м ар кси зм , ди ал ек тич ес кий
ма те риа лиз м) . Фил ос оф ия не ес ть нау ка, не дол жн а и н е мо же т быт ь е ю
(и рра ци она лиз м, ин ту и ти виз м, эк зис те нци али зм, К. По ппе р) . 4) Фи ло со фи я
ес ть спе ци фич еск ое мир ов озз ре ни е. Ф ил осо фия не ес ть ми ров озз рен ие , а
ос об ая инт ел лек туа льн ая дея тел ьн ос ть, св яза нна я с ан ал из ом яз ыка , в
ча ст нос ти, яз ык а нау ки , ку льт ур ы (н ео по зит ив и зм , л ин гв ис тич ес кая
ф ил осо фия , с тр у кту ра ли зм, г ер ме не вт ика ).
Обилие противоречивых определений философии п ородило
распространенное мнение, что философы не знают, что представляет собой
философия и зачем она нужна. Но на самом деле, эт о не так. Философия,
исторически развиваясь, переходила от одного определения к другому,
понимания философии отражают лишь различные аспекты, уровни
постижения реальности, бытия, ступени развития самой философии,
Источник: www.studmed.ru