Образовательные программы для дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бгуашева Зара Каплановна
В материалах лекции раскрывается история создания программы воспитания и обучения в детском саду, структура и анализ программы .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бгуашева Зара Каплановна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Развитие содержания дошкольного образования в отечественной педагогике конца ХХ века
Программно-методическое обеспечение физического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике
Роль и место игры при организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ
Программа «Хочу вырасти счастливым» в системе формирования здорового образа жизни младших школьников
Час завуча Образовательная программа ДОУ
Из опыта работы экспериментальной инновационной площадки «Целостное гармоничное развитие личности ребенка в процессе нравственно-патриотического воспитания в современных условиях»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Образовательные программы для дошкольных учреждений»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бгуашева Зара Каплановна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Аннотация. В материалах лекции раскрывается история создания программы воспитания и обучения в детском саду, структура и анализ программы.
Ключевые слова: программа, образовательная программа, деидеологизация и гуманизация содержания дошкольного образования.
История создания программы воспитания и обучения в детском саду
1919 г.- «Инструкция по ведению очага в детском саду».
1932 г. — создана «Программа», состояла из 2 частей:
а) определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания (познавательная, игровая, трудовая и т. д.);
б) организующие моменты (кормление, умывание, сон, одевание, прогулка).
1938г. — «Руководство для воспитателей детского сада» состоит из введения и 7 разделов (физическое воспитание, развитие речи, игра, рисование, музыкальное воспитание и ознакомление с природой).
1953г. — в программе выделено обучение на занятиях.
1962г. — выходит «Программа воспитания в детском саду». На основе научных исследований и обобщения лучшего педагогического опыта. Период от двух месяцев до поступления в школу, решение задач воспитания и обучения предполагалось в разных видах деятельности. Программа построена по возрастному принципу. Игра определена как основной вид деятельности детей.
Выделено трудовое воспитание, подготовка к школе. Программа переводилась в
других странах. У нас 9 изданий, последнее издание — в 1982г.
1984г. — выходит «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду».
На ее основе изданы программы союзных республик бывшего СССР, программа была построена с учетом физиологии, психологии, педагогики.
Принципы построения типовой программы:
а) идейность и научность содержания программы, соответствие задачам всестороннего развития личности, возрастным и индивидуальным особенностям;
б) единство воспитания и обучения;
в) целостность и непрерывность педагогического процесса от младенчества до поступления в школу;
г) систематичность и последовательность расположения материала. Усложнение от группы к группе, комплексный подход к осуществлению воспитательно-образовательных задач;
д) возрастной принцип расположения задач;
е) ведущая роль различных видов деятельности в развитии;
ж) концентричность — возврат к ранее пройденному на более высоком уровне.
1990г. — в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки национальной программы. В 1995г. создан творческий коллектив по разработке данной программы под руководством Панько и Васильевой.
Учеными и практиками создаются новые авторские программы.
а) объяснительная записка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание);
б) краткая характеристика структуры программы:
— ранний возраст — первая группа — от двух месяцев до одного года;
— вторая группа раннего возраста — от одного года до двух лет;
— младший возраст — 1 мл. группа — от 2 до 3 лет, 2 мл. группа — от 3 до 4
— средняя группа — от 4 до 5 лет;
— старший возраст — старшая группа — от 5 до 6 лет;
— подготовительная группа — от 6 до 7 лет.
в) задачи воспитания (для каждой группы):
— организация жизни группы и воспитание детей;
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— обучение на занятиях.
Сравнительный анализ второй младшей и старшей групп. Вторая младшая группа Старшая группа.
— примерный режим дня;
— воспитание культурно-человеческих навыков;
— воспитание навыков культурного поведения;
— воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений;
— ознакомление с окружающим;
— развитие предпосылок — трудовое воспитание; трудовой деятельности;
— самостоятельная художественная деятельность;
— общение на занятиях;
— развитие элементарных материальных представлений;
Анализ программы по «Концепции дошкольного воспитания»
Концепция дошкольного воспитания утверждена в 1989г. Авторы концепции: В.В. Давыдов и В.А. Петровский.
Основные идеи концепции: гуманизация и деидеологизация дошкольного образования; приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины; самоценность дошкольного детства.
Недостатки программы Васильевой:
а) использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в ДОУ;
б) цель сведена к подготовке детей к школе, т.е. оснащение их суммой конкретных ЗУНов;
в) недостаточно учитывается специфика дошкольного возраста и самоценность этого периода.
По концепции наметились следующие изменения в сфере дошкольного воспитания, эти изменения прослеиваюся по двум линиям:
Для этого делалось:
а) разработка «Концепции дошкольного воспитания» в 1989г. Курс концепции — деидеологизация и гуманизация;
б) «Временное положение о дошкольном учреждении», которое предусматривает самостоятельность в организации педагогического процесса, в подборе и расстановке кадров, в занятиях хозяйственно-финансовой деятельностью;
в) разработка программ по воспитанию и образованию детей (Например: программа «Радуга», «Радость», «Северное сияние» и др.).
2. Вторая линия на самостоятельность и предприимчивость в финансово-хозяйственной деятельности:
а) приглашение на договорных началах специалистов на оказание дополнительных услуг (учитель иностранного языка, хореограф);
б) организация дополнительных групп в вечернее время;
в) сдача в аренду свободных помещений.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Основные недостатки работы ДОУ:
— педагогическое сознание глубоко обновить невозможно за короткие периоды времени;
— казенно — формальный характер воспитания остался (воспитатель отдельно, дети играют отдельно);
— господствует учебно-дисциплинарная модель (ребенок не всегда субъект педагогической деятельности, а лишь объект воздействия). Нет личностного подхода к проблемам ребенка;
— повышенная тревожность как в семье, так и в детском саду;
— недостаточность соприкосновения с искусством, эстетическое воспитание только в рамках специальных занятий. Казенная обстановка, когда детские сады напоминают мини школу. Игрушки вне зоны доступного.
Цель дошкольного образования по концепции — ребенок должен выйти из детского сада физически здоровым, эмоционально-благополучным и интеллектуально развитым.
Формы общения по концепции в целях гумманизации:
а) переход от авторитарных форм общения с детьми на личностно -ориентированные;
б) установление доверительных отношений сотрудничества с детьми;
в) отказ от идеологизированных сведений при ознакомлении с окружающим;
г) переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами, сокращение числа за счет отбора наиболее эффективных по
д) насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями искусства и литературы, ориентация на общечеловеческие ценности, расширение кругозора ребенка;
е) изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения самостоятельного общения детей. Выбор детьми вида деятельности в соответствии с пожеланиями и способностями.
1. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева — Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. — 216 стр.
Источник: cyberleninka.ru
Рабочие программы для детского сада

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены
Источник: www.uchportal.ru
Срок регистрации домена BOBROVDOU.RU закончился
Услуга по регистрации доменного имени BOBROVDOU.RU временно не предоставляется.
Если вы хотите приобрести этот домен — закажите услугу «Доменный брокер». Мы проведем переговоры с текущим владельцем имени и организуем безопасную сделку.
Если администратор домена не продлит регистрацию, домен освободится.
Домены
- Регистрация
доменов - Освобождающиеся
домены - Магазин доменов
- Служба
поддержки
Источник: bobrovdou.ru
Учебный план в ДОУ
План организации образовательной деятельности является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Учебный план в ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Ладушки» города Гая Оренбургской области __________________________________________________________
Оренбургская обл., г.Гай, ул. Молодежная, д. 71б, тел.:4-06-40;
Заведующий МАДОУ № 18
_________Л.Ю. Бородина «_____»_______2017-2018г.г
Учебный план
МАДОУ «Детский сад № 18»
2017-2018 учебный год
Принят на педагогическом совете №1
« 07 » сентября 2017 г.
Пояснительная записка
План организации образовательной деятельности является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году образовательного учреждения.
Разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) (ст.28 п.7), федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении ФГОС ДО», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», учитывает требования к объему недельной образовательной нагрузки в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», Устава ДОУ.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, в МАДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки» функционирует 11 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами.
Количество групп
I младшая группа
II младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, разработанная и утвержденная в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основная образовательная программа направлена на освоение детьми программного материала, воспитания привычки здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, на заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка, на развитие его личностных качеств, творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Ладушки» города Гая Оренбургской области (далее — ДОУ) реализует в своей деятельности задачи воспитания, развития, обучения детей дошкольного возраста.
В структуре плана организации образовательной деятельности выделяется обязательная (инвариантная часть) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть (инвариантная) состоит из пяти образовательных областей и включает в себя наименование образовательной деятельности в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования, количество минут в течение дня и количество занятий в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная) включает в себя образовательную деятельность по реализации парциальных, авторских (разработанных самостоятельно участниками образовательных отношений) программ дошкольного образования, которые обеспечивают приоритетную деятельность образовательного учреждения, реализацию социального заказа на образовательные услуги, учитывают специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Парциальные Программы и авторские программы, разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений, раскрывающие часть, формируемую участниками образовательных отношений:
— программа по духовно — нравственному и патриотическому воспитанию «Я — Патриот!» (для детей 2-7 лет). Программа ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий;
— программа по развитию речи «Грамотейка». Программа ориентирована на профилактику речевых нарушений у детей 3-7 лет;
— программа по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» Программа ориентирована на формирование знаний по правилам дорожной безопасности у детей 5-7 лет.
— по формированию элементарных математических представлений (Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» для детей 3-7 лет;
— программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением» Дыбина О.В. для детей 3-7 лет;
— программа физкультурно-оздоровительной направленности «Спортик» для детей 6-7лет;
— программа по художественно-эстетическому развитию «Коммуникативные танцы» Буренина А.И.;
— программа по художественно-эстетическому развитию «Логоритмика для малышей» Савицкая М.Н.;
— программа по вокально-хоровому развитию «Задоринки». Программа ориентирована на формирование певческих умений детей;
— программа по художественно-эстетическому развитию «Танцевальная ритмика» Суворова;
-программа по художественно-эстетическому развитию «Город Мастеров». Программа ориентирована на формирование художественно-конструктивных навыков .
Реализация образовательной деятельности предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, поэтому реализация вариативной части плана организации образовательной деятельности предполагается как часть инвариантной модели плана организации образовательной деятельности через расширение содержания образовательных областей, что отражено в модели образовательной деятельности ДОУ (приложение № 1).
Организация образовательной деятельности по реализации и освоению образовательной программы ДОУ осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей и в ходе режимных моментов.
Образовательная деятельность реализуется через организацию и интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность детей осуществляется по принципу комплексно-тематического планирования, регулируемого циклограммой образовательной деятельности дошкольного учреждения на 2017-2018 учебный год, рассмотренной на педагогическом совете (протокол №1 от 07 сентября 2017 г.), утвержденной руководителем и описанной в основной образовательной программе.
Объем учебной нагрузки в течение недели, продолжительность образовательной деятельности определены в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Продолжительность НОД
Количество НОД
Количество НОД
дополнительных услуг (в неделю)
I младшая группа
II младшая группа
Максимально допустимый объем непосредственно образовательной деятельности, ее распределение в первой и второй половине дня определяются согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.11.10, п.11.11, п.11.12, п.11.13)
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей указанную деятельность сочетают с физкультурными, музыкальными занятиями.
Реализация задач музыкального воспитания осуществляется музыкальными руководителями.
Педагоги самостоятельно определяют ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации основной образовательной программы ДОУ в зависимости от контингента детей, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней.
В летний оздоровительный период образовательная деятельность организуется на воздухе. В данный период года воспитателями осуществляется воспитательная, физкультурно-оздоровительная работа, деятельность художественно-эстетической направленности. Организуются продуктивные виды деятельности, игровая, двигательная, трудовая деятельность на свежем воздухе; закаливающие процедуры, праздники и развлечения.
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп).
На основании вышеперечисленных требований для каждой возрастной группы ДОУ составлено расписание образовательной деятельности на учебный год (приложение № 2).
В середине учебного года (декабрь-январь) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых организуется образовательная деятельность только физического и художественно-эстетического направлений.
Модель образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 18»на 2017-2018 учебный год, разработана на основе ФГОС и требования САНПиН 2.4.1.3049-13, основной образовательной программы ДОУ
Образовательная
Образовательные компоненты
Количество единиц образовательной деятельности в неделю
Источник: kopilkaurokov.ru